|
||||
|
«Горшков» почти стал «Викрамадитьей» В начале этого года «Взлёт» уже обращался к судьбе бывшего ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», модернизируемого по заказу индийских ВМС в авианосец типа STOBAR, т.е. обеспечивающий укороченный, с помощью носового трамплина, взлет самолетов и их посадку на аэрофинишер (см. «Взлёт» №1-2/2009, с. 44-49). Сегодня «Викрамадитья», как индийские адмиралы решили назвать свой будущий флагман, находится у достроечной стенки северодвинского «Северного машиностроительного предприятия» и уже обрел внешние черты полноценного авианосца. Архитектурный облик авианосца проекта 11430, разработанного коллективом специалистов ОАО «Невское ПКБ», определен угловой полетной палубой, развитой надстройкой по правому борту, носовым трамплином с углом 14°, который выполнен интегрально с корпусом. Напомним, что еще в 2005 г. после демонтажа неиспользуемого в проекте вооружения и оборудования корабль был установлен на стапель в осушаемом бассейне «Севмаша» для проведения доковых работ. При этом вскоре выяснилось, что десятилетний период простоя с момента вывода ТАВКР из эксплуатации неудовлетворительно сказался на состоянии корпусных конструкций. Поэтому в условиях сухого дока специалистам северодвинского предприятия пришлось выполнить полную очистку наружного корпуса и всех помещений корабля, окраску корпуса и цистерн, замену донно-бортовой арматуры и винторулевых устройств, а также монтаж секций спонсонов бортов, трамплина, зоны аэрофинишеров и кормового свеса. В прошлом году авианосец был выведен из дока и последние месяцы работы ведутся в условиях достроечной набережной: осуществляются погрузка крупногабаритного оборудования в машинно-котельные отделения и отсеки аэрофинишеров, электромонтажные работы, а также отделка помещений. Швартовные испытания корабля планируется начать в 2010 г. Но для этого надо все же урегулировать окончательно все спорные вопросы, возникшие между российской и индийской стороной по качеству и объему работ, а также размеру финансирования. Работы по ремонту и переоборудованию ТАВКР проекта 11434 в авианосец проекта 11430, по общей трудоемкости оказавшиеся сравнимыми со строительством нового корабля, не были точно оценены командой специалистов, готовивших контрактные документы в 2003-2004 гг. Именно это немаловажное обстоятельство явилось главной причиной переноса сроков и существенного, почти в два раза, увеличения стоимости проекта (в частности, «Севмаш» в течение двух лет (!) не получал ни одного транша по статье финансирования данного проекта). Несмотря на то, что, как утверждалось ранее, принципиально Дели согласился с заявленной Москвой суммой дополнительного финансирования, необходимого для скорейшего и полного проведения работ по модернизации авианосца, официального договора на эту сумму заключено так и не было. Стороны продолжают согласовывать позиции, хотя, по мнению генерального директора «Севмаша» Николая Калистратова, сомнений в положительном итоге переговоров нет. Как их нет и в том, что коллектив предприятия в условиях нормального финансирования по проекту сумеет полностью и с высоким качеством завершить его в запланированные сроки. «Но мы должны мобилизовать все силы и увеличить число работающих на авианосце в два раза. Я уже дал соответствующие поручения кадровой службе», – подчеркнул Николай Калистратов. А совсем недавно в Северодвинске побывали высокопоставленные комиссии представителей заказчика и компании «Рособоронэкспорт». В частности, заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов, персонально курирующий работы по ремонту и переоборудованию авианосца ВМС Индии, специально прибыл в конце мая на завод для ознакомления с ходом работ по проекту. 25 мая на предприятии началась очередная инспекторская проверка хода ремонта и переоборудования авианосца: представители заказчика во главе с помощником начальника Управления производства военных кораблей по авианесущим проектам ВМС Индии контр-адмиралом Наир Прем Кумаром, специалисты ФГУП «Рособоронэкспорт», ФСВТС, ОАО «Невское ПКБ» и ВМФ России – всего более 30 человек – в течение последующей недели подробно ознакомились с ходом работ на корабле и провели переговоры с руководством «Севмаша», в т.ч. по финансовым вопросам. Кроме того, в рамках комплексного контракта российскими специалистами будут осуществлены работы по подготовке пункта базирования и обучению экипажа и технических специалистов индийской кораблестроительной отрасли. Учитывая объем всех работ, выполняемых десятками компаний и организаций в рамках этого многомиллиардного контракта, можно без каких-либо оговорок утверждать, что данный проект является на сегодня крупнейшим в мировой практике военно-технического сотрудничества в области военно-морских вооружений и техники, а по объему и сложности выполняемых работ пока не имеет аналогов. Причем наработанный коллективом «Севмаша» опыт позволил руководству предприятия выступить с инициативой разработки маркетингового предложения по строительству новых авианосцев среднего класса на экспорт. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|