Онлайн библиотека PLAM.RU


  • СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-64
  • СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-72
  • СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-80
  • Часть 1

    ПРЕДЫСТОРИЯ ТАНКА Т-80

    Как известно, отечественная классификация танков, принятая в 30-х годах, предусматривала их деление по весовым категориям на малые, легкие, средние и тяжелые (позже малые исключили). Малыми называли, как правило, танкетки, вооруженные пулеметами и предназначенные для выполнения задач разведки и связи. Легкие имели противопульное бронирование, вооружались пушками малого калибра (до 45 мм) и обладали высокими динамическими характеристиками. Средние были защищены броней, способной противостоять снарядам малого и среднего калибра, и оснащались артиллерийскими системами среднего калибра (нарезные пушки до 100 мм). Тяжелые были защищены мощной броней (за редким исключением) и вооружались пушками большого калибра.

    До определенного момента тактико-технические показатели танков, относящихся к разным категориям, существенно отличались друг от друга. Легкие обладали высокими динамическими характеристиками, однако были слабо защищены и вооружены. Средние характеризовались более высоким уровнем защищенности и вооружения при некотором снижении скоростных качеств. Тяжелые же были прекрасно вооружены, имели самый высокий уровень защищенности, но были тихоходны. По мере совершенствования танков удалось создать такие боевые машины, которые обладали вооружением и защитой, характерными для тяжелых танков, а динамическими качествами — не уступающими легким и средним. Тогда классификация танков по массогабаритным показателям потеряла смысл и было введено понятие "основной боевой танк". Официально считается, что первым таким отечественным танком стал Т-80.

    Создание машины, уровень всех тактико-технических показателей которой был бы одинаково высок, представляет собой очень сложную техническую задачу. Объясняется это, прежде всего тем, что стремление улучшить любой из показателей ведет, как правило, к ухудшению других, и этот процесс напоминает цепную реакцию. Так, установка более мощного вооружения требует увеличения объема боевого отделения (при упрощенном расчете каждый литр забронированного объема требует 5–7 кг броневой стали), что неизбежно ведет к увеличению массы, а это, в свою очередь, вызывает необходимость повышения мощности силовой установки, совершенствования трансмиссии, подвески и ходовой части. То есть создание танка, в котором оптимально сочетались бы, в общем-то, "противоречивые" качества, возможно только при комплексном подходе к решению этой задачи и в условиях, когда страна обладает необходимым для ее реализации техническим и технологическим потенциалами. Именно этим объясняются этапы развития танкостроения, обусловленные определенными революционными техническими решениями, которые, в свою очередь, совершенствовались в течение некоторого времени эволюционным путем.

    Такими этапными (революционными) машинами у нас в стране были, например, Т-34 и КВ. Средний танк Т-54 стал родоначальником большого первого послевоенного поколения, завершившегося созданием Т-62. Революционной машиной был и Т-64, с которого берет начало второе послевоенное поколение. С этой точки зрения танк Т-80 можно считать одновременно завершающим второе поколение и открывающим третье, так как он сочетает в себе все лучшее, что было на предшествующих машинах, и много новых инженерных решений. Наиболее близки по характеристикам к "восьмидесятке" боевые машины предшествующего поколения — Т-64 и Т-72. В значительной степени создание Т-80 можно считать результатом эволюции этих машин.

    СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-64

    На рубеже 50 и 60-х годов стало ясно, что по уровню основных боевых показателей танки первого послевоенного поколения Т-54, Т-55 и Т-62 уже не соответствуют новым требованиям, учитывающим возросшую огневую мощь противотанковых средств, повышение динамичности боевых действий и увеличение вероятности применения на поле боя ядерного и другого оружия массового поражения. Существенно поднять уровень характеристик серийно производящихся образцов за счет модернизации уже не представлялось возможным, и поэтому встала задача — создать совершенно новую машину, в которой учесть требования времени, и заложить резервы ее совершенствования.

    Разработка такого танка началась в 1958 году в Харькове в конструкторском бюро, руководимом А. А. Морозовым (известным своим участием в создании легендарной "тридцатьчетверки"). Уже в 1960 году для экспериментальной отработки было построено несколько опытных образцов с массой, близкой к 35,5 т. Один из них — "объект 430" представлял собой танк, говоря о котором часто приходится употреблять слово "впервые". Так, на нем впервые в отечественном танкостроении был установлен двухтактный 5-цилиндровый двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами и встречно-движущимися поршнями, снабженный приводным нагнетателем. Значительная часть механических потерь на его привод компенсируется газовой турбиной. То есть, была реализована идея так называемого продленного выпуска отработавших газов. Его мощность была 442 кВт (600 л. с). При этом он имел малые габариты, что позволило значительно снизить высоту танка в целом. Этому же способствовало применение компактных бортовых планетарных коробок передач. Система охлаждения эжекционная, блок радиаторов был выполнен изолированно от моторно-трансмиссионного отделения. При движении под водой радиаторы омывались забортной водой и исчезала опасность перегрева двигателя. Благодаря этому были сняты ограничения по ширине водной преграды, преодолеваемой по дну.

    "Объект 430" был вооружен нарезной пушкой 100 мм и двумя пулеметами 7,62 мм. Бронебойный снаряд этой пушки имел начальную скорость полета 1015 м/с. В схеме стабилизатора "Метель" были предусмотрены устройства, обеспечивающие после выстрела автоматическую установку пушки на угол заряжания (близкий к горизонтальному) и выброс стреляной гильзы. Толщина брони корпуса танка составляла 80 мм, а башни — около 500 мм. В ходе испытаний этой машины выявилась необходимость существенной доработки многих механизмов и узлов.

    Дальнейший поиск оптимальной конструкции будущей боевой машины специалисты различных КБ вели, в той или иной степени заимствуя технические решения, реализованные на "четырестатридцатом". Эти работы хорошо иллюстрируют основные направления формирования облика танка нового поколения. Несколько разработок представляют собой попытки реализовать идею повышения огневых возможностей танка за счет установки ракетно-пушечного вооружения.

    Один из них — "объект 775" был создан в городе Челябинске конструкторским коллективом под руководством П. П. Исакова. Он был оснащен гладкоствольной пусковой установкой 125 мм, способной вести огонь управляемыми ракетами и неуправляемыми активно-реактивными снарядами. Наведение ракеты на цель осуществлялось с помощью полуавтоматической системы по инфракрасному лучу. Ракета была способна поражать бронированные цели (250 мм под углом 60 градусов) на дальности до 4000 м. Процессы заряжания (на машине имелся полуавтоматический механизм заряжания), наведения на цель, выстрела (пуска) и управления полетом ракеты производились по командам с пульта командира-оператора.

    Экипаж из двух человек размещался в башне в изолированной кабине из полиэтилена. При этом место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Благодаря размещению экипажа в башне общую высоту машины удалось снизить до 1740 мм.

    В отличие от "объекта 430", но этой машине вместо торсионной подвески применили гидропневматическую, с дозирующим устройством, позволявшим изменять клиренс. Силовая установка и силовая передача были заимствованы с "объекта 430". В общем, получилась оригинальная боевая машина, напоминавшая скорее истребитель танков, чем танк. Недостаточная эффективность вооружения на малых и средних дистанциях, высокая сложность устройства и обслуживания — все это существенно сужало сферу его применения.

    Попытку реализовать ту же идею (создать ракетно-пушечный танк) предприняли и в Ленинграде в КБ под руководством Ж. Я. Котина. Для этого также использовали шасси "объекта 430". Это был безбашенный ракетно-пушечный танк, получивший обозначение "объект 287". Вместо башни на нем установили бронированную вращающуюся платформу, по бокам которой смонтировали две гладкоствольные полуавтоматические пушки 73 мм низкой баллистики и спаренные с ними пулеметы 7,62 мм. В люке центральной части этой платформы была размещена выдвижная стабилизированная в вертикальной плоскости полуавтоматическая пусковая ракетная установка. Но, не смотря на все достоинства, эта машина также не удовлетворяла требованиям, предъявлявшимся к танку в то время. Несовершенство системы управления ракетой (на всей траектории полета — по радио, визуальная ориентация — по светящемуся пятну трассера) и малая эффективность пушек, способных вести огонь активно-реактивными снарядами, делали эту машину слабо приспособленной к ведению наступательного боя.

    В это же время в конструкторском бюро А. А. Морозова на базе "объекта 430" разработали новую машину, в которой попытались значительно улучшить все основные качества танка — огневую мощь, защищенность и подвижность. Это был "объект 432".

    На машине сохранили классическую компоновку, при которой в передней части корпуса располагается отделение управления, в центральной — боевое отделение (во вращающейся башне), а в кормовой — моторно-трансмиссионное. Однако внешне она существенно отличалась от танков первого поколения. Ее литая башня напоминала сильно "приплюснутую" башню Т-34. Бронирование ее было дифференцировано по законам — более мощное — в лобовой части и менее — по бортам и на крыше. Повышению стойкости к поражению кумулятивными боеприпасами способствовало применение многослойных преград, включающих неметаллические элементы. Внутренний подбой из полимерного материала значительно повысил кратность ослабления воздействия радиоактивного излучения, а также практически исключил вероятность поражения экипажа и внутреннего оборудования башни осколками брони, образующимися в результате попадания бронебойных и бронебойно-фугасных боеприпасов.

    Сварной корпус имел сложную форму. В носовой части он был снабжен многослойной преградой, а лобовой лист был наклонен под большим углом к вертикали (это способствовало повышению защищенности от кинетических средств поражения). В связи с тем, что диаметр погона башни несколько шире корпуса, для его установки к бортам приварили вставки. Для повышения стойкости против кумулятивных противотанковых средств на надгусеничных полках, по бортам, установили секционные экраны из алюминиевого сплава. Легкие сплавы вообще широко использовались в конструкции этой машины, и в частности для изготовления топливных баков, которые разместили по всей длине левой надгусеничной полки. На правой — установили ящики ЗИП,

    Ходовую часть оснастили 6 опорными катками (в отличие от 5 на "объекте 430") и 4 поддерживающими роликами, с каждой стороны. Благодаря тому, что опорные катки были малого диаметра (560 мм) и изготавливались с применением алюминиевого сплава, ходовая часть "объекта 432" оказалось самой легкой в мире для машин этого класса (менее 15 % от массы танка). Традиционные резиновые массивы катков заменили внутренней амортизацией, что способствовало повышению живучести ходовой части при преодолении зон пожаров. Подвеска катков индивидуальная торсионная, однако, также не совсем обычная. Были применены укороченные торсионы, которые разместили попарно на одной оси, что позволило расположить катки по бортам абсолютно симметрично. На первом, втором и шестом узлах подвески установили телескопические гидроамортизаторы. Гусеница состояла из 78 траков с параллельными резинометаллическими шарнирами. Применение сложного разборного трака позволило обеспечить высокую проходимость и простую технологию замены звеньев в полевых условиях (отпала необходимость выбивания пальца).


    Т-64А перед парадом 9 мая 1985 г.

    В качестве силовой установки был использован двухтактный двухвальный дизельный двигатель 5ТДФ (форсированный до 515 кВт (700 л.с.) и доработанный вариант 5ТД, стоявшего на "объекте 430"). Этот оригинальный двигатель, имевший в то время просто уникальные удельные показатели (более 640 кВт/куб. м), разработали в Харьковском конструкторском бюро двигателестроения (ХКБД), которое сейчас возглавляет Н. К. Рязанцев. Особенностью его было наличие газотурбинного наддува и отсутствие клапанного механизма газораспределения. Наполнение цилиндров воздухом и их продувка осуществлялись через впускные и продувочные окна в гильзах, которые открывались и закрывались встречно движущимися поршнями, камера сгорания образовывалась между головками поршней, благодаря установке двигателя на трех опорах, одна из которых шарнирная (передняя), отпала необходимость в центровке его по отношению к коробкам передач. Система охлаждения двигателя жидкостная эжекционного типа. Блок радиаторов расположили в крыше моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Емкость топливной системы, по сравнению с "объектом 430", увеличили и довели до 1145 л. Коробки передач применили аналогичные устанавливавшимся на "объекте 430", изменив при этом количество передач с 5 на 7. Поворот осуществлялся за счет включения в коробке отстающей стороны передачи на одну ступень ниже. Таким образом, минимальный радиус поворота, равный ширине колеи, возможен только на первой передаче.

    Вооружение "объекта 432" состояло из стабилизированной в двух плоскостях гладкоствольной пушки Д-68 калибра 115 мм и спаренного с ней пулемета ПКТ калибра 7,62 мм. Заряжающего заменили механизмом. Боеприпасы раздельного заряжания разместили во вращающейся боеукладке в L-образных лотках. Автомат заряжания был снабжен запоминающим устройством, обеспечивающим выбор типа снаряда из конвейера по команде наводчика орудия. Проводить стрельбы ночью позволял ночной прицел. Его подсветочный инфракрасный прожектор Л-2 "Луна" установили на передней поверхности башни, слева от орудия и кинематически связали с ним.

    Практически все выше перечисленные решения были применены на этом танке впервые. Проведенные всесторонние испытания опытных образцов "объекта 432" подтвердили перспективность большинства из них. Практически в таком виде, после некоторой доработки, машина была принята на вооружение под индексом "Т-64". Именно этот танк стал родоначальником второго послевоенного поколения советских боевых машин. В дальнейшем совершенствование шло по пути повышения огневой мощи и надежности узлов и агрегатов. В 1967 году на вооружение был принят средний танк Т-64А ("объект 434"). На нем установили новую более мощную гладкоствольную пушку Д-81 (2А46) калибра 125 мм, подкалиберный снаряд которой имел начальную скорость 1800 м/с (самый высокий показатель в мире), а кумулятивный — 905 м/с.

    Применение нового орудия потребовало изменения конфигурации башни и замены прицела, вместо ТПД-43Б установили более совершенный ТПД-2–49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. Место командира, оставшееся справа, как на Т-64, оснастили зенитной пулеметной установкой "Утес" 12,7 мм, управление которой осуществлялось дистанционно — изнутри машины без открытия люка.

    Кроме того, на Т-64А установили систему "Брод", благодаря которой значительно упростили и сократили время подготовки к преодолению водных преград по дну. В результате проведения всего комплекса доработок и изменений масса танка возросла на 2 т.

    Такой была эта этапная машина. Однако, при всех положительных качествах, машины семейства Т-64 имели и ряд недостатков: довольно дорогой двигатель, недостаточно хорошие пусковые качества (особенно в условиях низких температур), высокая чувствительность к пыли (предрасположенность к пылевому износу воздушного тракта и цилиндро-поршневой группы), относительно высокий расход топлива.

    СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-72

    С учетом перечисленных и некоторых других недостатков, устранить которые в данной конструкции было весьма затруднительно, совершенно естественным выглядит желание использовать хорошо зарекомендовавший себя 4-тактный V-образный двигатель, долгие годы использовавшийся на наших танках. Эту задачу взялись решить специалисты УКБ тяжелого машиностроения (на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле), возглавляемого В. Н. Бенедиктовым. Взяв в качестве базы танк Т-64А, они попытались установить в него дизельный двигатель В-46 мощностью 547 кВт (780 л. с), с обслуживающими его системами. Это потребовало переделки крыши моторно-трансмиссионного отделения и кормовой части корпуса Опытные образцы такого танка, получившего индекс "объект 172", в 1970 году прошли комплекс испытаний. В результате выяснилось, что из-за повышения мощности силовой установки возросли скорости движения, а возможности ходовой части Т-64 в этом отношении были уже исчерпаны. Пришлось вернуться к каткам большего диаметра, снабженным резиновыми массивами. Такая ходовая часть уже проходила испытания в 1960 году. Тогда в этом же КБ, под руководством Л. Н. Карцева, на базе Т-62 был создан опытный образец "объект 167". На него был установлен двигатель мощностью 515 кВт, что повлекло за собой установку 6 опорных катков с мощными лопастными гидроамортизаторами и трех поддерживающих роликов. Диски катков были выполнены из алюминиевого сплава со стальными ребрами. Поскольку новые катки оказались шире, чем у Т-64, то пришлось несколько сузить корпус машины. А это привело к необходимости переделки механизированной боеукладки и автомата заряжания. Кроме того, появилась необходимость усиления некоторых деталей бортовых коробок передач. В общем, пришлось разрабатывать практически новую боевую машину.

    Так был создан "объект 172М" получивший после принятия в 1973 году на вооружение индекс Т-72 "Урал". В этом танке было реализовано все лучшее, что имел Т-64А, однако Т-72 "Урал" сильно отличался от Т-64А конструктивно. Его ходовая часть также имела по шесть опорных катков, но по три поддерживающих ролика на сторону. Катки были обрезинены и имели больший диаметр — 750 мм на Т-72 против 560 мм на Т-64А Подвеска индивидуальная, классическая для советских танков, с длинными (во всю ширину корпуса) торсионами, обеспечивающая большой динамический ход опорных катков. Гусеничные цепи собраны из литых траков с резинометаллическими шарнирами.

    Комплекс вооружения и система управления огнем остались практически такими же, как на Т-64А, за исключением того, что вместо гидромотора большого момента в приводе горизонтального наведения установили электромотор, а гидроусилитель заменили электромашинным усилителем. Впоследствии эти же мероприятия провели и на танках Т-64. Автомат заряжания, как уже отмечалось выше, подвергся серьезной переделке. Боеприпасы в механизированной боеукладке расположили не L-образно, а параллельно — заряд над снарядом. В связи с этим, цикл досылания стал производиться в два приема — сначала на линию досылания выводится снаряд, а затем опускается лоток с зарядом. Это привело к некоторому снижению скорострельности из пушки. Механическое запоминающее устройство заменили электронным. В отличие от Т-64, где поддон гильзы после выстрела укладывался в освободившийся лоток, на Т-72 установили механизм выброса стреляных гильз. Это несколько улучшило условия работы экипажа в башне, однако снизило возможность танка действовать на зараженной местности. Учли конструкторы и еще один недостаток Т-64. У этой машины башня в походном положении стопорилась повернутой влево. При этом ствол спаренного с пушкой пулемета находился прямо против затылка механика-водителя (при вождении по-походному). На Т-72 башня стопорилась повернутой вправо.


    Вид на МТО "объекта 167-Т"

    Наибольшей переделке подверглось моторно-трансмиссионное отделение. От предшественника остались только бортовые коробки передач. Для их соединения с двигателем пришлось применить вертикальный редуктор, отдаленно напоминающий известную "гитару" танков первого послевоенного поколения. Коробки передач соединены между собой поперечным валом. А привод вентилятора системы охлаждения осуществляется от редуктора через карданный вал. Так как редуктор двухступенчатый, то, в зависимости от условий эксплуатации, можно установить один из двух уровней производительности (оборотов) вентилятора. Из-за наличия вентилятора кормовая часть корпуса Т-72 несколько длиннее, чем у Т-64А, а кормовой броневой лист имеет обратный наклон. Конструкция системы охлаждения не позволяет изолировать радиаторы от моторно-трансмиссионного отделения. В результате чего, преодоление водных преград по дну можно осуществлять только после герметизации крыши МТО, что ограничивает время движения под водой из-за опасности перегрева двигателя.


    Крыша МТО "объекта 288"

    В целом характеристики Т-64А и Т-72 очень близки. У последнего несколько выше максимальная скорость, при этом масса его достигла 41 т. Но главное, Т-72 оказался значительно технологичнее в производстве, благодаря чему стал самым массовым танком второго послевоенного поколения. Машина неоднократно подвергалась доработкам и модернизации. Были выпущены модели: Т-72М, Т-72АК, Т-72Б, Т-72С и другие. Мощность двигателя подняли до 618 кВт (840 л. с), корпус и башню оснастили динамической защитой, установили систему пуска дымовых гранат. Огневые возможности значительно расширили за счет установки комплекса управляемого ракетного вооружения "Свирь". После чего масса танка возросло до 44 т. Значительное количество танков Т-72 (в основном в модификации "С") поставлено за рубеж.


    ПЕРВЫЕ ТАНКИ С ГАЗОТУРБИННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ


    Несмотря на приоритетность развития танков с "классической" — дизельной силовой установкой, еще в начале 60-х годов проводились работы по установке на них новых двигателей, в частности газотурбинных. Один из первых опытных образцов с новой силовой установкой, включавшей вертолетный двигатель ГТД-ЗТ, был создан на базе опытного "объекта 167" в том же Нижне-Тагильском КБ. Он получил индекс "объект 167-Т", обозначавший, что на данном образце установлена турбина. Пройдя комплекс испытаний, связанный с установкой нового двигателя, танк так и не был запущен в серийное производство. Это, прежде всего, было обусловлено тем, что его база (Т-62) к тому времени уже устарела. А также и тем, что расходные характеристики газовой турбины не шли ни в какое сравнение с аналогичными характеристиками дизельных двигателей того времени. Но это не останавливало конструкторов, и они снова и снова возвращались к силовой установке с ГТД. Так, например, были построены еще две опытные машины — "объект 775-Т" и "объект 288".

    Первая из них являлась модификацией "объекта 775", а вторая — "объекта 287". Но, в отличие от "287", на "288" не было вооружения и машина служила только для испытаний новой силовой установки, состоявшей из двух турбин ГТД-350Т мощностью по 350 л.с. каждая, установленных параллельно, вдоль продольной оси танка.

    В этом отношении особый интерес может вызвать Т-64Т, на котором был применен газотурбинный силовой агрегат, выполненный по двухвальной схеме (ГТД-ЗТЛ). Двигатель расположили в моторно-трансмиссионном отделении поперечно. С ним через редукторы соединили две бортовые планетарные коробки передач (аналогичные стоявшим на Т-64, только 4-скоростные). В целом, это был просто ходовой макет. Во время испытаний он показал высокие ходовые качества. Отсутствие у двигателя системы регулировки мощности свободной турбины не замедлило сказаться в ходе испытаний — он был плохо приспособлен к обычным условиям эксплуатации.

    СОЗДАНИЕ ТАНКА Т-80

    Почти одновременно с уральцами, разрабатывавшими Т-72, создавать новый танк начали в Ленинграде в конструкторском бюро под руководством Н. С. Попова. Здесь также взяли за основу танк Т-64А и попытались оснастить его газотурбинной силовой установкой, которая уступает дизелю только в экономичности, по остальным же показателям (пусковые качества, габаритная мощность, моментная характеристика и т. д.) значительно превосходит его. Но к тому времени у советских танкостроителей уже имелся опыт, и, естественно, на Ленинградском Кировском заводе работу начинали не с нуля. Уже был создан танковый трехвальный газотурбинный двигатель ГТД-1000. Но, как и в случае с Т-72, установить его в корпус без переделок не удалось. Специалисты КБ поняли, что таким образом задачу не решить, и отказались от этого варианта. Тем более, что возросли требования к защищенности танков, и увеличение массы машины стало неизбежным. А это, вместе с необходимостью обеспечить еще более высокие скорости движения, требовало создания новой ходовой части. Тем не менее, в 1970 году был создан образец, получивший индекс "объект 219", который после всесторонних испытаний и доводки в 1974 году был принят на вооружение как основной боевой танк Т-80.

    Столь длительный срок доведения до принятия на вооружение объясняется тем, что это был процесс создания совершенно нового танка, а не определения принципиальной возможности использования иной силовой установки. Этот факт еще раз доказывает именно этапный, "революционный" статус Т-80. Ведь Т-64 (также этапная машина), до принятия на вооружение, испытывался (начиная с "объекта 430") и дорабатывался также 6 лет.


    Опытный образец танка Т-64Т с ГТД







    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.