|
||||
|
31. СПОРТИВНОЕ ВОЖДЕНИЕ В ПОВОРОТАХ Известный американский гонщик Вик Эльфорд, написавший книгу «Вождение Porsche», так описывает движение по длинной прямой во время 24-часовых гонок в окрестностях французского города Ле-Ман: «Когда мчишься ночью со скоростью выше 300 км/ч по прямой, есть достаточно времени, чтобы обдумать в мельчайших подробностях, насколько это опасно, если, например, внезапно лопнет шина или сломается какая-то важная деталь подвески. И тем не менее движение по прямому участку расслабляет, и в это время можно немного передохнуть. Управлять машиной на прямой может каждый». Другое дело повороты. Тут водитель имеет дело с множеством различных сил, действующих на автомобиль, с которыми необходимо найти общий язык. Обычно о прохождении поворота говорят так: в повороте на автомобиль действует центробежная сила, направленная из центра поворота, которая борется с центростремительной силой, направленной в центр поворота. Когда центробежная сила побеждает, машина вылетает из поворота, ныряет в кювет и переворачивается. Так представляет себе картину скоростного прохождения поворота абсолютное большинство обычных водителей. На самом деле все значительно сложнее. Чем отличается гонщик от обычного водителя? Во-первых, он умеет использовать весь потенциал работы шины. Для этого необходимо все время знать, сколько процентов возможности шины используются. Во-вторых, он умеет разрывать психомоторную реакцию, говоря простыми словами, инстинкт самосохранения, который проявляется в простом нажатии на тормоз в опасной ситуации. Гонщик может в такой ситуации нажать на тормоз и отпустить его, если это нужно. Он может и прибавить газ, даже если его машина летит на препятствие, то есть он вытягивает машину газом из неуправляемого скольжения и благополучно минует препятствие. Но самое интересное в вождении автомобиля это прохождение поворотов, и в этом гонщик и «гражданский» водитель различаются еще сильнее. Обычному водителю вряд ли объясняли, как проходить повороты, и он делает это чисто интуитивно. В один прекрасный момент он, возомнив себя асом и забыв о центробежных силах, подъезжает к повороту на большей скорости, чем он желал, и отважно пытается «заправить» машину в поворот. Тут же срабатывает инстинкт самосохранения, и водитель сильно режет поворот на входе, оставляя себе больше свободного места на внешней части поворота – на всякий случай. Это в корне неверно, так как машина поворачивает в том секторе, где у гонщика поворот уже закончен. Гонщик поворачивает руль еще до входа в поворот. «Гражданский» лихач поворачивает руль на дуге поворота, и это самая грубая ошибка, ведущая к необходимости «довора-чивать» руль на выходе из поворота. Если скорость велика, то лихач сбрасывает газ или, что еще хуже, тормозит, при этом вес машины перераспределяется вперед, давление на задние шины ослабляется, задние колеса теряют сцепление с дорогой и происходит резкий и неожиданный для водителя разворот автомобиля и потеря управления. Если посмотреть на черные следы от шин на любой гоночной трассе, то мы обнаружим их именно на выходе из поворотов, идущими от внешнего края проезжей части к внутренней. Это самая распространенная ошибка, и именно так куролесили здесь автомобили начинающих гонщиков или неопытных любителей быстрой езды, постигающих законы прохождения поворотов. Еще хорошо, что они упражнялись на относительно безопасной трассе, а не на дороге общего пользования. На ошибках учатся, еще раз повторюсь, и эта книга позволит вам максимально сократить их число. Лучше учиться на чужих ошибках, причем правильно, и верить в свои силы. Как гонщик «Формулы-1» Деймон Хилл, говоривший так: «Я не баловень судьбы и не обладаю привлекательностью, я беру упорством. И никогда не сдаюсь». Но самое главное, чем отличается обычный водитель от гонщика, это умением действовать на подсознательном уровне. Обычному водителю, который вдруг решил поехать быстро, будет катастрофически не хватать времени на сбор информации и принятие правильного решения! И опасная ситуация быстро может стать для него критической, если он окажется за рулем по-настоящему быстрого автомобиля. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|