Онлайн библиотека PLAM.RU


Расплавленное небо Въетнама

Как всё начиналось…

1960 г. был в США годом президентских выборов, В схватке за Белый Дом «скрестили шпаги» сенатор Джон Кеннеди и вице-президент Ричард Никсон. Тогда борьба с коммунизмом в США считалась хорошим тоном, а потому чем радикальнее в отношении «красной угрозы» была программа претендента, тем больше шансов на президетство он получал. Надо сказать, что угрозы Хрущёва «закопать Америку» воспринимались более чем серьёзно, поскольку все знали, что Советский Союз быстро увеличивает свои запасы ядерных боеголовок и средства их доставки. Немалые опасения внушали и громогласные обещания всеми силами поддерживать национально-освободительное движение в странах третьего мира. В результате не последнюю роль играла в глазах избирателей популяризация поддержки режимов, симпатизировавшим США. С учетом того, что в рассматриваемое время в Америке ещё не был отменён обязательный призыв на военную службу и каждый мужчина, достигший призывного возраста, должен был отслужить в составе армии, Корпуса Морской Пехоты, флота, военно-воздушных сил или береговой охраны, то «борьба с коммунизмом» становилась делом всенародным. Охранять же свою страну, свой образ жизни и «мир по американски» (pax american) с оружием в руках считалось почётным.

Правда уже тогда раздавались отдельные голоса, предупреждавшие о том, что подобная политика может втянуть США в войну в Бельгийском Конго или на Кубе. Однако ещё никто не подозревал, что война разразится в другом месте – в Юго-Восточной Азии, где после ухода французов из Вьетнама в 1954 г. образовался своеобразный военно-политический вакуум. Согласно Женевским соглашениям, Вьетнам был разделен на две части по 17- й параллели. Севернее демилитаризованной зоны отряды Вьетминя под руководством Хо Ши Мина к лету 1955 г. полностью заняли всю территорию, установив на прочную власть своей коммунистической партии. На юге же после череды военных переворотов и выборов к власти пришёл президент Нго Динь Дьем. Его режим представлял собой тиранию в одной из худших её форм. Немалое влияние имел брат Дьема Нху и его жена, известная среди народа под насмешливой кличкой «мадам Нху». Народ ненавидел их едва ли не больше, чем самого президента Дьема.

Нельзя сказать, что гнусный режим Дьема импонировал американцам. Однако союзниками в то время так просто не разбрасывались. Как сказал один из американских дипломатов: «Он, безусловно, сукин сын, но он НАШ сукин сын!». Поддержка Дьема была необходима по одной простой причине: потеря Южного Вьетнама означала потерю Лаоса и Камбоджи, а также вероятно и Таиланда, что в отдаленной перспективе могло создать угрозу даже Австралии. Впоследствии эта «теория домино» в значительной степени подтвердилась, хотя Таиланд вооруженным силам «западной демократии» все же удалось отстоять…

Поскольку деятельность режима Дьема и его генералов вызывала в народе глухое недовольство, то появление на территории Южного Вьетнама партизанских отрядов, даже не поддерживаемых северными соседями(!!), было лишь вопросом времени. И ждать долго не пришлось. Причем постанцы действительно не были связаны с Ханоем и Пекином. Однако «янки» тогда во всём видели коммунистические происки. История не терпит сослагательного наклонения, но все же администрация США вполне могла просто поспособствовать смене власти в Южном Вьетнаме демократическим путем на более приемлемую для недовольного народа. Возможно, в результате такого исхода событий Южный Вьетнам сейчас был бы одним из «азиатскихтигров»! Но стремление продемонстрировать свою непримиримость по отношению к «комми» привело к совершенно противоположным результатам. Уже в 1960 г. разрозненные партизанские отряды объединились в «Народный фронт освобождения Южного Вьетнама», после чего в том же году третьему съезду коммунистической партии Вьетнама ничего не оставалось, как принять решение о борьбе за освобождение южной части страны.

По тропинкам, протоптанным вджунглях, на спинах носильщиков и на велосипедах в Южный Вьетнам потекло вооружение и воинские подкрепления. К такому варианту развитию событий армия Южного Вьетнама была абсолютно не готова. В особенности это относилось к ВВС. Южновьетнамцы имели считанное количество устаревших «Беркэтов», из которых только шесть могли подняться в воздух. Имелись также различные небоевые самолеты, часть которых была оставлена французами. Переданные в конце 50-х американцами вертолёты Н-19 и несколько 0-1 не влияли на сложившееся положение. Требовалось, по сути дела, создавать новые ВВС.

Не лучше дела обстояли и в соседнем Лаосе, где в 50-х годах стараниями принца(!!) Соуфанованга и ханойского эмиссара Кайсоне Пхомвихана была сформирована коммунистическая партия Лаоса – Патет Лао. Согласно Женевским соглашениям 1954 г., Лаос был признан нейтральным, в связи с чем все иностранные войска покинули территорию страны. На практике это решение имело самые негативные последствия. Едва оформившись, коммунисты Патет Лао начали рваться к власти, не отставали от них роялисты под предводительством генерала Пхоуми Носавана, «нейтралисты» во главе с принцем Соуванной Пхоума и возглавляемые генералом Ванг Пао повстанцы из племени Мео (Хмонг). Патет Лао получали помощь от Советского Союза (через Ханой), так что американцам пришлось выступить на стороне роялистов и представителей племени Хмонг Страна быстро погружалась в хаос вялотекущей гражданской войны. Однако влияние Ханоя и Вашингтона не дало противостоянию перерасти в открытые военные действия, поскольку обе стороны не хотели брать на себя ответственность.

Имея такое плачевное положение в регионе, американцы всерьёз взялись за реорганизацию ВВС союзников. Первым шагом стала передача наспех переделанных в лёгкие штурмовики тренировочных самолётов T-6G «Тексан». Но это было только начало. В сентябре 1960 г. командующий тихоокеанским флотом США адмирал Гарри Фелт отдал приказ передать Южному Вьетнаму 25 палубных штурмовиков AD-6 «Скарейдер», первые шесть из которых прибыли во Вьетнам на борту одного из старых эскортных авианосцев. Корабль пришвартовался в устье реки Сайгон, так что его могли видеть все, включая вьетконговских разведчиков. Самолёты сопровождал лейтенант Кен Моранвилл, на которого была возложена задача обучения вьетнамцев пилотированию нового типа самолётов. AD-6 поступили на вооружение 1-й истребительной эскадрильи (1th FS), позже переименованной в 514-ю.

Помимо обучения южновьетнамцев, Моранвилл, и его прибывшие позже коллеги, вылетали на задания по поддержке правительственных войск. 11 ноября им даже пришлось принять участие в подавлении антиправительственного мятежа. В тот день взбунтовались воздушные десантники, и все имевшиеся в наличии самолёты отправили на бомбёжку авиабазы Бьен Хоа, где обосновались мятежники. Впрочем, конфликт удалось разрешить без применения силы, хотя при этом двое южновьетнамских лётчиков, перешедших на сторону мятежников, пытались отбомбиться по президентскому дворцу. Один из AD-6, участвовавших в налёте, был сбит, а другой перелетел в Пномпень (Камбоджа). В дополнение к «Скайрейдерам» американцы до конца года передали своим союзникам 11 вертолётов Н-34.

Первыми получили поддержку с воздуха отряды племени Хмонг: в декабре 1960 г. американский военный атташе произвёл на своём VC-47 два разведывательных полёта. Надо сказать, что все три последовательно сменявших друг друга американских посла в Лаосе также активно участвовали в деятельности американской авиации, В частности, Уильям Салливан добился развёртывания в Накхон Фаном 56-й эскадрильи специальных операций (56th SOS).

Тем временем, коммунисты приобретали всё больший вес в регионе. Отряды Вьетконга к этому времени представляли собой хорошо оснащённую армию, а тропы, по которым доставлялось оружие, разрослись в сеть коммуникаций, известных как «Тропа Хо Ши Мина». «Тропа» начиналась у китайской границы и пронизывала всю территорию Лаоса, Вьетнама и Камбоджи. Особенно разветвлённой была сеть дорог в Лаосе. Именно «Тропа» стала главной головной болью американских военных.


O-1 сопровождает легкие траспортные вертолеты Н-34.


Южновьетнамский диктатор Нго Динь Дьем, хотя и был по признанию самих же американсцев «сукиным сыном», но гораздо более важным было то, что он ненавидел коммунизм едва ли не сильнее самих американцев.


Другой проблемой была Равнина Кувшинов (Plain of Jars), представлявшая собой район площадью около 800 км2 в Северном Лаосе. Ее рельеф отличается разнообразием – имеются и пологие холмы, и высокие горные хребты, и травянистые равнины. Средняя высота над уровнем моря – около 1000 м. Своё название местность получила из-за многочисленных каменных «кувшинов», которые густо усеивают равнину. Эти кувшины имеют высоту около 1,5 м и ширину около 1 м. Исследования показали, что их создали приблизительно в бронзовом веке и служили они (предположительно) склепами для захоронения умерших, но кто их создал и куда исчезла эта цивилизация, до сих пор остаётся неизвестным.

Во время войны в Индокитае Равнина Кувшинов стала стратегически важным районом. На равнине находились многочисленные аэродромы и сеть дорог, соединявшая между собой разные части Лаоса и окружающие регионы. Перекрёстки дорог на протяжении веков служили поводом для конфликтов, однако никогда борьба не была настолько упорной и кровавой, как во второй половине XX века. Вместе с тем борьба за Равнину Кувшинов стала одной из самых трагических и таинственных страниц вьетнамской войны. Долгие годы по молчаливому согласию обоих сторон истина скрывалась за толстым слоем лжи и полуправды. Считается, что борьба за Равнину Кувшинов была эпизодом гражданской войны, однако фактически боевые действия на этих пространствах велись отнюдь не лаосцами!

К началу 60-х Лаос оказался расколот на три части, каждая из которых находилась под иностранным влиянием. Северный Вьетнам контролировал восточные районы страны, где протянулась знаменитая «Тропа Хо Ши Мина». Американские и таиландские войска занимали западную часть Лаоса, а север захватил Китай и силами своих многочисленных чернорабочих возводил там сеть дорог. Официальное правительство Лаоса практически сразу же устранилось от ведения боевых действий. Вся тяжесть борьбы легла на горцев Хмонг. Американцы ценили преданного союзника и всячески старались помогать ему, однако племя Хмонг не имело поначалу достойного лидера, но вскоре им стал генерал Ванг Пао.

Пао был типичным военным вождём азиатского типа. Внешне похожий на Наполеона и схожий с ним по амбициям, он уже в возрасте 13 лет принимал участие в борьбе с японскими оккупантами. Позже он помогал французам бороться с Вьетминем – предшественником Вьетконга. Его военный талант заставил командование выделить способного солдата, в результате чего Пао был отправлен на обучение во французскую военную академию в Сен- Сире и быстро сделал карьеру. В 1961 г. Ванг Пао попал в поле зрения ЦРУ. Он сам был родом из племени Хмонг и очень гордился принадлежностью к «высокобровым», которые всегда презирали равнинных жителей. Пао пользовался любовью и уважением своего племени, что позволило ему поставить под ружьё свыше 40.000 человек. Его стиль руководства приводил как к блистательным победам, так и к тяжёлым поражениям. Были моменты, когда в армии Пао служили только подростки и мужчины старше 45 лет. Остальные были либо убиты, либо ранены. Иногда Пао приходилось отказывать в продовольствии деревням, которые не хотели предоставлять добровольцев.

Конечно, армия генерала Ванг Пао не могла обойтись без поддержки с воздуха, которую предоставляли ЦРУ и ВВС Лаоса. Последним и принадлежала честь первыми начать очередную «войну в воздухе» над многострадальным регионом. 11 ноября 1961 г. в воздух поднялись четыре АТ-6 с блоками НУРСов на подкрыльевых пилонах. Лаос имел ещё десять таких машин, но не имел пилотов для них. В тот же период в этом уголке света начала действовать авиакомпания «Эйр Америка» (Air America). Для успешных действий на Равнине Кувшинов требовались многочисленные ВПП, которые строились в большом количестве. Известные сначала как Victor site, а позже – как Lime site, они имели малую длину и располагались, как правило, на склонах гор. Специально для эксплуатации с таких полос «Эйр Америка» закупила самолёты укороченного взлёта и посадки U-10 «Курьер» и «Пилатус-Портеры». В 1962 г. для поддержки племени Хмонг в Такхли прибыли совсем «настоящие» машины; две эскадрильи тактических истребителей F-100, а также штурмовики А-4 и вертолёты UH-34D, выделенные Корпусом Морской Пехоты. В это же время в боевых действиях приняли участие «Хантеры» Королевских ВВС и австралийские «Сэйбры» из состава 79-й эскадрильи.

Нарастающая активность Патет Лао и появление на территории Лаоса вьетконговцев привело к необходимости привлечения палубной авиации. Вдоль берегов Юго-Восточной Азии постоянно крейсировали несколько авианосцев, так что в самолетах недостатка не было. Ещё в 1960 г. в Тонкинском заливе патрулировал авианосец «Корал Си», действуя с которого с сентября 1960 г. по май 1961 г. AF-1Е из состава VA-152 и А-4В из VA-155 нанесли несколько ударов по районам сосредоточения отрядов Патет Лао. В мае 1962 г. во время последнего боевого тура авианосца «Лексингтон» по районам сосредоточения партизан отработали AF-1E «Фьюри» из VA-144 и VA-146. Это был единственный случай участия палубных «Сейбров» в боевых действиях. Тогда же они понесли первую и последнюю боевую потерю: самолёт эскадрильи VA-144 был повреждён зенитным огнём, благополучно дотянул до авианосца, но был разбит при посадке. Пилот при этом не пострадал.

Пока в Америке шла подготовка и проводились президентские выборы, давление с воздуха на партизан оказывали в основном авианосные авиагруппы, но как только Белый Дом занял Джон Кеннеди, переоснащению южновьетнамских ВВС был придан новый импульс, поскольку непосредственного участия США в конфликте новый президент не желал. Однако, обеспокоенный ростом партизанского движения, он подписал указ о создании специально го противопартизанского подразделения. 14 апреля 1961 г. на авиабазе Эглин во Флориде была сформирована 4400-я учебно-боевая эскадрилья (4400th th CCTS), получившая официальное наименование «Джангл Джим» (Jungle Jim) и неофициальное «Воздушный спецназ». Эскадрилья получила на вооружение поршневые С-47, Т-28 и В-26 и вскоре заслужили уважение за мастерство и храбрость пилотов, продемонстрированные в боях. Тренировки продолжались несколько месяцев, и в октябре эскадрилья прибыла в Бьен Хоа.

Перелёту 4400-й во Вьетнам предшествовал визит вице-президента США Линдона Джонсона 11-13 мая, позиция которого в отношении Вьетнама существенно отличалась от точки зрения Кеннеди. В частности, Джонсон не скрывал, что считает необходимым непосредственное участие Америки в боях в Индокитае, пока «коммунистическая зараза не расползлась по всему региону». Однако, скованный своим официальным положением второго лица, он был вынужден, выполняя прямое указание своего патрона, подписать «только» соглашения о поддержке и перевооружении южновьетнамской армии и ВВС. К тому моменту численность американских советников в Юго-Восточной Азии составляла всего около 1000 человек. Теперь же было решено сформировать 2-ю истребительную эскадрилью (2th FS) в НаТранп вооружив её 44 Т-28. Также планировалась передача 15 связных L-19. Однако отсутствие подготовленных пилотов мешало осуществлению этих планов. И тут Джонсон проявил инициативу, предложив отправить необходимое количество южновьетнамцев в Эглин для обучения, а в самолёты посадить американских «воздушный спецназовцев» из 4400-й эскадрильи.


В отличие от «следопытов» «Вуду», «Дельты Даггеры» были едва ли не самыми бесполезными самолетами на ТВД.



В составе сформированного в Бьен Хоа подразделения «Фэрм Гэйт» (Farm Gate) имелось восемь Т-28, четыре SC-47 и столько же RB-26. Поскольку США не могли открыто оказать помощь своим лаосским союзникам, то задача была возложена на ЦРУ. В рамках проекта «Милл Пон» (Mill Pound) с базы хранения Дэвис-Монтан были отобраны В-26, с которых удалили опознавательные знаки и серийные номера. Пилотов отобрали в основном из американских ВВС, хотя был привлечен и летный состав авиакомпании «Эйр Америка». Формирование разместили на базе Такхли, а пилотов официально приписали к таиландским ВВС.

Первые боевые вылеты запланировали на середину апреля, однако катастрофический провал вторжения на Кубу в Заливе Свиней заставил американцев отложить реализацию этих планов. Только в начале мая самолёты начали летать на вооружённую разведку. Вскоре переговоры между президентом Кеннеди и Хрущёвым закончились подписанием очередного соглашения о прекращении огня, после чего все иностранные войска снова покинули Лаос. Хотя программа «Милл Пон» была закрыта, тем не менее, самолёты оставались в Такхли до августа. Переданные в состав «Фэрм Гэйт» машины имели обозначение RB-26, хотя фактически это были стандартные В-26.

В начале 1962 г. прибыли 15 Т-28В для южновьетнамских ВВС, а также прошедшие капитальный ремонт В-26 с авиабазы Хилл. Число боевых вылетов стремительно возрастало. В апреле 4400-я эскадрилья была переименована в 1 -ю эскадрилью специального назначения (1th ACS). В это же время в мировой прессе появились первые упоминания о том, что «оказывается. американские лётчики участвуют в боевых действиях!..» Официальные круги опровергали это, настаивая на том, что это не более чем тренировочные полёты смешанных экипажей. На самом деле, единственный вьетнамский член экипажа, которого брали в полёт только для соблюдения формальности, сидел позади пилота и ни на что не влиял. Помимо непосредственного участия в боевых действиях подразделение занималось отработкой тактики противопартизанской войны и формулировало требования к специальному противопартизанскому самолёту.

Между тем численность В-26 в Южном Вьетнаме продолжала увеличиваться: летом 1962 г. прибыли четыре самолёта, затем ещё 10 поступили в начале 1963 г. Эти машины также прошли капитальный ремонт на авиабазе Хилл. В их числе были два RB-26L, приспособленные для ночной разведки. Один из них имел также инфракрасное оборудование для картографирования местности. Внешне машины не отличались от обычных RB-26C. Разведчики базировались в Бьен Хоа и наряду с RC-97, действовавшими в рамках программы «Брэйв Булл» (Brave Bull), были единственными самолётами в Южном Вьетнаме, способными реально вести разведку. Однако их эксплуатация в во влажном климате Юго-Восточной Азии сопровождалась большим количеством отказов и поломок.

Стремясь улучшить мобильность южновьетнамской армии, президент Дьем и американский генерал Максвелл Тэйлор пересмотрели концепцию боевого применения войск. В то время в США развивалась концепция аэромобильных войск – «воздушной кавалерии». Основная роль отводилась вертолётам, которые позволили бы сделать южновьетнамские войска независимыми от скверных, и практически отсутствующих дорог, а также речного транспорта. Правда, наряду с винтокрылами, рассматривался вариант передачи южновьетнамцам транспортных самолётов АС-1 «Карибу», но в конечном итоге выбор пал на вертолёты. Вскоре на борту авианосца во Вьетнам прибыли так называемые 8-я и 57-я Транспортные Компании (Transportation Company), оснащённые Н-21. В отличие от прибывших таким же способом «Скайрейдеров», вертолёты сохранили американские опознавательные знаки.


Экипаж вьетнамского Ил-14 подкрепляется перед вылетом. Обратите внимание: порции небольшие и летчики едят палочками. Инструкторы и курсанты у вертолета Ми-4.



«Ну, как выглядит наш флаг на вашем самолете?..» На киле «аэрофлото вс кого » Ил-14 вьетнамский опознавательный знак.


Как видно на снимках: Ли-2 из состава 919-го транспортного авиаполка северовьетнамских ВВС несли разную окраску.



К началу 1962 г численность американских военных советников составляла уже более 4 тыс. человек. Волей или неволей, Кеннеди столкнул с горы ком снега, который быстро рос, и остановить его уже было почто невозможно. В январе 1962 г. восемь Т-28 и три В-26 обрушили бомбы и напалмовые баки на деревню Ба Тху на территории Камбоджи, что фактически стало сигналом к эскалации конфликта. Стремительно наращивали свое присутствие практически по всей Юго-Восточной Азии и партизаны, с которыми требовалось как можно скорее находить все новые и новые средства для борьбы. Однако, прежде чем нанести удар, требовалось обнаружить противника, а с этим по-прежнему было немало трудностей.

Ещё в 1961 г четыре RF-101C из состава 15 TRS перелетели на аэродром Тан Сон Нхут. Самолёты осуществляли разведывательные полёты над районами сосредоточения партизан в центральной части Лаоса. В состав подразделения «Пайп стим» (Pipe steam) входили шесть пилотов, не считая персонала наземного обслуживания. Полёты продолжались до 21 ноября, когда самолёты вернули в Японию на авиабазу Кадена. Тем не менее, вывод «Пайп стим» с ТВД не означал окончания карьеры RF- 101С в Индокитае. Самолёты из 45-й тактической разведывательной эскадрильи (45th TRS) вскоре начали действовать с аэродрома Дон Муанг в Бангкоке. Четыре машины из подразделения «Эйбл Мэйбл» (Able МаЫе) вели разведку районов, занятых партизанами. Первоначально они появлялись только над Лаосом, но позже до 75% вылетов осуществлялось уже над Южным Вьетнамом. В июле 1962 г. еще два RF-101C перебросили на авиабазу Тан Сон Нхут, однако, согласно Женевским соглашениям, полёты над Лаосом были отменены и до 90% вылетов перенацелили на Южный Вьетнам. В качестве разведчиков использовались также SC-47. один из которых был сбит 11 февраля 1962 г. над Лаосом. Его ненадолго сменил RT-33, действовавший с авиабазы Удорн.

Тогда же, опасаясь, что Северный Вьетнам применит авиацию для рейдов на юг, американское командование на всякий случай перебросило несколько перехватчиков F-102A в Дон Муанп планировалась, переброска этих машин и на авиабазу Тан Сон Нхут. Однако в то время авиаторы Хо Ши Мина еще не имели подходящих самолётов для нанесения ударов по территории Южного Вьетнама. Тем не менее. 22 марта 1962 г. три F-102А и один TF-102А из состава 509-й эскадрильи истребителей- перехватчиков (509th FIS) перелетели с авиабазы Кларк (Филиппины) на аэродром Тан Сон Нхут. Причина переброски заключалась в том, что американские радары начали все чаще засекать неопознанные цели в районе демилитаризованной зоны, а также над территорией приграничных районов Лаоса и Камбоджи. Перед пилотами F-102 поставили задачу осуществлять перехват обнаруженных целей.

В рамках операции «Уатер Глосс» (Water Glass) «Дельта Дагтеры» по ночам патрулировали над центральным плато Вьетнама и камбоджийской границей, пугая ревом двигателей местное население. БРЛС перехватчиков ни разу ничего не обнаружили, но, как говорил командир 2-й дивизии американских ВВС Роллен Энтис, «полёты F-102 хотя бы не дали вьетнамским коммунистам спать». Впрочем, партизаны и так вели преимущественно ночной образ жизни. Несколько озадаченное провалом операции, командование американских войск в регионе предположило, что F-102 имеют слишком большую скорость для перехвата предполагаемых целей – самолётов партизан. Поэтому на замену сверхзвуковым одноместным «Дельтам» прибыли менее скоростные «спарки» TF-102A. Совместно с флотскими AD-5Q, F-102 постоянно дежурили над подозрительными районами, но только в начале 1963 г. их экипажам удалось провести удачный перехват. По возвращении смущённые лётчики доложили о больших стаях мигрирующих птиц.


«Эти партизаны неуловимы подобно тараканам, вылезающим из своих щелей по ночам. Ну, ничего, от тех паразитов помогает дуст, а этих надо продавить диоксином…»

Американский UC-123B распыляет над джунглями дефолианты. Самолеты этого типа поднимали в своих емкостях до 5500 кг отравляющих веществ.


«Еще не известно, кто кого закопает…» Плечом к плечу в борьбе с мировым коммунизмом. Вот только карабин имеет почему-то только американец, а в остальном почти полный порядок. Летно-технический персонал так называемой 57-й трапспортной компании позирует на фоне вертолета Н-21.


Только спустя много лет удалось прояснить ситуацию. Оказалось, что северовьетнамцы проводил операцию «Тха Во» (Свободное падение) по снабжению партизанских сил. Для перевозки оружия использовались самолёты Ил-14, Ли-2 и Ан-2, базировавшиеся в Донг Хой. Операция началась в 1960 г. после прибытия 20 Ил-14, 14 Ли-2 и 10 вертолётов Ми-4. Все они поступили в 919-й транспортный авиаполк. Под руководством советских военных советников вьетнамцы производили снабжение партизан Патет Лао. При этом, из-за отсутствия ВПП, груз приходилось сбрасывать на парашютах, а чаще без них(!!) на узкие прогалины и небольшие поляны. Высота сброса по условиям безопасности для Ил-14 составляла 240- 250 м, для Ли-2 – 180-200 м, а для Ан-2 – 90-100 м. При этом каждый отряд, получавший снабжение по воздуху, следил за тем, чтобы парашютов на деревьях к утру не оставалось. Отсутствие последних на ветвях деревьев ввело в заблуждение американских пилотов, которые не догадывались об истинном характере целей. Обнаружить же визуально покрашенные в тёмно-зелёный цвет самолёты, летящие ночью практически над верхушками деревьев, было невозможно.

С 11 декабря 1960 г. самолёты северовьетнамские транспортники начали приземляться в Лаосе на аэродроме Ксам Нуа. Организация «воздушного моста» позволила силам Патет Лао захватить к началу 1961 г. большую часть Равнины Кувшинов, после чего партизаны построили на ней ещё несколько аэродромов, и даже авиаремонтные мастерские в Бак Май. Продолжая наступление, патриоты заняли практически всю южную часть Лаоса, в том числе города Ксепон и Муанг Пин. За этот период северовьетнамская авиация совершила 2752 вылета суммарной продолжительностью 4873 летных часа, перевезя 427 тонн грузов и войск численностью около 8000 человек. Советские военные советники совершили 2615 вылетов, перебросив 270 тонн грузов. После появления аэродромов на территории Лаоса начались и дневные полёты. При этом неоднократно происходили встречи транспортных самолётов с американскими разведчиками RF-101C, пилоты которых только скрежетали зубами от злости из-за отсутствия пушек на их самолётах.

На военные успехи коммунистов американское командование решило подготовить достойный ответ. При этом «янки» рассуждали примерно так: «Они прячутся в джунглях? Что же, мы уничтожим джунгли, и они сдадутся!». Вскоре шесть С-123 из состава 364-й пехотно-грузовой эскадрильи (364th TCS) оснастили ёмкостями и выливными приборами МС-1 для гербицидов, после чего было создано подразделение «Рэнч Хэнд» (Ranch Hand). В декабре 1961 г. подразделение перебросили на авиабазу Кларк для тренировок, а спустя месяц – на Тан Сон Нхут.

Все самолёты имели южновьетнамские опознавательные знаки, хотя управляли ими американские пилоты. Среди них были как военные, так и гражданские лётчики, которые не прошли по конкурсу в авиакомпанию «Эйр Америка». Прибывшие самолёты разместили по соседству с «президентской» эскадрильей А-1, которой командовал генерал Нгуен Као Ки. Как и большинство прибывавших в Юго- Восточную Азию подразделений, «Рэнч Хэнд» страдало из-за отсутствия карт, информации и опыта. Единственное, чего было более чем достаточно, так это начальства. Действительно, если знаменитый Труфальдино из Бергамо был слугой двух господ, то «Рэнч Хэнд» обслуживало пятерых(Н), подчиняясь одновременно Тактическому Авиационному Командованию, командованию 2-й авиадивизии, Командованию Группы военных советников в регионе, командованию 13-х ВВС и командованию Тихоокеанских ВВС США! При этом никто не знал, как же в сущности следует выполнять задачу!!..


Один из символов войны – вертолет UH-1 – поначалу выглядел довольно бледно в тяжелых климатических условиях индокитайского ТВД. Очевидными недостатками машины были отсутствие мощного штатного вооружения и недостаточная мощпость двигателей.


Первый вылет на распыление гербицидов состоялся 13 января 1962 г. Экипаж капитана Вильяма Робинсона произвёл дефолиацию лесного массива в районе так называемого (американцами и их союзниками) 15-го маршрута снабжения партизан. Там же 2 февраля 1962 г. был потерян и первый С-123. Причины установить не удалось, но не исключались диверсия или зенитный огонь. Экипаж под командованием капитана Гроувса погиб. Вскоре ещё один самолёт разбился при посадке.

Слив химикатов проводился с высоты около 300 м на скорости около 240 км/ч. Во время полёта на борту находились также бортмеханик, наблюдатель, несколько военных советников и южновьетнамский «командир экипажа». Постепенно пилоты набирались опыта, и военные советники вместе с неизменными южновьетиамцами перешли в разряд «декораций», а потом и вовсе исчезли. Во время полёта все, кроме командира экипажа и второго пилота внимательно смотрели по сторонам, чтобы в случае обстрела с земли дать вовремя сигнал на выполнение противозенитного манёвра. Второй пилот контролировал работу сливной аппаратуры, курс, скорость и высоту полёта. Выработалась и определённая тактика. Во избежание попадания под обстрел с земли самолёт летел в заданный район на высоте около 1000 м. На подходе к цели выполнялось снижение до 40-50 м, и на несколько минут для проверки включалась аппаратура распыления. Если всё работало нормально, то за самолётом оставался шлейф гербицидов шириной около 75 м и длиной до 15 км. После этого С-123 поднимался на рабочую высоту и приступал к опылению выбранного района. Первоначально перед С-123 летел С-47, с которого разбрасывались листовки, в которых содержалась информация о проводимой дефолиации и объяснялась её необходимость. Позже, когда подразделение стало выполнять задачи по уничтожению посевов, тактика изменилась: теперь делалось несколько кратковременных заходов с последующим уходом из зоны обстрела.

Подразделение «Рэнч Хэнд» использовало обычные гербициды 10 видов, применявшиеся в сельском хозяйстве. Их доставляли в ёмкостях, маркированных цветными полосами, из-за чего химикаты и получили названия «оранжевый», «голубой», «белый», «розовый», «зелёный», «пурпурный» и т.д. Все они представляли собой производные 2,4 – дихлорофенилуксусной или 2,4,5 – трифенилуксусной кислот. Диоксины, которые являлись сильными канцерогенами и мутагенами, содержались в «оранжевом» гербициде в количестве порядка нескольких тысячных долей процента, и успевали испариться прежде чем капли достигали земли. Так, по крайней мере, сообщалось в официальных источниках информации. Впрочем, химикаты и без этого были ядовиты. Выяснилось, что в жаркое дневное время гербициды успевают испариться не достигнув земли, поэтому С-123 стали летать ранним утром, когда температура воздуха была ниже.

Тем временем численность американских ВВС во Вьетнаме возрастала: в апреле 1962 г. в Сок Транг прибыл R4D-8, доставивший полковника морской пехоты Джона Кэри. Вместе с ними прилетели три ОЕ-1 «Бёрд дог» из состава VMO-2 и 24 вертолёта HUS-1 «Сихорс» из эскадрильи НММ-362. 2 мая были доставлены пять вертолётов 57-й медицинской эскадрильи (57th MS), а 23 мая -73 рота армейской авиации, оснащённая L-19. Армейцы сразу же приступили к работе: за короткое время они успели полетать практически надо всем Южным Вьетнамом, ведя разведку и корректируя действия наземных войск. 25 июля в Тан Сон Нхут перелетели 15 вертолётов UH-1A. Хотя они были приписаны к транспортной роте, но в короткий срок все были вооружены пулемётами и НУРСами, перейдя в разряд транспортно-боевых.

К середине августа численность американских военных советников во Вьетнаме достигла уже 11.412 человек. К имевшимся в регионе С-123 присоединилась ещё одна эскадрилья. Помимо L-19, в качестве самолётов целеуказания были задействованы L-28 «Курьер» и U-17 «Скайвэгон», которые имели большую скорость, дальность И продолжительность полёта. Очередным новым типом самолёта в региона стал «Мохаук». Первыми попали в Юго-Восточную Азию OV-1 из состава 23-го специального авиаподразделения огневой поддержки (23th SWAD). Подразделение было укомплектовано шестью вооружёнными JOV-1A и осуществляло воздушное патрулирование в интересах южновьетнамских войск. Прибывшие в сентябре 1962 г. «индейцы» базировались в На Транг, но в ноябре 1963-го два самолёта перевели в Куи Нхон. Экипажи «Мохауков» осуществляли разведку с целью обнаружения транспортных средств и баз партизан, следили за перемещениями партизанских отрядов.

6 октября 1962 г. Корпус Морской Пехоты понёс первые потери: вертолёт UH-34D из состава НММ-362 разбился, похоронив под обломками экипаж. В октябре 1962 г. командование ВВС США в Сайгоне было преобразовано во 2-ю воздушную дивизию под командованием генерала Роллена Энтиса. В том же месяце разразился Кубинский ракетный кризис и те, кто беспокоился по поводу участия США в войне, отвлеклись. Тем временем армия уже имела в Вьетнаме 119 самолётов, а ВВС – 61. Число вертолётных эскадрилий увеличилось с двух до пяти, а потому многим начало казаться, что «еще немного усилий,, десяток-другой эскадрильи… и через пол-года или в крайнем случае год с партизанами будет покончено.». Реальность, как обычно, была далека от этих радужных надежд.

Несмотря на возросшую численность американского военного контингента в Юго-Восточной Азии, боевые действия на этом ТВД всё ещё считались чем-то мелким и несущественным. Днём «янки» воевали, а вечером отдыхали в барах и ночных клубах, «на всю катушку» наслаждаясь местной экзотикой. Официально это обозначалось аббревиатурой R amp;R (Rest amp;Recuperation – отдых и восстановление сил), однако довольно скоро американские военные переименовали это мероприятие в l amp; l (Intoxication amp; lntercourse – пьянство и блядство). В общем, немного войны прибавляло остроты ощущений в непрерывный праздник жизни, но не более того. На то, что ночью «бал правили» вьетконговцы, всем было плевать. Фактически уже тогда под контролем правительства находились только Сайгон и несколько крупных городов!!

Огромные усилия американцев по повышению боеспособности южновьетнамской армии пропадали всуе. Подтверждением этому стало сражение у Ап Бак. Попытка уничтожить крупный отряд «вьетконговцев» силами правительственных войск и американских советников закончилась болезненным поражением. При попытке перебросить войска в тыл партизанам из-за ошибки ведущего вертолетной группы высадка произошла совсем не там, где требовалось. При этом один UH-1A был сбит и один Н-21С повреждён. Надо сказать, что партизаны не относились к вертолётам как к чему-либо сверхъестественному. Они довольно быстро научились минировать зоны приземления и устанавливать в траве острые колья, пропарывавшие днища машин. Помимо того, они нередко поджидали вертолёты и обстреливали их при заходе на посадку.


Ценность легкого транспортного самолета «Карибу»заключалась в уникальных взлетно-посадочных характеристиках, позволявших этой машине работать с весьма коротких ВПП.


«Мохаук» – «шепчущая смерть» – как и положенно индейцу (благодаря турбовинтовым двигателям), «умел» нападать внезапно и нес довольно мощное вооружение, благодаря чему был почти идеальной противопартизанской машиноq.


В-26 из состава подразделения «Фарм Гейт» пилотировали поначалу пилоты, набранные при посредничестве ЦРУ.


В первые годы воины относительный уровень потерь среди вертолётчиков намного превышали потери среди других родов войск. Но даже среди них выделялись экипажи «морпеховских» HUS-1/UH-34D, которые буквально собственной «шкурой» чувствовали угрозу. Причиной этого было то, что пилотская кабина на их машинах располагалась над грузовым отсеком. Именно поэтому вскоре вертолётчики первыми среди всех военных советников получили бронежилеты. Кроме того, не желавшие безропотно идти на убой, авиаторы по мере сил вооружали свои машину в полевых условиях. Варианты вооружения были весьма разнообразными: от одного пулемёта в проёме грузовой двери до целого арсенала из блоков НУРС, пулемётов и пушек. Наиболее вооружёнными стали четыре UH-34D из эскадрильи НММ-362. Они получили два блока НУРС на кронштейнах по бокам фюзеляжа, а с правого борта-два пулемёта. Кроме того, вертолёты, получившие прозвище «Стингер» (Stinger), имели по одному пулемёту в трёх окнах грузовой кабины и проёме грузовой двери! «Стингеры» зарекомендовали себя довольно неплохо, однако из-за своей тихоходности и неповоротливости всё же не могли служить полноценными штурмовиками. Поэтому «морпехи» реквизировали у армейцев новые UH- 1А/В и вооружили их в полевых условиях. К бортам приваривались кронштейны для блоков НУРС, а в дверях устанавливались пулемёты. Однако двигатели первых серийных «Хьюи» имели недостаточную мощность, из-за чего в жарком влажном климате Юго-Восточной Азии вертолёты страдали от катастрофического «упадка сил». Экипажи в инициативном порядке снимали со своих машин облицовку грузовой кабины и дверцы, а также всё, что увеличивало вес, но не являлось необходимым.

Командование армии также вооружало свои машины. Это стало причиной серьёзных трений между армией и ВВС. Генералы авиации крайне болезненно воспринимали желание армейцев иметь свои собственные вооружённые самолёты и вертолёты. Представители ВВС с пеной у рта доказывали, что оказывать поддержку наземным войскам и наносить удары по наземным целям – исключительно их собственное право. Максимум, на что они соглашались – позволить армейской авиации отвечать на обстрел с земли. В остальном они были непреклонны: армейская авиация должна только перевозить пехотинцев, осуществлять разведку и эвакуировать раненых. Поддержка войск должна остаться прерогативой только ВВС. Масла в огонь подлило размещение во Вьетнаме «Мохауков». Генерал Хоуз, командующий континентальной армией, отстаивал свою концепцию аэромобильной дивизии, которая, помимо прочего вооружения, должна была иметь 34 вертолёта UH-1 и 24 вооружённых «по полной программе» OV-1. Это, по мнению авиационных генералов, уже граничило с ересью, а потому действующие во Вьетнаме «Мохауки» вооружались только двумя пулемётными контейнерами, чего в случае плотного обстрела с земли было недостаточно. Кроме того, в каждом вылете должен был участвовать вьетнамский наблюдатель.

Пока в Вашингтоне шли дебаты, 23-й SWAD продолжал выполнять свою работу во Вьетнаме. Экипажи осуществляли визуальную и фоторазведку в интересах южновьетнамских и американских подразделений. Мапошумные двигатели позволяли JOV-1 незаметно появляться над целью и безнаказанно уходить. Позже, когда эти «индейцы» стал применяться для нанесения ударов по наземным целям, вьетконговцы прозвали их «шепчущей смертью», и назначили награду в 1000 долл. за каждый сбитый самолёт. Помимо прочего, JOV-1 корректировали артиллерийский огонь. Однако ВВС так и не смирились с данным положением и продолжали жаловаться на нарушение правил. Командование армией, регулярно терявшее «советников», по мере сил плевало на запреты и указания сверху, но, тем не менее, потенциальные возможности OV-1 пока удавалось использовались лишь в незначительной степени. Например, в рапорте датированном 23 марта 1963 г., полковник Хэл Д.МакКоун сообщал: «Возможности OV-1 не реализуются в полной мере, пока их вооружение лимитировано двумя контейнерами с пулемётами. «Мохаук» в состоянии обнаруживать подвижные цели далеко за пределами досягаемости огня наземных подразделений. Будучи обнаруженными, эти цели немедленно меняют дислокацию или рассеиваются. Несомненно, вооружение OV-1 ракетами, напалмовыми контейнерами и осколочными бомбами позволит добиться немалого успеха в борьбе с партизанами.». Однако распоряжение вооружить OV-1 так и не было отдано, но в полевых условиях несмотря на запреты экипажи подвешивали на самолёты блоки НУРСов.

Ещё большее негодование авиационного генералитета вызвала переброска во Вьетнам тяжёлых вертолётов СН-37. Эти мощные грузоподъёмные машины могли перевозить весьма тяжёлые грузы. Прибыв в мае 1963 г., СН-37 использовались в основном для эвакуации повреждённых самолётов и вертолётов. До 1965 г., когда появились ещё более мощные вертолёты-краны СН-54, они вывезли около 300 подбитых машин, в числе которых были даже вертолёты Н-21. Немало рвения проявляли ВВС и в стремлении отобрать у армии транспортные самолёты CV-2 «Карибу». Эти машины заполняли нишу между С-130 и вертолётами, при этом они могли взлетать с очень коротких полос, что было не под силу даже С-123.

Постоянная грызня между двумя ведомствами только осложняла борьбу с партизанами. Однако попытки переломить ход войны в свою пользу всё же предпринимались. Так 24 марта 1963 г была проведена операция «Фи Хон 11» (Phi Hon 11), когда С-123 американских ВВС и С-47 южновьетнамских ВВС произвели выброс 1150 южновьетнамских десантников в предполагаемых районах скопления партизан в провинции Тай Нинь. Для операции задействовали даже С-123 подразделения «Рэнч Хэнд». Однако практически никакого результата достигнуто не было. Очевидно, использование вертолётов вместо выброски десанта позволило бы добиться большего. Армейское командование первым привлекло к боевым действиям во Вьетнаме самолёты электронной разведки. С марта 1962-го в Юго-Восточной Азии использовались три самолёта RU-6A из состава 3-й радиоразведывательной части (3th RRU). В начале 1963-го к ним присоединились ещё семь таких же машин из переброшенного на ТВД подразделения «Сэвэн росес» (Seven roses), а спустя короткое время – два RU-8D и один U-8F. В 1964 г. число самолётов было доведено до 41 U-8 и небольшого количества U-6. Машины базировались в Дананг, Пху Бай и Кан Тхо. Наряду с ними армия использовала три RU-1 и один RCV-2B «Карибу».

Возраставшая интенсивность боевых действий требовала привлечения всё большего количества авиации. В апреле в Дананг прибыли 16 С-123 777-й пехотно-грузовой эскадрильи (777th TCS). Кроме того, армия перебазировала в регион дополнительно четыре «Карибу» и десять вертолётов UH-1 В. Увеличивалась также численность разведчиков. Архаичные О- 1 «Бёрд дог» оказались наиболее подходящими для наблюдения с воздуха и корректировки артогня. Имея небольшие размеры, 0-1 был трудной мишенью для пулеметных расчетов партизан, и даже получив значительные повреждения. часто мог продолжать полёт. Обдумав все «за» и «против», командование армии решило, что 0-1 намного нужнее во Вьетнаме, чем на тренировочных базах. Большое количество тренировочныхТО-1 отправили на заводы фирмы «Цессна» для переоборудования. Помимо капитального ремонта, все машины были оснащены подкрыльевыми направляющими для дымовых маркеров – ракет с фосфором. Большая часть самолётов вернулась в армию как 0-1D, однако и ВВС получили 22 машины под обозначением 0-1F.


Южновьетнамские «Трояны» из состава 2-й истребительной эскадрильи возвращаются на базу.


Вертолеты Н-54 из постава американского Корпуса Морской Пехоты


Кроме «Бёрд догов», во Вьетнаме и Лаосе в качестве самолётов передовых авиаавианаводчиков (FAC – Forward Air Controller) широко использовались и другие машины с большой продолжительностью и дальностью полёта: U-6 «Бьювер», U-17 «Скайвэгон» и U-10B «Курьер». Подразделение «Рэйвэн» в Лаосе применяло также Т-28, получившие уважительное прозвище «Кадиллак». Наличие вооружения на Т-28 позволяло самостоятельно атаковать движущиеся цели до подхода ударных групп. Пилоты FAC совершали в день до пяти боевых вылетов. При этом им приходилось лезть в самое пекло – ведь пролетая на малой высоте над полем боя самолёты становились удобной мишенью, по которой вёлся огонь практически из всех видов оружия.

На фоне крупных успехов «вьетконговцев», президент Дьем счёл нужным начать массированную пропагандистскую кампанию. В апреле 1963 г. началась операция «Чиу Хой» (Chieu Hoi – Открытые объятия), целью которой было положить конец партизанскому движению. СU-10В воздушного спецназа разбрасывались листовки, призывавшие «бандитов» сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Попутно с вертолётов, оснащённых громкоговорителями, велась трансляция на вьетнамском языке с аналогичными призывами. Неизвестно, какое впечатление это произвело на партизан, но до 90% сельского населения правительство не поддерживали. Идиотизм происходящего стал очевиден даже для Вашинтона, и Джон Кеннеди предложил вывести из Юго-Восточной Азии большую часть воинского контингента, оставив там лишь небольшое число инструкторов. Ведение войны при этом ложилось на плечи южновьетнамской армии, которой следовало поставить столько оружия, сколько требовалось. Однако ряд успехов, которых добились «зелёные береты» во Вьетнаме, несколько притормозил реализацию этой инициативы. К тому же обнаружилось, что «вьетконговцы» опасаются воздушного прикрытия противника. Даже если колонну грузовиков или поезд сопровождал один-единственный безоружный 0-1, партизаны не рисковали нападать, а присутствие А-1 или Т-28 вообще гарантировало полную безопасность!

Между тем, в самом Южном Вьетнаме политическая обстановка стремительно ухудшалась, 11 июня 1963 г. буддистский монах демонстративно совершил самосожжение в знак протеста против присутствия американцев в регионе. Неоднократные стычки между буддистскими монахами и полицией демонстрировали нарастающее недовольство режимом Дьема и четы Нху. Сайгонский режим был насквозь прогнившим и коррумпированным. Конгрессмен Отто Пассман выразил мнение всех своих коллег с Капитолийского Холма, заявив о нецелесообразности поддержки ненавистного народу режима, даже в свете борьбы с коммунизмом. Этого Кеннеди уже не мог игнорировать и было принято решение о выводе американских войск из Вьетнама к концу года.

А пока в июле в Индокитай отправилась 19- я тактическая эскадрилья авиационной поддержки (19th TASS), вооруженная самолётами 0-1. Её задача заключалась в обучении вьетнамцев выполнению задач FAC. Спустя месяц в Тонкинский залив прибыл авианосец «Орискани», а в сентябре к нему присоединился «Хэнкок». С апреля там уже находился «Тикондерога», с палубы которого против лаосских партизан действовали А-4В из состава VA-55. Периодически к авианосной группировке присоединялся «Рэйнджер».

1 ноября 1963 г. растущее недовольство Дьемом вырвалось наружу. Заговор, возглавленный генералами Дуонг Ван Минем и Тран Ван Доном, вылился в военный переворот. Ранним утром войска заняли ключевые пункты столицы. Поддержку с воздуха обеспечивали два Т-28 и четыре А-1Н. Отдельные очаги сопротивления быстро подавили, и Дьем вместе с супругами Нху оказался блокирован во дворце. Попытка сбежать через подземный ход не удалась, и они были убиты (по другим данным покончили с собой). К власти пришёл Военно-революционный совет во главе с генералом Минем. Однако смена руководства у руля государства никак не сказалась на ходе войны.

Подразделение «Фэрм Гэйт» продолжало летать на поддержку наземных войск, пока южновьетнамские ВВС участвовали в перевороте. Американцы тут же признали новое правительство, и всё продолжалось по-прежнему. На авиабазу Тан Сон Нхут один за другим приземлялись транспортные самолёты с военными грузами. Впрочем, начавшаяся в США предвыборная кампания сопровождалась выводом части американских войск из Вьетнама. Казалось, пройдёт несколько месяцев, и выбранный на второй срок Кеннеди сдержит своё обещание, и американцы уйдут из Юго-Восточной Азии. Увы, роковой выстрел в Далласе 22 ноября похоронил все надежды на мирное разрешение конфликта. Пришедший к власти Линдон Джонсон относился к оголтелым «ястребам», предпочитавший в политике разговоры исключительно с позиции военной силы.

Вьетконговцы не преминули ответить, и 24 ноября началась хорошо спланированное нападение на опорный пункт Чу Ла в провинции Ан Ксуен. Вскоре был окружён крупный отряд южновьетнамцев. При попытке доставить подкрепление был сбит Н-21. В течение короткого времени огнём с земли были повреждены 10 Н-21 и UH-1. Поддерживая транспортники и блокированный гарнизон, южновьетнамские и американские Т-28, А-1Н и В-26 наносили удары по позициям партизан. Чтобы прорвать окружение, был сброшен второй десант с С-47 и С-123. Хотя большая часть десантников по ошибке оказалась на противоположном берегу реки Каи Нуок, все же удалось вывести из окружение большую часть войск. Однако партизаны практически не понесли потерь. При этом зенитным огнём был повреждён В-26, который по пути на базу разбился с экипажем.

Надо сказать, что ни южновьетнамские вооружённые силы, ни американские военные советники не могли ничего противопоставить тактике партизанской войны в джунглях, особенно ночью. Единственной более или менее действенной мерой, позволявшей хотя бы немного снизить потери, было патрулирование в заданном районе С-123 или другого транспортного самолёта, разбрасывавшего осветительные ракеты. Это давало наземным войскам возможность вовремя увидеть нападающих и отбить атаку. Нередко, даже просто услышав хлопки взрывающихся ракет, партизаны уходили обратно в джунгли, не решаясь атаковать. В ноябре 1963 г., когда в результате военного переворота был свергнут президент Нго ДиньЗьем, партизаны решили воспользоваться неразберихой и нанести ряд ударов. В течение недели С-47 и С-123 сбросили более 7000 осветительных ракет, однако вскоре «вьетконговцы» поняли, что можно просто переждать, пока ракета не догорит, и продолжать атаку.

В этих условиях, естественно, о выводе войск из Вьетнама уже не могло идти и речи. В Тан Сон Нхут один за другим прибывали С- 124,С-130 и С-133 с военными грузами и воинскими контингентами. К концу 1963 г. численность VNAF возросла в несколько раз. Имелись пять авиакрыльев в Дананге, На Транг, Плейку, Бьен Хоа и Тан Сон Нхут. В их число входили по две эскадрильи А-1, Т-28, вертолётов Н-34, транспортных С-47 и три разведывательных, оснащенных 0-1. Постоянные тренировки, осуществляемые американцами на месте и на территории США, сделали своё дело – уровень подготовки пилотов существенно повысился. Это дало министру обороны Роберту МакНамаре повод для оптимистичного прогноза о том, что скоро вьетнамцы смогут сражаться самостоятельно. Воинский контингент, составлявший 15.640 человек, планировалось вывести из региона до конца 1965 г.


Американский министр обороны Роберт МакНамара (на снимке в центре) был, в сущности, весьма здравомыслящим политиком (во всяком случае он прекрасно понимал, что для безопасности США вполне достаточно не тысячи, а всего лишь сотни баллистических ракет с ядерными боеголовками). Однако будучи стойким антикоммунистом и… карьеристом, он закрыл глаза на первые американские неудачи в Индокитае и не посмел возразить президенту Джонсону. Результаты для оплота «свободного мира» были весьма тяжелыми… Один из двух разведывательных RB-57E, переоборудованный из буксировщиков мишеней В-57Е, на взлетно-посадочной полосе авиабазы Тан Сон Нхут в окрестностях Сайгона. Самолёты этого типа принимали участие в разведывательных вылетах над Северным Вьетнамом, предпринятых в рамкам секретной операции «Патриция Линн».


19-20 декабря МакНамара нанёс рабочий визит во Вьетнам. Он обнаружил, что позиции правительства Миня неустойчивы, а влияние Ханоя всё возрастает. Крупномасштабная поддержка партизан, осуществляемая Северным- Вьетнамом, заставила его отдать приказ о передислоцировании в Бьен Хоа разведчиков U- 2. Тогда же во Вьетнам прибыли два RB-57E, переоборудованные из буксировщиков мишеней В-57Е. Самолёты были оснащены фотокамерами КА-1 и КА-56 в носовой части и КА-1 и К-477 в бомбоотсеке. Они принимали участие а секретной операции «Патриция Линн» (Patricia Lynn), действуя с сайгонского аэродрома Тан Сон Нхут. Необходимость в них была настолько велика, что поначалу для полётов на них задействовали пилотов-перегонщиков – капитана Билла Скотта и его штурмана – лейтенанта Билла Санга, которые впервые вылетели на разведку 7 мая 1963 г. Начиная с того же месяца пять самолётов выполняли ночные разведывательные полёты с целью обнаружения партизанских баз, складов и тренировочных лагерей. Разведывательное оборудование на «следопытах» постоянно изменялось: вскоре в состав бортового комплекса добавили 12- дюймовый АФА К-82 и 24-дюймовый К-83. Инфракрасный детектор с успехом использовался для обнаружения речного транспорта «вьетконговцев» в ночное время в дельте Меконга.

Между тем, еще феврале 1963 г. участие американцев в боевых действиях стало настолько очевидно, что на самолётах нарисовали американские опознавательные знаки. После подобной «смены вывески» можно было уже вообще не стесняться, и военная помощь хлынула на базы в Южном Вьетнаме таким мощным потоком, что потрясенные независимые наблюдатели, мировые СМИ и конечно партизанская агентура, только успевали передавать поступавшие сведения. Правда, условия Индокитая губительным образом воздействовали на изделия американских оружейников. Ко всему прочему, поступавшая боевая техника была далеко не всегда новой, что еще больше сокращало её «время жизни».

Так, например, несмотря на довольно значительные усилия, в состав подразделения «Фэрм Гэйт» к апреле 1963 г. входили лишь 12 В-26В и 13Т-28. Вскоре к ним присоединились ещё четыре В-26, ранее использовавшиеся ЦРУ в Индонезии. Интенсивная работа в жарком влажном климате не лучшим образом сказывалась на «здоровье» ветеранов. «Первым звонком» стала потеря борта N944-34681 16 августа. В полёте у него отвалилось крыло. За два месяца до этого другой В-26 разбился в районе Плейку из-за отказа двигателя. Впрочем, эти потери можно было списать как боевые, но когда в феврале 1964 г. во время демонстрационного полёта на авиабазе Эглин на глазах у высокого начальства разбился В-26 (причём опять из-за потери крыла), стало очевидно: время «Инвейдера» закончилось. На полёты всех В-26 был наложен запрет.

Все машины из Вьетнама перегнали на авиабазу Кларк, где осмотр матчасти поверг в уныние специалистов: в силовом наборе крыла всех самолётов обнаружились трещины. Штурмовики простояли на аэродроме до начала 1965 г., когда были списаны на металлолом. Четыре из них уцелели, их кое-как отремонтировали и отправили в Конго, а 12 октября 1964 г. последние В-26В/С прибыли на базу хранения в Дэвис-Монтан.

Вывод из состава боевых эскадрилий изношенных В-26 существенно подорвал боеспособность «Фэрм гэйт». Однако, как говорится, беда не приходит одна. Дурной пример «Инвейдеров» оказался «заразителен»: теперь в воздухе стали разваливаться Т-28. Фактически, «воздушный спецназ» остался без самолётов, хоть немного подходивших для противопартизанских действий. Обобщённый опыт участия в боевых действиях позволил сформулировать требования к новой противопартизанской машине, но ее поступление на вооружение ожидалось только через несколько лет! Все предложенные проекты имели как определенные достоинства, так и недостатки, однако успех «Скайредеров» в южновьетнамских ВВС предопределил выбор в пользу именно этих неприхотливых и весьма мощных самолетов.

Уже в конце 1963 г с баз хранения были извлечены списанные А-1Е и отправлены на капитальный ремонт. Одновременно началась передача в состав ВВС выводимых из состава флота одноместных А-1Н. Передавались А-1Н и южновьетнамцам. В апреле эскадрилья VA- 152 в полном составе перелетела на авиабазу Бьен Хоа, где её персонал приступил к переучиванию вьетнамцев на новый тип штурмовиков. Пока же 1 -я ACS использовала реквизированные у вьетнамцев Т-28. Первые шесть А-1Е прибыли только в мае. В самой Америке в это же время калифорнийская фирма «Он Марк Инжиниринг» (On Mark Ingeneering) получила заказ на модернизацию сорока бомбардировщиков В-26 в противопартизанский вариант В- 26К «Контр-Инвейдер». Одновременно был объявлен конкурс на создание специализированного противопартизанского самолёта.

Устаревшие вертолёты Н-21 к началу 1964 г были заменены на новые UH-1B, получившие прозвище «Хью». Тогда же в состав экипажа вертолётов ввели новых членов – бортовых стрелков. Надо сказать, что отбор а бортстрелки проводился очень жёстко: претендент должен был мастерски управляться с крупнокалиберным пулеметом «Браунинг», гранатомётом М.79, карабином М2, полуавтоматическим пистолетом М.З, винтовками М. 14 и М. 16, а также «уравнителем шансов» – армейским «Кольтом» «45-го калибра». Кроме того, кандидат в стрелки должен был иметь стопроцентное зрение, цветоощущение и отменную реакцию.

Новый 1964 п не оправдал надежд на то, что обстановка в регионе улучшится. Партизаны медленно, но верно захватывали под свой контроль всё большие территории. Для отслеживания их активности была создана разведывательная группировка «Янки том» (Yankee team), состоявшая из RF-101C и флотских RF-8A и RA-3. В Тонкинском заливе постоянно находились несколько американских авианосцев, не считая прочих военных кораблей. В январе дополнительно прибыл авианосец «Бон Омм Ричард», а вскоре и «Саратога», приписанный к Атлантическому флоту. На авиабазу Дананг перевели несколько истребителей-бомбардировщиков F-100D.

30 января 1964 г во Вьетнаме произошёл очередной военный переворот, и к власти пришёл генерал-майор Нгуен Кхань. Смена декораций ничего не изменила внутри страны, так как новое правительство, подобно предыдущему, пользовалось полной поддержкой США, но не имело популярности у народа. Впрочем, о наращивании боевой мощи своих ВВС заботился не только Южный Вьетнам. Первые пилоты транспортной авиации Северного Вьетнама, признанные лучшими, отправились на переучивание на реактивные самолёты в Китай и СССР. В конце 1962 г. советское правительство передало Северному Вьетнаму 36 реактивных истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных самолётов МиГ-15УТИ. В июне 1963-го руководство Северного Вьетнама приняло решение о слиянии авиации ПВО и ВВС. На тот момент Северный Вьетнам имел 44 транспортных самолёта, 12 вертолётов и 27 тренировочных машин. Первым боеспособным самолётом стал Т-28 «Троян», который принадлежал ВВС Лаоса, и в сентябре 1963 г. был угнан в Северный Вьетнам пилотом, перешедшим на сторону коммунистов. При посадке машина получила повреждения, но довольно быстро была восстановлена. Первыми на ней совершили полёт инструкторы Нгуен Ван Ба и Ле Тьен Пхуок. Позже они приступили к обучению других лётчиков. Вскоре из-за износа двигателя полёты прекратились, однако над провинцией Куанг Бинь был сбит другой лаосский Т-28, который использовали как источник запчастей.


В феврале 1963-го для американского руководства стало очевидно, что соблюдать приличия уже не имеет смысла и военная помощь южновьетнамскому режиму из- за океана хлынула таким потоком, что для переброски оружия и предметов снабжения заказанного «медными касками» не хватало даже возможностей Транспортного Командования, только недавно получившего в свое распоряжение новейшие «грузовики» С-130 и С-135.

Постоянно вторгавшиеся в воздушное пространство Северного Вьетнама американские самолёты побудили командование ВВС/ПВО организовать перехват. Поскольку тогда северяне ещё не имели радаров, способных навести перехватчик на цель, операция могла быть осуществлена только ясной лунной ночью. Этот замысел удалось реализовать в ночь на 16 февраля 1964 г. В 23:30 операторы РЛС засекли неопознанный самолёт, вторгшийся в воздушное пространство Северного Вьетнама в районе Кон Куонг (провинция Нге Ан). Нарушитель пролетел над районом «тропы Хо Ши Мина» и направился к Хой Ксуан в провинции ТханьХоа. В 01:0716 февраля в воздух поднялся Т-28, пилотируемый Нгуеном Ван Ба. Увидев на облаке мелькнувшую чёрную тень, Ван Ба пошёл на сближение и опознал транспортный С-123. Приблизившись на 500 м, пилот дал длинную очередь из крупнокалиберных пулеметов, после чего продолжая стрелять уже короткими очередями, продолжал сокращать дистанцию до цели. Судя по всему, экипаж С- 123 надеялся оторваться от противника, но «Троян» не отставал, поливая противника огнем и металлом, и вскоре транспортник рухнул в лес неподалёку от лаосской границы. В живых остался только один южновьетнамский солдат, взятый в плен. Это была первая победа северовьетнамских ВВС.

В марте участившиеся случаи вторжения американских самолётов в воздушное пространство Северного Вьетнама заставили командование привести северовьетнамские ВВС в состояние готовности №1. Одновременно продолжались вылеты на уничтожение лесной растительности. Постоянно обстреливаемые с земли С-123 нередко вынуждены были в аварийном порядке сбрасывать груз химикатов и возвращаться на базу. В качестве ответной меры командующий 2-й Авиационной дивизией генерал Джозеф Мур отдал распоряжение о выделении эскорта для самолётов. Во время первого совместного вылета С-123 сопровождали четыре А-1 и столько же Т-28 южновьетнамских ВВС. В тот день опыление проводилось в районе канала южнее Тан Сон Нхут. Для дефолиации были выделены два С-123. Ведущим был капитан Чарльз Хагерти, а ведомым – капитан Юджин Стаммер. Практически сразу же самолёты попали под сильный обстрел с земли и самолет Хагерти получил более 40 попаданий. Один из двигателей остановился, но зафлюгировав винт и сбросив гербициды, экипаж направил повреждённую машину в Сок Транг. В это время А-1 и Т-28 проштурмовали позиции партизан.

Однако полёты С-123 оставались все более опасными. Избегая обстрела с земли, экипажи иногда летели к цели на высоте не более 10м и только перед началом распыления поднимались выше. Отказ даже одного двигателя практически всегда означала гибель, так как мощности второго мотора не хватало для безопасного полёта, а полёты в долине А-Шо являлись чистейшим самоубийством из-за мощной ПВО. В ответ на усиление активности партизан президент Джонсон отдал приказ увеличить численность авианосной группировки в Тонкинском заливе. Операция «Янки тим» из простых разведывательных полётов превращалась в военную операцию против партизан.

21 мая 1964 г. два RF-8A с авианосца «Китти Хок» были обстреляны с земли. Один из них, пилотируемый лейтенантом Чарльзом Ф.Классманом, был повреждён, но всё же вернулся на свой корабль. 6 июня самолёт Классмана вновь попал под обстрел. На этот раз повреждения были настолько тяжёлыми, что пилоту пришлось катапультироваться и Классман попал в плен к партизанам Патет Лао, но спустя три месяца ему удалось сбежать. В отместку за сбитый самолёт авиация ВМФ США нанесла массированные удары по базам партизан.



У пилотов истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-105 основные потрясения еще впереди. Пока калибр вьетнамских зенитных средств невелик, а потом)' экипажи сверхзвуковыых боевых самолетов бомбят почти в полигонных условиях.


Тот самый трофейный Т-28 «Троян» – первый истребитель вьетнамских ВВС.


12,7-мм пулемет ДШК не долго был основным зенитным средством партизан.


В тот же день, когда был сбит лейтенант Классман, над Лаосом совершали разведывательный полёт ещё два RF-8A, но на сей раз в сопровождении истребителей. 7 июня на выполнение задания отправился один RF-8A с авианосца «Констеллейшн» в сопровождении четырёх F-8D из VF-111, базировавшихся на авианосце «Китти Хок». Самолёты были обстреляны с земли, на это истребительный эскорт ответил штурмовкой позиций зенитчиков. В этот же день над центральным Лаосом был сбит самолёт капитана 3 ранга Фойла В.Линна, сопровождавшего разведывательный самолёт. Линн катапультировался и на следующий день был вывезен спасательным вертолётом.

Для более плотного прикрытия разведчиков с Тайваня перебросили эскадрилью VMFA- 323, вооружённую F-8. Она принимала участие в боевых действиях до июня 1964 г., когда была выведена в США для перевооружения на F-4B.

9 июня 1964 г. восемь F-100D из состава 615-й эскадрильи тактических истребителей (615th TFS) нанесли удар по целям на территории Лаоса: дороге №8 и путевому мосту Hen, который был одной из ключевых точек «тропы». Помимо «Супер Сейбров» в налёте приняли участие четыре F-105 и три RF- 101 С. Последние выполняли сразу несколько задач: доразведку целей перед началом удара, разведку средств ПВО в ходе налета и регистрацию результатов рейда. Операция оказалась безуспешной. Спустя неделю четыре «Супер-Сэйбра» из состава 428-й эскадрильи тактических истребителей (428th TFS) опять отбомбились по дороге №8, но из-за нехватки топлива, малого количества бомб и плотного зенитного огня результаты снова были почти нулевыми.

В середине июня в Тонкинский залив прибыл авианосец «Рузвельт», а 20 июня 1964 г командующий американскими войсками генерал Харкинс был заменен на Уильяма Д.Вестморленда, который в годы Второй Мировой войны служил в 9-й пехотной дивизии и командовал 187-й парашютной бригадой в Корее. Кроме того, он довольно долго был суперинтендантом военной академии в Вест-Пойнте-кузницы кадров для американских вооружённых сил. Те, кто хорошо его знали, переиначивали его фамилию «Westmoreland» в «Waste more men» (очень много трупов). Этот генерал не был склонен к решению конфликтов мирным путём, предпочитая отправлять на гибель солдат. Назначение новых фигур на основные командные посты на ТВД вызвало кадровые перестановки на нижних этажах американской военной машины. Люди Кеннеди сменялись на сторонников Джонсона. 2 июля посол США в Южном Вьетнаме Генри К.Лодж был заменен на генерала Максвелла Д.Тэйлора. Этот парашютист и герой Второй Мировой был полнейшим нулём в политике, а потому усердно проводил в жизнь идеи своих хозяев. Американское военное присутствие в регионе продолжала стремительно нарастать, а до Тонкинского инцидента оставалось менее двух месяцев…

Продолжение следует


ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.