|
||||
|
Глава 4 Как выбирать автомобиль
В наше время, когда подрастающее поколение плохо понимает слова «очередь», «дефицит» и «покупка по записи», для приобретения машины нужно только одно – желание. Цены на «самодвижущиеся коляски» колеблются от нескольких сотен рублей до нескольких килограмм долларов и выбрать транспортное средство по вкусу и кошельку способен практически каждый. Правда, собираясь купить автомобиль, далеко не каждый способен четко сформулировать, что именно ему нужно. Попытаемся ответить на этот вопрос: 4.1 Какую машину выбрать Разумеется, нужно выбирать такую машину, которая подходит вам более всего. А для этого стоит ответить на несколько вопросов: 1) Машина нужна вам для престижа и редких поездок? 2) Машина нужна вам для престижа и частых поездок? 3) Машина нужна вам для личных редких поездок и отдыха? 4) Машина нужна вам для еженедельных поездок на дачу? 5) Машина нужна вам для редких выездов с семьей по городу или за город? 6) Машина нужна вам для частых выездов с семьей по городу и редких – за город? 7) Машина нужна вам для личных постоянных поездок по рабочим делам? 8) Машина нужна вам для всего сразу? 9) Машина нужна вам для дальних поездок с семьей? 10) Машина нужна вам для загородных выездов на охоту и рыбалку, активного отдыха? Не торопитесь давать ответ сразу, не обманывайте себя – попытка внушить себе несуществующие запросы обойдется вам в лишние деньги, недооценка потребностей – долгими мучениями с неудачным приобретением. А теперь давайте попытаемся совместить ваши потребности с существующими типами автомобилей. 4.1.1 Мини-мини или сумки на колесиках Наиболее яркими представителями этого класса являются машины «Ока» и «Фиат-Уно». Они изначально предназначены для перевозки одного человека с грузом, максимум – двух человек с небольшим багажом или парой маленьких детей. На самом деле их можно назвать передвижным инструментальным ящиком, и они идеальны для человека, работа которого связана с постоянными разъездами. Основными преимуществами «мини-мини» являются: – дешевизна самой машины, – непостижимо малый расход топлива, – низкие эксплуатационные расходы (стоимость колес, покрышек, запчастей, низкий расход масла, других жидкостей, низкий налог, исчисляемый исходя из мощности и литража двигателя), – довольно высокая проходимость (короткая база не дает цеплять «брюхом» пологие кочки, а малые размеры позволяют пролезать в узкие щели), – высокая грузоподъемность (в машину можно покидать практически все, что необходимо человеку любой специальности при разъездной работе, а при снятом заднем или пассажирском сидении – и еще больше), – при острой необходимости в «мини» можно набить до четырех человек, и она не развалится! Многие люди, в том числе и водители, относятся к подобным малюткам со снисходительной небрежностью, а между тем для читателей, ответивших «Да» на седьмой вопрос, она станет идеальным приобретением. Только «мини-мини» способны обеспечить перемещение, скажем, мастера-плотника со всем необходимым инструментом и материалами от дверей мастерской к дверям клиента, и при этом удержать расходы на поездку на уровне обычного общественного транспорта! Люди, по той или иной причине севшие за руль «Оки», обычно настолько проникаются любовью к этой трудолюбивой малышке, что не хотят менять ее уже ни на что, объединяются в клубы по интересам, а стоимость ее полного тюнинга доходит до 10 000 долларов! И ведь платят же… Если вам стыдно ездить на «Оке» – можете никому не говорить, что она у вас есть. Но если вам нужна машина для постоянных перемещений по городу с инструментальным ящиком и максимум одним пассажиром – именно она окажется идеальным вариантом. Однако, обратив внимание на машину данного типа, следует помнить, работает она постоянно в режиме предельной нагрузки, а потому и ресурс ее принято считать равным примерно 70-80 тысяч километров пробега при хорошем уходе. Соответственно, смысла покупать бывшую в эксплуатации «Оку» практически нет, а если и есть – то за очень маленькие деньги. 4.1.2 Универсальный автомобиль В свое время бытовала поговорка о том, что «Таврия» – это «девятка» для бедных. Очень смешно, учитывая то, что и в самой «девятке» человек себя чувствует, как селедка в консервной банке. К типу «универсальных машин» можно отнести большинство наиболее популярных в России марок: это все виды «Жигулей» и «Москвичей», «Фольксваген-гольф», «Тойота-терсел», «Опель-кадет» и многие другие. Все они целиком и полностью подпадают под требования, сформулированные в вопросах шесть и восемь. В самом деле, в машины универсального типа при необходимости можно без опасений посадить до пяти человек, и при этом останется место для багажа. Разумеется, при этом внутри будет тесно, но в случае кратковременных поездок по городу или редких выездов на природу это неудобство можно перетерпеть. Одновременно этот же автомобиль можно использовать и для деловых разъездов, и для перевозки грузов (при снятых задних и пассажирском сидении салон приобретает невообразимую емкость). Разумеется, за все нужно платить, и эксплуатационные расходы на машину универсального типа вырастают в полтора – два раза по сравнению с «мини», а цена на нее может оказаться выше в три, а то и в четыре раза. Ничего не поделаешь – это неизбежная плата за универсальность машины. Поскольку машины универсального типа рассчитаны на нагрузку до пяти человек, а ездит в них обычно один-два, они, можно считать, трудятся в «облегченном» режиме. Соответственно, ресурс у них вдвое выше, чем у «мини», при хорошем уходе эти автомобили способны прослужить своему владельцу лет десять, а то и двадцать. А раз так – бывшие в употреблении «тачки» имеет смысл покупать и продавать, соответственно снизив цену «на износ». 4.1.3 Семейный автомобиль Эта машина необходима тем, кто мысленно отметил для себя вопросы четыре, пять или девять. В качестве машин, представляющих для них непосредственный интерес, можно назвать российскую «Волгу», японскую «Тойоту-сиенну», немецкие «Фольксваген-пассат» или «БМВ» серии «гранд-туризм». К тому же типу можно отнести и так называемые «минивены» – маленькие автобусики на базе легковушки, выигрывающие дополнительное пространство в салоне за счет высоких потолков. Семейная машина обычно процентов на тридцать превышает по своим габаритам автомобиль «универсального» типа, но эти считанные проценты преображают машину просто волшебным образом! Так, в семейном автомобиле люди уже не давятся на заднем сиденье, терпеливо дожидаясь окончания путешествия, а рассаживаются вполне вольготно. В них могут поместиться и муж с женой, и толстая злая теща с дедом, да еще останется место поелозить двум подрастающим бесенятам. При всем том, не возникает вопросов и о том, куда засунуть остро необходимые в поездке палатку, лопаты, мешок картошки, ящик с рассадой и холодильник «на всякий случай» – багажники машин этого типа обычно достаточно объемны, чтобы поглотить все. Как ни странно, но эксплуатационные расходы на семейный автомобиль почти не превышают расходов на машину универсального типа – разумеется, если она используется так, как предполагалось при выборе модели: для поездок на дачу, за город или дальних путешествий. Связано это с тем, что при эпизодическом использовании машины (раз в неделю) и соответствующем пробеге разница в расходе топлива на один-два литра не оказывает сильного влияния на кошелек. Прочие расходные материалы (тормозные накладки, диск сцепления) при движения по шоссе почти не затрачиваются, двигатель работает с постоянной равномерной нагрузкой, что является идеальными условиями эксплуатации. А значит – основные узлы изнашиваются очень слабо. Здесь следует отдельно остановиться на такой машине, как «Волга». Всем известно, что она: – является давно устаревшей конструкцией – зато отличается высокой ремонтопригодностью и ее можно полностью перебрать в дачном сарае при минимуме инструментов и оборудования; – имеет невысокую надежность, зато крайне дешева; – отличается повышенным расходом топлива – зато способна ездить на дешевом низкооктановом бензине и обладает вместительностью небольшого парохода; – быстро гниет – зато практически везде есть широкий выбор дешевых запчастей, почти в любой автомастерской вам охотно «залепят» дыры толстым железом, а катящаяся по дороге «Волга» с рельсами вместо бамперов и швелерами вместо порогов никаких эмоций ни у кого не вызывает: «Волга» она «Волга» и есть. Все вышеописанное делает эту машину самой удачной моделью для поездок на дачу – при том условии, что водитель готов сам производить мелкий и средний ремонт. Тут следует добавить еще один существенный момент – проходимость. Мой знакомый, измучившись с «Жигулями», именно ради поездок на дачу купил «Фольксваген-пассат». Теперь он ездит на «Пассате» по городу, а на дачу… продолжает кататься на стареньких «Жигулях». После первой же поездки выяснилось, что красивая иномарка на проселочной дороге цепляется брюхом за все кочки. Об этом же следует помнить и тем, кому нужен автомобиль для поездок не просто за город, а именно для выезда на природу – пробраться тайной тропой к тихому лесному озеру на «Тойоте-короле» вряд ли удастся. А посему следует подумать о более дорогой машине типа… 4.1.4 Практично-престижные К этому типу можно отнести практически все импортные джипы – их еще иногда называют «паркетные внедорожники». Использовать подобный автомобиль в качестве разъездного для семьи со средним достатком просто разорительно: комплект колес для него стоит как подержанная «Ока»; высокооктановый бензин он «кушает» не по семь литров, как «универсальная» машина, а по пятнадцать, а то и по двадцать; стоимость запчастей напоминает о мировых ценах на золото. Зато крупные колеса и большой клиренс позволяют зимой без труда пробивать сугробы, в которых безнадежно застревают прочие машины, а летом, при движении по проселкам, без особого беспокойства пропускать между колес невысокие пеньки, и не думать о кочках; высокая посадка обеспечивает хорошую обзорность; грузоподъемность при запросах обычной семьи может считаться вовсе неограниченной. Кроме того, массивность и прочность кузова позволяют говорить о высокой безопасности, гарантированной водителю и пассажирам подобных машин при аварии. Искорежить джип до такой степени, чтобы находящихся внутри людей пришлось вырезать ножницами или автогеном, практически невозможно. Разумеется, практично-престижная машина почти вдвое дороже обычного семейного авто, и в три-четыре раза – «универсальной», но в тех случаях, когда вам хочется иметь возможность со всей семьей забраться на выходные в лесную глушь или вы вынуждены пробираться на дачу через снежные заносы и глубокие лужи, она себя оправдает. Джип, как и семейный автомобиль, не так-то просто перегрузить. Вдобавок, его еще и трудно сломать: подвеска таких машин изготавливается с изрядным запасом прочности. Соответственно, на рынке подержанных автомобилей можно без особых опасений выбрать себе «коня» уже изрядного возраста и не сильно запредельной цены. При постоянных разъездах вам почти наверняка придется его, старичка, ремонтировать за большие деньги, но при эпизодических поездках в щадящем режиме (не перепрыгивать на джипе через овраги, не кататься по лестницам, снижать скорость при проезде открытых люков) и небольшой толике везения он может прослужить без значительных дополнительных вложений несколько лет. 4.1.5 Престижные машины Среди наиболее популярных можно назвать «Лексус», «Мерседес-600», «Бентли», «Понтиак». Они отличаются большими размерами, мощностью, прожорливостью, красотой и множеством мелких дополнительных удобств, типа четырех кондиционеров настраиваемых на разные характеристики, хорошей звукоизоляцией, внутренними и внешними термометрами. Кресла водителя и пассажиров бывают не только снабжены массажерами и подогревом, но и дают возможность сохранять в памяти регулировки на нескольких членов семьи. Разумеется, почти везде есть сервоприводы на стекла, усилители всех органов управления, автоматические подстраховщики тормозов, остойчивости, правильности прохождения поворотов, изменяемые характеристики подвески и работы КПП и прочие приятные мелочи. Престижные машины отличаются крайне высокой надежностью. В качестве примера можно привести качество покраски автомобилей «Мерседес», на которых верхнее лакокрасочное покрытие остается неизменным даже в тех случаях, когда металлическая основа сгнивает полностью (поднесенный к внешне идеальному крылу магнит никак на него не реагирует!). Или хвастливое заявление представителей фирмы «Ролс-Ройс», утверждающих, что 80% выпущенных ими за 90 лет автомобилей по-прежнему находится на ходу! На практике это означает, что если вы ответили «да» на первый вопрос, то можете купить относительно дешевую машину престижной марки тридцати-сорокалетнего возраста и пользоваться ею, не особо опасаясь поломок. Однако, если машина нужна не для редких, а для частых поездок, помните, что расходные материалы, начиная от тормозных накладок и заканчивая покрышками, для престижных машин стоят на порядок дороже, чем для обычного семейного автомобиля. Может быть, вместо того, чтобы переплачивать за «показуху», есть смысл купить за те же деньги новый и изящный автомобиль семейного типа? Или, если содержание престижной машины для обычных разъездов не наносит ущерба вашему бюджету, предпочесть «паркетный джип»? Зимой, выйдя из дома и обнаружив, что вокруг лежит слой снега глубиной по колено, или летом, проехав извилистой тропой к потаенному рыбному перекату, вы не раз похвалите себя за такую предусмотрительность! Ни один «Кадиллак» на подобный подвиг не способен. 4.1.6 Рама и мотор Включают в себя три основных типа транспортных средств, которые, будучи предельно неэффективными, являются пределом мечтаний всех полноценных существ мужского пола. Это: 1) спортивные машины типа «Порше», «Остин-Мартин», «Ламборджини». Агрегаты на четырех колесах, имеющие мощность и стоимость карьерных грузовиков, вместимость и грузоподъемность «Оки», и развивающие неизвестную владельцам максимальную скорость, поскольку на земном шаре не существует таких дорог, по которым они способны разогнаться до предельной для себя возможности. Приобретение подобного автомобиля свидетельствует лишь о том, что его владельцу воистину некуда девать деньги, а душа еще опасно молода и рвется в полет; 2) шоссейные мотоциклы, по стоимости и мощности равные семейным автомобилям, но способные принять на себя только своего владельца с подругой и кошельком. Безусловно, они способны развивать скорости, сопоставимые со скоростями спортивных машин и перемещать своего владельца из одного пункта в другой за считанные минуты, однако соотношение мощности и собственной массы у них далеко переходит все разумные примеры. Например, для чего необходима мотоциклу американской фирмы «Boss Hoss» мощность в 502 лошадиные силы при собственном весе 700 килограмм? Разве что показать всем вокруг, что его владелец готов выбросить на ветер тридцать-сорок тысяч долларов только ради того, чтобы время от времени ощутить в своих руках несопоставимую ни с чем мощь; промчаться по шоссе, ощущая на лице удары встречного ветра и обойти все прочие агрегаты, словно вкопанные вдоль дороги столбики. Сплошное эстетство и никакой практической пользы; 3) легкие мотоциклы, по мощности удерживающиеся в пределах 50 лошадиных сил. При этом удельная мощность (соотношение мощности двигателя к собственной массе) у них все равно выше, чем у любого «Мерседеса», а вот стоимость существенно ниже, хотя в последние годы цена приличного отечественного мотоцикла сравнялась со стоимостью новенькой «Оки». Автор этих строк сам имеет привычку время от времени оседлать легкий мотоцикл и пересечь на нем половину города, торопясь по неотложным делам. Можно с полной уверенностью утверждать, что в часы пик поездка «верхом» занимает в пять-шесть раз меньше времени, поскольку мотоциклисту не нужно стоять в пробках – он может протискиваться между машинами, каждый раз проезжая до самого светофора, он быстрее разгоняется и куда более маневрен. Вот только в нашем климате развлекаться так удается от силы пять-шесть месяцев в году, да и этот маленький срок дожди норовят урезать до минимально возможного. Поэтому по поводу мотоциклов и спортивных машин вывод можно сделать один – все они являются дорогостоящими игрушками и пригодны лишь в качестве представительских транспортных средств: для демонстрации своих финансовых возможностей, лихости и получения удовольствия от самого процесса движения. 4.1.7 «Проходимцы» Для тех, кто выезжает на своей машине на охоту, на рыбалку или стремится выбраться для отдыха в глухие заповедные места, изначально предназначены так называемые машины повышенной проходимости, или просто – «проходимцы». Такими являются «Нива» и «Уаз». Именно эти марки приобретаются людьми, организациями или войсками, вынужденными в силу обстоятельств передвигаться по пересеченной местности. Но если эстеты-англичане держат у себя на вооружении более-менее комфортабельные «Нивы», то войска остального мира предпочитают вместительные тяжеловесные «Уазы», которые чуть ли не ежедневно мелькают на экранах в связи с напряженной обстановкой то в одном, то в другом конце мира. Одним из самых существенных отличий внедорожников от обычных машин является повышенный примерно на треть расход топлива по сравнению с машинами аналогичной вместимости. Это обстоятельство делает их использование для долгих поездок по городу или дальних бросков по шоссе, мягко выражаясь, нерациональным. Правда, многие владельцы «Нив» и «Уазов» утверждают прямо противоположное. По их мнению, только на «проходимцах» можно безбоязненно кататься по городу, не обращая внимания на выбоины, открытые люки и не заасфальтированные трамвайные пути. Поскольку цены на сами машины и расходы на их содержание примерно равны, более крупный и «проходимый» «Уаз» можно рекомендовать людям, преследующим практические цели: вывезти в лес припасы и товарищей, палатки и необходимые снасти, транспортировать обратно подстреленного лося или пять мешков попавшихся на общий спиннинг окуней. «Нива», как более изящная, но тесноватая, скорее подходит для личного отдыха (вопрос три): в ней можно и в дремучую тайгу забраться, и парадно одетую даму не стыдно у театра встретить. Характер машины создает своему владельцу имидж спортивного человека с разносторонними интересами, а расходы по ее содержанию посильны даже при среднем уровне достатка. Однако следует помнить, что, несмотря на крепость подвески, позволяющей возить в кузове по пять человек вместе с парой чемоданов, семейного автомобиля «Нива» заменить не способна. Хотите ездить хотя бы вчетвером – покупайте «Уаз». 4.1.8. Какую машину покупать Все вышеизложенное мне приходилось неоднократно повторять самым разным людям, которые очень часто перебивали в ответ: – Ты нам голову не морочь! Скажи просто, какую машину купить? В таких случаях я отвечал: – Поезжайте на рынок и купите за***ту иномарку семи-восьмилетнего возраста, которая понравится вам больше всего. В подавляющем большинстве случаев это и есть оптимальный вариант. Совет в тему: Дабы вы могли сами составить общее впечатление о качестве тех или иных машин приведу рейтинг надежности машин, составленный специалистами клуба автолюбителей Германии ADAC Цифры напротив каждой модели означают количество поломок на каждые 1000 автомобилей. Десятка самых надежных автомобилей «Toйота–Старлет» 6, 8 «Мерседес–SLK» 8, 0 БМВ–Z3 8, 5 «Тойота-Карина» 8, 6 «Сузуки–Балено» 9, 5 «Хонда–Цивик» 9, 7 «Тойта–Королла» 9, 7 «Мазда–626» 11, 3 «Ниссан–Альмера» 11, 3 «Мицубиси–Каризма» 11, 7 Десятка самых ненадежных автомобилей «Рено–Эспейс» 48, 1 «Ровер–200» 45, 6 «Опель–Омега» 39, 6 «Фиат–Браво/а» 39, 1 «Рено–Сценик» 36, 7 «Фиат–Пунто» 36, 1 «Вольво–S70/850» 34, 3 «Фольксваген–Шаран» 33, 2 «Рено–Лагуна» 32, 5 «Шкода–Фабия» 32, 2 И, для объективности, точно такой же рейтинг, но уже от журнала «Which?» Рейтинг надежности автомобилей Модель автомобиля / Надежность протестированных машин, % Honda Accord 100 Honda Jazz 100 Mazda 323 100 Nissan X-Trail 100 Toyota Celica 100 Honda Civic 99 Honda CR-V 99 Lexus IS200/IS300 99 Toyota Corolla 99 Volvo S40/V40 99 Nissan Almera 98 Toyota RAV4 98 Opel Vectra 98 Ford Fiesta 97 Peugeot 406 97 Skoda Fabia 97 Ford Focus 96 Nissan Primera 96 Skoda Octavia 96 Opel Corsa 96 Jaguar S-Type 95 VW Polo 95 Alfa Romeo 147 94 Audi A6 94 Peugeot 307 94 VW Golf 93 VW Passat 93 BMW 3-серии 92 BMW 5-серии 91 Honda HR-V 91 Mercedes-Benz С-класс 91 Mini 90 Renault Clio 90 Renault Megane 90 Saab 9-5 90 BMW X5 89 Daewoo Matiz 89 Alfa Romeo 156 87 Mercedes-Benz E-класс 84 Audi TT 75 4.2 Машину какой комплектности покупать В понятие комплектности можно включить: – тип двигателя, – системы безопасности, – наличие сигнализации, – мелкие сервисные дополнения вроде центрального замка, магнитолы, люков, кондиционеров, «усовершенствованных сидений», круиз-контроля и прочего. Рассмотрим все это по порядку. 4.2.1 Типы двигателей Карбюраторный Наиболее простая система питания, представляющая собой обрезок трубы, через который двигатель сосет из атмосферы воздух и в который впрыскивается топливо, необходимое двигателю для работы. Простейшие мотоциклетные карбюраторы именно так и выглядят: короткая трубка, перегороженная скользящей заслонкой дросселя и имеющая отверстие жиклера, через которое подсасывается бензин. Основным преимуществом карбюратора является его простота. При некотором опыте данный двигатель можно регулировать самостоятельно, «на глазок», добиваясь неплохих результатов. Недостатком – низкая экономичность подобной системы питания. Инжекторный Представляет собой обычный карбюраторный двигатель, на котором топливо не выливается в «трубу», а с помощью специальных форсунок впрыскивается в цилиндры в строго отмеренном, согласно расчетам компьютера, количестве. Основным преимуществом является хорошая экономичность, позволяющая снизить расход топлива процентов на 20 по сравнению с карбюраторным, способность к саморегулировке, экологическая чистота. Недостатком – высокая стоимость отдельных узлов системы впрыска, невозможность проведения самостоятельного ремонта. Дизельный Отличается принципиально иным принципом поджигания топлива: работающий на «сдавливание» поршень сжимает воздух до такой степени, что тот раскаляется выше температуры вспышки дизтоплива. В этот момент в рабочую камеру с помощью форсунки впрыскивается «горючка», вспыхивает и производит необходимую для движения работу. Подобная конструкция имеет ряд преимуществ и недостатков, заложенных в самом принципе действия. Преимуществ у дизеля много. Он заметно экономичнее даже инжекторных моторов, он потребляет дешевую солярку вместо дорогого бензина, он не нуждается в сложных системах зажигания и способен работать на полностью обесточенной машине, он почти не выпускает токсичных выхлопных газов. Недостатков меньше, но они весьма специфичны. Раньше основными недостатками дизелей считали их более высокую стоимость и плохую приемистость (тупость). К настоящему моменту эти вопросы решены, и оборудованную дизелем машину трудно с первого взгляда отличить от бензиновой по поведению на дороге или цене. Однако остались врожденные недостатки, неисправимые на этом типе моторов в принципе. Это дурная привычка дизельного топлива застывать на морозе, превращаясь в снегоподобную массу, и нагрев рабочей смеси методом сжатия. В абсолютном большинстве случаев с приближением холодов на автозаправочных станциях начинают продавать так называемую «зимнюю» солярку, замерзающую при более низких температурах. Но если вы в течение, скажем, пары недель не садились за руль или садились, но проехали не очень много и о дозаправке бака пока не задумывались, то с первыми легкими морозами вас может ждать сюрприз: вы придете к машине, попытаетесь завести, сильно удивитесь ее упрямству, откроете горловину бака – и вместо топлива обнаружите странный холодец. Лечится сия неприятность только одним способом: буксировкой машины в теплое помещение на несколько часов, сливом топлива и заменой его на более подходящее по сезону (либо разбавлением солярки бензином, керосином или спецсоставами для растворения парафинов). Совет в тему: Помните, что любая присадка, будь то антигель или депрессатор, являются средством превентивного действия и совершенно бесполезны для применения постфактум, когда содержимое топливного бака уже расслоилось или, того хуже, превратилось в «сметану». Температура помутнения летнего дизельного топлива (начала выпадения кристаллов парафина) составляет –5о С, после чего эти кристаллы начинают забивать фильтр и не пропускать топливо к двигателю. Чтобы депрессатор получил шанс начать действовать, температура топлива в момент введения присадки должна быть хотя бы +10о выше нуля. Вопреки известной поговорке, что кашу маслом не испортишь, увеличение содержания присадки в топливе сверх ее эффективной концентрации, предписанной инструкцией, не приводит к улучшению низкотемпературных свойств солярки. Кроме того, добавление депрессорной присадки в дизтопливо снижает температуру его применения не более чем на 10 градусов, а потому панацеей в сильные морозы не является. Альтернативой присадкам являются системы подогрева фильтров и топливопроводов, но если дизтопливо замерзло в баке, не помогут даже они. Другой сюрприз может ждать владельца более-менее пожилого дизеля даже при качественном топливе. Это когда при морозце в десять-пятнадцать-двадцать градусов он будет долго и упорно крутить мотор стартером, а в ответ не получит ничего: в рабочей камере промороженного за ночь двигателя даже хорошенько сжатый воздух откажется нагреваться до температуры вспышки, и дизтопливо будет впрыскиваться в цилиндры без всякой пользы. Разумеется, все конструкторы дизельных моторов знают об этой проблеме и старательно ищут пути ее разрешения. Они придумывают различные свечи, подогревающие рабочие камеры, предпусковые подогреватели всего мотора, разрабатывают специальные составы для «холодного пуска». Однако старый двигатель, он старый и есть – дополнительные схемы, которые не используются по полгода, в нужный момент зачастую оказываются нерабочими; отработавшего половину срока аккумулятора одновременно и на предпусковой прогрев, и на саму работу стартера не хватает, и начинается для владельца «дизеля» долгая сезонная головная боль… Впрочем, многие автомобилисты в любом случае не пользуются машиной в зимнее время, и для них эти хитрые неприятности совершенно безразличны. Увы, заниматься самостоятельной регулировкой и ремонтом дизеля обычный человек не в состоянии, для этого нужна специальная аппаратура и опытный специалист. После капремонта Да-да, есть такой тип двигателя. Сплошь и рядом можно наткнуться на объявления о том, что мотор продаваемой машины только-только прошел капремонт. На основании этих слов продавец зачастую пытается повысить цену. Вам следует категорически не обращать внимания на эти утверждения поскольку: 1) Проверить, производился капремонт или нет, невозможно, и переплачивать за абстрактные слова вполне реальные деньги нет никакого смысла. 2) То, что владелец машины перед ее продажей занимается столь сложным и дорогостоящим делом, как капремонт, по меньшей мере странно и навевает мысли об обмане. 3) Капремонт дело сложное, и поскольку вы не знаете где, кто, в каком состоянии и с помощью каких инструментов занимался этим делом, у вас должны возникнуть вполне понятные сомнения в его качестве. Таким образом, «двигатель после капремонта» – это скорее недостаток, чем достоинство приобретаемой машины. Самый хороший двигатель Если вам скучны вышеприведенные рассуждения и вы хотите получить готовый ответ, то он таков: На сегодняшний день наиболее оптимальна покупка машины с инжекторным двигателем. Если вы не собираетесь заниматься ремонтом самостоятельно, то сложности с проверкой и настройкой электронных систем вас интересовать не должны. Зато «инжекторы» экономичны, самостоятельно решают многие текущие задачи по настройке опережения углов зажигания в зависимости от качества топлива, заводке и прогреву двигателя, они мощны и приемисты в широком диапазоне оборотов. 4.2.2 Системы безопасности автомобиля К таковым обычно относят всякого рода АБС, подушки безопасности, системы контроля устойчивости, контроля состояния водителя и прочие рекламные мульки. Если вас действительно заботит ваша личная безопасность и безопасность ваших пассажиров, помните: самая надежная защита при аварии – это габариты вашей машины. Чем больше железа находится между вами и перебегающим дорогу столбом, тем меньше шансов у бетонного нарушителя добраться до вашего мягкого податливого тела. К сожалению, за лишний вес автомобиля приходится расплачиваться повышенным расходом топлива, поэтому все автомобильные фирмы стремятся подменить реальную безопасность прочного корпуса различными полумерами. Но никакие ремни и подушки, установленные в «Фиат-Уно», не уравняют его по безопасности даже с обычной «Волгой» – потому, что удар, способный лишить «Волгу» капота, крохотный «Уно» раздавит в лепешку со всеми пассажирами. 4.2.3 Наличие сигнализации Разумеется, если вы покупаете дорогую машину и хотите, чтобы она была оборудована сигнализацией, лучше сделать это самому, в мастерской, которой вы доверяете, и под своим личным контролем. С другой стороны, уже установленная сигнализация избавит вас от лишних хлопот по ее монтажу. Но при покупке машины с рук с уже установленной сигнализацией обязательно проверьте, какое количество брелков зашито в память охранного процессора (чаще всего эту проверку можно сделать самостоятельно). 4.2.4 Наличие дополнительных сервисных услуг Разумеется, мелкие удобства всегда приятны. Но помните, что все, чего вам хочется иметь в машине, вы можете установить сами, а вот вернуть машине молодость – вряд ли. Поэтому при наличии выбора более «свежий» автомобиль без «примочек» все-таки предпочтительнее «обжитого», но старого. 4.2.5 Прочие дополнительные опции Читая объявления о продаже автомобиля можно столкнуться с некоторыми часто встречающимися аббревиатурами, смысл которых неопытному человеку может оказаться непонятен. Попробую их расшифровать. «Круиз-контроль». Устройство, которое обеспечивает автомобилю постоянную заданную скорость. Скажем, вы разгоняетесь до 99 километров в час, включаете «круз-контроль», отпускаете педаль газа, отваливаетесь в кресло и лишь подправляете автомобиль в нужном направлении. Круиз-контроль автоматически отключается при любом нажатии на педаль газа, тормоза или сцепления. Вещь очень удобная при дальних поездках по пустынным шоссе и совершенно бесполезная в городе или на забитых машинами пригородных дорогах. «Турбо». Если это не просто красивая мулька на кузове (что бывает), то она означает, что во впускном тракте стоит компактный компрессор (турбина), который увеличивает давление в цилиндрах заметно выше атмосферного. Благодаря этому в мотор попадает больше рабочей смеси, которая выделяет больше тепла и совершает больше работы. А значит, с двигателя одного и того же размера (объема) можно снять чуть не вдвое больше мощности. Следует помнить, что при этом и нагрузки на детали мотора увеличиваются во много раз – следовательно, увеличение мощности происходит за счет ресурса. Впрочем, на практике эта разница обычно незаметна – при плохом уходе обычный двигатель может выйти из строя куда раньше, нежели «турбо». «16-клапанник». Хитрая уловка, близкая по смыслу к предыдущей. Установка в головку четырехцилиндрового мотора шестнадцати клапанов вместо восьми позволяет не столько быстрее продувать цилиндры, сколько уменьшить размеры, вес, а значит – и массу клапанов. Имея меньшую инерционность, они успевают вдвое быстрее совершать циклы открытия-закрытия окон, двигатель за единицу времени делает вдвое больше оборотов, сжигает вдвое больше топлива, выдает вдвое больше мощности. «АПБС» (антипробуксовочная система). Теоретически препятствует пробуксовке, то есть позволяет легче разгоняться по льду. Имеет крайне малое распространение, так как на деле часто достигает прямо противоположного эффекта. Там, где нормальная машина способна хоть как-то двигаться, разбрасывая из-под колес комья грязи и фонтаны снега, техника, оборудованная «АПБС», заседает намертво, поскольку система не дает колесам крутиться. «АБС» (антиблокировочная система). Позволяет неопытным водителям смело давить на тормозную педаль, не допуская юза. Она же всячески вредит опытным водителям, не позволяя сорваться в задуманное боковое скольжение или развернуться на месте на 180 градусов. Кроме того, иногда заметно увеличивает тормозной путь машины. Дело в том, что дороги далеко не всегда бывают ровными, и на неровностях, так называемой «гребенке», колеса ненадолго отрываются от покрытия. Если в такой ситуации нажать на тормоз, то оторвавшиеся колеса, естественно, будут заклиниваться. Система «АБС» воспримет заклинившее колесо, как сорвавшееся на «юз» и сбросит давление в тормозной системе, создавая полную иллюзию гололеда, – что на жарком летнем шоссе может оказаться для водителя весьма неожиданным и неприятным сюрпризом. «АКП» (автоматическая коробка передач). Очень удобное изобретение, поскольку оставляет водителю только две педали: газ и тормоз; «ехать» и «стоять», выполняя самостоятельно все промежуточные функции. Она особенно удобна в городских пробках, когда для неторопливого движения достаточно просто ненадолго отпускать педаль тормоза. Правда, «АКП» куда капризнее обычной коробки в обслуживании и намного, намного дороже в ремонте. Бытует мнение, что расход топлива на «автоматах» выше, чем на обычных машинах. Это неправда. На самом деле, благодаря тому, что в «АКП» переключение передач происходит намного быстрее и в наиболее благоприятный момент, более низкое КПД автоматической коробки полностью компенсируется ее «профессионализмом». «Г/у» (гидроусилитель руля). Специальный механизм, подталкивающий вас под руку при поворотах, помогая повернуть руль с минимальным усилием. Значительно облегчает жизнь водителя, позволяя крутить руль «одним пальцем», расходуя при этом очень мало бензина (кондиционер поглощает его в несколько раз больше). Основной недостаток: неожиданный выход гидроусилителя из строя приводит к ощущению «заклинившего руля» и может закончиться аварией. Собственно, практически любое улучшение управляемости или повышение мощности машины имеет свои недостатки, прямо вырастающие из достоинств, а потому не стоит сильно огорчаться из-за того, что у вас на машине отсутствует гидроусилитель или автоматическая коробка передач. Они в любом случае не смогут управлять машиной вместо вас 4.3.5 Какой привод лучше всего Машины разделяются по типу привода на четыре основных разновидности: 1. Привод на одно колесо В качестве примера можно привезти популярную в Германии машину «Трабант». На первый взгляд, этот привод подкупает своей простотой. Но приложенный только с одной стороны конструкции вектор тяги постоянно пытается повернуть машину; при попытке приложить к одному колесу большое тяговое усилие оно начинает проворачиваться на одном месте. В силу этих причин привод на одно колесо распространения в автостроении почти не получил. 2. Привод на задние колеса Позволяет придать машине значительное ускорение, хорошо отработан, помогает сохранять по крайней мере частичное управление в условиях заноса. В качестве недостатков можно назвать необходимость использования карданов и заднего моста, которые заметно утяжеляют конструкцию автомобиля, удорожают ее и приводят к повышенному расходу топлива. 3. Привод на передние колеса Позволяет облегчить машину, удешевить ее, снизить расход топлива. Кроме того, несколько улучшает устойчивость машины на дорогах. К недостаткам следует отнести невозможность контроля над машиной в случае заноса, а также невозможность придать машине значительное ускорение: при разгоне, благодаря инерции, центр масс смещается назад, передняя ось автомобиля значительно разгружается – и передние колеса начинают проворачиваться. 4. Полный привод. Наиболее оптимален как с точки зрения управляемости машиной, так и в условиях разгона, прекрасно ведет себя на бездорожье. Недостатки – наличие двух ведущих мостов и необходимость раздаточной коробки утяжеляют и усложняют конструкцию, ведут к заметному перерасходу топлива. В качестве готового ответа автор этих строк рекомендует машины с передним приводом. Если вы не собираетесь ставить рекордов скорости и проходить повороты в боковом скольжении, на первое место по важности выходит экономичность – а здесь лидерство удерживают именно машины с передним ведущим приводом. 4.3.6 Какой кузов лучше Очень грубо легковые машины можно отнести к однообъемникам, когда пассажиры и груз находятся в общем салоне, и двухобъемникам, когда багажник сделан отдельно, позади или впереди. Однообъемники изначально кажутся предпочтительнее, поскольку имеют большее внутреннее пространство, способны взять больше груза – но только до тех пор, пока вам не понадобится перевезти что-либо пахучее, вроде ведра соленых огурцов, банки растворителя, треснувшей канистры с бензином, либо какой-нибудь пыльный груз. Если же багажник сделан отдельно – вы можете кататься в вечернем костюме даже тогда, когда в грузовом отсеке пылятся несколько мешков с цементом. Салоны всех машин изготавливаются либо с двумя дверцами, либо с четырьмя (однообъемники при этом называются трехдверными и пятидверными кузовами соответственно). Наиболее удобны салоны с двумя дверьми. В таких случаях: – посаженные на заднее сиденье дети не могут вывалиться на дорогу, балуясь с ручками и случайно открыв дверь; – отходя от машины, вам нужно проверять вдвое меньше дверей; – две двери дешевле четырех; – две дверцы в полтора раза шире обычных, что значительно облегчает посадку и высадку. Если, поездив пару месяцев на двухдверной машине, вы захотите сесть в престижный «мерседес», то первое, что вас поразит, это неудобные узкие двери. Четыре двери в салоне оправданы только тогда, когда вам очень часто приходится возить пассажиров на заднем сиденье, и эти пассажиры – не дети. 4.3.7 Цвет машины На вкус и на цвет товарища нет, и если вам нравятся машины темно-бордового цвета, значит, покупайте темно-бордовую. Но если у вас нет столь ярко выраженных пристрастий, то помните, что летом белые и серебристые машины нагреваются на солнце куда меньше машин темных цветов, а зимой все зависит только от печки. 4.4 Так какая машина самая лучшая? Если кратко – то все достоинства и недостатки любого автомобиля всегда отражены в его цене. Поэтому можете просто выбрать авто, которое вам по карману, и которое просто понравится, «на сердце ляжет» – и все. Совет в тему: Очень часто покупатели берут с собой на рынок опытного товарища, который может дать хороший совет. Относитесь к таким советам с достаточной мерой скепсиса. Иначе вам насоветуют драный лимузин канареечного цвета – только потому, что у него хорошая компрессия и еще крепкая подвеска. Не забывайте, что ездить в машине все-таки вам – и вы проведете в ней много, много часов. Поэтому машина должна в первую очередь радовать вас, а не автомеханика. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|