|
|||||||||||||||||
|
Омск-2001 IV МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ, ВООРУЖЕНИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК Фото С.Скрынникова и А. Аксенова Рожденный ползать – летать не может? Как бы не так, еще как может! В этом убедился каждый, кто посетил полигон в поселке Светлый (близ Омска), где проходил показ бронетанковой и колесной техники в рамках выставки «ВТТВ – ОМСК – 2001». На стрельбище и сложнейшей трассе полигона демонстрировались различные образцы БТР, БМП, танков, машин специального назначения. «В деле» были показаны последние модели армейских автомобилей повышенной проходимости, модернизированные БРДМ-2 и БТР-70, новейшая бронированная разведывательно-дозорная машина «Водник», боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3, артиллерийский тягач МТ-ЛБ, оснащенный 30-мм автоматической пушкой, различные варианты усовершенствованных танков Т-55, новейший Нижне-Тагильский Т-90С (поставляющийся в настоящее время не только российской армии, но и вооруженным силам Индии), а также другая техника. Кульминацией «колесного и гусеничного шоу» стал показ модернизированного варианта омского Т-80У, оснащенного газотурбинным двигателем с увеличенной с 1250 до 1400 л.с. мощностью и гидрообменным механизмом поворота. Сорокашеститонная машина под восхищенные возгласы и аплодисменты зрителей легко и непринужденно преодолевала крутые подъемы, «вдоль и поперек» форсировала рвы с водой, ныряя в коричневую жижу по башню (и наглядно доказывая, что танки действительно грязи не боятся), всходила на вертикальные стенки. Однако самым эффектным «номером программы» стали прыжки с трамплина. При этом танк не только пролетал по воздуху несколько метров, но и производил выстрел из пушки. Стоит привести оценку Т-80У, данную опытным механиком-испытателем Валерием Рычаговым: – Я на этом танке в многих странах побывал и безо всяких колебаний пошел бы на нем в бой ! Разумеется, ВТТВ-2001 – это не только танки. На выставке были представлены достижения отечественной «оборонки» (главным образом – предприятий Сибири и Урала) в области авиа- и ракетостроения, космической техники, радиоэлектронного оборудования, стрелкового оружия, военной оптики, систем управления, конструкционных материалов и многого другого. О ракетно-авиационной «составляющей» ВТТВ-2001 читатели могут подробно ознакомиться на страницах журнала «Вестник авиации и космонавтики»№ 5, а мы более обстоятельно остановимся на новинках бронетанковой техники, представленных в Омске… Т-80 СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Основная экспозиция «ВТТВ-ОМСК- 2001» была развернута в помещении гипермаркета «Континент» на окраине Омска. У входа на выставку посетителей встречал весьма эффектно смотревшийся в своем желто-коричневом камуфляже Т-80УМ1 «Барс», оснащенный системой активной защиты «Арена». «Восьмидесятка» (в июле этого года отметившая 25-летие с начала своего серийного производства на Кировском заводе в Ленинграде) является предметом законной гордости омичей: на Омском заводе транспортного машиностроения в настоящее время ведется серийный выпуск Т-80У, а в КБТМ (совместно с санкт-петербургским АО «Спецмаш») осуществляют работы по дальнейшему совершенствованию этой машины . Эволюция современных танков идет в нескольких направлениях, однако основным из них является повышение информационного потенциала. Перспективный танк рассматривается как субъект «цифрового поля боя», интегрированный с другими боевыми машинами и огневыми средствами, армейской и ударной авиацией каналами информационного обмена. Для танков создаются новые средства индикации, как и на самолетах-истребителях пятого поколения, выполненные с использованием многофункциональных цветных дисплеев. Внедряется спутниковая навигация, геоинформационные электронные системы. Идеология построения интегрального «борта» современных боевых самолетов переносится и на автоматизированные комплексные системы управления наземными боевыми машинами. Последние постепенно обрастают «нервной системой», позволяющей осуществлять все более тонкое и гибкое управление, все более глубокую диагностику. В танкостроении внедряются средства снижения радиолокационной, тепловой, акустической и визуальной заметности (ранее нашедшие применение в авиации и на флоте), все шире используются новые конструкционные материалы и технологии. Эти тенденции нашли свое отражение и на ВТТВ- 2001. Модернизированный Т-55 На выставке был впервые продемонстрирован усовершенствованный вариант танка Т-80У, в конструкции которого наиболее полно воплотились технические достижения последнего времени. Модернизированная машина, выкрашенная светло-оливковой краской, внешне мало отличалась от «обычного» Т-80У и не вызывала особого интереса у случайных посетителей. Между тем модернизированный танк получил: – 125-миллиметровую пушку повышенной точности 2А46М-4; – усовершенствованный комплекс управления вооружением, включающий прицел 1Г46М, танковую информационно-управляющую систему (ИУС) 1В558, прицел командира ТО 1-К04, стабилизатор 2Э42М, систему измерения параметров атмосферы Т04В-8, а также систему 1ЭЦ29. – танковый прицел с двухплоскостной независимой стабилизацией; – комплекс управляемого оружия 9К119М; – специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность; – теплоизоляцию моторно-трансмиссионного отделения, обеспечивающую уменьшение инфракрасной сигнатуры; – кронштейны для крепления естественных и искусственных масок, обеспечивающих снижение как оптических, так и других демаскирующих признаков машины; – гидроамортизаторы с увеличенным ходом и термокомпенсационными клапанами; – алюминиевые радиаторы; – механические защитные устройства стекол прицела 1Г46М, а также оптики механика-водителя; – высокоэффективную систему кондиционирования воздуха; – щит механика-водителя; – блок предельной сигнализации БПС-6; – зеркала заднего вица. В сочетании с усовершенствованным двигателем увеличенной мощности, гидрообменным механизмом поворота и новыми органами управления на рабочем месте механика-водителя вышеперечисленные усовершенствования значительно увеличивают боевые возможности модернизированного танка, обеспечивая ему ряд важных преимуществ перед лучшими зарубежными аналогами. Мировой опыт последних лет свидетельствует, что наилучших результатов в создании современных систем вооружения добиваются те страны, которым удается максимально полно интегрировать в своих изделиях последние достижения различных отраслей оборонного комплекса. К работам по совершенствованию Т-80 привлечено и омское ЦКБА, специализирующееся на создании радиоэлектронного оборудования для боевых авиационных комплексов. В частности, это предприятие предложило свой вариант автоматизированной системы управления, объединяющей практически все основные элементы боевой машины (систему вооружения, ходовую часть, силовую установку, навигационную систему и т.п.). Система выполнена в соответствии с принципом «открытой» архитектуры. Еще одной перспективной разработкой в области танкостроения, предложенной ЦКБА, является система управления подвеской танка, обеспечивающая значительное повышение плавности хода боевой машины и придающая ей способность вести огонь при движении по местности с большой скоростью. СТАРАЯ БРОНЯ ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ КБТМ представило на выставке модернизированный танк Т-55. Хотя машины этого типа уже сняты с вооружения российской армии и переданы на базы хранения, тысячи «пятьдесятгтяток» продолжают нести службу в десятках армий мира. Поэтому рынок модернизации этих танков обладает поистине неисчерпаемой емкостью. При относительно незначительных изменениях, внесенных в базовую конструкцию, доработанная машина имеет усиленную огневую мощь, повышенную мобильность и улучшенные эксплуатационные характеристики. Совокупная боевая эффективность Т-55 возрастает в 2,1 …2,2 раза. Танк оснастили автоматизированной системой управления вооружением, обеспечивающей возможность ведения огня как обычными 100-мм снарядами, так и управляемыми ракетами с лазерным наведением. Для увеличения точности стрельбы ствол орудия получил термоизолирующий чехол. Вооружение Т- 55 усилено и за счет установки на башне 12,7-мм пулемета «Утес». Защищенность машины повышена посредством использования навесных блоков активной защиты, установленных на лобовом листе корпуса и на башне, а также дополнительных экранов, защищающих ходовую часть и борта корпуса. По бокам кормовой части башни установлены дымовые гранатометы. Усилена и противоминная защита машины. Скрытность модернизированного Т-55 увеличена за счет применения эффективной камуфляжной окраски. Танк получил новые прибор наблюдения командира ТКН-1СМ и средства радиосвязи. Мобильность машины возросла за счет оснащения рабочего места механика-водителя всесуточным прибором наблюдения, а также использования новой гусеницы со съемными резиновыми башмаками для движения по асфальту. Важным элементом схемы модернизации Т-55, предложенной КБТМ, является то, что все работы по ее проведению могут быть выполнены на танкоремонтных предприятиях заказчика. Настоящей сенсацией выставки стал первый публичный показ другого, значительно более радикального варианта модернизации «пятьдесятпятки». Демонстрировавшийся на выставке макетный образец доработанного танка представляет собой, по существу, абсолютно новую машину, по своим боевым качествам приближающуюся к танкам последнего поколения при цене почти на порядок меньшей. "Шестикатковый" Т-55 Новая башня с горизонтальным автоматом заряжании, пригодная к установке на устаревшие танки Одной из главных особенностей танка, получившего «вторую молодость», является новая литая башня с развитой кормовой нишей («карманом»), в которой размещена горизонтальная автоматизированная боеукпадка на 22 выстрела. Размещение боеприпасов в «кармане», отделенном от обитаемого отделения башни броневой перегородкой и снабженном вышибными люками, позволяющими направить энергию взрыва боекомплекта вверх, за пределы танка, значительно повышает боевую живучесть машины. Экипаж машины (как на Т-64, Т-72, Т-80 и «Леклерке») сокращен до трех человек. Вооружение танка полностью заменено и включает теперь 125-мм гладкоствольную пушку, способную вести огонь как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами с лазерным наведением. Система управления огнем также приведена в соответствие с современными требованиями. Она включает оптические, инфракрасные и телевизионные информационно-прицель'ные каналы, а также цифровой баллистический вычислитель. За счет применения многослойных преград и динамической защиты степень защищенности модернизированного Т-55 приближена к уровню таких машин, как Т-72 и Т-80. Разумеется, внедрение столь радикальных усовершенствований не могло не сказаться на массе боевой машины, выросшей до 43-44 т. Однако динамические характеристики танка удалось сохранить за счет установки модернизированного дизеля с повышенной до 690 л.с. мощностью. В то-же время прежняя пятикатковая хочасть уже не обеспечивала сохранение приемлемого удельного давления на грунт. В результате было принято решение увеличить опорную поверхность за счет введения дополнительного катка. При этом удельное давление составило 0,85 кгс/см 2 , что соответствует аналогичному параметру других современных танков. На опытной машине, демонстрировавшейся на выставке, было установлено несколько опорных катков от танков Т-72 и Т-80. Однако из рисунка модернизированного Т-55 в «штатной» конфигурации, представленного на стенде КБТМ, явствует, что замене подвергнутся все катки. Использование опорных катков меньшего диаметра и массы должно способствовать значительному увеличению точности стрельбы с ходу. ДПМ БТР-Т "Водник" ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ТАНКА Т-55 Боевая масса 43..44 т Экипаж 3 чел. Длина с орудием.. 9,10 м Длина по корпусу. 6,56 м Высота по крыше башни 2,26 м Клиренс 0,47 м Мощность двигателя 690 л.с. Максимальная скорость 50 км/ч Запас хода 500 км Выдающимся достижением омских танкостроителей является создание новой унифицированной сварной башни для основных боевых танков различного типа (в первую очередь – для модернизированных Т-55 и Т-62). Модель этой башни демонстрировалась на стенде КБТМ. По сравнению с прежними башнями новая башня имеет оригинальную форму, в своей передней части напоминающую диск и обеспечивающую повышенную защищенность от боеприпасов кинетического действия. Защита от кумулятивных боеприпасов достигается за счет широкого применения встроенной динамической защиты. Вооружение башни состоит из 125-мм гладкоствольного орудия с автоматом заряжания (автоматизированная горизонтальная боеукладка расположена в «кармане» кормовой части башни). «Штатная» вместимость боеукладки составляет 22 выстрела, однако она может легко варьироваться в зависимости от конкретного типа боевой машины, на которую монтируется новая башня. Система управления вооружением и информационная система соответствуют самым строгим современным требованиям. Варианты унифицированной башни, разработанной в Омске, могут устанавливаться не только на модернизируемых, но и на новых боевых машинах (в частности, на модификациях Т-80У), а также на танках зарубежного производства – М48, М60, «Леопард» 1 и других. Если у Минообороны России найдется желание и соответствующие средства (не столь уж большие, если руководствоваться критерием «эффективность-стоимость»), отечественный танковый парк, переоснащенный новой «омской» башней, может в короткий срок повысить свою боевую эффективность, а за счет унификации и перехода на новую элементную базу – и снизить эксплуатационные затраты. БРОНИРОВАННЫЙ ГОРОДСКОЙ АВТОБУС ИЗ ОМСКА Как справедливо пишет видный отечественный публицист Юрий Мухин, автор ряда интересных (хотя и не всегда бесспорных) статей по военным вопросам, «проблема пехоты сегодня в том, что она несет непомерные потери при сближении с противником». Проблема эта имеет глубокую историю. Снизить потери при сближении были призваны бронетранспортеры – легко бронированные колесные, гусеничные или колесно-гусеничные машины, доставляющие мотопехоту к переднему краю, защищая ее от осколков и огня стрелкового оружия винтовочного калибра. Появившись перед Второй мировой войной, бронетранспортеры (а в дальнейшем и их разновидность – боевые машины пехоты) прошли большой эволюционный путь, в ходе которого значительно возросла их подвижность, огневая мощь, защищенность от оружия массового поражения, условия жизнеобеспечения перевозимого десанта. Однако бронирование БТР по-прежнему оставалось противопульным (очевидно, сказывалось стремление сохранить высокую подвижность, свойственную легким машинам, а также экономические факторы). Это заставляло пехоту спешиваться на значительном расстоянии от переднего края, сближаясь с противником в пешем строю. Особенно остро проблема недостаточной защищенности БТР и БМП встала при ведении боя в условиях города, когда бронетехника почти в упор поражается всеми видами оружия (от ПТРК до бутылок с «коктейлем Молотова») практически со всех направлений. Наиболее радикальным решением проблемы является создание тяжелого бронетранспортера, имеющего уровень защиты, не уступающий или превосходящий уровень защиты основных танков. Такой подход выглядит вполне логичным: если броня танка защищает лишь его экипаж (три-четыре человека), то в БТР (или БМП) помимо экипажа находится еще пехотное отделение (8-10 человек). БТР- 70М с дизельным двигателем и пушечной установкой от БТР-80А МТ-ЛБ с башней БТР-80А Однако до последнего времени реальные работы по тяжелым БТР и БМП не велись (хотя эта тема неоднократно обсуждалась на страницах мировой военной печати). Исключение составили лишь израильтяне, после опыта боев в Бейруте (1982 г.) оценившие полезность тяжелых бронированных машин класса БТР и БМП. В 1990-х годах к теме создания тяжелого бронетранспортера обратились конструкторы КБТМ. Фактически в инициативном порядке, получив от МО танк Т-55, они создали тяжелый бронетранспортер (БТР-Т), практически идеально приспособленный для действий в городских условиях – своеобразный бронированный городской автобус, способный доставить своих «пассажиров» непосредственно к линии боевого соприкосновения с противником, обеспечив им максимальную безопасность. На базе БТР-Т разработана дозорно-патрульная машина (ДПМ), отличающаяся от своего прототипа лишь незначительными деталями. ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-Т И ДПМ
Уровень защиты БТР-Т по сравнению с исходным танком Т-55 значительно повышен благодаря применению блоков динамической защиты, прикрывающих лобовую и боковую проекции, использованию экранов и другим мерам. Следует особо отметить тот факт, что по степени противоминной защиты БТР-Т и ДПМ несколько превосходят современные основные танки (нелишне вспомнить опыт чеченской войны, в которой значительная часть потерь бронетанковой техники и личного состава пришлась на мины и управляемые фугасы). В ходе дальнейшего совершенствования БТР-Т на машине предполагается внедрить новый комплекс динамической защиты, обеспечивающий в несколько раз больший сектор прикрытия. Вооружение БТР-Т и ДПМ состоит из 12,7-миллиметрового пулемета НСВТ («Утес»), размещенного над командирской башенкой на дистанционно-управляемой установке. Возможно оснащение машин и более мощным вооружением, включающим 30-мм автоматическую пушку и ПТРК. В перспективе вместо «Утеса» в состав вооружения тяжелого бронетранспортера может быть введен многоствольный пулемет для ведения шквального огня. Такое оружие особенно эффективно для борьбы с расчетами ПТРК и гранатометчиками противника. В доли секунды, не требуя точного прицеливания, оно способно смести все живое в радиусе нескольких метров, практически не оставляя противнику шансов на спасение. Идеология, заложенная в конструкцию БТР-Т и ДПМ, может быть реализована и при создании тяжелых БТР и тяжелых БМП на базе более современных танков (в частности – Т-80). Нелишне говорить, сколько жизней сохранили бы такие «бронеавтобусы» в ходе боев в Г розном и других городах Чечни. Однако, к сожалению, они существуют лишь в единичных экземплярах (один из которых с успехом демонстрировался на выставке в Омске) и ориентированы, главным образом, на экспорт. Родная «Несокрушимая и Легендарная» не имеет средств для их приобретения… КОЛЕСА, ГУСЕНИЦЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ Колесная боевая техника была представлена, в основном, модернизированными образцами ранее разработанных боевых машин. Одним из экспонатов выставки стал модернизированный вариант БТР-70. Бензиновые двигатели, установленные на машине, заменены на дизель. Установлена башня, обеспечивающая возможность зенитный стрельбы, а также ведения огня по верхним этажам жилых зданий в условиях городского боя. Усовершенствованы средства наблюдения и радиосвязи, установлены дымовые гранатометы, реализован ряд других мер, существенно повысивших боевой потенциал и эксплуатационные характеристики машины. Был продемонстрирован и модернизированный вариант бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. Созданная в 1962 году в Горьком под руководством главного конструктора В.А.Дедкова, эта машина строилась массовой серией и в больших количествах имеется как в силовых структурах России, так и в десятках зарубежных стран. БРДМ-2 активно (и с успехом) применялась в многочисленных вооруженных конфликтах. Модернизированная машина БРДМ- 2М, как и БТР-70М, имеет новую башню с увеличенным углом обстрела по вертикали и современным прицельным обрудованием. Она оснащена дымовыми гранатометами и эффективной системой пожаротушения. Вместо бензинового-мотора ГАЗ-41 установлен более мощный и экономичный дизель (возможно применение двух типов двигателей). Максимальная скорость БРДМ-2М возросла с 95 до 100 км/ч. Однако возможности дальнейшего совершенствования БРДМ-2 практически исчерпаны. На смену ей идет новая высокомобильная многоцелевая колесная машина (точнее – семейство машин) «Водник». В Омске было продемонстрировано несколько членов этого семейства, в том числе и бронированная разведывательно-дозорная машина, оснащенная башней с пулеметом КПВТ (14,5 мм). ТОС "Буратино" БРЭМ на базе Т-80У Имеются как бронированные, так и небронированные варианты «Водника». В зависимости от модификации машина развивает максимальную-скорость 115…140 км/ч. Скорость на плаву составляет 4…5 км/ч, а запас хода по шоссе – 1000 км. Важнейшей особенностью «Водника» является наличие легкосъемного целевого модуля, позволяющего в кратчайшие сроки с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Имеются модули с 14,5-мм пулеметами, 30-мм автоматическими пушками, зенитными ракетными и противотанковыми комплексами, различным оборудованием. «Водник» может использоваться как платформа для 120-мм миномета, как легкий бронетранспортер, командно-штабная машина, транспортный автомобиль для перевозки отделения пехоты или грузов. Уникальные динамические качества машины обеспечиваются за счет высокой удельной энерговооруженности (при весе 6600…7500 кг мощность двигателя составляет 160 л.с.). Имеется централизованная система пожаротушения. Возможна установка системы кондиционирования воздуха, а также системы индивидуального обогрева членов экипажа. Тяжелая огнеметная система ТОС-1, известная также под несколько легкомысленным названием «Буратино», в настоящее время не имеет мировых аналогов. Она с большим успехом использовалась в боевых действиях в Афганистане, а также в ходе последней кампании в Чечне. Бронированная боевая машина, созданная в КБТМ и выполненная на шасси танка Т-72 (в качестве базы может быть использован и любой другой российский средний танк), несет контейнер с 24 направляющими. Боевая масса ТОС-1 – 45,3 т, максимальная дальность стрельбы – 6000 м, минимальная – 400 м. На выставке была продемонстрирована широкая гамма инженерных машин, разработанных КБТМ. Танковый мостоукладчик МТУ-90 на шасси танка Т-72 оснащен трехсекционным мостовым строением длиной 24 м, которое может быть развернуто в течение 2,5…3 минут. Мост способен выдерживать нагрузку до 60 т. МТУ имеет подвижность и защищенность, аналогичные соответствующим параметрам «семьдесятдвойки». Для возведения переходов через более широкие водные преграды служит тяжелый механизированный мост ТММ-6, выполненный на четырехосном шасси высокой проходимости М3 КТ 7930. На каждой машине мостового парка размещено двухсекционное мостовое строение длиной 17 м. Подразделение из шести машин может в течение 25…30 мин возвести мост грузоподъемностью 60 т через реку глубиной до 5 м. Машина развивает максимальную скорость до 70 км/ч и Имеет запас хода, равный 1100 км. Во время демонстрации на полигоне она продемонстрировала вполне «приличные» (для своих размеров и массы) маневренность и проходимость. Горьковский автомобильный завод продемонстрировал (как на выставочной стоянке, так и в «деле», на полигоне) новый вездеход ГАЭ-33082 с дизелем Р-6, предназначенным для замены «ветерана» ГАЗ-66. В ходе показа машина весьма эффектно, на большой скорости преодолевала достаточно сложные препятствия. На стоянке ГАЗ представил и автомобиль специального назначения «Егерь», выполненный на базе ГАЗ- 33082. Машина, предназначенная для решения «специальных» задач (перевозка подразделений "коммандос", использование при охране государственной границы, патрулирование и т.п.) имеет удлиненную кабину и облегченный кузов. Автомобиль оснащен турбодизелем с охлаждением наддувного типа Р-6 (110 л.с.) и развивает скорость более 100 км/ч. КАМАЗ выставил представительное семейство унифицированных автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 4x4, 6x6 и 8x8. Особо следует выделить КАМАЗ 4318, оснащенный механизмом опрокидывания – съема, обеспечивающим быстрое снятие крупногабаритных грузов в полевых условиях и столь же быстрый их подбор на платформу автомобиля. Работа этого механизма была продемонстрирована в полевых условиях в ходе показа автомобильной техники на полигоне. Московский НИИ стали представил обширную информацию о работах, направленных на усиление защищенности боевых машин различного класса. Опыт локальных конфликтов последнего времени (в частности, боевые действия в Чечне) продемонстрировал недостаточный уровень живучести даже самых современных танков, БМП и БТР в условиях боя в городе. Возникла необходимость в разработке специальных средств защиты, монтируемых на технике, предназначенной для боя в населенных пунктах. Комплекс дополнительной защиты для БМП-ЗМ, созданный специалистами НИИ стали, защищает машину от пуль калибра 14,5 мм в секторе 360 град., гранатометных выстрелов, ПТРК и других противотанковых средств. Повышение защиты от средств ближнего боя достигается установкой блоков динамической защиты, комбинированных и решетчатых экранов. Масса комплекта дополнительной защиты составляет 4 т, однако большой объем относительно легких навесных блоков позволяет машине сохранять плавучесть. ТММ-6 МТУ-90 Танк под "Накидкой" По аналогичному принципу выполнены и комплекты защиты более легкой БМП-2. Имеется два варианта комплектов массой 2300 и 1400 кг. Первый комплект защищает боевую машину от гранат типа ПГ-9С в любых курсовых углах обстрела с вероятностью 0,8 (в зонах БДЗ) или 0,5 (в зонах, прикрытых экранами). Защита от бронебойных пуль Б-32 калибром 12,7 мм обеспечивается с дистанции 100..150 м. Для БТР-80 создан более простой комплект, состоящий из комбинированных решетчатых экранов. Масса комплекта составляет 1000 кг. Он защищает от реактивных гранат типа ПГ-9С при любых курсовых углах с вероятностью не менее 0,5, а также повышает защищенность машины от 12,7 и 7,62-миллиметровых пуль. На выставке были представлены и нетрадиционные средства повышения живучести боевых машин, разрабатываемые в НИИ стали. Система электромагнитной защиты (СЭМЗ) предохраняет боевую технику от подрыва на минах с магнитными взрывателями, обеспечивая преждевременное срабатывание или блокирование последних. Масса комплекта, который может монтироваться на танки, БМП, БТР и различные транспортные средства, составляет 85 кг, потребляемая мощность – 0,8 кВт. Безопасная скорость машины, оснащенной комплектом СЭМЗ, может достигать 40 км/ч. Вопросы снижения заметности военной техники в инфракрасном и радиолокационном диапазонах в последние годы приобретают все большее значение. Решать проблему пытаются как созданием специальных боевых машин, выполненных по технологии «стелс» (яркий пример работ в этом направлении – беларусско-российский разведывательный танк 2Т "Сталкер"), а также внедрением мер по «стелсизации» уже существующей техники. НИИ стали продемонстрировал в Омске универсальный маскировочный материал «Накидка», применение которого резко снижает эффективность высокоточного оружия и технических средств разведки всех видов. Применение комплектов «Накидка», выполненных в виде чехлов, надеваемых на бронетанковую и другую технику, снижает вероятность ее обнаружения дневными и ночными приборами и прицелами,телевизионными системами и оптико-электронными головками самонаведения, работающими в видимом и ближнем ИК-диапазонах (0,4… 1,5 мкм) на 30%. Вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными головками самонаведения (3,5…5 мкм, 8…16 мкм) уменьшается в два-три раза, а радиолокационными системами и ГСН (рабочий диапазон 0,2…4,5 см) – в шесть и более раз. Разумеется, это лишь весьма краткие и далеко не полные зарисовки того, что можно было увидеть в Омске. «За кадром» осталась продукция «Уралвагонзавода», самоходные артиллерийские установки, волгоградские БМД, стрелковое оружие (отдельная, весьма емкая тема), противотанковое вооружение, индивидуальная экипировка бойца, средства связи и управления, а также многое другое. Мы надеемся более подробно осветить не затронутые в этой статье вопросы в следующих номерах нашего журнала. Модернизированный Т-55 Т-90 со сварной башней Усовершенствованный Т-80У Фото Андрея Аксенова Владимир ОДИНЦОВ |
|
|||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
|||||||||||||||||
|