|
||||
|
Нижний Тагил: смотр оборонных технологий Фото Сергея Скрынникова С 3 по 8 июля 2001 года в «столице танкостроения» – Нижнем Тагиле – прошла международная выставка технических средств обороны и защиты, названная на английский манер RDE- 2001 (Russian Defense Expo – 2001). В работе выставки (третьей по счету на уральской земле) приняло участие 22 региона России, а также 186 предприятий и организаций, которые представляли, в общей сложности, 4,8 тыс. человек. Было выставлено 2096 экспонатов, размещенных на 130 площадках и стендах. Выставку посетили 47 представителей из 12 зарубежных государств. Экспозиция RDE-2001 состояла из восьми разделов – инженерные машины, автомобильная техника военного назначения, обмундирование, одежда и защитное снаряжение, средства технического обеспечения, силовые установки и средства защиты военной техники, криогенная техника, спасательное оборудование. «Хозяином» выставки являлось федеральное государственное унитарное предприятие «Нижнетагильский институт испытания металлов» (генеральный директор – В.Л.Руденко). НТИИМ – ведущая организация России, обеспечивающая отработку неуправляемых средств поражения, в том числе и авиационных (артиллерийских снарядов, боевых частей НАР и авиабомб различного типа). Оно не только проводит испытания, но и разрабатывает и производит контрольно-испытательное оборудование для других подобных центров страны. Институт располагает полигоном (обеспечивающим возможность стрельбы на дальность до 50 км), а также уникальной трассой для гусеничной и колесной техники, по ряду параметров не имеющей аналогов в России. Она создана специалистами Уральского авторемонтного завода при участии других предприятий и организаций города и области. Основу экспозиции выставки составила продукция предприятий оборонного комплекса Свердловской области. «Уралвагонзавод» – крупнейшее в мире предприятие, разрабатывающее и выпускающее бронетанковую технику – продемонстрировал широкую гамму своих изделий. Ведущее место заняли новейший танк Т-90С (машины этого типа поставляются российской армии, а также вооруженным силам Индии) и модернизированный Т-72М1. «Семьдесятдвойка» на сегодняшний день является самым массовым в мире современным средним (основным) танком. Более 6000 машин этого типа несут службу только за пределами России (восемь «семьдесятдвоек» имеется даже в армии Великобритании). Машины этого типа зарекомендовали себя как одни из самых надежных и неприхотливых в мире. Их высокие боевые качества были продемонстрированы в ходе боевых действий в районе Персидского залива, когда во время танкового боя в районе г. Басра Т- 72 из состава национальной гвардии Ирака в ходе многочасового боя остановили и нанесли серьезные потери американской бронетанковой дивизии, оснащенной новейшими машинами типа «Абрамс». При этом собственные потери иракских «семьдесятдвоек» оказались значительно ниже, чем у «Абрамсов» (72 танка). На страницах западной печати неоднократно публиковались фотографии искореженных М1, якобы подбитых собственными танками «в результате ошибок целеуказания»… В 2001 г. Т-72 отмечает свое тридцатилетие. Несмотря на весьма солидный для боевой техники возраст, потенциал развития этой выдающейся машины далеко не исчерпан. На выставке в Нижнем Тагиле демонстрировался модернизированный на «Уралвагонзаводе» танк Т-72М1, по своим характеристикам доведенный до лучших зарубежных аналогов выпуска конца 1990-х – начала 2000-х годов. Огневая мощь модернизированного танка повысилась за счет установки нового 125-мм гладкоствольного орудия 2А46М, обладающего повышенной точностью и дальностью стрельбы. В боекомплект включены управляемые ракеты 9К119 с дальностью стрельбы 5000 м, имеющие лазерно-лучевую систему наведения. 12,7-мм пулемет «Утес» установлен на дистанционно-управляемой турели с электромеханическим приводом. Ведение огня по наземным и воздушным целям теперь возможно с основного рабочего места командира танка, без открывания люка. За счет использования активной брони и других технических решений значительно выросла защищенность машины (при обстреле бронебойными подкалиберными снарядами – в 1,25 раза, а кумулятивными боеприпасами – в 1,8 раза). Дымовые гранатометы 902А заменены комплексом ТШУ-1, осуществляющим автоматическое, по командам бортовых датчиков, выстреливание гранат, обеспечивающих защиту от оружия с лазерным наведением, а также препятствующих использованию противником лазерных дальномеров. Следует отметить тот факт, что боеприпасы с лазерным наведением сегодня составляют основу противотанковых средств тактической и армейской авиации стран НАТО. Так, большая часть единственных в ВВС и ВМС США специализированных авиационных противотанковых ракет AGM-65 «Мейврик» укомплектована лазерными полуактивными головками самонаведения. Подобными головками оснащена и значительная часть ПТУР «Хеллфайр» – «главного калибра» ударных вертолетов «Апач». Эффективная защита от противотанковых мин с электромагнитными взрывателями обеспечивается посредством оснащения танка специальной электромагнитной противоминной системой. Однако наиболее существенные изменения коснулись «интеллекта» и информационного обеспечения танка Т- 72М1. Машина получила новый навигационный комплекс, включающий приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Оптический прицел наводчика ТПН1-4923 заменен комбинированной оптико-тепловизионно-лазерной системой со стабилизированной линией визирования, скомплексированной с цифровым вычислителем. В результате дальность эффективного ведения огня в ночных условиях удалось увеличить с 600 до 3000- 3500 м. Введен режим автосопровождения цели, позволяющий резко повысить эффективность применения оружия в движении. Система связи танка усовершенствована за счет установки вместо радиостанции Р-123 аппаратуры нового поколения – станций Р-163-50У и Р- 163-УП. Т-90 Мостовая машина на шасси Т-72 БМР-3М на базе Т-72 В результате установки нового оборудования и дополнительных средств защиты масса модернизированного Т-72М1 возросла с 43 до 45 т. Однако его динамические характеристики не только не ухудшились, но даже несколько возросли. В частности, средняя скорость движения по шоссе повысилась с 35-40 до 40-45 км/ч. Это достигнуто благодаря переоснащению машины новыми многотопливными дизелями В- 84МС (840 л.с.) или В-92С2 (1000 л.с.), заменившими прежний В-46-6 (760 л.с.). Т-72 является объектом работ по модернизации, проводимых рядом зарубежных стран. Следует отметить, что в рамках Организации Варшавского договора серийный выпуск этой машины был развернут в Польше и Чехословакии. В настоящее время в этих, а также в ряде других государств (в частности, на Украине) созданы собственные варианты модернизации «семьдесятдвойки». Однако, по утверждению представителей «Уралвагонзавода», настоящую комплексную, полноценную модернизацию, в полной мере учитывающую требования заказчика, могут выполнить лишь сами создатели боевой машины. И с этим нельзя не согласится. Особо следует отметить продукцию «Уралтрансмаша» – ведущего предприятия страны (и одного из ведущих в мире), специализирующегося на разработке и производстве самоходных артиллерийских установк. Специалистами «Уралтрансмаша» под руководством главных конструкторов Г.С.Ефимова, а затем – Ю.В.Томашова созданы выдающиеся для своего времени системы – 152-мм самоходная гаубица 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный тяжелый миномет 2С4 «Тюльпан» (первая отечественная артиллерийская система, получившая на вооружение корректируемые высокоточные боеприпасы с лазерным наведением), 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», способная посылать снаряды на дальность более 30 км. Последней работой екатеринбургских конструкторов стала 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», представленная на выставке в Нижнем Тагиле. Это орудие, принятое на вооружение в 1989 г., не уступает, а по ряду важных параметров (баллистика, механизм заряжания и др.) превосходит лучшие зарубежные аналоги, в частности – американскую 155-мм САУ М109А6. К достоинствам «Меты» следует отнести ее уникальную надежность и живучесть, продемонстрированные в ходе последней чеченской кампании. Калибр 152 мм принят в России как единый унифицированный калибр для буксируемой, самоходной, а в перспективе – и корабельной артиллерии. В рамках программы совершенствования артиллерийского вооружения «Уралтрансмаш» проводит работы по модернизации системы. Основные усилия конструкторов направлены на повышение как «интеллекта» самого орудия, так и на встраивание САУ в единый компьютеризированный комплекс, обеспечивающий разведку целей, засечку артиллерийских позиций противника, управление стрельбой и быстрый уход от огня неприятельских средств поражения. Перспективная САУ (работы над которой ведутся в настоящее время в Екатеринбурге) получит спутниковую навигационную систему, бортовой цифровой процессор, связанный автоматизированной линией обмена данных с вышестоящими центрами управления, а также новое информационно-управляющее поле экипажа, выполненное, как и на современных истребителях, с использованием многофункциональных дисплеев, на которые предполагается выводить текстовую и графическую информацию (в частности – электронную карту местности с наложенной на нее тактической обстановкой). То есть самоходная артиллерийская установка нового поколения станет полноценным (и одним из важнейших) субъектов «цифрового поля боя», действуя совместно с ракетными комплексами сухопутных войск, беспилотными летательными аппаратами различного назначения, боевыми и разведывательно-боевыми вертолетами, легкими ударными самолетами (ЛУС), а также многофункциональными авиационными комплексами пятого поколения. Впрочем, дальнейшему совершенствованию подвергнется не только «интеллект», но и «железо»: в 1,4 раза повысится скорострельность, возрастет точность ведения огня и эксплуатационные характеристики системы, а максимальная дальность стрельбы (при использовании снаряда с донным дымогенератором) превысит 40 км. Применение методов прикладной аэродинамики обеспечивает значительное снижение пылевого шлейфа, поднимаемого САУ в процессе движения. А это, в свою очередь, уменьшит запыленность механизмов и приборов, увеличит скрытность на марше. Сочетание самых передовых технологий с традиционными достоинствами российских артиллерийских систем – прекрасной баллистикой, высокой надежностью и боевой живучестью, эксплуатационной неприхотливостью – позволяет надеяться, что 152-мм САУ, создающаяся в настоящее время на «Уралтрансмаше», долгие годы будет оставаться самой совершенной в мире системой в своем классе. На более отдаленную перспективу на предприятии совместно с отраслевыми научными центрами ведутся работы по ряду новых направлений и компоновочных решений. В частности, исследуются артиллерийские системы, использующие жидкие метательные вещества. Однако, по словам главного конструктора Юрия Томашова, практическая реализация этих работ – дело отдаленного будущего. А «Мста-С» и ее модификации до середины XXI столетия будут составлять основу артиллерийского парка российской армии, а также армий многих зарубежных стран. Разумеется, на «Уралтрансмаше» думают и о повышении экспортного потенциала своей продукции. В частности, для стран, ориентируемых на НАТОвские стандарты, разрабатывается вариант «Меты» под калибр 155 мм. Под НАТОвский калибр модернизирована и САУ «Акация». Примером полноценной конверсии является и создание специалистами «Уралтрансмаша» уникальной гусеничной пожарной машины «Штурм», предназначенной для ликвидации пожаров на нефтяных месторождениях. «Штурм» был разработан специально для ликвидации последствий войны 1991 г. на нефтяных полях Кувейта. Однако тогда эта машина, к сожалению, оказалась невостребованной: контракты по устранению последствий боевых действий получили западные фирмы (тушившие скважины долго, дорого, а главное – с большим ущербом для экологии). ОАО «Ишимбайтрансмаш» продемонстрировало на выставке уникальный сочлененный гусеничный плавающий транспортер «Витязь», обладающий высокой проходимостью и подвижностью. Машины этого типа, грузоподъемность которых достигает 30 т, эксплуатируются как в вооруженных силах России, так и гражданскими организациями (в частности, в Арктике и в Антарктиде). Среди экспонатов военной автомобильной техники следует выделить экспериментальный автомобиль повышенной проходимости (6x6) УАМЗ-БУРАН-Стайлинг, созданный совместными усилиями ЗАО «Уральский автомобильный завод» и ООО «Буран Стайлинг Ателье». Автомобиль оснащен новым опытным дизелем отечественной разработки мощностью 180 л.с., по своим экономическим параметрам превосходящим зарубежные аналоги. Расход топлива у «Бурана» (относящегося к одному классу с автомобилем ЗИЛ-131) составляет 20 л на 100 км пути. Бронированный миноукладчик Автомобиль повышенной проходимости УАМЗ-БУРАН-Стайлинг Робото-технический комплекс для обезвреживания взрывчатых веществ Другой особенностью нового автомобиля является кабина, отличающаяся не только прекрасным дизайном, но и использованием принципиально нового (для автомобилестроения) стеклопластика, заимствованного у авиакосмической промышленности (подобный пластик был использован в конструкции воздушно-космического самолета «Буран»). Кабина обеспечивает отличную шумо- и теплоизоляцию, а ее высокая механическая прочность защищает водителя от различных «неприятностей» (в том числе и от осколков неприятельских снарядов и мин при использовании автомобиля на театре военных действий). Уральский автомобильный завод продемонстрировал и различные серийные автомобили военного назначения. Особо выделялся в ряду камуфлированных грузовиков Урал-4320Б, оснащенный комплектом навесного бронирования, предохраняющим экипаж, а также перевозимый в кузове десант и грузы от огня стрелкового оружия и осколков. Бойницы, сформированные в бронекузове, позволяют вести огонь из стрелкового оружия, а открытый верх обеспечивает возможность стрельбы из ПЗРК. Следует отметить тот факт, что к разработке средств защиты автомобильной техники причастны и предприятия авиационной промышленности – в первую очередь – ВИАМ. Ростислав АНГЕЛЬСКИЙ |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|