|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Современные французские танки Часть 1 АМХ-30В 1950-е гг. развернулась дискуссия о принятии на вооружение армий западноевропейских стран единого основного боевого танка. Машина предназначалась для замены американских танков М47 «Паттон». Наибольшую заинтересованность в программе единого танка проявляли армии Великобритании, Германии, Италии и Франции. Программа с треском провалилась: в четырех государствах НАТО были приняты на вооружение четыре совершенно разных основных боевых танка. Требования англичан к перспективной боевой машине принципиально отличались от требований остальных участников программы. Британцы отдавали приоритет защищенности и огневой мощности. Французы и немцы — подвижности и огневой мощи. Италия никогда не отличалась развитым танкостроением, поэтому всерьез в формировании облика танка итальянцы участия не принимали. Разногласия между французами и немцами проявлялись скорее в экономической сфере. Какое-то время политики пытались эти противоречия сгладить. Программа единого танка НАТО трансформировалась в франко-западногерманскую. В соответствии с ней предполагалась постройка прототипов французской и западногерманской конструкции, проведение их сравнительных испытаний и принятие на вооружение лучшей машины. В конечном итоге и этот план потерпел фиаско: ная вооружение армий двух стран поступили разные танки — в Западной Германии «Леопард-1», во Франции АМХ-30. Характеристики «Леопарда-1» и АМХ- 30 близки, танки похожи даже внешне. Однако если «Леопард-1» рассматривался как танк обороны, то АМХ-30 планировалось использовать прежде всего как машину наступления. К концу 1960-х гг. сухопутные войска Франции должны были иметь в своем составе только механизированные подразделения, оснащенные исключительно бронетехникой — боевыми машинами пехоты, пушечными бронеавтомобилями и основными боевыми танками. Командование вооруженных сил исповедовало сугубо наступательную военную доктрину. Исходя из новой концепции строительства вооруженных сил, в требования к перспективному танку французы заложили «наступательные» факторы: увеличенный запас хода по шоссе, способность преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,3 м без предварительной подготовки и глубиной до 4 м по дну — после подготовки. Размеры танка жестко диктовались габаритами железнодорожного подвижного состава. АМХ-30 получился самым «маленьким» и легким танком среди западных основных боевых танков 1960-х гг. Ценой улучшения подвижности танка при сохранении достаточно мощного вооружения стала ослабленная защищенность. Несмотря на рациональные формы корпуса и башни бортовая броня выдерживала попадания лишь крупнокалиберных пуль и осколков снарядов. Несомненно, что столь слабая бронезащита — основательный «прокол» разработчиков технического задания. Основной боевой танк — это все-таки не бронеавтомобиль. Впервые на французском танке предусматривалось использование системы защиты от оружия массового поражения. Другой новинкой стало создание вместе с танком тренажера механика-водителя. Первый прототип танка АМХ-30 был изготовлен в 1961 г., через три года после начала полномасштабного проектирования. В 1962 г. на испытания вышел второй прототип, в 1963 г. — семь опытных, а в сентябре 1965 г. заказчик получил два предсерийных танка АМХ-30. Танк АМХ-30 первых серий Основные конструктивные особенности танка АМХ-30 Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным отделением в корме. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая. Форма корпуса французского танка сильно напоминает форму корпуса его западногерманского «собрата» — танка «Леопард-1». Вообще же в облике обеих боевых машин явственно «читается» влияние Т-34. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68 град, к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов — 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным с целью повышения защищенности машины от детонации мин. 105-мм пушка CN-105-F1 Командирская башенка ТОР-7. На переднем плане хорошо видна оптическая головка дальномера АМХ-30. На стволе орудия установлен термоизоляционный кожух АМХ-30. Хорошо видно ограждение для имущества экипажа и снаряжения в задней части башни Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной влево люк овальной формы. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Предусмотрена возможность замены среднего перископа панорамным активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом видения в ИК- свете и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов — 1х; поле зрения ночного канала 35 град., дневного — 24 град. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, который монтируется на маске орудия слева от ствола; диаметр линзы 450 мм. Прожектор может работать как в ИК спектре, так и освещать объект «нормальным» светом. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками. В средней части корпуса находится литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По мнению некоторых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладала наилучшей формой с точки зрения баллистической стойкости по сравнению с башнями однокурсников — «Чифтена», «Леопарда-1» и М60. В башне установлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости — от -8 град до +20 град. Боекомплект 105-мм орудия — 47 унитарных выстрела, 28 снарядов уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, 19 снарядов находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойные подкалиберные (начальная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды. Интересна конструкция кумулятивного снаряда. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда снижается в несколько раз, если при встрече с препятствием он вращается. Выпущенный из нарезной пушки снаряд вращается в полете со скоростью 17 000 — 18 000 об/мин. В боеприпасе к французской 105-мм танковой пушке кумулятивной заряд помещен в капсулу, установленную внутри корпуса на шарикоподшипники. В полете вращается только корпус снаряда, заряд остается неподвижным. Метод сколь оригинальный, столь и дорогой. Стоимость одного такого снаряда в несколько раз выше стоимости обычного, без подшипников. Возможна стрельба снарядами из боекомплекта английской 105-мм танковой пушки L7. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С основным орудием спарен 12,7-мм пулемет (установлен слева от орудия). В данном случае термин «спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с основным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемет находится в раздельной бронемаске с увеличенным до +40 град углом возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке установлен пулемет NF1 калибра 7,62 мм (скорострельность 900 выстрелов/ мин, начальная скорость пули — 815 м/с. боекомплект — 2050 патронов). Пулемет имеет механическое дистанционное управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм. Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радиста. В крыше имеется два люка — командира и заряжающего. В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М-208. Дальномер работает по принципу совмещения изображений, база дальномера 2 м, увеличение — 12х, диапазон измеряемых дальностей — от 600 до 3500 м. При ведении стрельбы из 105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК прицел ОВ-17- А с 4-кратным увеличением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием телескопический прицел М271. Для наведения в дневных условиях спаренного пулемета используется прицел М267, увеличение прицела 10х. Ночью используется активный ИК прицел ОВ-23-А с 4-кратным увеличением. Подсветка прицела ОВ-23-А может осуществляться основным прожектором РН-9-В или спаренным с 7,62-мм пулеметом прожектором РН-9-А диаметром 230 мм. Командирская башенка ТОР-7 вращается в направлении, противоположном направлению разворота башни. По периметру командирской башенки смонтировано десять перископических наблюдательных приборов М268, на командирской башенке перед люком — один бинокулярный наблюдательный прибор М267. Один перископический смотровой прибор М223 установлен у наводчика, два — у заряжающего, кроме того, для наблюдения за местностью наводчик и заряжающий могут использовать по одному панорамному перископическому прибору М282. Привод разворота башни электрогидравлический. По бортам башни смонтировано ограждение (корзина) для складирования имущества экипажа и снаряжения. В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый конструкционный блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель — четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного охлаждения HS-110-2 мощностью 720 л.с. Запуск осуществляется электростартером. Глушители расположены по бортам моторно-трансмиссионного отделения на крыльях ближе к корме. Трансмиссия — механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л находятся в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска опорных катков — торсионная, моноторсионы монтируются на всю ширину корпуса. Опорные катки — двускатные с резиновыми шинами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы — стальные, балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков — по ходу танка. На первом и пятом узлах подвески применены гидравлические амортизаторы. Двускатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи; диски направляющих колес выполнены из алюминия, ступицы — стальные. Ведущие колеса (количество зубчатых венцов — 13) заднего расположения изготовлены из стали. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы с открытыми шарнирами последовательного типа, траки снабжены резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2–5 тыс. км пробега. В состав электрооборудования входят 24-вольтовый генератор мощностью 10,5 кВт и восемь аккумуляторных батарей суммарной емкостью 380 А.ч. Танк АМХ-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Подготовка к форсированию водной преграды занимает 10 минут. На башне вместо перископического наблюдательного прибора заряжающего монтируется воздухозаборная труба, изготовленная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика-водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием Экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к использованию индивидуальные кислородные дыхательные приборы. Схема преодоления препятствий танком АМХ-30 Танк АМХ-30 выходит на берег после преодоления водной преграды Предсерийный АМХ-30 Преодоление водной преграды на понтонном мосту В серии Решение о начале серийного производства танков АМХ-30 было принято в июле 1963 г. Первый танк вышел из ворот завода в Роанне в июне 1966 г. Завод L’Atelier de Concstruction de Roann был основан известным французским предпринимателем Андрэ Ситроеном в 1917 г. Первоначально здесь изготавливали артиллерийские боеприпасы. Выпуск и ремонт бронетехники был налажен в 1952 г. в кооперации с фирмой L’Atelier de Concstruction d’lssyles-Moulineaux (АМХ). Производством основных боевых танков АМХ-30 было загружено примерно 45 % производственных мощностей завода. Здесь изготавливались корпуса танков, велась окончательная сборка и испытания готовой продукции. Двигатели HS110 по лицензии фирмы Испано-Сюиза выпускал завод L’Atelier de Concstruction de Limoges, башни и бронелисты — L’Atelier de Concstruction de Tarbes, вооружение — L'Atelier de Concstruction de Bourges. Оптические приборы поставляло предприятие L'Atelier de Concstruction de Puteaux, радиоэлектронное оборудование — La Section d'Etudes et Fabrications des Telecommunications. Стоит отметить, что все основные компоненты танка и сама сборка производились государственными предприятиями, а не частными фирмами. Средний темп производства составлял десять танков в месяц. Производство танков АМХ-30 завершено в 1981 г. Формально обозначение АМХ-30 относится к опытным танкам, серийные машины имели обозначение АМХ-30В, однако литера «В» в индексе танка употребляется крайне редко. Работы по улучшению боевой эффективности танка начались практически сразу же с запуском его в серию. Первым наиболее заметным отличием стала замена спаренного крупнокалиберного пулемета автоматической пушкой калибра 20 мм с боекомплектом 480 снарядов (скорострельность — 740 выстрелов/мин, начальная скорость снаряда 1050 м/с). Французы пошли своеобразным путем. Вооружить танк малокалиберной автоматической пушкой пытались во многих странах, но в серию запускались танки с пулеметным вспомогательным вооружением. Галлы сделали все наоборот. Тому имелись причины. Ошибочно принято считать, что приоритет в области использования боевых вертолетов принадлежит американцам. На самом деле пионерами стали французы. В Алжире они впервые в мире использовали вертолеты, вооруженные противотанковыми ракетами. Объектами поражения вертолетных ПТУР являлась отнюдь не бронетехника, что, однако, не помешало экспертам правильно оценить возможности перспективного оружия. Пушка на АМХ-30 предназначалась, прежде всего, для борьбы с маловысотными воздушными целями, в то время как крупнокалиберные спаренные пулеметы других танков выполняли роль своего рода дальномеров. Хорошая в теории идея положительного эффекта не дала. Установка автоматической пушки не была подкреплена интеграцией в прицельный комплекс соответствующих радиолокационных или оптических систем наведения. Тем не менее 20-мм пушка на АМХ-30 «прописалась» прочно. Стволы 105-мм орудий серийных танков получили теплоизоляционные кожухи. В начале 1970-х гг. очевидной стала необходимость замены оптического дальномера лазерным, установки системы стабилизации орудия в двух плоскостях, пассивных ИК приборов ночного видения, автоматизированной системы управления огнем. Танки АМХ-30В под обозначением АМХ-30Е выпускались в Испании с 1974 по 1983 гг. фирмой Санта-Барбара. Танк АМХ-30Е — лицензионный вариант АМХ-30В, выпускавшийся в Испании Схема танка АМХ-30В2 Модификации танка АМХ-30 AMX-30D Танки AMX-30D выпускались на экспорт для эксплуатации в странах с жарким пустынным климатом. Ходовая часть закрывалась экранами. Экраны предназначались, главным образом, для защиты элементов ходовой части от песка и пыли. Мощность двигателя понижена до 620 л.с., установлена модернизированная коробка передач, ограничивающая максимальную скорость движения значением 60 км/ч. АМХ-30В2 Вариант АМХ-30В2 является попыткой «подтянуть» французский основной боевой танк до уровня его собрата-конкурента — германского «Леопарда-1». На АМХ- 30В2 механическая трансмиссия с ручной коробкой передач заменена двухпоточной гидромеханической трансмиссией Валео/SESM ENC-200 с полуавтоматической коробкой передач (пять передач переднего и пять заднего хода). Трансмиссию разрабатывали в течение шести лет, начиная с 1962 г., причем в ее конструкции (с целью снижения стоимости и сроков (!) разработки) использовались узлы американского и швейцарского производства. Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 м до 9995 м, точность измерения +/- 5 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427, прицел имеет дневной и ночной (электронно-оптический) каналы. Возможна установка вместо прицела М427 комбинированного дневного/ночного гиростабилизированного прицела М527. Для выработки необходимых для стрельбы данных используется электронная система управления огнем СОТАС. Данная система была разработана для пушечного бронеавтомобиля, первого в мире «колесного танка», AMX-10RC. На АМХ-30В2 используется вариант СОТАС М581 (на АМХ- 10RC — СОТАС М401). Система СОТАС включает телескопический прицел наводчика М544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421. Интересна оригинальная концепция построения системы управления огнем: нестабилизированная пушка и независимый гиростабилизированный, весьма совершенный, прицел командира. Американцы на ХМ1 (будущем «Абрамсе») применили диаметрально противоположный подход — стабилизированная пушка и зависимый, достаточно простой прицел командира. Решение французов, на первый взгляд, выгладит странно, но оно куда более обосновано, чем подход американцев. Поиск цели в скоротечном бою — задача более важная, нежели просто точный выстрел с движения (при стрельбе с места ХМ1 концептуально преимуществ перед АМХ-30В2 не имел). Условно говоря, на первых «Абрамсах» командир является придатком наводчика — шея вертит головой. На АМХ-32 голова вертит шеей (командир — наводчиком). Избавиться от врожденного недостатка американцы смогли только на М1А2, установив независимый гиростабилизированный прицел командира. Конечно, танкостроители США прекрасно понимали ущербность связанного с орудием командирского прицела, но они, как и их коллеги из Франции, были ограничены в финансовых средствах. Проблемы — одни, пути решения — разные. Установка новой, более энергоемкой, системы управления огнем вызвало необходимость замены аккумуляторных батарей емкостью 95 А. ч батареями емкостью 125 А.ч. На танках АМХ-30В2 монтировались низкоуровневые телевизионные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой монтировался на маске пушки справа от ствола, правее лазерного дальномера. Вместо телесистемы фирмы Томсон-CSF предусмотрена установка пассивной ИК ночного видения Tomcoh-CSF «Кастор». Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет порядка 4000 м, дальность опознавания — порядка 2000 м. Мониторы, на которых отображается телевизионная или тепловая «картинки», установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных условиях обеспечено установкой у механика-водителя электронно-оптических приборов ночного видения ОВ-31А или CN2-516. Огневую мощь удалось повысить за счет введения в состав боекомплекта 105-мм оперенных бронебойных подкалиберных снарядов. Улучшена система охлаждения двигателя. Был разработан вариант танка АМХ-30В2 с двигателем HS110-2SR мощностью 800 л.с., однако армия Франции отказалась от закупок танков с дизелями повышенной мощности. Танки АМХ-30В2 серийно выпускались заводом в Роанне с 1981 по 1986 гг., кроме того, до уровня «В2» было модернизировано несколько сот танков АМХ-30 французской армии. Постройка новых и модернизация старых машин велась параллельно на двух производственных линиях. На вновь построенных машинах была увеличена толщина брони маски пушки. В начале 1990-х гг. фирма GIAT разработала для танков АМХ- 30В2 комплект навесной динамической защиты BS G2 (BS — Brique de Surblindage), по уровню защищенности эквивалентный стальной броне толщиной 400 мм. Танк АМХ-30В2 французской армии, оснащенный навесной динамической защитой BS G2 Один из вариантов модернизации танка АМХ-30В2, предложенный фирмой GIAT БРЭМ AMX-30D Бронированные машины на шасси танка АМХ-30 Учебный танк Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта. БРЭМАМХ-30D БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронекоробку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240 град. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке. Мостоукладчик на базе АМХ-30 Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA Зенитная самоходная артиллерийская установка AMX 30DCA САУ 155 mm GCT Бронированная инженерная машина EBG Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждения, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для разработки твердых или мерзлых грунтов. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5- ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х гг. Мостоукладчик Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован удерживающий мостовую сочлененную конструкцию механизм. Длина конструкции в разложенном положении 22 м, ширина 3,94 м, масса 8200 кг. Установка моста занимает около 10 мин. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора. САУ 155 mm GCT Разработка 155-мм самоходно-артиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 г. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 г. на заводе в Роанне. Шасси САУ идентично шасси танка АМХ-30. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, Башня имеет вертикальные борта, кормовой бронелист установлен под небольшим отрицательным углом, лобовой бронелист — наклонный. В левом и правом бортах башни имеется по дверце. На крыше смонтирована командирская башенка, над сиденьем заряжающего имеется люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости — от — 4 до +66 град. Автомат заряжения обеспечивает скорострельность 8 выстрелов в минуту. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы составляет 18 000 м. Боекомплект 42 выстрела; в состав боекомплекта могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может быть смонтирован пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов), В нижней передней части башни монтируется два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева. Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск франции, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. Башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания. AMX-30DCA Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401 А. В башне установлены две автоматические пушки Испано-Сюиза HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность одной пушки составляет 600 выстрелов в минуту. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналам наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни в ее задней части. Самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» Ходовая часть самоходной пусковой установки тактических ядерных ракет «Плутон» идентична ходовой части танка АМХ-30. Верхняя часть корпуса спроектирована заново. В передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней. Ракета крепится к рельсовой направляющей, смонтированной в ангаре коробчатого типа. Ангар установлен на крыше корпуса ближе к корме и занимает примерно две трети длины машины. Диапазон поражения целей — 10-120 км. Самоходный зенитный ракетный комплекс «Роланд» на шасси AMX-30R Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Роланд» разработан французской фирмой Аэроспасьяль и западногерманской Мессершмитт-Бёльков-Блом (МВВ) в 1968 г. ЗРК предназначен для прикрытия от ударов с воздуха высокомобильных соединений сухопутных войск. В ФРГ ЗРК монтировался на шасси БМП «Мардер- 1», во Франции — на шасси основного боевого танка АМХ-30. Ходовая часть боевой машины ЗРК идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, его высота значительно увеличена, лобовой бронелист установлен под углом 70 град, к горизонту. На крыше в передней части корпуса монтируется платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей в центре и двумя ракетными пусковыми установками по бокам. Боекомплект — десять ракет (две на пусковых установках и восемь в двух вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса). Ракеты способны поражать воздушные цели, летящие на скоростях до М=1,3, в диапазоне дальностей от 500 до 6300 м. Максимальная досягаемость по высоте 3000 м. Масса собственно ЗРК с платформой составляет 6 т. Экипаж самоходного ЗРК состоит из трех человек: командира, оператора ЗРК и механика-водителя. Самоходные ЗРК «Роланд» французского производства состоят на вооружении во Франции, Ираке, Катаре и Испании. Самоходный зенитный ракетный комплекс «Роланд» Самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» Тактико-технические характеристики танка АМХ-30 и машин на его базе
* длина со стрелой крана: ** высота со стрелой крана в положении по-походному; *** все данные для машины с установленной мостовой конструкцией Самоходный зенитный ракетный комплекс «Шахин» Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой Томсон-CSF по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая заказанная партия ЗРК поставлена Саудовской Аравии в 1979–1982 гг., вторая — в середине 1980-х гг… Ракетный комплекс разработан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй — в самоходном. Шасси боевой машины создано на основе шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70 град, к горизонту, в нем имеется дверца-лаз. Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М=1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м. На вооружении зенитной ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины целеуказания. На машинах целеуказания отсутствуют пусковые установки. РЛС обнаружения воздушных целей позволяет обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно. Самоходные ЗРК «Шахин» состоят на вооружении только ВВС и сухопутных войск I Саудовской Аравии. Эксплуатация танков АМХ-30 Танки АМХ-30 начали поступать в подразделения французской армии в 1966 г. Ими вооружались танковые полки механизированных бригад нового образца («тип 64»), В каждом полку по штату полагалось иметь 54 танка (четыре эскадрона по 13 АМХ-30 в каждом плюс две командирские машины). Основной тактической единицей считался взвод из трех танков. Соответственно в эскадроне имелось три взвода по три танка в каждом и танк командира эскадро на. Помимо танковых эскадронов в состав полка механизированной бригады «64» входил механизированный эскадрон — четыре взвода гусеничных БМП АМХ-10А. Новая структура бригады вводилась взамен прежней образца «59». Считалось, что более насыщенная бронетехникой бригада будет обладать существенно более высокими наступательными возможностями. Французы выглядели очень большими оптимистами. Арабо-израильская война 1967 г. наглядно продемонстрировала при использовании танков в наступлении приоритет защищенности над подвижностью и огневой мощью, то есть приоритет именно того фактора, который у АМХ-30 стоял на последнем месте. В середине 1980-х гг. танки АМХ-10 состояли на вооружении танковых дивизий (Division Blindee), в каждом таком соединении насчитывалось от 170 до 190 основных боевых танков АМХ-30. В состав 1-го корпуса со штабом в Метце входили 1-я и 7-я танковые дивизии, в состав 2-го корпуса со штабом в Баден-Бадене — 3-я и 5-я, в состав 3-го корпуса со штабом в Лиле — 2-я и 10-я Division Blindee. Помимо танков (450–500 машин) на вооружении корпуса имелось порядка 150 самоходок 155 mm GST. В особых случаях в распоряжение штаба корпуса мог передаваться полк самоходных пусковых установок тактических ядерных ракет «Плутон». На вооружении сухопутных войск Франции поступило порядка 1200 танков АМХ-30. Первые танки АМХ-30В2 были переданы французской армии в январе 1982 г. На начало 2001 г. на вооружении сухопутных войск Франции состояло 200 танков АМХ-30В2, еще 500 находилось на хранении. Помимо французской армии танки АМХ-30 состоят на вооружении в Венесуэле (70), Греции, Испании (150 в резерве), на Кипре (81), в Катаре (34), Саудовской Аравии (300 на хранении, еще 150 сняты с вооружения), Чили (60). В боевых действиях танки АМХ-30 принимали участие сугубо номинально: 550 машин, имевшихся в армии Саудовской Аравии в 1990 г., входили в состав группировки Многонациональных сил, но в операции по «усмирению» Саддама Хуссейна участия не принимали. Франция ограничилась отправкой в Персидский залив «колесных танков» — пушечных бронеавтомобилей АМХ-10 и ERC-90. Танк АМХ-30 на автомобильном транспортере Дизель MTUMB-833 Ка-501 мощностью 850 л.с. с автоматической трансмиссией ZFLSG-3000 и новой системой охлаждения «Супер» АМХ-30 Проект модернизации танков АМХ-30, поставленных на экспорт, был разработан во второй половине 1980-х гг. группой западногерманских фирм в составе AEG, Крупп Атлас Электроник, MTU, Вегманн, Диль, ZF и GLS. Впервые публично широкой публике «Супер» АМХ-30 был продемонстрирован в Саудовской Аравии, из-за чего в ряде отечественных изданиях указывается, будто бы машину модернизировали именно под саудовские требования. На самом деле планы немцев были куда амбициознее. «Ключем» модернизации стала полная замена силового блока. На танке установили дизель MTU МВ-833 Ка-501 мощностью 850 л.с. вместе с полностью автоматической трансмиссией ZF LSG-3000 и новой системой охлаждения. Помимо большей мощности германский двигатель выгодно отличался от французского лучшей приемистостью и меньшим удельным расходом топлива. Емкость топливных баков доводилась до 1028 л. У механика-водителя предусматривалась установка новой приборной доски. Улучшения ходовой части танка заключались в установке новых торсионов, ограничителей вертикального хода опорных катков и гидроамортизаторов на всех узлах подвески. Диаметр самих опорных катков несколько увеличили (до 800 м). За счет нововведений удалось почти вдвое уменьшить величину моментов, передаваемых от ходовой части к корпусу танка. «Супер» АМХ-30 стал гораздо более устойчивой платформой для вооружения, нежели исходный АМХ-30. Гусеница набрана из траков фирмы Диль «тип 234», имеющих ресурс, вдвое больший, чем французские траки. Равно как и силовая установка, полной замены потребовала система управления огнем. Фирма Крупп Атлас Электроник предложила модульную лазерную систему управления огнем MOLF-30 (Modular Laser Faire Control). В состав системы входит гиростабилизированный комбинированный дневной/ ночной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером. Электрогидравлический привод разворота башни подлежал замене на полностью электрический. По желанию клиента немцы предлагали оснащать танк системой юстировки орудия и дополнительной навесной бронезащитой башни. «Супер» АМХ-30 представлял собой эквивалент «Леопарда-1А5», до уровня которого АМХ-30В2 так и не дотянулся. Несомненно, куда более удачная по сравнению с АМХ-30В2 западногерманская модель модернизированного танка, тем не менее, не нашла заказчиков. «Супер» АМХ-30 так и остался в стадии прототипа, послужив еще одним примером высокого профессионализма германских танкостроителей. Ростислав Ангельский |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|