|
||||
|
Кратко Фото А. Михеева ПЕРВЫЙ ПОДЪЕМ КА-60 Первый подъем в воздух многоцелевого армейского вертолета Ка-60 «Касатка» 10 декабря 1998 г. осуществил пилот фирмы «Камов» заслуженный летчик-испытатель РФ А.К. Смирнов. ЧАЙ ЗА ВЕРТОЛЕТЫ Турция намерена осуществить поставки крупных партий табака и чая в Россию и Беларусь в обмен на оружие и боевую технику. Известно, что весной 1998 г. госкомпания «Росвооружение» в рамках объявленного Анкарой тендера предложила Турции закупить для нужд ее полиции ряд новейших вертолетов, в том числе сверхлегкие Ми-34 и сверхтяжелые Ми-26. Всего для нужд полиции планировалось закупить 40 вертолетов на сумму 200 млн. дол. («Белорусский рынок», Минск, 01.02.99). РОССИЙСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ ВВС ФИНЛЯНДИИ В середине ноября финская военная делегация посетила Москву и Казань с целью сбора технической информации по новым российским вертолетам для своих ВВС. Особенностью условий для поставок или предоставления лицензии на производство являются «встречные закупки страной-экспортером товаров Финляндии, равные по стоимости финской части контракта» («Новое время», N48-49/98). ТУРЦИЯ ГОТОВА ЗАКУПИТЬ БОЕВЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ В 1999 г. Турция готова подписать контракт на приобретение в начале 2000-х годов 145 боевых вертолетов, а также вновь объявить тендер на транспортные вертолеты. В настоящее идет выбор среди следующих вертолетов: американский Boeing AH-64D Apache Longbow, европейский Eurocopter Tiger, итальянский Agusta A129 International и российский Ка-50-2, оснащенный авионикой израильского производства. Не исключено участие фирмы Bell со своим усовершенствованным вертолетом AH-1Z. В конце 1998 г. в Турции была устроена презентация вертолетов Apache, Ка-50, A129 International; планировалось показать европейский Tiger. Эксперты обратили внимание, что в тендере отсутствуют вертолеты Ми-28Н и Denel Rooivalk (Соб. инф. АКН по материалам ГосНИЦ ЦАГИ, 05.02.99). ПРОГНОЗЫ НА 1999 ГОД Япония должна завершить к концу года создание своего разведывательного вертолета Kawasaki OH-1 и сейчас переключает внимание на его версию - штурмовой вертолет AH-X. В Европе одним из ключевых событий нынешнего года явится ожидаемое подписание во время парижского авиашоу в июне соглашения четырех стран о производстве тактического и морского вертолета NH90. Должен быть подписан первоначальный заказ на 151 из планируемых к производству 642 вертолетов. Это будет крупным успехом европейской вертолетостроительной промышленности после прошлогоднего соглашения о строительстве первых 160 штурмовый вертолетов Tiger компании Eurocopter («Flight International», 06.01.99). МИ-8 СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ ДВИГАТЕЛИ, РАБОТАЮЩИЕ НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ В 1998 г. выполнено не менее 10 полетов на вертолете Ми-8ТГ с двигателями, оснащенными газово-керосиновой топливной системой, а в 1999 г. планируется завершить проведение заводских испытаний и начать государственные испытания этих машин. На проведение работ по переоборудованию топливных систем требуются затраты примерно в 3,0 млн. дол. Переоснащение одного вертолета с установкой газово-керосиновой топливной системы занимает не более 1-2 недель, а оценивается в 100-150 тысяч дол. В 1991 г. с целью координации работ по вертолетам типа Ми-8ТГ для их использования на нефте- и газовых месторождениях организована фирма «Интергазавиа». Среди учредителей фирмы - ЛИИ им. Громова, ГосНИЦ ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА, АО «Авиапром» и ряд других (Соб. корр. АКН, 05.02.99). ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО ПРОДАВАТЬ 60 ВЕРТОЛЕТОВ Казанскому вертолетному заводу для обеспечения совершенствования и модернизации основных производственных фондов необходимо ежегодно продавать ориентировочно по 60 вертолетов типа Ми-8. КВЗ в настоящее время не выпускает такого количества машин. В то же время все большее значение приобретают работы, связанные с проведением модернизации существующего парка вертолетов Ми-8. Примером подобной модернизации может стать вертолет Ми-17, сертифицированный в Канаде. На вертолете установлено примерно 85% оборудования производства США. ОКБ им. Миля принята трехэтапная программа модернизации вертолетов типа Ми-8МТ и Ми-8МТВ. Предусматривается установка на вертолетах лопастей несущего винта из композиционных материалов, втулки с эластомерными шарнирами, системы аварийного приводнения, новой топливной системы, двухкамерных бустеров, системы внешней подвески грузоподъемностью 5 тс новым весоизмерителем и системой автоматического гашения колебаний, а также современного приборного оборудования (Соб. корр. АКН, 05.02.99). СТОИМОСТЬ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-8 НА АВИАРЫНКЕ ЗАНИЖЕНА Стоимость вертолета Ми-8 на вертолетном рынке занижена и сейчас составляет ориентировочно 3,7 млн. дол. за вертолет. Считается, что цену продаж можно увеличить не менее чем в 1,5 раза. Ближайший современный «конкурент» вертолетов Ми-8/17 - вертолет Super Puma стоит примерно 11 млн. дол., уступая Ми-8 по эксплуатационным показателям. Вертолеты типа Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17 составляют основу производственной программы вертолетных заводов в Казани и Улан-Удэ. Основная продукция этих заводов поставляется на экспорт. Специалисты США провели исследования стоимости вертолетов типа Ми-17 на мировом вертолетном рынке, исходя из основных характеристик и потребительских свойств российского вертолета. По их расчетам, реальная стоимость вертолетов Ми-17 должна составлять 5,5-6,0 млн. дол. (Соб. корр. АКН, 05.02.99). SAMSUNG AEROSPACE ОЦЕНИЛА МИ-26 Итоги годичного использования в Южной Корее самого крупного в мире вертолета Ми-26, закупленного компанией Samsung Aerospace, оказались «исключительно успешными и полностью развеяли все сомнения западного мира в отношении его эксплуатации». Об этом говорится в докладе, направленном в адрес российской фирмы «Роствертол», выпускающей в Ростове-на-Дону самые грузоподъемные в мире винтокрылые машины. Опыт применения Ми-26 оказался настолько удачным, что южнокорейские партнеры уже начали переговоры по продвижению российского вертолета на рынки Японии, Китая, Малайзии, Таиланда и Индонезии (ИТАР-ТАСС, 01.02.99). ПОТЕРПЕЛ АВАРИЮ ВЕРТОЛЕТ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США Ударный вертолет корпуса морской пехоты США Super Cobra потерпел аварию у побережья штата Северная Каролина. Как сообщил 11 февраля представитель военного ведомства США, выполняя накануне ночной тренировочный полет, винтокрылая машина упала в Атлантический океан. Экипаж удалось спасти. Оба летчика получили ранения. Один из них госпитализирован. Травмы, полученные другим, оказались не слишком тяжелыми (ИТАР-ТАСС, 12.02.99). АОН В ТАТАРСТАНЕ 18 ноября в Казани прошла научнопрактическая конференция «Развитие авиации общего назначения (АОН) в Татарстане. Проблемы и пути их решения». Было принято решение о создании «Ассоциации любителей авиации РТ» (Соб. инф.). ПЕРЕГОВОРЫ В ИНДИИ В конце ноября в Индии побывала делегация Татарстана во главе с президентом М. Шаймиевым. Одной из важнейших тем на переговорах было предложение продукции Казанского вертолетного завода для гражданских и военных нужд Индии. Обсуждались вопросы обеспечения татарстанских вертолетов запасными частями, обслуживания и новых поставок («Татар-информ», 26.11.98). EUROCOPTER И DAEWOO - ПАРТНЕРЫ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ Eurocopter в партнерстве с Daewoo добиваются получения заказа на 12 вертолетов Bo-105 CBS-5 для Южной Кореи. Программа по созданию легкого корейского вертолета (KLH ) была начата в 1990 г. и ориентирована на постройку 100 машин, но из-за разразившегося кризиса ее пришлось сократить. Сборка первого KLH выполняется в Германии, и, как ожидается, его первый полет состоится в 3-м квартале 1999 г. В дальнейшем ЛА будут производиться на заводе Daewoo в Чангвоне. ГТД Allison 250-C20B мощностью 420 л.с. также будет производиться в Чангвоне по соглашению с фирмой Allison. KLH будет оснащен легким вооружением, а также инфракрасным оптическим прицелом производства Boeing и оборонительной системой («Flight International», 18-24 ноября 1998). АЭРОБУС SIKORSKY S-92A ВЫПОЛНИЛ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ Первый полет S-92A продолжительностью 50 минут состоялся 23 декабря 1998 г. и включал в себя 8 взлетов и посадок, висение, а также развороты и маневры в вертикальной плоскости. Планируется выполнить 2000 часов летных испытаний в ходе дальнейшей разработки и сертификации пяти прототипов нового вертолета, который является результатом международного сотрудничества фирм США, Испании, Японии, Китая и Тайваня, разработавших различные конструктивные элементы («Flight International», 6-12 января 1999). ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ Специальный центр прогнозов Forecast International при службе анализа оборонного рынка DMS в своем традиционном ежегодном аналитическом отчете «1990-2007» предсказывает, что в вертолетной отрасли в течение последующих 10 лет сумма контрактов превысит 19 млрд. дол., которые пойдут на оплату 8000 вертолетов. Согласно этому прогнозу лидером продаж по-прежнему останется фирма Bell Helicopter Textron (23% всех продаж), за которой следуют Eurocopter (18,75%), Sikorsky (12,3%) и Миль (10,7%) («Flight International», 6-12 января 1999). АВСТРАЛИЙСКИЙ РЫНОК ДЛЯ EXEC 162F Rotorway International надеется на то, что после получения официального одобрения Управления гражданской авиации Австралии расширится продажа в этой стране нового двухместного вертолета Exec 162F. Австралийские правила являются более строгими, чем аналогичные технические нормы в США, и для соответствия им потребуется ряд «минимальных» улучшений, некоторые из которых будет выполнены производителем, а часть - австралийским дилером. Полная стоимость Exec 162F, включая двигатель, равна 62350 дол., что втрое дешевле R-22, являющегося в Австралии наиболее популярным легким вертолетом. ДО НАЧАЛА 2000 г. НАМЕЧЕНО ОТКРЫТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПО ВОЗДУХУ НАД МОСКВОЙ Столичное правительство до начала 2000 г. собирается открыть перевозки по воздуху над Москвой. Как говорится в сообщении радиостанции «Эхо Москвы», в небе будут летать вертолеты, которые будут возить туристов, помогать пожарным, «Скорой помощи» и МЧС. По предварительным данным, центр управления полетами разместится на Тушинском или Внуковском аэродромах. Как отмечается в сообщении, многие фирмы и коммерческие банки Москвы изъявляют желание построить собственные вертолетные площадки (Агентство «РосБизнесКонсалтинг», 18.02.99). ПЕРВЫЙ ТВА-3000 В 1999 г. планируется собрать первый двигатель ТВА-3000, а в дальнейшем этот двигатель станет базовым для создания семейства двигателей мощностью 3-3,5 тыс. л.с. как для вертолетов, так и для самолетов России, сообщил главный конструктор двигателей для гражданских самолетов Государственного унитарного научно-производственного предприятия «Завод им. В.Я.Климова» Владимир Петров. Двигатель ТВА-3000 планируется устанавливать на среднем вертолете Ми-38, создаваемом совместно Московским вертолетным заводом им. Миля и франко-германской компанией Eurocopter по крупнейшей международной программе создания вертолетов с участием России. Стоимость программы создания двигателя класса ТВА-3000 ориентировочно составляет 100 млн дол. (Агентство «Финмаркет», Москва, 05.02.99). ПРИЧИНА КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Ошибка в пилотировании или техническая неисправность стали причиной катастрофы вертолета Ми-8 Стрежевского авиапредприятия у деревни Назино Томской области 29 января, в результате которой погибли два человека. Об этом сообщил заместитель губернатора по общественной безопасности Виктор Лощинкин. Следственная бригада, сформированная из сотрудников областной прокуратуры, управлений ФСБ и внутренних дел области, также не исключает, что при вращении винтов вертолета создалось маловоздушное пространство, называемое конверсионным потоком, что могло послужить причиной катастрофы. Сейчас проверяются все три версии (ИТАР- ТАСС, 01.02.99). В ЮЖНОЙ КОРЕЕ РАЗБИЛСЯ ВЕРТОЛЕТ Вертолет, принадлежавший авиационному подразделению 2-й пехотной дивизии из состава группировки американских войск в Корее, разбился в четверг, 4 февраля, в районе полигона «Твин бридж» примерно в 35 км к северу от Сеула. Как говорится в пресс-релизе командования американских войск, на борту вертолета в момент аварии находились пять человек - экипаж и два пассажира. После столкновения с землей командир экипажа и второй пилот погибли, двое военнослужащих получили ранения и были эвакуированы в военный госпиталь, третий повреждений не получил (ИТАР-ТАСС, 04.02.99). ВИНТОКРЫЛОЕ КАФЕ Боевой вертолет Ми-8МТ, завершивший вахту в пятом океане, выполнил свою последнюю посадку на Литейном проспекте. Крылатая машина, вернее, ее кабина, стала частью интерьера нового кафе «От винта», открывшегося в Авиационно-техническом колледже г. Санкт-Петербурга. Для использования техники в гражданских целях потребовалось специальное разрешение командующего Ленинградским военным округом. Само оформление кафе, открытого для всех горожан, дает понять посетителям, что они находятся на авиатерритории. Кроме кабины вертолета с мерцающими лампочками, рычагами управления, интерес представляют и другие авиареалии («Стрела», Санкт-Петербург, 25.01.99). КА-50-2 ПРЕДЛОЖЕН ИНДИИ И КИТАЮ Israel Aircraft Industries (IAI) и фирма «Камов» предложили усовершенствованный штурмовой вертолет Ка-50-2 армиям Индии и Китая. Ка-50-2 может быть также предложен Польше. Хотя российско-израильская группа была первоначально сформирована для участия в турецком тендере на штурмовой вертолет, компании вместе с российской корпорацией «Росвооружение» предлагают Ка-50-2 и другим потенциальным покупателям («Flight International», 3-9 февраля 1999). А-109М ДЛЯ ЮАР Италия поставит ЮАР сорок вертолетов Agusta А-109М на общую сумму 360 млн дол. Переговоры об этой сделке вступили в завершающую стадию. Одновременно концерн Alenia намерен продать ВВС Австралии десять транспортных самолетов. Для обсуждения контрактов в Канберру направляется итальянская делегация во главе с зам. министра обороны Массимо Брутти (ИТАР-ТАСС, 13.02.99). НАЧАЛО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ВЕРТОЛЕТА МИ-24ВМ На летной базе Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля в подмосковных Панках прошли предварительные испытания модернизированного вертолета Ми-24ВМ. Машина проверена в «режимах висения и перемещения на небольшой высоте над землей». Об этом сообщил главный конструктор МВЗ Владимир Стекольников. Согласно договору с заказчиком, которым является Министерство обороны РФ, МВЗ должен провести модернизацию двух вертолетов Ми-24. Первый опытный образец вертолета Ми-24ВМ изготовлен по документации МВЗ на собственном опытном производстве завода и принят заказчиком. Второй экземпляр Ми-24 готовится к модернизации. В 1999 г. АО «Роствертол» планирует провести модернизацию нескольких вертолетов Ми-24. После их испытаний (примерно с 2000 г.) в армейскую авиацию ожидается поступление первых серийных модернизированных Ми-24М. По расчетам экономической эффективности, вместо покупки одного боевого вертолета можно модернизировать не менее 5 вертолетов Ми-24 существующего парка для придания им всех качеств современных всесуточных и всепогодных вертолетов и существенного увеличения их ударной мощи (Соб. корр. АКН, 12.02.99). НОКАУТ Можно ли было лет десять назад предположить, что МВЗ, недавно перешагнувший полувековой рубеж, окажется в глубоком экономическом нокауте? Что крупнейшее оборонное предприятие станет легкой добычей иностранного капитала? Представить такое можно было разве что в горячечном бреду… («Красная звезда», Москва, 13.02.99). ЕДИНЫЙ ГТД ДЛЯ APACHE И BLACK HAWK Армия США планирует в будущем оснащать боевые вертолеты Boeing AH-64 Apache и многоцелевые вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawk единым ГТД - АСЕ (Advanced Common Engine) мощностью 3000 л.с. Официальные представители армии сообщили, что разработка двигателя будет осуществляться в рамках программы СЕР (Common Engine Programme), предусматривающей создание ГТД для будущего вертолета UH-60X и модернизированного варианта вертолета АН-64 («Flight International», 20-26 января 1999). ИНДИЯ ПРИСТУПИЛА К РАЗРАБОТКЕ LOH Фирма Hindustan Aeronautics (HAL) сообщила о разработке проекта легкого разведывательного вертолета LOH, предназначенного для индийских ВВС. Вертолет взлетной массой 3 т будет иметь максимальную полезную нагрузку 1,5 т и потолок около 5800 м. Фирма сообщила, что вертолет LOH будет принадлежать к тому же классу, что и вертолет Eurocopter EC-135. Возможность полета на больших высотах позволит эксплуатировать будущий вертолет в высокогорных районах, например, он сможет действовать в интересах подразделений индийской армии, расположенных в горном районе Каракорум вблизи спорной линии разграничения Индии и Пакистана. В настоящее время в данном регионе эксплуатируются вертолеты HAL Chetak («Flight International», 20-26 января 1999). ЛАЗЕР ПРЕДУПРЕДИТ О ВОЗМОЖНОМ СТОЛКНОВЕНИИ Инженеры немецкой авиационной фирмы Dornier изобрели лазерный локатор, предупреждающий пилотов вертолетов о возможности столкновения с линией электропередач или подвесной канатной дорогой. Во время испытания прибор подал сигнал тревоги за тридцать секунд до того, как оборудованный им вертолет пролетел над натянутым кабелем (Радио «Свобода», 12.02.99). В КЕЙПТАУНЕ РАЗБИЛСЯ ВЕРТОЛЕТ МИ-8 Вертолет Ми-8 упал 10 февраля утром на высотное здание в Кейптауне. Находившийся на борту экипаж из четырех человек, включая российского бортинженера Юрия Быкова, погиб. Трагедия произошла после выгрузки тяжелого оборудования для кондиционирования здания. Когда вертолет вновь начал подниматься в воздух, он задел хвостовой частью рекламный щит, рухнул на крышу и взорвался. Осколками был незначительно поврежден и расположенный рядом гостиничный комплекс «Кейп сан», к счастью, никто из его постояльцев не пострадал. Начавшая расследование полиция подтвердила гибель четырех человек. Вертолет был зафрахтован местной фирмой «Heyns Helicopters» у компании «Тюменьавиатранс» и использовался, главным образом, при тушении лесных пожаров, а также в негабаритных грузовых перевозках (ИТАР-ТАСС, 10.02.99). HELI-ASIA '98 HELI-ASIA - достаточно молодая специализированная выставка. Она состоялась 27-29 октября 1998 г. в Малайзии и была организована практически для малазийского правительства, так как пришло время обновить вертолетный парк военно-воздушных и военно-морских сил Малайзии. Все ведущие производители вертолетов в мире сочли необходимым участвовать в этой выставке. Особенно выделялся стенд фирмы Kaman с высоко поднятыми моделями вертолетов с вращающимися лопастями. Традиционно выразительные стенды фирм Westland, Boeing, Sikorsky, Agusta, Bell, Kazan Helicopters служили украшением выставки. Вертолеты демонстрировались в павильоне и на открытой стоянке. В павильоне выставлялись Westland с Super Lynx и Eurocopter с Ecureuil и ВК-117. Российских производителей вертолетов представлял Казанский вертолетный завод. Кроме стенда, на выставке демонстрировались два вертолета Ми-17 которые были поставлены в Малайзию по контракту. Один вертолет демонстрировался на открытой стоянке с комплектом спасательного оборудования, второй выполнял показательное пожаротушение перед смотровой трибуной. В связи с кризисом и ограничением выделяемых средств российские вертолеты имеют хорошие шансы в Юго-Восточной Азии (Соб. инф.). КАНАДСКОЕ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ С 15 по 20 февраля 1999 г. Министерство транспорта Канады при участии группы специалистов фирмы «Камов» во главе с Генеральным конструктором С.В. Михеевым провело выдачу регистрационного свидетельства воздушного судна первым двум вертолетам Ка-32А1, выполняющим транспортные перевозки. С этого момента вертолеты обрели канадское гражданство. НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ НОВЫХ ВЕРТОЛЕТОВ ЗАО «Завод имени В.Я. Климова» подготовит в 1999 г. к производству 2 новые модификации вертолетной версии двигателя ТВ7-117С повышенной мощности для установки на боевых вертолетах Ка-52 и Ми-28 и некоторых других вертолетах в целях увеличения основных летных характеристик вертолетов. В 1999 г. планируется, в первую очередь, собрать и подготовить к стендовым испытаниям двигатель ТВ7-117ВК для боевого вертолета Ка-52. Мощность двигателя ТВ7-117ВК при массе 380 кг составит ориентировочно 2800 л.с. при ресурсе до 12000 часов. В 1999 г. планируется и создание двигателя ТВ7 117ВМ для Ми-28. Ожидается, что двигатель ТВ7-117ВМ может быть установлен и на новом разрабатываемом по международной программе среднем вертолете Ми-38. Министерство обороны РФ заинтересовано в создании транспортных и десантно-транспортных вертолетов с двигателями ТВ7-117ВМ (Соб. корр. АКН, 17.02.99). ТВ3-117 НА ПОТРЕБНОСТЬ РЫНКА Несмотря на то, что двигатель типа ТВ3-117 имеет многомиллионную наработку на эксплуатирующихся вертолетах типа Ми-8, продолжаются работы по созданию его модификаций по требованиям разработчиков вертолетов и самолетов - уменьшенной мощности и форсированный вариант. Двигатель ТВ3-117 уменьшенной мощности предназначен для установки на самолетах местных воздушных линий типа Ан-38. Этот двигатель рассчитан на мощность 1500 л.с. В 1999 г. планируется собрать опытный двигатель и подготовить его к проведению стендовых испытаний. Форсированный вариант двигателя предназначен для установки на вертолетах типа Ми-8 вместо двигателей ТВ3-117ВМА и предыдущих модификаций мощностью до 2200 л.с. Новый двигатель создается в тех же габаритах, но имеет повышенную до 2800 л.с. мощность и для чрезвычайного режима 3000 л.с. В настоящее время проводится его сертификация и вскоре состоятся ресурсные испытания (Соб. корр. АКН, 17.02.99). МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНДИЙСКИХ МИ-8 Россия и Индия рассматривают возможность проведения модернизации индийского парка вертолетов Ми-8. Как сообщил заместитель главного конструктора МВЗ им. Миля Леонид Бабушкин, МВЗ предложил индийской стороне провести анализ состояния парка вертолетов Ми-8 и определить объем необходимых работ. В Индии эксплуатируется около 300 вертолетов Ми-8, и модернизацию вертолетов можно будет осуществлять как в России, так и на мощностях индийской корпорации HAL. При определении места проведения работ необходимо учитывать и проблему «огромных свободных мощностей на российских заводах», и интересы Индии, стремящейся создавать свою собственную авиационную индустрию. По оценке экспертов, Россия постепенно утрачивает свое присутствие на вертолетном рынке Индии. В частности, в прошлом году было достигнуто соглашение между Индией и Израилем о модернизации российских боевых вертолетов Ми-24 («Интерфакс», 16.02.99). |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|