|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Танки спускаются с неба Мысль использовать бронетанковую технику (БТТ) в воздушных десантах появилась сразу после Первой мировой войны — когда еще сами массовые десанты были в области теории, а танки едва вышли из поры детства. Известный британский военный теоретик Дж. Фуллер в 1919 г. написал: «От судов-носителей танков только один шаг до аэропланов, их снабжающих и поднимающих, и другой шаг-до аэропланов-танков». В 1922 г. в книге «Реформация войны» он же описывал гипотетический десант с «авангардными танками, опускающимися с воздуха». Десять лет спустя прессу облетели сообщения о «летающих танках» известного американского конструктора Дж. Уолтера Кристи. Но его гибридный «танк-самолет» не полетел дальше рекламных картинок, а его же идею подвесить легкий танк под «брюхо» бомбардировщика так и не опробовали, хотя Кристи специально для этого построил колесно-гусеничный «танк-бронеавтомобиль». На широкую практическую основу работы по воздушной переброске и десантированию бронетанковой техники были поставлены в Советском Союзе. Здесь от идеи воздушных десантов только как диверсионно-разведывательных групп скоро перешли к намерению использовать их для полномасштабных боевых действий в тылу противника, а потому намеревались придавать им армейские образцы боевых машин. Массу и размеры этих машин ограничивала, понятно, грузоподъемность имевшихся самолетов. На вооружении опытного авиамотодесантного отряда, сформированного в марте 1931 г., состояли две танкетки Т-27 и три легких бронеавтомобиля Д-8 и Д-12, хотя средства их доставки еще предстояло создать. С появлением новых образцов малых танков и легких бронеавтомобилей они принимались на вооружение воздушно-десантных войск, а средства десантирования разрабатывались уже под них. Поэтому скажем несколько слов о самих объектах, которые, собственно, надо было десантировать. Идея подвески танка 1932 г. Кристи к самолету так и осталась нереализованной Опытный «авиатанк-бронеавтомобиль» 1933 г. Дж. У. Кристи Малый плавающий танк Т-37, принятый на вооружение РККА в 1933 г., был создан под руководством Н.Н. Козырева и вскоре модернизирован Н.А. Астровым (Т-37А). В середине 1930-х гг. Т-37А стал основной боевой машиной воздушно-десантных частей. В конструкции Т-37 была применена схема двухместного английского танка «Виккерс-Карден-Лойд амфибия» с клепаным водоизмещающим корпусом. В задней части корпуса размещался двигатель ГАЗ-АА (развивал 40 л.с. при 2200 об./мин), в передней — трансмиссия, в средней — обитаемое отделение, в нем слева располагался механик-водитель, справа, в пулеметной башне, — командир, причем управление машиной могли брать на себя оба члена экипажа. Подвеска — блокированная, типа Хортсмана с горизонтальными винтовыми пружинами (т. н. «двойные ножницы»), гусеница — мелкозвенчатая «скелетообразная». Для движения на воде служили гребной винт и установленный в его потоке руль. Остойчивость танка на плаву повышали бортовые поплавки Главным недостатком были высокое расположение центра тяжести и ненадежная работа дифференциала и тормозов. С 1933 по 1936 гг. московский завод № 37 выпустил 2700 танков Т-37А. 29 февраля 1936 г. на вооружение приняли Т-38, разработанный Н А. Астровым на заводе № 37 и выпускавшийся в 1936–1937 и 1939 гг. заводами № 37 в Москве и ГАЗ в Горьком. В Т-38 изменили компоновку обитаемого отделения (башню перенесли на левую сторону), улучшили соотношение габаритов. Двигатель и коробку передач позаимствовали от автомобиля М-1. Роль механизма поворота выполняли бортовые фрикционы. Танк оказался более устойчивым на суше и на плаву. Всего выпущено 1217 Т-38 нескольких модификаций — так, в 1938 г. на танк установили двигатель М-1 (50 л.с.) и улучшили ходовую часть (Т-38М2). Малый плавающий танк Т-38 Подвеска бронеавтомобиля БА-20 к бомбардировщикуТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 Подвеска танка Т-38 к бомбардировщику ТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 Характеристики подвески ПГ-2П
Подвеска 76-мм пушки под ТБ-3 Схема установки крепежных узлов ПГ-12 на плавающий танк Т-37 А. Из руководства по подвеске ПГ-12 Бронеавтомобиль Д-12 был сконструирован под руководством Н.И. Дыренкова на базе автомобиля ГАЗ-А («Форд-А», 4x2). Он сохранил автомобильную компоновку и не имел башни. В обитаемом отделении слева располагался водитель, справа — пулеметчик. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе (у Д-8 была и вторая установка под пулемет в корме сварного корпуса). Одновременно с заменой Т-37А танком Т-38 на место не слишком удачного Д-12 пришел башенный БА-20 на базе автомобиля М-1 (4x2). В его обитаемом отделении впереди размещался водитель, позади него — командир. В башне в шаровой опоре крепился пулемет ДТ. В 1930-е гг. советские специалисты рассматривали четыре основных способа десантирования — парашютный, посадочный (второй эшелон десанта после захвата необходимых взлетно-посадочных полос), беспарашютный сброс с бреющего полета («выбрасываемый десант»), планерный. В отношении БТТ до практики доведен был только первый, хотя прорабатывались все четыре направления. Работы по воздушно-десантной тематике сосредоточились тогда в ОКБ под руководством П И. Гроховского 1*. В качестве транспортно-десантных использовались штатные самолеты ВВС РККА и Гражданского воздушного флота, и, поскольку транспортных самолетов достаточной вместимости и грузоподъемности еще не существовало, вызвала интерес широко разрекламированная идея Кристи об использовании для этого тяжелого бомбардировщика. Первые попытки подвески танкеток под фюзеляж ТБ-1 делались в 1932 г., а к 1935 г. ОКБ отработало универсальную подвеску ПГ-12 («подвеска грузовая», хотя «Г-12» могло расшифровываться и как «12-й объект Гроховского») для переброски габаритных грузов на штатных внешних бомбодержателях четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 — тем более что ТБ-3 уже переделывался в транспортно-десантный. Наиболее массовыми были бомбардировщики с двигателями М-17Ф по 175 л.с., но для десантов предпочитали ТБ-3 с двигателями М-34 и М-34Р (по 830 л.с.), способный нести 30–35 парашютистов. Комплект ПГ-12 включал 8 верхних узлов, 16 пар подвесных стержней разной длины, 4 расцепных и 4 расчалочных узла (два узла с тросами для самолета ТБ-3-4М-17 и два для самолета ТБ-3-4М-34), устройство аварийного отцепления, подъемное приспособление. Верхние узлы ставились на 8-ми внешних бомбодержателях самолета. Расцепные узлы служили для освобождения груза после посадки или «в полете в особых случаях». Для подвески груза к подвесной системе на него крепились специальные узлы, в комплект подвески входили 22 узла на семь типов грузов. С помощью ПГ-12 на знаменитых Киевских маневрах 1935 г. доставили три малых танка Т-37А, легкие бронеавтомобили Д- 12 и автомобили посадочного десанта. На корпус танка болтами крепились «по месту» четыре специальных узла. Для этого приходилось срубать часть заклепок корпуса, делать вырезы в бортовых поплавках. На Т-37А узлы крепились 6 болтами, к этим узлам через расцепные узлы крепились 4 пары стержней длиной 595, 680, 690 и 785 мм. На Т-38 задние узлы крепились болтами на броню, передние — на переходные кронштейны. С помощью ручной лебедки и полиспастов танк подтягивали к фюзеляжу, стержни верхними узлами крепили на бомбодержатели. Бронеавтомобили, как и входившие в вооружение десанта автомобили ГАЗ-А, ГАЗ-А «Пикап», 1,5-тонный ГАЗ-АА, подвешивали за ступицы колес. Та же подвеска служила для переброски грузовой платформы ГП-1, рассчитанной на груз до 3,5 т (45-мм и 76-мм пушка, двигатели, два мотоцикла, грузы в ящиках), 45-мм противотанковой или двух 76-мм полковых пушек — эти орудия так же состояли на вооружении ВДВ. Высокое шасси ТБ-3 с клиренсом около 2.5 м вполне допускало такие процедуры, однако грузы под фюзеляжем создавали большое аэродинамическое сопротивление и сильные вибрации, сильно уменьшали клиренс самолета, требовали особого искусства при взлете и, особенно, при посадке, росли нагрузки на двигатели и фюзеляж. Обтекателя, который мог бы улучшить ситуацию, так и не создали. Инструкции требовали ровной посадочной площадки «600x800 м при открытых подходах». Гроховский считал, что внутри машин можно перебрасывать и экипажи, но слишком высокая опасность и тряска заставляла отказываться от этого на учениях. В конце 1937 г. Экспериментальный институт был «реорганизован», т. е. фактически ликвидирован. В марте 1938 г. Военный Совет ВВС, обсудив вопрос «О состоянии строительства парашютно-десантной техники за 1934–1937 гг.», возложил непосредственное руководство исследованиями, испытаниями и освоением ВДТ на Управление материально-технического снабжения ВВС. а вопросы разработки «вернул» в НИИ ВВС, где была сформирована конструкторская группа А.И. Привалова — впоследствии знаменитого конструктора парашютных и реактивно-парашютных десантных систем. 10 октября 1940 г. принимается постановление СНК о создании опытно-конструкторской базы для десантно-транспортных объектов, а в августе 1941 г., когда появилось Управление ВДВ. комплектуется летно-испытательный отряд. 1* ОКБ организовано на базе отдела НИИ ВВС в апреле 1932 г., в марте 1934 г. преобразовано в Экспериментальный институт ГУ АП Наркомата тяжелой промышленности. Эскиз «летающего танка» (на основе колесно-гусеничного танка ВТ-2) по проекту конструктора А.Н. Рафаэлянца Схема подвески танка Т-37 А под фюзеляжем самолета (НП — направление полета). Из руководства по подвеске ПГ-12 Эскиз одного из проектов авиадесантных машин ОКБ П. И. Гроховского — одноместная плавающая танкетка. При всей оригинальности проект явно непродуман Характеристики подвески ДПТ-2
Подвеска бронеавтомобиля Д-12 к бомбардировщику ТБ-3 В апреле 1941 г. НИИ ВВС завершил испытания новых подвесок и платформ. В частности, группа Привалова /совершенствовала ПГ-12. Новая подвеска ДПТ-2 крепилась на бомбовые замки Дер-12 и Дер-20 и служила для переброски самолетами ТБ-3-4М-34Р и ТБ-3-4М-34РН (с форсированными до 970 л.с. двигателями М-34РН или М-34РНФ) автомобилей ГАЗ-А с рацией 5-АК, ГАЗ-АА с установленной на нем 76-мм полковой или 45-мм противотанковой пушкой, М-1 и М-1 «Пикап», бронеавтомобиля БА-20 или ФАИ, танка Т-38, грузовой платформы ГП-1. От ПГ-12 подвеска ДПТ-2 отличалась крепежными узлами и устройством стержней, стало надежнее и безопаснее в полете. На танк Т-38 на месте срубленных заклепок и вывернутых винтов крепились сварные кронштейны. На кронштейн 6 заклепками крепился шар с фланцем. Такой узел крепился к броневой крыше 2 винтами, к борту — 3 болтами, отверстия под которые сверлились по месту. Экипажу из 2 человек требовалось на такую работу около 6 часов. Замена «ушка» в креплении стержней на «шарик» придала дополнительную степень свободы, снизила риск поломки при боковом изгибе, уменьшила нагрузки, передаваемые подвеской на фюзеляж самолета. Т-38 подвешивался под самолет кормой вперед, башня разворачивалась пулеметом назад и контрилась, все люки закрывались и запирались. Узлы крепления автомобиля М-1 и выполненного на его шасси БА-20 отличались от узлов для ГАЗ-А и Д-12 размерами и усилительными планками. Автомобили и бронеавтомобили при подвеске разворачивались радиатором к хвосту самолета, при этом башня БА-20 должна была располагаться между бомболюками.
Примечания: * — на авиадесантных Д-12 зенитный пулемет «Максим» не устанавливался ** — К — карбюраторный, в скобках — число цилиндров, Ж — жидкостное охлаждение Самолет Г-37 со сбрасываемой парашютной десантной или грузовой кабиной мог бы стать средством десантирования малого танка, но не продвинулся дальше опытных полетов Подвеска грузового автомобиля ГАЗ-АА под самолет ТБ-3 Если посадочное десантирование БТТ довели до реальных устройств, то с парашютным дело обстояло сложнее. Еще в октябре 1932 г. прошел испытания «метод срыва», разработанный Гроховским, Титовым и Афанасьевым для сброса грузов свыше 0,5 т. Суть метода заключалась в том, что парашют раскрывался до отделения груза от носителя и укороченной стропой открывал замки крепления. К моменту отделения груза парашют оказывался раскрытым — так уменьшались динамические нагрузки. В 1934 г. «гроховчане» продемонстрировали возможность сброса таким образом автомобиля на грузовом парашюте с отстрелом строп после приземления — парашют предназначался также для сброса танкетки, пушки, мотоцикла. Демонстрация прошла, как обычно у Гроховского, с помпой, но продолжения работа не имела Очевидно, сложности, связанные с доводкой объекта оказались «гроховчанам» не под силу — увы, так закончилась не одна разработка под руководством Гроховского. Метод срыва нашел себе применение на практике уже после Великой Отечественной войны. Малый танк или бронеавтомобиль могли бы десантироваться в сбрасываемой парашютной грузовой кабине самолета «Универсальное летающее крыло» Г-37, но работа по нему была прервана. В том же 1932 г. ОКБ Гроховского разработало так называемые «авиабусы» для беспарашютного сброса нескольких человек или грузов до 1 т, но испытания показали их низкую практическую пригодность даже при сбросе на ровную взлетно-посадочную полосу аэродрома. Для легкой БТТ подобные решения удалось реализовать только через много лет. Пока же независимо от Гроховского в Военной академии моторизации и механизации РККА отрабатывали идею сброса плавающих танков на воду — эксперименты проводились в 1936–1937 гг. под Москвой. Танк Т-37 на деревянном поддоне-платформе сбрасывался из-под фюзеляжа ТБ-3 с высоты 5–6 м на скорости 160 км/ч, глиссировал 25–30 м, плавно садился в воду, отделялся от платформы. Предполагалось, что после этого он сможет выйти на берег самостоятельно. Однако приходилось высаживать и экипажи, и запас горючего (танк сбрасывался с пустыми баками) посадочным способом с того же самолета. В работах принимал участие начальник КБ научно-исследовательского отдела Академии военинженер 2-го ранга Ж.Я. Котин, защитивший в 1935 г. кандидатскую диссертацию по теме авиадесантного танка (Гроховский также пытался заняться у себя авиадесантным танком, но, поскольку соответствующих специалистов у него не было, дело не пошло дальше эскизов). И эти работы остались на уровне исследований. Пожалуй, единственно перспективным на тот момент было планерное десантирование БТТ. Однако планерные десанты в СССР остались тогда на бумаге, а разработки типа «планера-танконосца» Гроховского (по схеме летающего крыла с толстым профилем и двухбалочным оперением) или танка-мотопланера А.Н. Рафаэлянца (на безе танка БТ-2 — по сути, модификация идеи «летающего танка» Кристи) — в эскизных проектах. К началу Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантных бригад РККА входило по 20 танков Т-37А и Т-38 и по 10 бронемашин БА- 20 или ФАИ. Штат вэздушно-десантных корпусов, сформированных в апреле-июне 1941 г., включал отдельный танковый батальон (32 малых танка). В 1941 г. в эти батальоны планировалось поставить принципиально новый плавающий танк Т-40, созданный Н.А. Астровым на том же заводе № 37. Универсальные подвески оставались на вооружении ВДВ РККА до начала войны — последние наставления по ним изданы в 1941 г. Во время войны РККА, как известно, не применяла БТТ ни в одном воздушном десанте. Однако явно устаревшие Т-37А и Т-38 продолжали служить в воздушно-десантных частях почти всю войну (надо заметить, и сами эти части чаще использовались как обычные стрелковые). И все же задел, созданный в 1930-е гг… не пропал даром. Были изучены условия переброски БТТ по воздуху, отработан ряд конструктивных решений, процессы загрузки и сброса объектов. По сути, было открыто направпение практического использования БТТ в воздушных десантах. Стоит отметить, что опыты подвески легких бронемашин под фюзеляж бомбардировщика возобновили в годы войны (для этого использовали, в частности, поставлявшийся по ленд-лизу «Юниверсал Кэрриер»), Любопытно, что в конце 1944 г. о таком способе посадочного десантирования вспомнили в США после принятия на вооружение легкого авиадесантного танка М22 («Локаст»). Единственным доступным для американцев способом его транспортировки быпа подвеска под фюзеляж транспортного самолета С-54 «Скаймастер». Для уменьшения размеров подвешиваемого груза приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась на танк после приземления, — все это заметно ограничивало тактические возможности «десанта». Дело ограничилось опытом, а англичане, попучив танки «Локаст» по ленд-лизу, перебрасывали их своими тяжелыми десантными планерами «Гамилькар», но это уже совсем другая тема. Опыт подвески к бомбардировщику на подвеске ДПТ-2 легкого бронетранспортера «Юниверсал Кэрриер» Подвеска универсальной платформы под фюзеляж ТБ-3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Вараксин ЮН., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920–1974). Справочное издание. М… ЦНИИ Информации, 1981. 2. Универсальная подвеска ПГ-12П. Техническое списание и временная инструкция по эксплуатации. М… «Воениздат». 1941. 3. Универсальная подвеска ДПТ-2. Техническое описание и временная инструкция по эксплуатации М… «Воениздат», 1941. 4. Хейгль Танки чч. I, II М., «Госвоениздат», 1936. 5. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., «Машиностроение», 1986. Редакция выражает глубокую признательность В. Ригманту и А. Юргенсону за помощь, оказанную при подготовке данной статьи и предоставленные фотоматериалы. Перевозка бронеавтомобиля БА-64 на внешней подвеске самолета ТБ-3. 1943 г. Грузовая платформа для транспортировки грузов на внешней подвеске самолёта ТБ-3. Платформа подвешивалась на специальной стержневой подвеске ПГ-12 (на платформе установлены два авиационных мотора) Перевозка бронеавтомобиля БА-64 на внешней подвеске самолета ТБ-3. 1943 г. Демонстрация образцов легкой бронетехники предназначенной для подвезки под ТБ-3. 1943 г. Подвеска лёгкого танка Т-37А под ТБ-3 Михаил РАСТОПШИН Примечания:Танки спускаются с неба Мысль использовать бронетанковую технику (БТТ) в воздушных десантах появилась сразу после Первой мировой войны — когда еще сами массовые десанты были в области теории, а танки едва вышли из поры детства. Известный британский военный теоретик Дж. Фуллер в 1919 г. написал: «От судов-носителей танков только один шаг до аэропланов, их снабжающих и поднимающих, и другой шаг-до аэропланов-танков». В 1922 г. в книге «Реформация войны» он же описывал гипотетический десант с «авангардными танками, опускающимися с воздуха». Десять лет спустя прессу облетели сообщения о «летающих танках» известного американского конструктора Дж. Уолтера Кристи. Но его гибридный «танк-самолет» не полетел дальше рекламных картинок, а его же идею подвесить легкий танк под «брюхо» бомбардировщика так и не опробовали, хотя Кристи специально для этого построил колесно-гусеничный «танк-бронеавтомобиль». На широкую практическую основу работы по воздушной переброске и десантированию бронетанковой техники были поставлены в Советском Союзе. Здесь от идеи воздушных десантов только как диверсионно-разведывательных групп скоро перешли к намерению использовать их для полномасштабных боевых действий в тылу противника, а потому намеревались придавать им армейские образцы боевых машин. Массу и размеры этих машин ограничивала, понятно, грузоподъемность имевшихся самолетов. На вооружении опытного авиамотодесантного отряда, сформированного в марте 1931 г., состояли две танкетки Т-27 и три легких бронеавтомобиля Д-8 и Д-12, хотя средства их доставки еще предстояло создать. С появлением новых образцов малых танков и легких бронеавтомобилей они принимались на вооружение воздушно-десантных войск, а средства десантирования разрабатывались уже под них. Поэтому скажем несколько слов о самих объектах, которые, собственно, надо было десантировать. Идея подвески танка 1932 г. Кристи к самолету так и осталась нереализованной Опытный «авиатанк-бронеавтомобиль» 1933 г. Дж. У. Кристи Малый плавающий танк Т-37, принятый на вооружение РККА в 1933 г., был создан под руководством Н.Н. Козырева и вскоре модернизирован Н.А. Астровым (Т-37А). В середине 1930-х гг. Т-37А стал основной боевой машиной воздушно-десантных частей. В конструкции Т-37 была применена схема двухместного английского танка «Виккерс-Карден-Лойд амфибия» с клепаным водоизмещающим корпусом. В задней части корпуса размещался двигатель ГАЗ-АА (развивал 40 л.с. при 2200 об./мин), в передней — трансмиссия, в средней — обитаемое отделение, в нем слева располагался механик-водитель, справа, в пулеметной башне, — командир, причем управление машиной могли брать на себя оба члена экипажа. Подвеска — блокированная, типа Хортсмана с горизонтальными винтовыми пружинами (т. н. «двойные ножницы»), гусеница — мелкозвенчатая «скелетообразная». Для движения на воде служили гребной винт и установленный в его потоке руль. Остойчивость танка на плаву повышали бортовые поплавки Главным недостатком были высокое расположение центра тяжести и ненадежная работа дифференциала и тормозов. С 1933 по 1936 гг. московский завод № 37 выпустил 2700 танков Т-37А. 29 февраля 1936 г. на вооружение приняли Т-38, разработанный Н А. Астровым на заводе № 37 и выпускавшийся в 1936–1937 и 1939 гг. заводами № 37 в Москве и ГАЗ в Горьком. В Т-38 изменили компоновку обитаемого отделения (башню перенесли на левую сторону), улучшили соотношение габаритов. Двигатель и коробку передач позаимствовали от автомобиля М-1. Роль механизма поворота выполняли бортовые фрикционы. Танк оказался более устойчивым на суше и на плаву. Всего выпущено 1217 Т-38 нескольких модификаций — так, в 1938 г. на танк установили двигатель М-1 (50 л.с.) и улучшили ходовую часть (Т-38М2). Малый плавающий танк Т-38 Подвеска бронеавтомобиля БА-20 к бомбардировщикуТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 Подвеска танка Т-38 к бомбардировщику ТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 Характеристики подвески ПГ-2П
Подвеска 76-мм пушки под ТБ-3 Схема установки крепежных узлов ПГ-12 на плавающий танк Т-37 А. Из руководства по подвеске ПГ-12 Бронеавтомобиль Д-12 был сконструирован под руководством Н.И. Дыренкова на базе автомобиля ГАЗ-А («Форд-А», 4x2). Он сохранил автомобильную компоновку и не имел башни. В обитаемом отделении слева располагался водитель, справа — пулеметчик. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе (у Д-8 была и вторая установка под пулемет в корме сварного корпуса). Одновременно с заменой Т-37А танком Т-38 на место не слишком удачного Д-12 пришел башенный БА-20 на базе автомобиля М-1 (4x2). В его обитаемом отделении впереди размещался водитель, позади него — командир. В башне в шаровой опоре крепился пулемет ДТ. В 1930-е гг. советские специалисты рассматривали четыре основных способа десантирования — парашютный, посадочный (второй эшелон десанта после захвата необходимых взлетно-посадочных полос), беспарашютный сброс с бреющего полета («выбрасываемый десант»), планерный. В отношении БТТ до практики доведен был только первый, хотя прорабатывались все четыре направления. Работы по воздушно-десантной тематике сосредоточились тогда в ОКБ под руководством П И. Гроховского 1*. В качестве транспортно-десантных использовались штатные самолеты ВВС РККА и Гражданского воздушного флота, и, поскольку транспортных самолетов достаточной вместимости и грузоподъемности еще не существовало, вызвала интерес широко разрекламированная идея Кристи об использовании для этого тяжелого бомбардировщика. Первые попытки подвески танкеток под фюзеляж ТБ-1 делались в 1932 г., а к 1935 г. ОКБ отработало универсальную подвеску ПГ-12 («подвеска грузовая», хотя «Г-12» могло расшифровываться и как «12-й объект Гроховского») для переброски габаритных грузов на штатных внешних бомбодержателях четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 — тем более что ТБ-3 уже переделывался в транспортно-десантный. Наиболее массовыми были бомбардировщики с двигателями М-17Ф по 175 л.с., но для десантов предпочитали ТБ-3 с двигателями М-34 и М-34Р (по 830 л.с.), способный нести 30–35 парашютистов. Комплект ПГ-12 включал 8 верхних узлов, 16 пар подвесных стержней разной длины, 4 расцепных и 4 расчалочных узла (два узла с тросами для самолета ТБ-3-4М-17 и два для самолета ТБ-3-4М-34), устройство аварийного отцепления, подъемное приспособление. Верхние узлы ставились на 8-ми внешних бомбодержателях самолета. Расцепные узлы служили для освобождения груза после посадки или «в полете в особых случаях». Для подвески груза к подвесной системе на него крепились специальные узлы, в комплект подвески входили 22 узла на семь типов грузов. С помощью ПГ-12 на знаменитых Киевских маневрах 1935 г. доставили три малых танка Т-37А, легкие бронеавтомобили Д- 12 и автомобили посадочного десанта. На корпус танка болтами крепились «по месту» четыре специальных узла. Для этого приходилось срубать часть заклепок корпуса, делать вырезы в бортовых поплавках. На Т-37А узлы крепились 6 болтами, к этим узлам через расцепные узлы крепились 4 пары стержней длиной 595, 680, 690 и 785 мм. На Т-38 задние узлы крепились болтами на броню, передние — на переходные кронштейны. С помощью ручной лебедки и полиспастов танк подтягивали к фюзеляжу, стержни верхними узлами крепили на бомбодержатели. Бронеавтомобили, как и входившие в вооружение десанта автомобили ГАЗ-А, ГАЗ-А «Пикап», 1,5-тонный ГАЗ-АА, подвешивали за ступицы колес. Та же подвеска служила для переброски грузовой платформы ГП-1, рассчитанной на груз до 3,5 т (45-мм и 76-мм пушка, двигатели, два мотоцикла, грузы в ящиках), 45-мм противотанковой или двух 76-мм полковых пушек — эти орудия так же состояли на вооружении ВДВ. Высокое шасси ТБ-3 с клиренсом около 2.5 м вполне допускало такие процедуры, однако грузы под фюзеляжем создавали большое аэродинамическое сопротивление и сильные вибрации, сильно уменьшали клиренс самолета, требовали особого искусства при взлете и, особенно, при посадке, росли нагрузки на двигатели и фюзеляж. Обтекателя, который мог бы улучшить ситуацию, так и не создали. Инструкции требовали ровной посадочной площадки «600x800 м при открытых подходах». Гроховский считал, что внутри машин можно перебрасывать и экипажи, но слишком высокая опасность и тряска заставляла отказываться от этого на учениях. В конце 1937 г. Экспериментальный институт был «реорганизован», т. е. фактически ликвидирован. В марте 1938 г. Военный Совет ВВС, обсудив вопрос «О состоянии строительства парашютно-десантной техники за 1934–1937 гг.», возложил непосредственное руководство исследованиями, испытаниями и освоением ВДТ на Управление материально-технического снабжения ВВС. а вопросы разработки «вернул» в НИИ ВВС, где была сформирована конструкторская группа А.И. Привалова — впоследствии знаменитого конструктора парашютных и реактивно-парашютных десантных систем. 10 октября 1940 г. принимается постановление СНК о создании опытно-конструкторской базы для десантно-транспортных объектов, а в августе 1941 г., когда появилось Управление ВДВ. комплектуется летно-испытательный отряд. 1* ОКБ организовано на базе отдела НИИ ВВС в апреле 1932 г., в марте 1934 г. преобразовано в Экспериментальный институт ГУ АП Наркомата тяжелой промышленности. Эскиз «летающего танка» (на основе колесно-гусеничного танка ВТ-2) по проекту конструктора А.Н. Рафаэлянца Схема подвески танка Т-37 А под фюзеляжем самолета (НП — направление полета). Из руководства по подвеске ПГ-12 Эскиз одного из проектов авиадесантных машин ОКБ П. И. Гроховского — одноместная плавающая танкетка. При всей оригинальности проект явно непродуман Характеристики подвески ДПТ-2
Подвеска бронеавтомобиля Д-12 к бомбардировщику ТБ-3 В апреле 1941 г. НИИ ВВС завершил испытания новых подвесок и платформ. В частности, группа Привалова /совершенствовала ПГ-12. Новая подвеска ДПТ-2 крепилась на бомбовые замки Дер-12 и Дер-20 и служила для переброски самолетами ТБ-3-4М-34Р и ТБ-3-4М-34РН (с форсированными до 970 л.с. двигателями М-34РН или М-34РНФ) автомобилей ГАЗ-А с рацией 5-АК, ГАЗ-АА с установленной на нем 76-мм полковой или 45-мм противотанковой пушкой, М-1 и М-1 «Пикап», бронеавтомобиля БА-20 или ФАИ, танка Т-38, грузовой платформы ГП-1. От ПГ-12 подвеска ДПТ-2 отличалась крепежными узлами и устройством стержней, стало надежнее и безопаснее в полете. На танк Т-38 на месте срубленных заклепок и вывернутых винтов крепились сварные кронштейны. На кронштейн 6 заклепками крепился шар с фланцем. Такой узел крепился к броневой крыше 2 винтами, к борту — 3 болтами, отверстия под которые сверлились по месту. Экипажу из 2 человек требовалось на такую работу около 6 часов. Замена «ушка» в креплении стержней на «шарик» придала дополнительную степень свободы, снизила риск поломки при боковом изгибе, уменьшила нагрузки, передаваемые подвеской на фюзеляж самолета. Т-38 подвешивался под самолет кормой вперед, башня разворачивалась пулеметом назад и контрилась, все люки закрывались и запирались. Узлы крепления автомобиля М-1 и выполненного на его шасси БА-20 отличались от узлов для ГАЗ-А и Д-12 размерами и усилительными планками. Автомобили и бронеавтомобили при подвеске разворачивались радиатором к хвосту самолета, при этом башня БА-20 должна была располагаться между бомболюками.
Примечания: * — на авиадесантных Д-12 зенитный пулемет «Максим» не устанавливался ** — К — карбюраторный, в скобках — число цилиндров, Ж — жидкостное охлаждение Самолет Г-37 со сбрасываемой парашютной десантной или грузовой кабиной мог бы стать средством десантирования малого танка, но не продвинулся дальше опытных полетов Подвеска грузового автомобиля ГАЗ-АА под самолет ТБ-3 Если посадочное десантирование БТТ довели до реальных устройств, то с парашютным дело обстояло сложнее. Еще в октябре 1932 г. прошел испытания «метод срыва», разработанный Гроховским, Титовым и Афанасьевым для сброса грузов свыше 0,5 т. Суть метода заключалась в том, что парашют раскрывался до отделения груза от носителя и укороченной стропой открывал замки крепления. К моменту отделения груза парашют оказывался раскрытым — так уменьшались динамические нагрузки. В 1934 г. «гроховчане» продемонстрировали возможность сброса таким образом автомобиля на грузовом парашюте с отстрелом строп после приземления — парашют предназначался также для сброса танкетки, пушки, мотоцикла. Демонстрация прошла, как обычно у Гроховского, с помпой, но продолжения работа не имела Очевидно, сложности, связанные с доводкой объекта оказались «гроховчанам» не под силу — увы, так закончилась не одна разработка под руководством Гроховского. Метод срыва нашел себе применение на практике уже после Великой Отечественной войны. Малый танк или бронеавтомобиль могли бы десантироваться в сбрасываемой парашютной грузовой кабине самолета «Универсальное летающее крыло» Г-37, но работа по нему была прервана. В том же 1932 г. ОКБ Гроховского разработало так называемые «авиабусы» для беспарашютного сброса нескольких человек или грузов до 1 т, но испытания показали их низкую практическую пригодность даже при сбросе на ровную взлетно-посадочную полосу аэродрома. Для легкой БТТ подобные решения удалось реализовать только через много лет. Пока же независимо от Гроховского в Военной академии моторизации и механизации РККА отрабатывали идею сброса плавающих танков на воду — эксперименты проводились в 1936–1937 гг. под Москвой. Танк Т-37 на деревянном поддоне-платформе сбрасывался из-под фюзеляжа ТБ-3 с высоты 5–6 м на скорости 160 км/ч, глиссировал 25–30 м, плавно садился в воду, отделялся от платформы. Предполагалось, что после этого он сможет выйти на берег самостоятельно. Однако приходилось высаживать и экипажи, и запас горючего (танк сбрасывался с пустыми баками) посадочным способом с того же самолета. В работах принимал участие начальник КБ научно-исследовательского отдела Академии военинженер 2-го ранга Ж.Я. Котин, защитивший в 1935 г. кандидатскую диссертацию по теме авиадесантного танка (Гроховский также пытался заняться у себя авиадесантным танком, но, поскольку соответствующих специалистов у него не было, дело не пошло дальше эскизов). И эти работы остались на уровне исследований. Пожалуй, единственно перспективным на тот момент было планерное десантирование БТТ. Однако планерные десанты в СССР остались тогда на бумаге, а разработки типа «планера-танконосца» Гроховского (по схеме летающего крыла с толстым профилем и двухбалочным оперением) или танка-мотопланера А.Н. Рафаэлянца (на безе танка БТ-2 — по сути, модификация идеи «летающего танка» Кристи) — в эскизных проектах. К началу Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантных бригад РККА входило по 20 танков Т-37А и Т-38 и по 10 бронемашин БА- 20 или ФАИ. Штат вэздушно-десантных корпусов, сформированных в апреле-июне 1941 г., включал отдельный танковый батальон (32 малых танка). В 1941 г. в эти батальоны планировалось поставить принципиально новый плавающий танк Т-40, созданный Н.А. Астровым на том же заводе № 37. Универсальные подвески оставались на вооружении ВДВ РККА до начала войны — последние наставления по ним изданы в 1941 г. Во время войны РККА, как известно, не применяла БТТ ни в одном воздушном десанте. Однако явно устаревшие Т-37А и Т-38 продолжали служить в воздушно-десантных частях почти всю войну (надо заметить, и сами эти части чаще использовались как обычные стрелковые). И все же задел, созданный в 1930-е гг… не пропал даром. Были изучены условия переброски БТТ по воздуху, отработан ряд конструктивных решений, процессы загрузки и сброса объектов. По сути, было открыто направпение практического использования БТТ в воздушных десантах. Стоит отметить, что опыты подвески легких бронемашин под фюзеляж бомбардировщика возобновили в годы войны (для этого использовали, в частности, поставлявшийся по ленд-лизу «Юниверсал Кэрриер»), Любопытно, что в конце 1944 г. о таком способе посадочного десантирования вспомнили в США после принятия на вооружение легкого авиадесантного танка М22 («Локаст»). Единственным доступным для американцев способом его транспортировки быпа подвеска под фюзеляж транспортного самолета С-54 «Скаймастер». Для уменьшения размеров подвешиваемого груза приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась на танк после приземления, — все это заметно ограничивало тактические возможности «десанта». Дело ограничилось опытом, а англичане, попучив танки «Локаст» по ленд-лизу, перебрасывали их своими тяжелыми десантными планерами «Гамилькар», но это уже совсем другая тема. Опыт подвески к бомбардировщику на подвеске ДПТ-2 легкого бронетранспортера «Юниверсал Кэрриер» Подвеска универсальной платформы под фюзеляж ТБ-3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Вараксин ЮН., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920–1974). Справочное издание. М… ЦНИИ Информации, 1981. 2. Универсальная подвеска ПГ-12П. Техническое списание и временная инструкция по эксплуатации. М… «Воениздат». 1941. 3. Универсальная подвеска ДПТ-2. Техническое описание и временная инструкция по эксплуатации М… «Воениздат», 1941. 4. Хейгль Танки чч. I, II М., «Госвоениздат», 1936. 5. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., «Машиностроение», 1986. Редакция выражает глубокую признательность В. Ригманту и А. Юргенсону за помощь, оказанную при подготовке данной статьи и предоставленные фотоматериалы. Перевозка бронеавтомобиля БА-64 на внешней подвеске самолета ТБ-3. 1943 г. Грузовая платформа для транспортировки грузов на внешней подвеске самолёта ТБ-3. Платформа подвешивалась на специальной стержневой подвеске ПГ-12 (на платформе установлены два авиационных мотора) Перевозка бронеавтомобиля БА-64 на внешней подвеске самолета ТБ-3. 1943 г. Демонстрация образцов легкой бронетехники предназначенной для подвезки под ТБ-3. 1943 г. Подвеска лёгкого танка Т-37А под ТБ-3 Михаил РАСТОПШИН |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|