|
||||
|
3. Ошибки при ремонте автомобиля Впервые сталкиваясь с ремонтом автомобиля, немудрено и растеряться. В результате – переплаты на СТО, ремонт отнюдь не того, что действительно требует внимания, починка совершенно исправного автомобиля и т. д. Кроме того, автовладельца-новичка очень легко обмануть, и этим часто пользуются недобросовестные мастера. Главное, что такие ошибки ведут к потере денег. Одна из классических ошибок автоновичков связана с приобретением запчастей для своего «коня». Многие начинающие водители, приобретая автомобиль, что называется, «глубоко б/у», почтенного возраста автопатриарха, считают, что такому «старичку» вполне подойдут и запчасти б/у. Особенно если машина приобреталась с целью освоиться за рулем как следует, а уж затем выбросить этот металлолом и купить что-то человеческое. Оно-то правильно, лучше «убивать» старую, дешевую машину, чем купить новенькую и дорогую и через год сделать ее грудой металла для разборки. Но даже такой «автотренажер» требует ухода и качественного ремонта – ведь ему доверяется ваша жизнь. Однако излишне экономные новички приобретают не только подержанный бампер или крыло, но даже амортизаторы (рис. 3.1), шаровые опоры, тормозные диски и колодки! И потом очень удивляются, что автомобиль качается вверх-вниз, как ванька-встанька, несмотря на «новые» амортизаторы, а рабочая тормозная система вдруг отказывается работать (или при торможении слышится дикий визг) – и это несмотря на «новые» тормозные колодки и диски. Рис. 3.1. Доводка амортизаторов б/у до продажного состояния Конечно, в автомобиль, предназначенный на слом, не хочется очень уж вкладываться. Но следует вложиться в собственную безопасность, а требуемые запчасти разделить на две группы: те, которые непосредственно влияют на безопасность движения (как-то тормозные колодки и диски) (рис. 3.2), и те, влияние которых на безопасность не столь очевидно (к примеру, автомагнитола, дверцы, крылья, капот и т. д.). Запчасти из первой группы следует приобретать только новыми, с иголочки, несмотря на солидный возраст автомобиля. Ведь, купив шаровую опору б/у, вы рискуете в скором времени оказаться на дороге с вывернутым колесом, и хорошо, если эта катастрофа коснется только вас, а не произойдет весьма неприятного ДТП со многими участниками. Рис. 3.2. Тормозной диск с колодками Ну а если вы, приобретя подержанные запчасти из первой группы, вскоре заметите, что тормозные колодки вовсе не такие уж новенькие, как рассказывал продавец («Вчера только сняли с новой машины после аварии!»), то предъявить претензии и вернуть свои деньги все равно не сможете. На запчасти б/у гарантии не существует. Частенько по причине экономии приобретаются детали новые, но «беспородные». А вот это – самая настоящая лотерея. Бывает, что повезет и такая запчасть будет работать не хуже дорогой фирменной. Но чаще ресурс у «беспородных» автодеталей гораздо ниже, чем у запчастей, выпускаемых известными производителями, и в конце концов экономия не окупается (разве что если требуется срочно заменить деталь с перспективой впоследствии приобрести фирменную, «долгоиграющую»). Сначала приобретается китайская запчасть, скажем, за $50. Через неделю-другую выясняется, что она не вполне кондиционная (по понятиям автомобиля), и приходится приобретать уже то, что рекомендует завод-изготовитель, за $150. Итоговая цифра составляет $200, из которых $50 – выброшенные деньги. Одно из распространенных заблуждений касается жителей небольших городов и сельской местности: «В столице все дешевле!» Водители-новички справедливо предполагают, что многие запчасти в Москве (Питере, ближайшем крупном городе) дешевле, чем в их родном городе, и владельцы тамошних магазинов автозапчастей приобретают товар именно в крупном городе. А если поехать самому на закупку деталей, то можно сэкономить по крайней мере на магазинной наценке. Это, конечно, верно. Но следует учесть еще и стоимость дороги. Предположим, кто-то едет по делам, скажем, в Москву и даже готов привезти оттуда вожделенную автозапчасть. Однако стоимость дороги – это отнюдь не главное. Проблема в том, что в случае приобретения автозапчасти в «родном» магазине вместе с ней выписывается и гарантия. И если вдруг с этой запчастью что-то не так (вы платили за фирменную вещь, а вам досталось китайское изделие, или запчасть не подходит вашему автомобилю – такое случается при ошибке с годом выпуска или в магазинном каталоге запчастей) либо она вышла из строя буквально через несколько недель эксплуатации, хотя должна была проработать минимум год, вы спокойно идете в тот магазин, где сделали неудачную покупку, и меняете ее на то, что вам требуется. Автор в свое время трижды заменил выхлопную систему в магазине, и только третья оказалась той, которая требуется, хотя все три в магазинном каталоге числились под данной маркой, моделью и годом выпуска. Ну а если магазин в Москве? Тут уже гораздо сложнее совершить обмен. Или нужно тратить деньги на поездку (а тогда запчасть имеет все шансы оказаться «золотой»), или ждать очередной командировки знакомого, а в ее ожидании сидеть без запчасти. Есть еще один вариант, к которому в конце концов приходят почти все: в «родном» магазине приобретается нужная деталь, а неудавшееся столичное приобретение пылится в гараже как памятник. Еще с одним заблуждением связаны самые большие финансовые потери при ремонте автомобиля: русский человек упрямо считает, что каждый может заниматься политикой, лечением, банковским делом и… ремонтом автомобиля. Более того, водитель-новичок, выслушав на курсах несколько лекций об общем устройстве автомобиля, обычно уже готов его диагностировать. Разумеется, есть те, кто честно признается в своей некомпетентности, но большая часть (особенно это относится к мужчинам, но встречаются и женщины) считает, что по крайней мере может дать мастерам несколько «полезных советов». Вот тут-то и кроется глубочайшая ошибка. Во-первых, диагностика в подавляющем большинстве случаев ошибочна. Новоиспеченный владелец автомобиля убежден, что у его машины проблемы с двигателем и, более того, нужен капитальный ремонт. Он жалуется в автосервисе на то, что ему подсунули «гроб на колесах» и у него с самого начала были подозрения, что с этим автомобилем что-то не то, а мастера, конечно, соглашаются. Тем более что капитальный ремонт двигателя стоит довольно дорого, а уж если его не требуется делать – это же просто золотой заказ! И автомобиль благополучно следует в ремонтный бокс, где ему в лучшем случае вымоют двигатель. Потому что на самом деле проблемы с газовым оборудованием, которое недавно поставил владелец ради экономии. Или нужно попросту сменить воздушный или масляный фильтр (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Старый и новый воздушный фильтр Во-вторых, излагая свои представления о том, что же именно произошло с автомобилем, да еще со знающим видом, владелец мгновенно расписывается в том, что он недавно за рулем, это его первый автомобиль и он, собственно говоря, совершеннейший дилетант. Мастера автосервиса такой тип людей прекрасно знают, ведь они каждый день имеют с ними дело. И, увы, клиент такого рода изначально рассматривается в качестве объекта обмана: начиная с количества и стоимости запчастей и заканчивая объемом работ и стоимостью ремонта. К сожалению, честные мастера, которые не поддадутся соблазну обмануть владельца автомобиля, когда тот сам так и уговаривает, чтобы его надули, попадаются очень и очень редко. В-третьих, владелец автомобиля, который пытается указывать мастерам, что и как они должны делать, да еще если он не разбирается в том, о чем идет речь, вызывает исключительную антипатию (что неудивительно; представьте только, что какой-то дилетант начал вас учить делать вашу работу!), что, в свою очередь, сказывается и на качестве ремонта, и на итоговой сумме счета. Иногда кажется, что в счете учтено каждое слово, сказанное заказчиком не по делу. Поэтому гораздо лучше честно признаться в том, что вы – новичок за рулем и не разбираетесь в устройстве автомобиля. Правда, подобное признание чревато тем, что вас попытаются обмануть уже просто как новичка, причем иногда даже с самыми теплыми чувствами, даже с определенного рода соболезнованием вашим бедам и вашему незнанию элементарных автоштучек. Так что неплохо, если пару-тройку раз с вами на автосервис съездит кто-либо из «старших товарищей» – опытный водитель, который уже неоднократно бывал на СТО. Еще лучше, если вам порекомендуют какую-либо СТО и даже представят вас мастерам. Кроме того, если честность мастера вызывает сомнения, то помните – существует множество других автосервисов, и вы всегда можете пройти альтернативную диагностику, проверив сомнительные слова мастера. И не стесняйтесь сказать мастеру, что вы отправляетесь на контрольную диагностику. Во многих случаях этого и не приходится делать, «диагноз» изменяется прямо на месте («Погодите, я еще вот там не посмотрел… Может, именно в том месте загвоздка… Ну да, я так и думал!»). «Дядя Вася» все починит Отдельная проблема новичков-водителей – выбор автосервиса для своего автомобиля. Ведь хочется, чтоб и дешево, и качественно, и быстро. Когда на первый план выходит понятие «дешево», тут же вспоминается о «дяде Васе», который просто настоящий Кулибин. Он нюхом чует, какая у автомобиля неисправность, а за ремонт берет сущие копейки. Вот только чаще всего этот «Кулибин» ничего не понимает в ремонте данного конкретного автомобиля, ведь у каждой марки и модели имеются свои особенности. Кроме того, что невозможно гарантировать качество, ремонт занимает очень много времени. Кстати сказать, действительно есть «дяди Васи», которые на базе своего гаража организовали мини-автосервис (рис. 3.4). И к некоторым из них есть смысл обращаться, если вы готовы потерпеть со временем, чтобы сэкономить деньги. Но прежде всего следует выяснить, действительно ли этот «дядя Вася» может отремонтировать автомобиль? Достаточно поговорить с парой-тройкой «дяди Васиных» клиентов, и все станет ясно. Рис. 3.4. Гаражный автосервис
Рис. 3.5. Рабочее место механика гаражного автосервиса Немаловажно и то, на каких именно видах работ специализируется «дядя Вася». Он может заниматься кузовным ремонтом, ходовой частью, двигателями. Встречаются и универсалы, дело у которых поставлено солидно: обычно они располагаются не в одном гараже, а в нескольких или арендуют арочник и держат нескольких помощников (и, кстати, строго следят за их трезвостью), то есть это вполне может быть действительно почти автосервис (рис. 3.6). Рис. 3.6. Гаражный мастер за работой Но если, скажем, кузовной ремонт и покраску автомобиля вам предлагает «дядя Вася», гараж которого захламлен старыми автозапчастями и ваша машина в ожидании ремонта будет храниться под гаражной дверью, если вам не могут показать образцы работ (а у хорошего специалиста практически всегда в работе имеется машина, и он может ее продемонстрировать), если сам «дядя Вася» ходит пешком либо ездит на полностью «убитой» и проржавевшей машине, лучше откажитесь от его услуг. Вам ведь не нужно, чтобы автомобиль был выкрашен малярной кистью (а бывали и такие случаи), а не автомобильной краской (недобросовестный «дядя Вася» может понадеяться, что неопытный автовладелец не отличит обычную краску от автомобильной, пока не станет слишком поздно для предъявления претензий) и т. д. Собственно говоря, рассматривая внимательно все плюсы и минусы, можно выяснить, что у «дяди Васи» – настоящего автомастера, а не того, кто таким представляется, – есть одно несомненное преимущество перед автосервисами, и это отнюдь не цена работ. Ведь в любом случае более низкая стоимость компенсируется более высокими временными затратами, а в большинстве случаев верна старая поговорка: «Время – деньги». Дело в том, что в автосервисах предпочитают не ремонтировать дефектную деталь, а просто заменять ее. Причем во многих случаях ремонт-то нужен копеечный, правда связанный с затратами времени. А если подойти к автомобилю как к конструктору из кубиков, то гораздо проще и быстрее вытащить тот «кубик», который поцарапался, и заменить его новым. Такой ремонт стоит существенно дороже, ведь приходится оплачивать еще и стоимость новой детали. СТО: честные и нечестные Если подходить к ремонту с точки зрения качества, то на специализированных автосервисах оно, конечно, выше. И дело не только в том, что в распоряжении мастеров имеется современное оборудование, – у некоторых гаражных специалистов оно не хуже, но если речь идет о фирменном автосервисе, то его мастера обычно обучаются ремонту конкретной марки автомобилей. Данный факт подтверждается наличием у СТО лицензии на выполнение ремонтно-диагностических работ.
Следует учитывать, что сам факт наличия современного и дорогого оборудования на СТО означает лишь определенный финансовый статус его владельцев, но ничего не говорит о качестве ремонта. Этим оборудованием еще нужно уметь пользоваться. Фактически все зависит от конкретного мастера.
Многие новоиспеченные владельцы автомобилей считают более привлекательными СТО, которые вывешивают эмблемы многих марок. Им кажется, что такие универсалы с легкостью найдут и устранят любую неисправность. Однако это означает лишь то, что, скорее всего, в данном автосервисе толком не умеют ремонтировать ни одну из заявленных марок, а уж лицензии на выполнение ремонтно-диагностических работ всех этих автомобилей (что является определенной гарантией качества) у них почти наверняка нет. Настораживать должны те СТО и сервисные центры, где вместо четкой цифры, обозначающей стоимость предстоящих работ, предлагают договориться по факту выполнения этих работ («Вы же понимаете, никогда нельзя заранее предсказать, что еще вылезет в процессе ремонта!»). Это верный признак того, что здесь вас держат за «чайника» (а вернее, за «дойную корову») и намерены облегчить ваш карман на сумму, многократно превышающую реальную стоимость ремонта. На любой СТО есть четкий прайс на те или иные виды работ; а что касается невозможности предсказаний, то именно для этого и нужна диагностика. Есть нюанс, на который покупаются иногда даже не новички за рулем: требование сдать технический паспорт на автомобиль на время проведения ремонтных работ. Автору ни разу не пришлось услышать внятного обоснования, зачем это требуется делать (кроме разве что того, что таким образом у посторонних людей появляется возможность прокатиться на чужом автомобиле), зато довелось увидеть немало несчастных автовладельцев, у которых автомобиль угнали буквально на следующий день после посещения такой СТО из гаража, а то и прямо с СТО, пока владелец рассчитывался за проведенные работы (при этом он уже принял автомобиль, то есть СТО не несла ответственность за его сохранность!). Так что как только прозвучало настойчивое требование отдать техпаспорт на автомобиль, лучше данный автосервис покинуть и больше в него не возвращаться. Перед тем как отправиться в автосервис, не поленитесь зайти в Интернет и ознакомиться с содержимым так называемых «черных» списков СТО и сервисных центров. Найти такие сайты несложно, для этого достаточно набрать в поисковике запрос «черный список СТО» либо что-то в этом роде. Эти списки формируются на основании информации, которая поступает от автолюбителей, пострадавших от некачественного автосервиса либо обманутых на СТО (в сервисном центре). «Черные» списки обычно включают в себя не только перечень СТО и сервисных центров, отличающихся некачественной работой или замеченных в мошенничестве, но и подробное описание причин, по которым та или иная организация попала в этот список. Кстати, в Интернете ведутся и «белые» списки, в которых автолюбители делятся адресами и названиями порядочных СТО. В Интернете же можно найти и сайты любителей именно вашей марки автомобиля, на которых опытные автовладельцы охотно дадут совет, куда обратиться по поводу ремонта, где именно в вашем городе можно приобрести качественные и недорогие детали, объяснят нюансы эксплуатационного обслуживания конкретной модели автомобиля и даже смогут ориентировочно оценить стоимость необходимого ремонта (рис. 3.7). Рис. 3.7. Интернет-страница клуба любителей Audi Рекомендуется выполнять ремонт и техническое обслуживание автомобиля все время на какой-нибудь одной СТО. Во-первых, отношение к постоянным клиентам намного лучше, чем ко всем остальным, следовательно, вы вполне можете рассчитывать на высокое качество выполненных работ. Во-вторых, на некоторых СТО постоянным клиентам могут даже предоставлять небольшие дисконтные скидки.
Ремонтные вопросы Я недавно приобрел дизельный «Фольксваген». У него одна проблема: двигатель заводится не сразу, а спустя несколько секунд. Я уже заменил свечи и аккумуляторную батарею, но проблема не исчезла. Что делать?В данном случае не нужно ничего делать. В дизельных двигателях используются не свечи зажигания, как в бензиновых (рис. 3.8), а свечи накаливания (рис. 3.9). Такие свечи должны нагреться до определенной температуры, чтобы двигатель запустился. Поэтому сначала нужно включить зажигание, затем подождать несколько секунд и только тогда, когда погаснет соответствующая лампочка на панели приборов (вам ее покажет хозяин), завести двигатель. Если все происходит именно таким образом, двигатель полностью исправен и заводится так, как должен. Рис. 3.8. Свеча зажигания Рис. 3.9. Свеча накаливания Полгода назад я купил подержанный автомобиль в хорошем состоянии. Все было в порядке, но теперь начались биения руля, как только скорость становится больше 100 км/ч. Мне посоветовали поменять передние тормозные диски и проверить рулевое. Все это сделали, но биение осталось. В чем может быть причина?Гораздо чаще, чем проблемы с кривыми тормозными дисками и рулевым управлением, причиной биения являются неотбалансированные колеса. В первую очередь при возникновении такого биения следует проверить развал/схождение. Также проблема может быть с самими колесами из-за различного давления в шинах (рис. 3.10). Особенно часто подобное случается, если колеса накачаны небрежно и неравномерно или одно из колес подтравливает. Рис. 3.10. Подкачка шин Я приобрел автомобиль, нуждающийся в косметическом ремонте (покраска, химчистка салона и т. д.). Когда я обратился по поводу покраски, мне сказали, что требуется 9 литров краски плюс растворитель и лак. Мне кажется, что краски просят многовато. Но мастера говорят, что для качественной покраски требуется несколько слоев краски и лака, иначе лакокрасочное покрытие быстро облезет. Кто прав?В данном случае правы вы. Да, для получения качественного лакокрасочного покрытия необходимо несколько слоев и краски, и лака. Тем не менее таким количеством краски, как вам сказали, вы можете окрасить не только автомобиль, но еще и свою квартиру (и даже на дачу останется). В среднем на автомобиль стандартных габаритов требуется около 3 литров краски (рис. 3.11). Рис. 3.11. Процесс покраски автомобиля У меня не работает отопление салона, и мастера говорят, что засорился радиатор печки. Ремонт очень дорогой. Можно ли как-то его удешевить?Для начала нужно проверить, действительно ли засорился радиатор печки. К сожалению, такой «диагноз» весьма распространен, но в 95 % случаев он не соответствует действительности. Чаще всего речь идет всего лишь о завоздушивании системы охлаждения. Недобросовестные мастера выставляют счет за чистку или замену радиатора печки (а это действительно весьма недешево), но на самом деле всего лишь развоздушивают систему. В принципе, это можно сделать самостоятельно: на многих моделях автомобилей предусмотрено специальное приспособление для стравливания воздуха из системы охлаждения. После того как система развоздушена, отопление салона обычно начинает благополучно работать. А вот если развоздушка не помогла, действительно придется чистить или заменять радиатор печки. Я приобрел относительно «молодой» автомобиль (4 года) в хорошем состоянии, но через два месяца после покупки он начал «кушать» бензин. Когда же я обратился на СТО, мне сказали, что двигатель нуждается в капитальном ремонте. Но машине всего 4 года, и предыдущий хозяин ездил на ней относительно немного (пробег при покупке составлял 20 тыс. км). К тому же капитальный ремонт двигателя очень дорогой. Что делать?То, что автомобиль потребляет повышенное количество топлива, еще не означает, что что-то не в порядке с двигателем, а уж тем более, что требуется капитальный ремонт. Если машина не слишком старая, в хорошем состоянии, то, скорее всего, следует заменить маслосъемные колпачки или воздушный фильтр – засор воздушного фильтра или старые, «задубевшие» маслосъемные колпачки также вызывают повышенный расход топлива. В моем автомобиле что-то не в порядке с электроцепями: при включении габаритов падают обороты (до 500 об/мин), а когда включаю ближний свет, обороты поднимаются до нормы (800–900 об/мин). Автоэлектрики уже проверили и перебрали/заменили все, что возможно, но неисправность осталась. Куда нужно обратиться для устранения проблемы? Может, этим занимаются специалисты по двигателям?В данном случае ремонтируется то, что никогда не было неисправным, так как у многих моделей автомобилей обороты двигателя склонны падать при малых нагрузках на генератор (например, при включении габаритов), а при увеличении нагрузки обороты поднимаются. Так как минимальные обороты исправного двигателя – 500–600 об/мин, то очевидно, что в данном случае все в порядке. Если хочется подольше сохранить ресурс двигателя, то нужно включать ближний свет, увеличивая нагрузку на генератор и повышая обороты (при низких оборотах давление в системе смазки тоже низкое, а это не способствует длительному сохранению ресурса двигателя). Чтобы не платить за ремонт воображаемой неисправности, лучше всего не самому ставить «диагноз» автомобилю («что-то не в порядке с электроцепями»), а позволить это делать мастерам СТО. Лучше один раз заплатить за диагностику, чем несколько раз ремонтировать (и платить за это!) то, что ремонта не требует. На моей машине заменили все тормозные колодки, после чего тормозить стало хуже, чем со старыми колодками. Я обратился на другую СТО, и там вновь заменили тормозные колодки (поставили уже другой новый комплект), но проблема осталась. Что делать?Вторая замена тормозных колодок явно была лишней. Падение эффективности рабочей тормозной системы в первое время после замены тормозных колодок является практически неизбежным. Это происходит из-за уменьшения контактной площади тормозных колодок и тормозных дисков: новые колодки ровные (рис. 3.12), а после приработки их рабочая поверхность принимает форму рабочей поверхности тормозного диска, и тогда увеличивается площадь контакта. Чтобы с самого начала не было проблем с ухудшением тормозной системы, можно заменять одновременно и тормозные колодки, и тормозные диски. Ну а если заменяются только колодки, то нужно просто подождать прирабатывания их к дискам. Рис. 3.12. Новые тормозные колодки Я самостоятельно заменил тормозные колодки, но, хотя на вид они были такие же, как и старые, на место не становились, и пришлось забивать их молотком. Это бракованные колодки или я что-то не так делал?Забивать тормозные колодки на место молотком однозначно не стоило. Теперь они постоянно будут перегреваться, а заодно вызывать перегрев и тормозного диска. Также при отсутствии подвижности тормозных колодок они будут быстро изнашиваться. То, что тормозные колодки не становились на место, вовсе не означает, что они бракованные. Просто их нужно было немного подточить, чтобы они встали на место без усилия, а уж тем более без молотка. Кроме того, можно было приобрести фирменные тормозные колодки, хотя, конечно, они гораздо дороже «беспородных» изделий. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|