Онлайн библиотека PLAM.RU


21. ВЗГЛЯД АВТОРА НА ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Что главное в управлении автомобилем? Помнить о двух вещах. Первое: на входе в поворот скорость должна быть минимальной. Второе: рулите экономно, без размашистости и суеты.

(Вальтер Рерль)

На все сто процентов я согласен с немецким маэстро безопасной спортивной езды. Так же, как и он, я люблю прохватить по пустому немецкому автобану на участке, где нет ограничения скорости. Мой личный рекорд скорости – 290 км/ч на автомобиле Porsche Carrera 4. Но это сегодня, когда за плечами огромный опыт вождения в экстремальных условиях. В 1970-е годы было неимоверно сложно научиться хорошо управляться с горными лыжами. Сейчас стало ясно, что виной тому было несовершенство конструкции самих лыж и остального горнолыжного оборудования тех годов, например, креплений. Так же сложно было водителям автомобилей в семидесятые, так как управляемость тогдашних автомобилей оставляла желать лучшего. Особенно зимой на лысых летних шинах (о зимней «резине» тогда можно было только мечтать) да еще с плохо отрегулированными тормозами. И БГ, и Башмет, и Дыховичный и ваш покорный слуга, тем не менее, начинали с ВАЗ-2101. Я отношусь к тем водителям, которые освоили торможение без вмешательства электроники, во всех вариантах, включая прерывистое торможение с переменной амплитудой.

Безусловно, тот, кто начинал ездить без электронных ассистентов, лучше понимает, что происходит с автомобилем. Он не станет руководствоваться принципом: «Нечего париться! От меня требуется жать на педаль газа, а остальное машина как-нибудь сделает сама!» Сейчас на автомобилях все больше электроники, что делает вождение безопаснее. Это с одной стороны. С другой – водителям-новичкам труднее понять, где заканчиваются их возможности, а где начинается помощь со стороны. Но главное, что нужно прочувствовать, это предел сцепления шины с дорогой. А это неимоверно сложно, потому что именно электроника мешает этому. Если шина начинает скользить, то есть в процесс вмешиваются законы физики, то электроника становится бессильной, и разворот или вылет с дороги неминуем. Чаще всего – с намного большей скоростью, чем на машине без электроники, следовательно, с более тяжелыми последствиями.

Часто меня спрашивают: «А помогает ли компьютерная игра овладеть мастерством управления автомобилем?» Отвечаю: «Безусловно». Есть ли польза от компьютерных автомобильных игр? Есть, никакого сомнения. Компьютерные симуляторы позволяют начинающему водителю развить визуальное воображение (это когда у вас перед глазами стоит желаемая картина). А еще выработать правильный алгоритм движений, то есть научиться тому, чтобы не путать педали. (Не улыбайтесь, такое случается!) Если пойти дальше, то возникает вопрос, полезны ли компьютеры для тренировки автогонщиков? Посмотрите на молодых гонщиков, хотя бы на Алонсо. Двадцать лет назад невозможно было представить, чтобы человек, обладающий таким маленьким реальным опытом, ехал так быстро. Чем это объясняется? Использованием компьютерных симуляторов. Ребята с детского сада готовятся к тому, чтобы выступать на настоящих трассах. Их учат мысленно воображать – прокручивать в мозгу определенную ситуацию со всеми подробностями. Например, вы мысленно представляете, как бы вы сами вели машину по трассе, оказавшись на месте самого быстрого гонщика. Но для этого надо досконально знать эту трассу, скажете вы. Изучить трассу поможет компьютерная игра. Дело в том, что человеческий мозг в состоянии, подобно компьютеру, воссоздать желаемую картинку до мельчайших подробностей, и это можно и нужно использовать в тренировочном процессе.

Жак Вильнев, гонщик «Формулы-1», известный фанат компьютерных игр, как-то рассказал следующее. Перед своим первым выступлением на французской трассе в Спа он усиленно тренировался на компьютере. Главное, досконально, на подсознательном уровне выучить незнакомую трассу, считал Вильнев. И что же? Он взял в квалификации поул! С тех пор никто из гонщиков уже не считал компьютерные игры пустыми игрушками. Разберемся, что в действительности может дать компьютер. Понятно, что лучше всего для тренировок подходит гоночный симулятор (макет «формулы»), в плане тренировки ментального воображения он может дать немало. Но надо также понимать, что одного зрительного ряда для создания мысленного образа недостаточно. Дело в том, что гонщик воспринимает действительность, говоря иными словами, получает информацию, тремя путями.

• Первый: визуальный, или зрительный.

• Второй: слуховой.

• Третий: чувственный, или сенсорный.

Тренировка у компьютера поможет развить зрительное и слуховое восприятие, но никак не сенсорное. Тем не менее, польза компьютера очевидна. Я получил недавно письмо от фанатов компьютерных гонок. Ребята благодарили меня за статьи по гоночной теории, опубликованные в журнале «Автоспорт», и признавались, что применение основ гоночной теории в компьютерных гонках реально помогает улучшать результаты! Вот так! Значит, реальный автогонщик, тренируясь в компьютерных гонках, также не тратит времени зря, что доказал своим примером Жак Вильнев. А вот что сказал по этому поводу Вальтер Рерль: «Полезны ли компьютерные игры лично мне? Нет и еще раз нет. Пару лет назад на Нюрбургринге ко мне подошли шведы с просьбой протестировать их новую видеоигру. Я попробовал. И через пару минут почувствовал себя плохо. На экране все тряслось, как в ходе настоящей гонки, но тело-то ничего не воспринимало! Организм почувствовал какой-то ужасный дискомфорт. Я даже попросил подвезти меня пять километров до гостиницы. Сам не захотел садиться за руль. И это при том, что я стараюсь не ездить пассажиром. Я предвижу развитие ситуации гораздо раньше, чем обычный водитель. Минут десять могу помолчать. Когда сдерживаться больше нет сил, начинаю лезть с советами». Конечно, стать хорошим водителем можно без всякой тренировки – просто катаясь по городу. Но есть один момент. Это ситуации, близкие к критическим. На тренировке вы можете их отработать и понять, как действовать. Когда подготовки нет, первая критическая ситуация иногда становится последней.

Очень много молодых людей могли бы стать прекрасными гонщиками, но… «Входной билет» для участия в гонках становится все дороже, как и сами спортивные автомобили. Поэтому я рад, что в России удалось создать относительно доступный класс спортивных автомобилей Renault Logan, максимально приближенных к серийным. Даже если мы не получим новых чемпионов, то безопасных водителей станет больше. Абсолютно любой автомобиль можно сделать «драйверским». На трассе Спа-Франкошам (Spa-Francorchamps) протестировали гоночную версию автомобиля «Рено Дачия Логан», разработанную в техническом центре «Рено» под Парижем еще в 2006 году. Этот проект продолжает славную традицию «Рено» по постройке замечательных спортивных автомобилей для кубковых серий. И результат, как всегда, превзошел все ожидания. В «Рено-Спорт» наладили выпуск спортивных комплектов для превращения автомобиля «Рено Логан» в гоночную машину, так что получается малобюджетный автомобиль, готовый к гонкам, всего за 10 000 евро. Конечно, найдутся те, кто с уверенностью скажет, что за такую цену хорошей гоночной машины не может быть. Но это не так! Во-первых, «Рено Логан» очень надежный автомобиль, прошедший в ходе тестов 1400 км без единой технической проблемы. В разных погодных условиях были опробованы шины Michelin, BF Goodrich и различные тормозные диски с колодками Ferodo, Carbone Lorraine, OMP. Машина отличается замечательным балансом, легка в управлении и особенно хороша на мокрой трассе. Конечно, скоростью «Рено Ло-ган» похвастать не может, но, тем не менее, гарантированно доставит море удовольствия начинающим пилотам. Концерн «Рено» выпустил гоночные наборы для 250 машин для организации кубковых гонок на «Рено Логан». Изюминкой новой серии стала возможность участникам самостоятельно установить спорт-пакет, что позволит дополнительно снизить расходы. И это огромный козырь, так как новый Кубок «Рено Дачия» призван исповедовать доступность, уникальность и удовольствие. Новые горизонты малобюджетной серии оказались по душе гонщикам из Германии, Румынии, Швейцарии, России, Морокко и Турции.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.