|
||||
|
А караван идет… (ракетное оружие на МАКС-2001)Как и следовало ожидать, Международный аэрокосмический салон-2001 не преподнес особых сенсаций, во всяком случае, в части ракетного оружия. При всем уважении к организаторам МАКС, отечественные разработчики и производители военной техники, по- видимому, стремятся представить новинки на более традиционных и доступных для посещения потенциальными заказчиками международных выставках. Однако в экспозиции МАКС-2001 впервые был представлен ряд натурных образцов новой ракетной техники, ранее известных только по проспектам и моделям. Наиболее солидной из новинок явилась самоходная пусковая установка оперативно-тактического комплекса “Искандер”, разработанного коломенским КБМ. Демонстрировалось развертывание пусковой установки из походного положение в боевое с вывешиванием на домкратах, раскрытием крыши кузова и подъемом направляющей с ракетой. На этот раз, в отличие от МАКС-99, ракета не исчезла с началом работы салона. При традиционном внешнем облике ракеты, оснащенной в качестве органов управления сочетанием аэродинамических и газовых рулей, несколько необычным представляется использование для осуществления практически вертикального старта движения на бугелях по направляющей, что позволило отказаться от традиционного в таких схемах стартового стола. Совокупность реализованных конструктивно-схемных решений практически исключает возможность применения ракеты по целям, расположенных на удалении большем, чем установленная для ракеты максимальная дальность стрельбы – 290 км. В качестве основного варианта принята комплектация ракеты автономной инерциальной системой управления. В этом, а также в использовании твердого топлива состоит основное преимущество “Искандера” по сравнению известным комплексом 8К72 с ракетой 8К14 (Scud). По сравнению со своей предшественницей ракета “Искандер” короче и в полтора раза легче, что позволило разместить две ракеты вместо одной на четырехосном минском шасси аналогичной массовой категории. Предусмотрена возможность применения на ракете более точных систем управления, работающих по информации о районе цели. Ракетный комплекс находится на завершающей стадии испытаний и предлагается для поставок инозаказчикам. Трехосное шасси Минского завода колесных тягачей принято в качестве базы для разрабатываемого мобильного варианта зенитного ракетного комплекса С-125 – “Печора-2". Демонстрировавшаяся хроника показывает натурную отработку новой пусковой установки с поворотным устройством с двумя направляющими для модернизированных ракет комплекса С-125. Задача выбора шасси для размещения ракетных комплексов все в большей мере решается с учетом предпочтений конкретного заказчика в соответствии с тактическими задачами, климатическими особенностями и унификацией с уже сложившимся в армии данной страны парком транспортных средств. Основные боевые средства ракетных комплексов получают модульное исполнение, допускающее установку на различные шасси или в стационарных объектах. В частности, в экспозиции тульского КБП были представлены макеты, показывающие возможность размещения зенитного ракетно-пушечного комплекса “Панцирь-С-1" в полной комплектации на гусеничном шасси, аналогичном принятому для комплекса “Тунгуска”, а в сокращенном исполнении без артиллерийских средств – на БМП- 3 и перспективном колесном БТР. Там же демонстрировалась хроника, представлявшая применение средств противотанкового комплекса “Корнет" с ракетой 9М 133.1 в перевозимом варианте на пусковой установке 9П163, в самоходном комплексе на базе БМП- 3 и с размещением на джипе счетверенной автоматизированной пусковой установки “Квартет". Коломенское КБМ представило действующий образец модуля ПТРК “Штурм”, допускающего размещение на различных транспортных средствах с грузоподъемностью более 2,5 т, помимо штатного для данного комплекса шасси МТ-/1Б. Открытое исполнение модуля позволяло посетителям МАКС наглядно наблюдать любопытный процесс развертывания в боевое положение. Пусковое устройство подымалось из раскрывающегося люка, заваливалось влево в положение, близкое к горизонтальному, захватывало из горизонтального барабана транспортно-пусковой контейнер с ракетой, и вновь принимало вертикальное положение, после чего разворачивалось в направлении “цели” Модуль допускает применение более совершенных ракет “Атака”. ПУ "Стрелец" на доработанном шасси комплекса "Стрела-10" Рядом с этим модулем на демонстрационной площадке находилась и самоходная установка всепогодного многоканального противотанкового ракетного комплекса “Хризантема" на шасси БМП-3, также неоднократно осуществлявшая операции по приведению в боевое положение. Поблизости размещались и три натурных образца зенитных ракетных комплексов с применением ракет переносимого комплекса “Игла”. Пусковые установки с четырьмя пусковыми устройствами “Стрелец" (по два транспортно-пусковых контейнера с ракетами) были представлены в стационарном исполнении с размещением в специальном контейнере и в подвижном варианте на доработанной самоходной установке 9А35, заимствованной от комплекса “Стрела-10”. В сравнении с носимым вариантом обеспечивается круглосуточное применение, автоматическое проведение предстартовых операций и залповый пуск ракет, существенно повышающий вероятность сбития цели. Наибольший интерес представляла система с размещением на двухосном вездеходе ГАЭ-39371 семейства “Водник” пусковой установки с двумя пусковыми устройствами “Стрелец”, а также дальней инфракрасной системы обнаружения и слежения “Феникс”, обеспечивающей круговой обзор воздушного пространства на дальностях до 18 км. Инфракрасные средства обнаружения цели применены и на боевой машине “Гюрза" – усовершенствованном варианте самоходной пусковой установки комплекса “Стрела-10", где они сменили штатную пассивную радиолокационную систему пеленгации. Новая машина оснащается цифровой вычислительной системой и оптико-электронной системой обнаружения с полусферическим блоком датчиков, размещенным в верхней части штатного поднимаемого пускового устройства. В отличие от ранее применявшихся средств обеспечивается обнаружение целей на почти вдвое больших дальностях, работа по летательным аппаратам с неработающими радиолокаторами. Пеленгация целей осуществляется с высокой точностью, при этом не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, до угла места 30". Использование оптико-электронных средств в зенитных комплексах призвано обеспечить их выживаемость при применении в условиях мощного противодействия авиации и других ударных средств противника, характерных для последних конфликтов в зоне Персидского залива и Югославии. Боевая машина "Гюрза" на базе комплекса "Стрела-10" ПУ оперативно- тактического комплекса "Искандер"в боевом положении Действующий образец модуля ПТРК "Штурм" 2 ПУ "Стрелец" и система "Феникс" на шасси "Водника" На площадке зенитной ракетной техники обращала внимание комплектация самоходной огневой установки комплекса “Бук-М1-2” только новыми ракетами 9М317. Основным их внешним отличием от предшествовавших 9М38 является крыло большего размаха и меньшей хорды, сдвинутое вперед для снижения статической устойчивости ракеты в соответствии с повышенными требованиями по маневренности. В виде макетов и на плакате в экспозиции екатеринбургского КБ “Новатор" были представлены зенитные ракеты 9М82 и 9М83 комплекса С-300В, Там же привлекали внимание материалы по противолодочным и противокорабельным ракетам семейства КЛАБ. Немалый интерес представлял тщательно выполненный макет стартующей из торпедного аппарата подводной лодки или из вертикальной корабельной пусковой установки противокорабельной ракеты 3М-54Э с дальностью 240 км. Являясь в тактическом отношении аналогом соответствующей модификации “Томагавка", она имеет мало общего с американской ракетой по конструктивному исполнению, схеме функционирования и боевым возможностям и, в отличие от нее, способна поражать цели с мощной системой противоракетной обороны. Возможность атаки цели со скоростью до 1000 м/с на предельно малой высоте достигается применением так называемой боевой ступени с размещением на ней аппаратуры системы управления и самонаведения, боевой части массой 220 кг и твердотопливного ракетного двигателя. Боевая ступень имеет небольшой диаметр, оснащена установленными в хвостовой части небольшими аэродинамическими рулями. Минимальная площадь поперечного сечения и отсутствие крыльев затрудняет поражение ракеты артиллерийскими комплексами ближнего рубежа обороны корабля. Ракета 3М-54Э предназначена для применения из торпедных аппаратов, традиционных для подводных лодок отечественной постройки. Судя по представленной на плакате схеме функционирования, после пуска с глубины до 40 м на начальном участке полета ракета выходит из воды и разгоняется с использованием стартового двигателя. После отделения стартовика раскрываются аэродинамические поверхности и запускается турбореактивный двигатель маршевой ступени, которая затем переходит в маловысотный горизонтальный полет. Раскрытие крыла с выдвижением консолей из ниш производится проворотом относительно вертикальной оси (по схеме “ножниц"). Для увеличения дальности обнаружения цели при приближении к району ее прогнозируемого нахождения ракета выполняет горку, после чего вновь снижается. На удалении около 20 км от цели боевая ступень отделятся от маршевой, после чего включается ее двигатель. Ракета 3М-54Э Ракета увеличенной дальности Х-59МК Кинограмма пуска ракеты "БрахМос" Судя по имеющейся информации, заказчику может быть предложен и более традиционный по конструктивносхемным решениям вариант ракеты без боевой ступени – 3М-54Э1, пригодный для размещения в более коротких торпедных аппаратах подводных лодок зарубежной постройки. При этом дальность и масса боевой части увеличены до 300 км и 300 кг, но возможность сверхзвукового сближения с целью не обеспечивается. На МАКС-2001 была представлена более детальная информация, относящаяся к своего рода конкуренту 3М-54Э – ракете “Яхонт”, обладающей большей дальностью (300 км) при увеличенных габаритах и массе, способной развивать сверхзвуковую скорость на маршевом участке при полете на высоте 14 км. На большом экране в экспозиции НПО Машиностроения демонстрировались соответствующие слайды, в частности, укрупненная компоновочная схема ракеты. Кроме того, аналогичная ракета была представлена и как совместная российско-индийская разработка под наименованием “БрахМос". Название ракеты и одноименного совместного предприятия образовано из начальных букв названий рек Брахмапутра и Москва. Разработка предполагает не только финансовое, но и научно-техническое участие зарубежного партнера с привлечением специалистов “Организации по оборонным исследованиям и разработкам” (DRDO) Министерства обороны Индии, участвовавших в создании оперативно-тактической ракеты “Притхви". Стенд совместной разработки был украшен кадрами первого и весьма успешного пуска “БрахМоса” с полигона Чадипур на восточном побережье Индостанского полуострова, осуществленного 12 июня 2001 г. Тем самым получен опыт успешного вытягивания увязшей в болоте недофинансирования сложной разработки усилиями зарубежного партнера, заинтересованного в приобретении научно-технического продукта несомненно “первой свежести”. Отметим, что вариант ракеты “Яхонт” с корабельным стартом находится на завершающей стадии отработки, явно опережая авиационную модификацию. По словам представителей НПО Машиностроения, на ней в настоящее время сосредоточены основные усилия конструкторов и специалистов-теоретиков предприятия. В сравнении с прежними материалами несколько изменился облик авиационного варианта – теперь он оснащается дополнительным хвостовым оперением, обеспечивающим приемлимую динамику носителя с подвеской.. Можно предположить, что в условиях фактического коллапса отечественного военного кораблестроения авиационная ракета раньше поступит на вооружение Российских вооруженных сил. С другой стороны, тревожные тенденции деградации российской авиации определяют и возможное изменение подхода к развитию оружия класса "воздух – земля”. На протяжении нескольких десятилетий основу этого оружия составляли разработанные дубнинским МКБ “Радуга" ракеты массой 4…6 т. Для их эффективного применения нужны носители класса Ту-22М, число которых постепенно сокращается. Разработка нового носителя пока не начата, так что на ближайшие десятилетия единственной реальной перспективой является машина, известная под наименованием Су-32. Таким образом, “Яхонт”, как и возможный авиационный вариант “Москита”, по массо- габаритным показателям оказывается практически предельным в качестве авиационного вооружения для поражения морских и ряда наземных целей. Исходя из применения с более массовых и уже отработанных самолетов с соответствующей их модернизацией наиболее перспективными представляются еще более легкие ракеты массой порядка одной-двух тонн. В связи с этим представляет особый интерес впервые представленная противокорабельная ракета Х-59МК – новый вариант ракеты Х-59М. Использование радиолокационной головки самонаведения взамен системы телевизионного командного наведения обеспечит всепогодность и всесуточность применения. При этом диаметр передней части ракеты увеличен с 380 до 420 мм. Емкость топливного бака увеличена за счет отказа от ускорителя. Максимальная дальность увеличена со 115 до 285 км, что представляется вполне достаточным с учетом реальных возможностей бортовых радиолокационных средств предполагаемого носителя – Су-30. Однако дальность захвата крупной надводной цели головкой самонаведения не превышает 25 км, а скорость ракеты остается на уровне исходного варианта с телевизионной командной системой управления – 900.. 1050 км/ч. В связи с этим для поражения кораблей с мощной системой ПВО более целесообразно использование сверхзвуковой ракеты Х-31А. Как известно, в последние годы эта ракета поставлялась в США в мишенном варианте – в комплектации без наиболее секретного элемента – радиолокационной головки самонаведения. По данным создателей ракеты из ГНПЦ “Звезда – Стрела” американцам не удалось перехватить ни одной из запущенных мишеней. На экспорт поставляется и другая ракета разработки этого КБ – Х-35, которой оснащаются новые корабли индийского флота. Предусматривается три исполнения ракеты – с мощным стартовым двигателем для корабельных пусковых установок и подвижных береговых ракетных комплексов "Бал”, с облегченным стартовиком для вертолетов и патрульных самолетов класса Ту-142 и без стартового двигателя для скоростных самолетов. В целом экспозиция МАКС свидетельствует о том, что, несмотря на сложившуюся в нашей стране неблагоприятную для “оборонки” экономическую обстановку, работы по ракетостроению активно продолжаются в двух основных направлениях. Во-первых, это расширение областей применения и повышение боевых возможностей ранее созданных комплексов. В этом направлении ведется создание новых пусковых установок, применение современных средств обнаружения и наведения, систем управления огнем. Показательно то, что наряду с повышением мобильности, примером чего может быть создание комплекса “Печора-2”, для снижения стоимости на базе ряда самоходных комплексов создаются буксируемые и стационарные варианты. В частности проходит испытания перевозимая модификация комплекса “Тор". Во-вторых, завершается разработка ряда новых систем, в частности комплексов “Искандер", “Яхонт”, “Хризантема”. При этом в качестве источников финансирования могут выступать зарубежные заказчики – в прямой форме совместной разработки, как в случае ракеты “БрахМос", или покупатели ранее созданных и серийно выпускаемых образцов. Для дальнейшего совершенствования мобильных зенитных ракетных комплексов могут частично использоваться средства от поставки в Грецию комплексов “Тор", а противотанковое вооружение может создаваться за счет финансовых поступлений от поставок за рубеж соответствующих средств, в том числе – новейших комплексов “Корнет-Э”. Подливая ложку дегтя отметим, что большинство из новых комплексов было начато разработкой еще до распада СССР. Тем не менее, успешное завершение этих работ свидетельствует о поддержании должного творческого потенциала коллективами КБ – разработчиков и их готовности, при изыскании соответствующих источников финансирования осуществить создание систем нового поколения, не уступающих лучшим зарубежным образцам. Михаил Никольский |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|