|
||||
|
Введение в проблему Развитие авиационной и ракетной техники открыло широкую возможность осуществления весьма дальних, длительных и высотных полетов, включая ближний космос. Авиационные и космические трассы, опоясывающие земной шар во всех направлениях, пролегают над Арктикой и океанами, над тропическими лесами и пустынями, над труднодоступными областями земного шара. Поэтому экипаж самолета или космического корабля, вынужденный по тем или иным причинам прервать полет, покинуть летательный аппарат с парашютом или совершить вынужденную посадку, может оказаться в безлюдной, труднодоступной местности в различных крайних климатических условиях. Современная поисково-спасательная служба оснащена радиотехнической аппаратурой для обнаружения и точного определения местоположения терпящих бедствие и располагает воздушными, морскими и наземными транспортными средствами, обеспечивающими быструю доставку спасательных групп на место происшествия для оказания помощи и эвакуации пострадавших. Но в некоторых случаях, если вынужденное приземление, приводнение произошло на значительном расстоянии от населенных пунктов и аэродромов базирования поисково-спасательных комплексов, при отказе радиосвязи или неблагоприятных метеорологических условиях в районе аварии, помощь может прийти не сразу, и экипажу придется в течение некоторого времени существовать «автономно», т. е. за счет своих собственных средств, без какой-либо поддержки извне (Westergaard, 1971). Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов (схема 1). Однако решающим вопросом успеха является умение летного состава «выживать». «Выживание» – термин, получивший за последние годы широкое распространение у нас и за рубежом, включает в себя все, что человек сможет сделать для себя в экстремальных условиях внешней среды (Ewing, Millington, 1965). Схема 1. Факторы выживания. Выживание – это комплекс активных целесообразных действий, направленных на сохранение жизни в условиях автономного существования после аварийного приземления или приводнения. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и местных ресурсов (Волович, 1972; Torrance, 1953; и др.). Проблема выживания экипажей летательного аппарата требует решения четырех основных вопросов: 1. Защиты от влияния неблагоприятных факторов внешней среды; 2. Обеспечения сигнализации, связи и ориентирования с помощью всех имеющихся (штатных и подручных) средств; 3. Преодоления первоначальных психологических стрессов; 4. Удовлетворения жизненных потребностей водой, пищей и т.д. за счет аварийных запасов и природных ресурсов (Evans et al., 1963; Whittingham, 1963, 1965). Основное положение, которое определяет проблему выживания, – человек, каким бы примитивным ни было его снаряжение, может и должен выжить в самых суровых климато-географических условиях, если он заставит служить себе окружающую среду, которая должна стать источником всего необходимого (Harvey, 1955; Evans et al., 1963). Анализ поведения людей в чрезвычайной ситуации (авария самолета, кораблекрушение, пожар, наводнение и т. п.) показывает, что примерно 12-25% из них сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку, действуют решительно и разумно. У 12-25% людей отмечаются реактивные состояния, истерические реакции, которые проявляются либо в сильном возбуждении, беспорядочных неадекватных действиях, либо в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой бы то ни было деятельности. Большинство людей (50-75%), хотя и оказываются в состоянии своеобразного ошеломления, «психического шока», все же остаются спокойными, но недостаточно активными (Tucker, 1966). При определении факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на человека, оказавшегося «один на один с природой», в зарубежной литературе часто используется понятие «стрессы выживания», к которым относятся: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество (Nicholson, 1968). Несомненно, в такой классификации имеется некоторая условность, однако она помогает как-то систематизировать эти факторы, что облегчает рассмотрение взаимоотношений между внешней средой и человеком в условиях автономного существования. Боль – нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но, с другой стороны, боль, причиняя страдание, раздражает, отвлекает человека, а длительная сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, деятельность и может быть причиной возникновения различных заболеваний. И вместе с тем человек иногда в состоянии справиться с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной, ответственной задачи, человек способен «забыть» о боли (Man, Chen, 1972). Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовой стресс оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность летчика, космонавта начинается с мер по защите от холода: строительства убежища, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья. Жара. Высокая температура окружающей среды, а в особенности прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае, наряду с перегревом, развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды – меры, значительно облегчающие положение космического или летного экипажа, оказавшегося после посадки в пустыне или тропиках. Жажда. Ощущение жажды при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека при автономном существовании, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, которые сосредоточиваются на единственной цели – избавиться от этого мучительного ощущения. Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную, реакцию стресса. Хотя известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д. Аварийный пищевой рацион, имеющийся в НАЗе (носимом аварийном запасе), рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания. Источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений. Переутомление – своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, притупляя волю человека, делая уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа не срочная. Ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным. Уныние – психическое состояние, вызванное одиночеством, провалом задуманных планов, неудачными попытками установить связь, безуспешными поисками воды и пищи и т. д. Его развитию способствует незанятость, монотонная однообразная работа, отсутствие четкой цели. Этого состояния можно избежать, возложив на каждого выживающего определенные обязанности, требуя их неуклонного выполнения, ставя перед каждым конкретные, но обязательно выполнимые задачи. Одной из форм эмоциональной реакции на опасность и наиболее опасным врагом выживающего является страх. Реакция человека на страх зависит не столько от обстановки, в которой он оказался, сколько от его волевых качеств, от подготовленности и организованности, от правильности оценки ситуации, уверенности в себе и своем снаряжении. Для неподготовленного человека внешняя среда оказывается постоянным источником страха. Попав в лесную чащу, он напряженно ждет нападения хищных животных, с ужасом ожидает появления акул, оказавшись на плаву в океане, при посадке на льды полярного бассейна его преследует страх разлома льдины, а в пустыне на каждом шагу мерещатся ядовитые змеи. И хотя чувство страха является вполне закономерной реакцией, если не справиться с ним, поддаться ему, то, в конце концов, оно окончательно подчинит себе все мысли и поступки человека. Страх любую простую проблему превращает в сложную, а сложную делает непреодолимой. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха» (Бомбар, 1963). В состоянии страха человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Состояние страха усиливает ощущение боли, воздействие холода и жары, голода и жажды (Melzack, 1973). Летчик замерзает, имея в кармане спички и полные баки горючего (Wilkinson, 1968). Но в то же время страх, управляемый и подавляемый, может оказаться полезным стимулятором деятельности человека, заставляя его быстрее и лучше соображать, активнее действовать, он обостряет восприятия органов чувств, придает физическую силу, превращаясь из врага в своеобразный катализатор энергии и решительности. Таким образом, страх может не только уменьшить шансы на спасение, но и значительно их повысить. Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях, пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, где укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом районе, он без особого труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к врачам. При автономном существовании в безлюдной местности подобная философия, выработанная цивилизацией, совершенно неприемлема, так как удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда превращается в трудноразрешимую проблему. Вопреки приобретенному многолетнему жизненному опыту, жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев – образования, профессиональных навыков, материального положения и т. п., а от совсем других факторов: от внешней среды, от солнца и ветра, от температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. У неподготовленного человека внешняя среда становится источником постоянной, неосознанной опасности. Он находится в состоянии неопределенности, ибо не знает, откуда исходит опасность, а если и знает, то не может правильно оценить ее степень. Длительность реакции такого рода может варьировать от минут до нескольких суток, но она тем короче, чем лучше человек осведомлен об условиях, в которых он оказался. Несомненно, что успех выживания во многом зависит от психофизиологических состояний летчика, космонавта: воли, настойчивости, самообладания, его физической подготовленности, выносливости. Однако и этого недостаточно для победы над природой в условиях автономного существования в безлюдной местности. Необходимы теоретические знания вопросов выживания, подкрепленные практическими навыками. Полученная в процессе подготовки разносторонняя информация о внешней среде, особенностях неблагоприятного воздействия тех или иных факторов, повышает уверенность летчика, космонавта, оказавшегося в безлюдной местности или на борту спасательного плота в океане, в своих силах, внушает убежденность в том, что он сможет справиться с любыми трудностями, ибо знает, что надо сделать и каким образом это можно сделать (Hampshire, 1956; Liebman, 1967; Bonner, 1969). «Деятельность человека в тех или иных условиях зависит от идеального представления о предстоящих действиях, от того, насколько образ предстоящих действий совпадает с их реальными условиями» (Коробейников, 1972). Поэтому задача обучения по выживанию – добиться максимального сближения идеального с реальным. Эффективность же обучения зависит, в первую очередь, от того, насколько прочно будут закреплены сведения, приобретенные на лекциях, беседах и классных занятиях, во время тренировок в натурных условиях (Zeller, 1973; De Lorey, 1974; Water survival standdaun, 1974). При этом тренировки должны проводиться в различных физико-географических условиях, что позволит обучающимся полнее ощутить на себе воздействие различных факторов, присущих той или иной зоне (Staub, 1968; Нега, 1974). В частности, американские космонавты при подготовке к полетам проходили специальный курс обучения выживанию в пустыне, в джунглях и на спасательных плотах в тропических водах Мексиканского залива (Scientists, engineers seek roles in space, 1964; Персёр и др., 1968; Air Force Times, 1968). На занятиях в натурных условиях летчик, используя полученные теоретические знания, должен сам решать возникающие задачи, иметь правильное представление о внешней среде, в которой он может оказаться после вынужденного приземления или приводнения, о характере влияния тех или иных факторов (холод, жара, солнечная радиация и т. д.), о степени их опасности и методах защиты (Lessons for all., 1968; Zickes, 1968). Летчик-испытатель, готовясь к полету на новом самолете, заранее, на земле, детально проигрывает возможные варианты аварийной ситуации, чтобы здесь, в спокойной обстановке, отыскать оптимальное решение. Это гарантирует его от растерянности при отказе техники в воздухе и в условиях жесткого лимита времени, позволит применить готовое решение для устранения опасности. Точно так же летчик, космонавт, отработав в процессе занятий по выживанию определенные схемы и решения, может с успехом применять их, оказавшись в условиях автономного существования. Таким образом, в результате практического и теоретического изучения вопросов жизнеобеспечения летчик, космонавт должны получить необходимые знания и навыки поведения в условиях автономного существования. Но это лишь одна сторона задачи. Другая, и притом не менее важная, – психологически подготовить летчиков и космонавтов к преодолению возможных аварийных ситуаций, повысить их эмоционально-волевую устойчивость, научить умению принимать немедленно реальность сложившейся ситуации и действовать в соответствии с ней (Le May, 1953; Tucker, 1966; Ritz, 1972). Обучение должно быть максимально приближено к реальным условиям выживания. Обучающимся должны предъявляться в полном объеме те раздражители и сверхраздражители, с которыми они могут столкнуться в действительности (Bosee, 1968). Совершенно очевидно, что морально-политическая и психологическая подготовка летного состава будет играть главенствующую роль в процессе выживания. Без такой повседневной, целенаправленной подготовки трудно ожидать успеха, ибо, как сказал Маршал Советского Союза А. А. Гречко: «Человек, не имеющий глубоких идейных убеждений, твердой воли, не способен противостоять трудностям и решительно преодолевать их; в минуты неудач и опасности он склонен падать духом и поддаваться паническим настроениям» (Гречко, 1974). Важную роль при автономном существовании в безлюдной местности играет внешняя среда, ее физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это – ветер и солнечная радиация, высокие и низкие температуры и т. д. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Эти особенности и обусловливают специфику выживания человека, оказавшегося в той или иной зоне: режим поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, передвижение по местности и т. д. Летчикам и космонавтам, вынужденно приземлившимся в безлюдной местности или приводнившимся в океане, придется решать самые различные вопросы, однако степень важности каждого из них будет определяться географическим расположением района. Например, в пустыне ведущими будут действия по защите от тепловых поражений и добыванию воды, в Арктике на первое место выступит борьба с холодом, в джунглях усилия экипажа должны быть в первую очередь направлены на предупреждение тропических заболеваний и т. д. Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, непривычный к этим условиям, попадающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств (авария самолета, гибель корабля и т. п.), оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка. Аварийное снаряжение. Аварийное снаряжение является тем самым оружием, которое конструкторы вкладывают в руки терпящего бедствие для борьбы со стихией. Хорошее, разнообразное снаряжение не только облегчает действия летчика, космонавта в условиях автономного существования, но и стимулирует их стремление к преодолению трудностей (Burn, 1963; Tiep, 1969; Martimez, 1968). Поскольку укладки носимых аварийных запасов или НАЗов из-за недостатка места вмещают крайне ограниченный перечень предметов, очень необходимых в условиях автономного существования, в конструировании аварийного снаряжения наметилось три пути. Первый – совершенствование конструкции различных предметов НАЗа с использованием более прочных, легких материалов, простых и надежных схем и, за счет использования освободившегося места, доукомплектования НАЗов дополнительными предметами снаряжения. Второй путь – разработка, помимо НАЗа, нового оригинального аварийного снаряжения. Примером такого рода может служить создание учеными Канзасского университета США специальной пластмассовой смолы, которая пропитывает ткань парашютного купола и во время снижения армирует его, превращая в готовое укрытие площадью 18,4 м2. Таким образом, летчик, приземлившись, сразу же получает в свое распоряжение «кров над головой». А чтобы укрытие не сорвало ветром, к парашюту придаются специальные растяжки (Parachute turns..., 1973). Разрабатываются отделяемые кабины, которые могут служить и плавательным средством и укрытием после приземления (Puma, 1973). Создаются плоты, обладающие радиолокационной контрастностью. Специальные пленки, которыми покрывается ткань плота, хорошо отражают лучи локаторов, что обеспечивает быстрое обнаружение спасательного плота и, следовательно, надежность поиска (Lightweight..., 1973). И, наконец, третье направление – создание совершенных портативных радиопередатчиков и радиомаяков, которые позволили бы обнаружить поданные ими сигналы из любой точки земного шара. По мнению сторонников этого направления (Берри, 1975 и др.), аварийные радиостанции и радиомаяки должны со временем заменить все остальные элементы НАЗа. В подтверждение правильности этой точки зрения ссылаются на возможность использования уже в ближайшем будущем искусственных спутников Земли для приема сигналов аварийных радиостанций, определения места аварии и передачи соответствующих координат поисково-спасательной службе. Один из таких проектов поисковой системы самонаведения GRAN (Global Rescue Alert), разрабатываемый в США, предусматривает постоянное слежение за аварийными сигналами в эфире. Испытания, проведенные с искусственными спутниками Земли LES-6, ATS-3, Nimbus, показали, что подобная система, не ограниченная никакими расстояниями, может определить место аварии с точностью от 2,5 км2 – в дневное время и до 7,8 км2 – в ночное (Safety and Surv. equipment, 1971). Для подачи аварийных радиосигналов сконструирована специальная коммуникационная приставка с кнопочным включением, которой можно пользоваться даже при травмах кисти (Heath, 1974). Однако столь крайняя точка зрения, видимо, ошибочна, ибо, как уже указывалось выше, в ряде случаев решить проблему выживания с помощью одних только средств связи невозможно. Как бы ни был хорошо подготовлен летчик, космонавт по вопросам выживания, каким бы совершенным ни было его снаряжение, время, в течение которого организм может противостоять воздействию высоких или низких температур, переносить недостаток воды и пищи, зависит от изменений физиологических функций, от быстроты их возникновения, от глубины нарушений и обратимости процессов. Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах. Каковы эти пределы? Где находится тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать выживающие, оказавшись в тех или иных экстремальных условиях внешней среды? Эти данные нужны не только экипажу летательного аппарата, вынужденно приводнившегося в океане или приземлившегося в безлюдной местности, они нужны и поисково-спасательной службе, которая должна располагать ими, чтобы поиск и оказание помощи потерпевшим не вышел из пределов своевременности. Основой настоящей книги послужили материалы исследований по проблеме выживания, выполненные автором в натурных условиях различных физико-географических зон земного шара: на дрейфующих станциях Северный полюс-2 и Северный полюс-3, в Центральном Полярном бассейне, в Кольском Заполярье, в Тропической зоне Индийского, Атлантического и Тихого океанов, в пустынях Каракумы и Кызылкум, в лесисто-болотистой местности и тропических лесах Юго-Восточной Азии. Автор попытался по мере возможности обобщить научный и практический опыт по проблеме выживания, накопленный авиацией и космонавтикой за последние десятилетия, изложить современные взгляды не только на отдельные вопросы проблемы, но и физиологическую, гигиеническую сущность процессов, происходящих в организме человека под влиянием воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды. Особое место в книге занимают практические рекомендации, знакомящие читателя с основами поведения человека в условиях безлюдной местности и «автономного» плавания в океане. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|