Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 6.1. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАБОЧИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
  • 6.1.1. Топливо
  • 6.1.2. Смазочные материалы
  • 6.1.3. Рабочие и специальные жидкости
  • 6.2. КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ
  • 6.2.1. Рукава
  • 6.2.2. Шины пневматические
  • 6.2.3. Аккумуляторные батареи
  • 6.2.4. Канаты
  • 6.2.5. Цепи приводные
  • Раздел 6

    Эксплуатационные материалы и комплектующие изделия

    6.1. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАБОЧИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

    6.1.1. Топливо

    Бензин. Для обеспечения надежной работы карбюраторных двигателей на всех режимах бензины должны обладать: высокой детонационной стойкостью; оптимальным фракционным составом; малым содержанием смоло– и нагарообразующих соединений и коррозионно-агрессивных веществ; высокой стабильностью состава при хранении.

    Октановое число – условную единицу детонационной стойкости, определяют двумя методами – моторным и исследовательским.

    При определении детонационной стойкости бензина исследовательским методом в марку бензина включают букву «И», например, АИ—95 – автомобильный бензин с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.

    По ГОСТ 2084—77 (табл. 6.1) выпускаются бензины марок А—76 (неэтилированный и этилированный) и АИ—92, АИ—93, АИ—95 (этилированный) зимнего и летнего видов:

    зимнее (используется в течение всех сезонов в северных и северовосточных районах, а в остальных районах с 1 октября по 1 апреля);

    летнее (используется во всех районах, кроме северных и северовосточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов).

    Таблица 6.1

    Бензины, выпускаемые по ГОСТ 2084—77

    ГОСТ Р 51105—97, введенный в 1999 г., предусматривает выпуск и классификацию автомобильных бензинов в соответствии с их испаряемостью и октановым числом, определяемым исследовательским методом. В зависимости от сезона и климатического района применения (ГОСТ 16350—80) по показателям испаряемости автомобильные бензины делятся на 5 классов. Основные показатели качества автомобильных бензинов и фракционный состав приведены в табл. 6.2.

    Таблица 6.2

    Бензины, выпускаемые по ГОСТ Р 51105—97

    Для грузовых автомобилей вместо бензина А—76 используется бензин «Нормаль—80», а взамен бензина АИ—93 вырабатывается «Регуляр—91».

    По ТУ 38.401-58-86—94 производится малоэтилированный бензин АИ—91. Всесезонные бензины, вырабатываемые на экспорт, и бензин АИ—98 производятся по ТУ 38.001165—97. Бензины с улучшенными экологическими показателями производятся по ТУ 38.401-58-171—96 и ТУ 38.301-25-41—97 (табл. 6.3).

    Таблица 6.3

    Бензины с улучшенными экологическими показателями

    Дизельное топливо. К свойствам дизельных топлив, отвечающих всем эксплуатационным требованиям, относятся: цетановое число, вязкость и плотность, низкотемпературные свойства, фракционный состав и испаряемость, противокоррозионные свойства и стабильность топлива, наличие механических примесей и воды.

    Цетановое число (ЦЧ) – это показатель воспламеняемости дизельного топлива, численно равный объемному проценту цетана в эталонной смеси, которая в условиях испытания равноценна по воспламеняемости эталонному топливу. По ГОСТ 305—82* цетановое число дизельного топлива должно быть не менее 45. Применение топлива с цетановым числом менее 40 приводит к жесткой работе двигателя (возникает характерный металлический стук, напоминающий детонацию в бензиновом двигателе, вибрация, перегрев поршней и головок цилиндров и пр.). В то же время при использовании топлива с повышенным цетановым числом (более 50) происходит преждевременное воспламенение топливной смеси, которое снижает экономичность и мощность дизеля, вызывает обильное дымление.

    В соответствии с ГОСТ 305—82* установлены три марки дизельного топлива (табл. 6.4):

    Л (летнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °C и выше;

    З (зимнее) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха —20 °C и выше (температура застывания топлива не выше —35 °C) и —30 °C и выше (температура застывания топлива не выше —45 °C);

    А (арктическое) – для эксплуатации при температуре окружающего воздуха —50 °C и выше.

    Таблица 6.4

    Дизельное топливо (ГОСТ 305—82*)

    Примечания. Климатическая вязкость – мера сопротивления жидкости течению под действием силы тяжести при температуре 40 или

    100 °C.

    Температура помутнения – температура, при которой в охлажденном топливе появляются первые кристаллы парафина, характеризует способность топлива проходить фильтрующие элементы при низких температурах.

    Для районов с холодным климатом по ТУ 38.401-58-36—92 выпускаются дизельные топлива двух марок: зимнее ДЗП-15/-25 и арктическое ДАП-35/-45.

    Городские экологически чистые летнее и зимнее дизельное топлива, предназначенные для использования в Москве, выпускают по ТУ 38.401-58-170—96:

    летнее ДЭК-Л, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —5 °C и выше;

    зимнее ДЭК-З, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —25 °C и выше;

    летнее с присадкой ДЭКП-Л, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —5 °C и выше;

    зимнее ДЭКП-З, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха —15 °C и выше.

    Основными показателями качества, ответственными за экологические последствия выбросов отработавших газов дизелей, являются: массовая доля серы и фракционный состав, характеризующий пределы выкипания топлива.

    В табл. 6.5 приведены действующие, а также перспективные отечественные и зарубежные требования к дизельным топливам по ряду экологических показателей.

    Таблица 6.5

    Требования к экологическим показателям дизельных топлив

    6.1.2. Смазочные материалы

    Смазочные материалы предназначены для уменьшения интенсивности изнашивания и сил сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих смазки.

    Смазочные материалы, применяемые для автомобилей и строительных машин, делятся: на моторные масла;

    трансмиссионные смазочные материалы;

    пластичные смазки для использования в негерметизированных узлах трения (например, шкворнях, пальцах и листах рессор, подшипниках ступиц колес и т. п.);

    масла для гидравлических систем приводов дополнительных специальных устройств.

    Моторные масла. В соответствии с ГОСТ 17479.1—85* масла подразделяются на шесть групп по эксплуатационным свойствам и области применения (табл. 6.6.). Масла моторные для карбюраторных двигателей приведены в табл. 6.7. Масла моторные для дизельных двигателей приведены в табл. 6.8.

    Таблица 6.6

    Классификация моторных масел

    Таблица 6.7

    Моторные масла для карбюраторных двигателей

    Таблица 6.8

    Моторные масла для дизельных двигателей

    Условные обозначения марок масел: первая буква М обозначает моторное масло; цифра указывает класс вязкости 8, 10, 12 или 63/10; вторая буква (А, Б, В, Г, Д и Е) – группу по эксплуатационным свойствам; цифровой индекс 1 обозначает, что масло для карбюраторных двигателей, а индекс 2 – масло для дизельных двигателей. Индекс «к» в обозначении дизельных масел указывает на то, что масло предназначено для двигателей типа КамАЗ.

    Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: вязкостно-температурные (вязкость, индекс вязкости, температура застывания), противоизносные, противоокислительные, коррозионные и др.

    Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.

    Индекс вязкости (ИВ) – отношение вязкости смазочного материала к его температуре. Чем выше ИВ, тем меньше зависимость вязкости от температуры;

    Температура застывания – показатель способности масла или топлива оставаться текучим при низких температурах.

    Трансмиссионные масла. Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей. Физико-химические и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел отечественного производства приведены в табл. 6.9.

    Рекомендации по применению отечественных трансмиссионных масел по типам передач, группам автомобилей, условиям эксплуатации, а также возможным отечественным заменителям указаны в табл. 6.10. Основные физико-химические и эксплуатационные свойства масел отечественного производства для гидромеханических передач приведены в табл. 6.11.

    Таблица 6.9

    Трансмиссионные масла

    Таблица 6.10

    Область применения трансмиссионных масел

    Таблица 6.11

    Масла для гидромеханических передач

    Трансформаторные и индустриальные масла. Трансформаторные масла применяются для смазки электрооборудования, а масла индустриальные – для смазки ненагруженных зубчатых колес и гидросистем. Физико-химические свойства трансформаторных масел приведены в табл. 6.12, а индустриальных – в табл. 6.13.

    Таблица 6.12

    Масла трансформаторные (ГОСТ 982-80*)

    Примечание. Водорастворимые кислоты, щелочи и механические примеси – отсутствуют.

    Таблица 6.13

    Масла индустриальные общего назначения (ГОСТ 20799—88*)

    Примечание. Содержание воды, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей не допускается.


    Пластичные смазки. К основным эксплуатационным характеристикам пластичных смазок относятся: пенетрация (проникновение), предел прочности, эффективная вязкость, коллоидная стабильность, температура каплепадения, механическая стабильность, водостойкость, термоупрочнение, испаряемость, химическая стабильность, противокоррозионные и защитные свойства.

    Основные эксплуатационные свойства пластичных антифрикционных смазок приведены в табл. 6.14, а пластичных масел – в табл. 6.15.

    Таблица 6.14

    Смазки пластичные


    Примечание. Пенетрация (проникновение) – характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.


    Коллоидная стабильность – это способность смазки сопротивляться отделению (опрессовыванию) жидкого масла при хранении и в процессе применения.

    Таблица 6.15

    Применение пластичных масел


    6.1.3. Рабочие и специальные жидкости

    В зависимости от назначения и свойств жидкости делятся на охлаждающие, тормозные, амортизационные и пусковые.

    Гидравлические масла работают при больших перепадах температур (от —40 до +80 °C), давлениях 10–15 МПа, скоростях скольжения до 20 м/с, в контакте с черными и цветными металлами, резиновыми и полимерными уплотнениями и шлангами. Гидравлические масла подразделяют на классы по кинематической вязкости (табл. 6.16) и на группы по эксплуатационным свойствам (табл. 6.17).

    Таблица 6.16

    Классы вязкости гидравлических масел

    Таблица 6.17

    Группы гидравлических масел по эксплуатационным свойствам


    Примечание. Допускается добавление в гидравлические масла всех групп загущающих и антипенной присадок.

    Обозначение гидравлических масел состоит из трех групп знаков: букв МГ (минеральное гидравлическое); цифр, характеризующих класс кинематической вязкости; буквы, указывающей на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам. Например, МГ-15-В: буквы МГ обозначают масло гидравлическое; 15 – класс вязкости; В – группа масла по эксплуатационным свойствам.

    Физико-химические и эксплуатационные свойства гидравлических масел отечественного производства приведены в табл. 6.18.

    Таблица 6.18

    Гидравлические масла

    Примечания.

    1. МГ-15-В применяется в гидравлических системах автомобилей, работающих при температуре до —50 °C, МГ-22-А – до —30 (кратковременно при +125 °C, оптимальный режим 50–60 °C), МГ-46-Б – до —17 °C.

    2. МГ-46-В применяется в гидрообъемных передачах.


    Низкозамерзающие охлаждающие жидкости. При эксплуатации автомобилей для охлаждения двигателей применяют низкозамерзающие жидкости «антифризы». Наибольшее распространение имеют гликолевые низкозамерзающие жидкости, представляющие собой смеси этиленгликоля с водой.

    Отечественная промышленность выпускает для автомобильных двигателей низкозамерзающие охлаждающие жидкости: Антифриз, Тосол и «Лена» (табл. 6.19).

    Таблица 6.19

    Низкозамерзающие охлаждающие жидкости



    Тормозные жидкости. Важнейшими эксплуатационными свойствами тормозных жидкостей являются вязкостно-температурные свойства (температура кипения свежей жидкости, температура кипения увлажненной жидкости, вязкость), гигроскопичность, совместимость, агрессивность к резиновым уплотнениям и др.

    Технические характеристики тормозных жидкостей отечественного производства приведены в табл. 6.20.

    Таблица 6.20

    Тормозные жидкости

    Пусковые жидкости должны иметь: хорошую испаряемость при низкой температуре; быструю воспламеняемость от искры или самовоспламеняемость от сжатия; высокие противокоррозионные и противоизносные свойства; низкую температуру застывания; стабильность при длительном хранении. Основным компонентом всех жидкостей, обеспечивающим их высокую эффективность, служит этиловый эфир. Добавление этилового эфира к углеводородам значительно расширяет возможность самовоспламенения топливовоздушной смеси и позволяет воспламенить искрой чрезвычайно бедные смеси, которые без эфира не воспламеняются. Эксплуатационные характеристики пусковых жидкостей приведены в табл. 6.21.

    Амортизационные жидкости представляют собой маловязкие масла, которые должны обладать достаточной вязкостью, способной обеспечить подвижность жидкости во всем диапазоне рабочих температур, а также определенного уровня усилия амортизатора при гашении колебаний кузова автомобиля; хорошими смазывающими и противокоррозионными свойствами. Основные показатели амортизационных жидкостей приведены в табл. 6.22.

    Таблица 6.21

    Пусковые жидкости

    Таблица 6.22

    Амортизационные жидкости

    6.2. КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ

    6.2.1. Рукава

    Рукава резиновые напорно-всасывающие (ГОСТ 5398—76*) предназначены для всасывания и нагнетания различных газов и жидкостей; по назначению их подразделяют на пять классов: Б – для керосина, бензина, дизельных и реактивных топлив, мазута, нефти, масел на нефтяной основе; В – для технической воды; Г – для воздуха, углекислого газа, азота, инертных газов; Кщ – для слабых растворов кислот и щелочей; П – для пищевых жидкостей.

    Температура работоспособности рукавов в районах с умеренным климатом (от —35 до +90 °C), тропическим (от—10 до +90 °C) и холодным (для класса Б от —50 до +90 °C и для классов В, Г, Кщ и П от —50 до +70 °C). Рукава всех классов изготавливают двух групп: 1 – всасывающие и 2 – напорно-всасывающие, рассчитанные на давление 0,3; 0,5 и 1 МПа и рабочий вакуум 80 МПа с внутренними диаметрами 16, 20, 25, 32, 38, 50, 65, 75, 100, 125, 160, 175, 180, 200, 250, 275,

    300 и 325 мм и длиной 2, 3, 4, 6, 9 и 10 м при длине манжет 75, 85, 100, 150 и 200 мм.

    Рукава резиновые напорные с текстильным каркасом (ГОСТ 18698—79*) используют в качестве гибких трубопроводов для подачи под давлением жидкостей, насыщенного пара, газов и сыпучих материалов в районах с умеренным, тропическим и холодным климатом (при температуре до —50 °C). По назначению рукава подразделяют по видам перемещаемых веществ на семь классов: Б – для керосина, бензина, минеральных масел при рабочем давлении 0,1–0,25; 0,63; 1,6 и 2 МПа; В – для технической воды и слабых растворов щелочей и неорганических кислот, кроме азотной, при тех же давлениях; ВГ – для горячей воды до 100 °C при давлении до 0,1 МПа; Г – для воздуха, углекислого газа, азота и других инертных газов при давлении до 0,1 МПа; П – для пищевых веществ; Ш – для абразивных материалов (песка) и водных растворов для штукатурных работ; Пар – для насыщенного пара до 143 °C при давлении до 0,3 МПа; для насыщенного пара до 175 °C при давлении до 0,8 МПа. Рукава выпускают диаметром (внутренним): 9; 10; 12,5; 16; 18; 20; 25; 31,5; 38; 40; 50; 63; 65; 75; 80; 100; 125; 150; 160; 200 мм с известными ограничениями для отдельных классов и рабочих давлений.

    Рукава резиновые напорные неармированные (ГОСТ 10362—76*) применяют в качестве гибких трубопроводов для подачи под давлением воздуха, инертных газов и жидкостей. Рукава для подачи жидкостей изготавливают диаметром (внутренним): 4; 5; 6; 6,3; 8; 10; 12; 12,5; 14; 16; 18; 20; 25; 31,5; 32; 38; 40; 50; 63; 80 и 100 мм на давление до 0,25; 0,4; 0,63; 1; 1,6; 2,5; 6,3 и 10 МПа; для газообразных сред – диаметром 4; 5; 6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20 и 25 мм на давление 0,63; 1; 1,6; 2,5 МПа. Длина рукавов диаметром 4 мм – 2000 мм, 5—16 мм – 10 000 мм и свыше 16 мм – 20 000 мм.

    Рукава для газовой сварки и резки (ГОСТ 9356—75*) делятся на три класса: I – для ацетилена, городского газа, пропана и бутана, под давлением до 0,63 МПа, красного цвета; II – для бензина, бензина-растворителя, керосина и их смеси, до 0,63 МПа, желтого цвета; III – для кислорода, до 2 МПа, синего цвета. Рукава изготавливают внутренним диаметром 6,3; 8; 9; 10; 12; 12,5; 16 мм с нитяным каркасом из резин для районов с умеренным, тропическим и холодным климатом.

    Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками неармированные (ГОСТ 6286—73*) в зависимости от разрывного усилия применяемой проволоки изготавливают трех групп: А – проволока с разрывным усилием не менее147 Н; Б – с разрывным усилием не менее 175 Н; В – не менее 200 Н. Рукава каждой группы выпускают двух типов: I – с одной, II – с двумя оплетками. Рукава изготавливают различных диаметров, рассчитанные на рабочее статическое давление от 3 до 50 МПа. Характеристики рукавов приведены в табл. 6.23 и 6.24.


    Таблица 6.23

    Размеры резиновых рукавов высокого давления с металлическими оплетками неармированных (ГОСТ 6286—73*)


    Таблица 6.24

    Максимальное рабочее статическое давление, МПа, в рукавах высокого давления с металлическими оплетками неармированных (ГОСТ 6286—73*)

    6.2.2. Шины пневматические

    По устройству пневматические шины делятся на диагональные и радиальные (R), последние, в свою очередь, на камерные и бескамерные.

    Для автомобилей и машин специального назначения применяются шины широкопрофильные с регулируемым давлением воздуха. Шины обычного профиля в подавляющем большинстве имеют двойное обозначение (в дюймах и миллиметрах), широкопрофильные – в миллиметрах.

    Примеры условного обозначения шин:

    обычного профиля —8,25R20(240R508) или 8,25–20 (240–508), где 8,25 – ширина профиля шины, дюйм; 20 – посадочный диаметр, дюйм; 240 – ширина профиля шины, мм; 508 – посадочный диаметр, мм; R – радиальные;

    широкопрофильная шина 1300x530—533, где 1300 – условный наружный диаметр; 530 – условная ширина профиля; 533 – условный диаметр обода.

    Технические характеристики шин пневматических, применяемых для автомобильного транспорта и строительно-дорожных машин, приведены в табл. 6.25—6.28.

    Таблица 6.25

    Шины пневматические для грузовых автомобилей и автоприцепов (ГОСТ 5513-97)

    Таблица 6.26

    Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин (ГОСТ 8430–2003)

    Примечания. 1. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием I, II, III категорий.

    2. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах.

    3. Шины с карьерным рисунком протектора предназначены для эксплуатации в карьерах, рудниках и шахтах.

    Таблица 6.27

    Шины пневматические для тракторов (ГОСТ 7463–2003)

    Таблица 6.28

    Гарантийная эксплуатация и наработка шин в пределах гарантийного срока (ГОСТ 8430–2003)

    6.2.3. Аккумуляторные батареи

    Технические характеристики стартерных аккумуляторных батарей приведены в табл. 6.29.

    Таблица 6.29 Стартерные аккумуляторные батареи (ГОСТ 959—2002)

    * Масса с электролитом; остальные данные для батарей без электролита.

    6.2.4. Канаты

    На монтаже опор во всех ответственных элементах такелажа применяются стальные канаты (табл. 6.30).

    Таблица 6.30

    Стальные канаты

    Канаты типа ТК (с точечным касанием), имеющие одну органическую сердцевину следующих видов, различающихся по числу проволок в прядях.

    Проволоки одинакового диаметра:

    1) канат, состоящий из 6 х 19 = 114 проволок по ГОСТ 3070—88* для оттяжек и гибких связей, не подверженных изгибу;

    2) канат, состоящий из 6 х 37 = 222 проволок по ГОСТ 3071—88* для лебедок, полиспастов, стропов и т. п.;

    Проволоки различного диаметра (все канаты для лебедок, полиспастов, стропов и т. п.):

    1) канат, состоящий из 6 х 37 = 222 проволок по ГОСТ 3079—80*;

    2) канат, состоящий из 6 х 36 = 216 проволок по ГОСТ 7668—80*.

    Для выполнения такелажных работ обычно применяются канаты с временным сопротивлением материала проволоки 1400–1600 МПа. Наибольшее допускаемое растягивающее усилие Р на канат определятся по формуле

    Р = S/K,

    где S – разрывное усилие каната в целом, принимаемое по данным справочников в зависимости от временного сопротивления материала проволоки; К – коэффициент запаса прочности каната (для грузовых канатов с машинным приводом он равен 5, с ручным приводом – 4, для стропов – 6, для оттяжек – 3,5).

    Если при установке опор оказывается невозможным развить необходимое тяговое усилие с помощью тракторов, то применяют полиспасты. Блоки полиспаста обычно содержат от одного до пяти роликов. Один блок полиспаста является неподвижным и прикрепляется к якорю. Второй блок, подвижный, прикрепляется к монтажной стреле или к опоре. Расчет полиспастов производится по формуле

    Кп = Р/р

    где Кп – коэффициент, по которому производится выбор полиспаста (табл. 6.31); Р – усилие, которое необходимо создать на крюке подвижного блока;

    р – усилие, которое может создать тяговый механизм.

    Таблица 6.231

    Значение коэффициента Кп

    Примечание. Коэффициент полезного действия ролика принят равным 0,94.

    6.2.5. Цепи приводные

    Типы приводных, роликовых и втулочных цепей согласно ГОСТ 13568—97, их разрушающая сила и масса приведены в табл. 6.32.


    Таблица 6.32

    Цепи приводные, роликовые и втулочные

    Примечание. ПРА – приводные роликовые цепи нормальной точности; ПР – приводные роликовые цепи повышенной точности; ПРД – приводные роликовые цепи длиннозвенные; ПВ – приводные втулочные цепи; ПРИ – приводные роликовые цепи с изогнутыми пластинами.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.