Онлайн библиотека PLAM.RU


Марке "Су" — 70

«Сухой» подводит итоги года и празднует 70-летие

В материале использованы фото из архива редакции

В июле этого года знаменитому ОКБ Сухого исполняется 70 лет. Самолеты марки «Су» сегодня, без преувеличения, имеют широчайшую мировую известность — они являются основой ВВС России и многих зарубежных государств, неизменно становятся наиболее желанными участниками разного рода авиасалонов и аэрошоу. Но путь к всемирной славе оказался долгим и нелегким. За семь десятилетий своей истории ОКБ Сухого не раз меняло свое название и «адрес прописки». Особенно непростым выдалось первое десятилетие: главному конструктору Павлу Осиповичу Сухому со своим коллективом приходилось работать и в Москве, и в Харькове, и в подмосковных Подлипках, и в Перми, и в Тушино… А в 1949 г. ОКБ было и вовсе расформировано. Воссоздать его, снова на другом заводе, — на нынешнем его месте в Москве — удалось только в 1953 г.

С тех пор, более полувека, и уже 34 без своего основателя, ОКБ Сухого располагается на улице Поликарпова, на краю Центрального аэродрома — знаменитого Ходынского поля, в последние годы стремительно превращающегося в новый жилой и развлекательный район столицы. Накануне 70-летия ОКБ Сухого АХК «Сухой» подвела итоги своей деятельности в 2008 г. и определила основные задачи на ближайшие годы и перспективу. Согласно данным годового отчета АХК «Сухой», размещенного на ее официальном сайте, компания, несмотря на непростую экономическую ситуацию минувшего года, сумела сохранить лидерство в авиастроительной отрасли России, обеспечив почти четверть выручки и чуть менее 40 % прибыли всего российского авиастроения, а также 60 % экспорта всей отечественной авиатехники. В минувшем году «Сухой» начал летные испытания двух своих новых самолетов — истребителя Су-35 и регионального пассажирского лайнера «Суперджет 100». Главные задачи этого года еще более грандиозны: предстоит завершить сертификационные испытания и передать заказчикам первые серийные SSJ100 и поднять в воздух первый опытный образец перспективного истребителя пятого поколения.


Адреса — разные, марка — одна

Итак, как же начинался путь прославленного коллектива? Истоки ОКБ Сухого следует искать в Отделе авиации, гидроавиации и опытного строительства Центрального аэрогидродинамического института (АГОС ЦАГИ), одну из бригад которого в октябре 1930 г. возглавил Павел Сухой. Именно здесь, в бригаде № 4 АГОС ЦАГИ (позднее — конструкторский отдел опытного завода № 156 Наркомавиапрома), под общим руководством А.Н. Туполева были разработаны первые самолеты Сухого — опытные истребители И-14 (АНТ-31) и ДИП (АНТ-29), знаменитый рекордный самолет РД (АНТ-25), дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37) и, наконец, ближний бомбардировщик и разведчик ББ-1 (АНТ-51), которому вскоре после внедрения в серийное производство, в 1940 г., было присвоено название Су-2. Он и стал первым самолетом, начиная с которого все последующие разработки Павла Сухого стали носить марку «Су».

Для внедрения ББ-1 в серию постановлением правительства от 29 июля 1939 г. Павел Осипович Сухой назначается главным конструктором, а выделившийся из опытного завода № 156 возглавляемый им коллектив, получив статус самостоятельного, переводится на серийный авиационный завод № 135 в Харьков. Эту дату и принято считать днем образования ОКБ Сухого.

Здесь, в Харькове, Павел Сухой начинает работы по истребителю И-135 (с декабря 1940 г. — Су-1). Но харьковский период оказался недолгим: уже в середине 1940 г коллектив Сухого переводится на новый завод № 289 в подмосковных Подлипках (ныне — г. Королев Московской области). Приказом наркома авиапромышленности от 15 апреля 1940 г. П.О. Сухой назначается главным конструктором (а приказом от 14 ноября 1940 г. — и директором) Государственного союзного завода № 289, и сюда в полном составе переезжает из Харькова все его КБ. Но ненадолго! С началом войны, осенью 1941 г., по приказу Наркомавиапрома от 8 октября 1941 г. завод № 289 эвакуируется в Пермь (в то время — г. Молотов). Сюда же перемещается в эвакуацию из Харькова и завод № 135. В Перми коллектив Сухого продолжает начатые в Подлипках работы по одномоторному бронированному штурмовику Су-6 (ОБШ), двухмоторному штурмовику Су-8 (ДДБШ), занимается сопровождением серийного производства Су-2.

Возвращение завода № 289 из эвакуации состоялось осенью 1943 г. Теперь он располагается в подмосковном Тушино, на освободившейся площади бывшего завода № 464. Здесь продолжаются доводки Су-6 и Су-8, а вскоре коллектив приступает к разработке экспериментальных скоростных истребителей с комбинированными силовыми установками — Су-5 (с дополнительным воздушно-реактивным двигателем ВРДК с приводным компрессором) и Су-7 (с дополнительным ЖРД). В конце 1944 г. Сухой начинает проектирование своего первого турбореактивного истребителя — самолета «Л», будущего Су-9. Но впереди — очередной переезд. В январе 1945 г. тушинский завод № 289 объединяется с заводом № 134 (располагался в районе метро «Аэропорт», по адресу Ленинградское шоссе, 55 — в настоящее время Ленинградский проспект, 47). В соответствии с приказом наркома авиационной промышленности от 3 февраля 1945 г. Павел Сухой назначается главным конструктором и директором объединенного завода № 134, базирующегося на двух территориях — в Москве и Тушино.

Территории «а» и «б» (на Ленинградском шоссе, 55) стали основными, здесь разместилось КБ и часть производства. В Тушино (территория «д») находилось основное и вспомогательное производства, заводоуправление, склады. На новом месте, в течение 1945–1949 гг. ОКБ Сухого проектировало реактивные истребители Су-9 («Л»), Су-11 («ЛК») и Су-13 («ТК»), опытный реактивный бомбардировщик Су-10 («Е»), двухмоторный разведчик-корректировщик Су-12 («РК»), реактивный штурмовик Су-14 («Н»), истребитель-перехватчик Су-15 («П»), свой первый сверхзвуковой истребитель Су-17 («Р»)… Отдельной важной работой стало создание на базе серийного Ту-2 учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ-2, запущенного в довольно крупную серию. А вот остальным машинам Сухого того периода повезло меньше — они так и остались опытными, а некоторым из них (Су-10, Су-13, Су-14, Су-17) даже и не довелось подняться в воздух.

Постановлением Совета Министров СССР от 14 ноября 1949 г. (и приказом министра от 18 ноября того же года) тематика завода № 134 была круто изменена — он передавался ОКБ главного конструктора И.И. Торопова в качестве опытной базы для работ по авиационному вооружению. По тому же постановлению самолетостроительное ОКБ главного конструктора П.О. Сухого подлежало ликвидации. На территории «суховского» завода № 134 в Тушино сейчас располагается ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, знаменитое своими разработками авиационных ракет «воздух-воздух». А «московскую» часть завода (на Ленинградском проспекте) занимает Государственный НИИ авиационных систем (решение о передаче «институту авиационного вооружения» — НИИ-2, как тогда именовался нынешний ГосНИИАС, сооружений на территориях «а» и «б» завода № 134 у метро «Аэропорт» было принято еще в мае 1946 г.).

Возродиться ОКБ Сухого смогло только четыре года спустя. 14 мая 1953 г. Павел Осипович Сухой назначается главным конструктором московского ОКБ-1, которое в течение года до этого под руководством В.В. Кондратьева предпринимало тщетные попытки воспроизведения американского истребителя F-86 «Сейбр». По постановлению Правительства от 5 августа 1953 г. перед коллективом встают новые ответственные задачи: разработка сверхзвуковых истребителей со стреловидным и треугольным крылом. Для их постройки новому ОКБ Сухого выделяется и новая производственная база — опытный завод № 51 на окраине Центрального аэродрома Москвы, на ул. Поликарпова. В январе 1954 г. конструкторское бюро главного конструктора Сухого получает название ОКБ-51.


Павел Осипович Сухой (1895–1975) Основатель и руководитель ОКБ в 1939–1949 и 1953–1975 гг., главный конструктор в 1939–1949 гг. и в 1953–1956 гг., Гэнеральный конструктор в 1956–1975 гг.


Первые разработки коллектива — истребитель со стреловидным крылом С-1 и перехватчик с треугольным крылом Т-3, поднявшиеся в воздух 7 сентября 1955 и 26 мая 1956 гг., — стали прототипами будущих серийных сверхзвуковых самолетов Су-7 и Су-9, с которых, по сути, и началась

заслуженная мировая известность марки «Сухой». В дальнейшем в ОКБ Сухого было разработано несколько больших семейств боевых самолетов «Су» различного назначения, выпущенных предприятиями авиационной промышленности общим «тиражом», превышающим на сегодня уже 10 тыс. экземпляров. Останавливаться на них здесь подробно мы не будем (справочную информацию по всем основным типам самолетов «Сухого» можно найти в сопровождающей таблице).

В 1966 г. ОКБ-51 Генерального конструктора Павла Осиповича Сухого (статус Генерального он получил в 1956 г.) стало именоваться Машиностроительным заводом «Кулон», а после его кончины 15 сентября 1975 г. получило имя своего основателя. Руководителем коллектива после смерти П.О. Сухого и с 1977 г. Генеральным конструктором ОКБ стал ближайший соратник Сухого Евгений Алексеевич Иванов (1911–1983). С 1983 г. Генеральным конструктором ОКБ является Михаил Петрович Симонов. В 1992 г. МЗ им. П.О. Сухого был преобразован в Авиационный научно-производственный комплекс «ОКБ Сухого», а после акционирования в 1994 г. стал именоваться АООТ (с 2002 г. — ОАО) «ОКБ Сухого». В настоящее время ОАО «ОКБ Сухого» является главным инженерным проектно-конструкторским центром Авиационной холдинговой компании «Сухой», включающей также ряд основных серийных предприятий, производящих самолеты «Су» — ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина» (г. Комсомольск-на-Амуре) и ОАО «НАПО им В.П. Чкалова» (г. Новосибирск). Еще одним подразделением компании «Сухой» является ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», созданное в 2000 г. для разработки, постройки и продвижения на рынок самолетов гражданского назначения. Возглавляет компанию «Сухой» генеральный директор Михаил Асланович Погосян, в 1999–2007 гг. одновременно являвшийся генеральным директором ОАО «ОКБ Сухого».

Недавно объявлено, что в будущем ОКБ Сухого сможет снова сменить свой адрес. В соответствии с имеющимися планами Объединенной авиастроительной корпорации, в которую в качестве одной из важнейших составляющих входит компания «Сухой», примерно в середине следующего десятилетия создатели самолетов марки «Су», влившись в коллектив единого инженерного центра ОАК, должны перебраться в подмосковный Жуковский, где по Указу Президента РФ создается Национальный центр авиастроения России.



Евгений Алексеевич Иванов (1911–1983) Руководитель ОКБ в 1975–1983 гг,

Генеральный конструктор в 1977–1983 гг.



Михаил Петрович Симонов (р. 1929) Генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983 г.


Михаил Асланович Погосян (р. 1956) Генеральный директор ОКБ Сухого в 1999–2007 гг. Генеральный директор АВПК «Сухой» в 1998–2003 гг, генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» с 2003 г.


«Сухой» сегодня

Согласно размещенному в июне на официальном сайте АХК «Сухой» годовому отчету за 2008 г., компания продолжает сохранять лидирующие позиции в российской авиационной отрасли. Выручка от продаж в 2008 г. составила 53,9 млрд р.

(около 1,83 млрд долл. по курсу на конец года), в т. ч. от экспорта авиационной техники — 39,3 млрд р. (1,34 млрд долл.), а прибыль от продаж — 2,7 млрд р. (около 92 млн долл.). В целом по отрасли (106 предприятий авиапрома) эти показатели, по данным Минпромторга России, составляли в 2008 г. соответственно 226,6; 65,7 и 7,1 млрд р., т. е. на долю компании «Сухой» пришлось 23,8 % выручки и 38 % прибыли от продаж всего российского авиастроения, в т. ч. почти 60 % всего российского экспорта авиационной техники. Доля же «Сухого» в общем объеме экспорта российской военной техники и вооружений в 2008 г., оцениваемом в 8,35 млрд долл., составила примерно 20 %.

Что касается чистой прибыли компании, то из-за неблагоприятной мировой финансово-экономической ситуации второй половины прошлого года АХК «Сухой» получила в 2008 г. чистый убыток в размере 1,585 млрд р. (против прибыли в 3,126 млрд р. в 2007 г.) и в целом по холдингу — убыток в размере 1,88 млрд р. (около 64 млн долл. по курсу на конец года). По официальным данным компании, причиной получения убытка стало снижение рентабельности продаж из-за «убыточности основных бюджетообразующих контрактов». Кроме того, значительное негативное влияние на финансовый результат компании оказало «отрицательное сальдо по курсовым разницам, образовавшимся от операций пересчета валютных обязательств, в размере 2,489 млрд р., что привело к получению чистого убытка за 2008 г.» (официальный курс доллара за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. возрос с 24,55 р. до 29,38 р.). Помимо самой головной компании, чистый убыток в 2008 г. получили входящие в холдинг ЗАО «ГСС» (чистый убыток 1,538 млрд р.) и ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» (20,3 млн р.), ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «КнААПО» завершили год с положительной чистой прибылью (1,247 млрд р. и 16,9 млн р. соответственно).


Производство самолетов марки «Су»
Тип самолета Дата первого полета Серийный выпуск Объем производства Годы эксплуатации Примечание
Завод Годы производства
Су-2 (ББ-1) 25.08.1937 № 135 (ХГАПП), № 31 (ТАВИА), № 207 1939–1942 910 1940–1944 Принят на вооружение в 1939 г.
Су-1 (И-135) 15.06.1940 - - 1 - Опытный. Второй экземпляр (Су-3) не испытывался
Су-6 (ОБШ) 1.03.1941 - - 3 - опытный
Су-8 (ДДБШ) 11.03.1944 - - 1 - опытный
Су-7 01.1945 - - 1 - опытный
Су-5 (И-107) 6.04.1945 - - 1 - опытный
УТБ-2 14.06.1946 № 381 1947–1949 176 1947-сер.50-х Принят на вооружение 29.12.1946
Су-9 (Л) 13.11.1946 - - 1 - опытный
Су-11 (ЛК) 28.05.1947 - - 1 - опытный
Су-12 (РК) 26.08.1947 - - 1 - опытный
Су-15 (П) 11.01.1949 - - 1 - опытный
Су-7 (С-2) 7.09.1955 № 126 (КнААПО) 1957–1960 132 1959–1965 Первый опытный самолет имел название С-1. Су-7Б принят на вооружение 24.01.1961. Всего построено 1847 серийных самолетов Су-7 всех модификаций, из них 691 самолет поставлен на экспорт в 9 стран
Су-7Б (С-22) 24.04.1959 1959–1962 344 1960-сер.70-х
Су-7БМ (С-22М) 1961 1962–1965 291 1963-сер.80-х
Су-7БКЛ (С-22КЛ) 1961 1965–1972 274 1965-сер.80-х
Су-7У (У-22) 25.10.1965 1965–1972 365 1966-сер.80-х
Су-7УМК (У-22МК) 1966 1966–1971 1966-сер.80-х
Су-7БМК (С-22МК) 1966 1966–1971 441 1966-сер.80-х
Т-3 26.05.1956 - - 2 - Построено два опытных самолета (Т-3 и ПТ-7), затем три предсерийных Т-3 (ПТ-8)
П-1 9.07.1957 - - 1 - опытный
Су-9 (Т-43) 10.10.1957 № 153 (НАПО), № 30 (ПК № 2 РСК «МиГ») 1958–1962 1066 с 1959 Су-9 принят на вооружение в октябре 1960 г. Всего построено 1116 серийных самолетов Су-9
Су-9У (У-43) 25.01.1961 № 30 (ПК № 2 РСК «МиГ») 1961–1962 50 с 1961
Су-11 (Т-47) 6.01.1958 № 153 (НАПО) 1962–1965 110 с 1962 Всего построено 110 серийных самолетов Су-11
Т-5 18.07.1958 - - 1 Опытный, переделан из Т-3
Су-15 (Т-58) 30.05.1962 НАЗ (НАПО) 1966–1970 422 1967-80-е Су-15 принят на вооружение 30.04.1965, Су-15ТМ — 21.01.1975. Всего построено около 1274 серийных самолетов Су-15 всех модификаций
Су-15УТ (У-58Т) 26.08.1968 1969–1971 1969-80-е
Су-15ТМ (Т-58Т/ТМ) 31.01.1969 1970–1976 1971–1996
Су-15УМ (Т-58УМ) 23.04.1976 1976–1981 1976–1996
С-22И 2.08.1966 - - 1 - Су-17М принят на вооружение 11.11.1974, Су-17М2 — 3.02.1976, Су-17М3 — 31.07.1981, Су-17М4 — 30.09.1984. Всего построено 2867 самолетов Су-17/20/22 всех модификаций, из них 1165 самолетов поставлено на экспорт в 15 стран
Су-17 (С-32) 1.07.1969 ДМЗ (КнААПО) 1969–1973 225 1970-80-е
Су-17М (С-32М) 28.12.1971 1972–1975 253 1973-80-е
Су-20 (С-32МК) 15.12.1972 1972–1975 140 1973-90-е
Су-17М2 (С-32М2) 20.12.1973 1974–1977 268 1975-80-е
Су-17УМ (С-52У) 15.08.1975 1976–1978 75 1976-90-е
Су-22 (С-32М2К) 02.1976 1976–1980 92 1977-90-е
Су-17М3 (С-52) 30.06.1976 1976–1981 488 1977-90-е
Су-22У (С-52УК) 22.12.1976 1976–1982 68 1977-90-е
Су-22М (С-52К) 02.1977 1978–1984 303 с 1978
Су-17УМ3 (С-52УМ3) 21.09.1978 1978–1982 165 1979-90-е
Су-17М4 (С-54) 19.06.1980 1981–1988 231 1982-90-е
Су-22М3 (С-52МК) 1982 1982–1983 71 с 1982
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) 4.05.1982 1983 9 с 1983
Су-22М4 (С-54К) 08.1983 1983–1990 400 с 1983
Су-22УМ3К 1984 1984–1990 77 с 1984
Т6-1 (Т-58М) 2.07.1967 - - - Су-24 принят на вооружение 4.02.1975, Су-24М — 22.06.1983. Всего построено около 1200 самолетов Су-24 всех модификаций, из них около 100 (с учетом вторичных поставок) поставлено на экспорт в 5 стран. Самолеты эксплуатируются также в 4 странах СНГ
Су-24 (Т-6) 17.01.1970 НАПО 1971–1983 более 500 с 1973
Су-24М (Т-6М) 29.06.1977 1979–1993 около 400 с 1981
Су-24МР (Т-6МР) 25.07.1980 1983–1993 около 200 с 1983
Су-24МП (Т-6МП) 14.03.1980 1983–1984 10 с 1983
Су-24МК (Т-6МК) 30.05.1987 1988–1992 более 70 с 1988
Су-24М2 2002? с 2006 более 20* с 2006
Т-4 («100») 22.08.1972 ТМЗ 1966–1974 1 - Опытный. Летал только один самолет («101»). Еще два летных экземпляра («102», «103») были построены, но не испытывались
Су-25 (Т-8) 22.02.1975 ТбАПО (ТАМ) 1979–1989 2+582 с 1981 Су-25 принят на вооружение 31.03.1987. Всего построено более 1000 самолетов Су-25 всех модификаций, из них более 200 поставлено на экспорт в 5 стран (11 стран с учетом вторичных поставок). Кроме того, самолеты Су-25 эксплуатируются в 8 странах СНГ
Су-25К (Т-8К) 1984 1984–1989 180 с 1984
Су-25Т (Т-8М) 17.08.1984 1989–1996 22 с 1991
Су-25БМ 22.03.1990 1991 50 с 1991
Су-25УБ (Т-8УБ) 10.08.1985 УУАЗ 1986–1991 около 200 с 1986
Су-25УБК 1986 1987–1989 с 1987
Су-25УТГ 1.09.1988 1991–1992? около 15 с 1992
Су-25ТМ (Су-39) 4.02.1991 с 1995 4 -
Су-25СМ 5.03.2002 121 АРЗ с 2002 20* с 2007
Су-25УБМ 6.12.2008 - 1* -
Су-27 (Т-10) 20.05.1977 КнААПО 1978–1982 9 - Су-27 принят на вооружение 23.08.1990, Су-33 — 31.08.1998. Всего построено около 1350 самолетов всех модификаций, из них. около 500 поставлено на экспорт в 10 стран (с учетом вторичных поставок). Кроме того, самолеты Су-27 эксплуатируются в 4 странах СНГ
Су-27 (Т-1 °C) 20.04.1981 1982–1992 около 600 с 1985
Су-27УБ (Т-10У) 7.03.1985 ИАПО (Иркут) 1986–1992 около 180 с 1986
Су-33 (Су-27К, Т-10К) 17.08.1987 КнААПО 1989–1996 35 с 1993
Су-27М (Т-10М, Су-35) 28.06.1988 1992–1995 14 -
Су-30 (Т-10ПУ) 4.10.1988 ИАПО (Иркут) 1991–1996 9 с 1994
Су-34 (Су-27ИБ, Т-10В) 13.04.1990 НАПО с 1993 10 с 2007
Су-27СК (Т-1 °CК) 1990 КнААПО 1992–2002 около 150** с 1992
Су-27УБК (Т-10УБК) 1991 ИАПО (Иркут) 1992–2002 45 с 1992
Су-30К 1996 1997–1999 18 с 1997
Су-30МКИ 1.07.1997 с 2000 около 120** с 2002
Су-27КУБ (Т-10КУБ) 29.04.1999 КнААПО - 1 -
Су-30МКК (МК2) 21.05.1999 с 2000 около 140 с 2000
Су-35УБ (Т-10УБМ) 7.08.2000 - 1 -
Су-27СМ 27.12.2002 с 2003 более 45* с 2003
Су-30МКМ 23.05.2006 Иркут с 2007 12 с 2007
Су-35 19.02.2008 КнААПО (с 2011) 2 -
Су-26 (С-42) 30.06.1984 МЗ им. Сухого 1985–1988 16 с 1985 Всего построено 153 самолета Су-26/29/31 всех модификаций, из которых 128 поставлено на экспорт
Су-26М 27.07.1985 1989–1992 51 с 1989
Су-26МХ 28.03.1990 1990–1991 11 с 1990
Су-29 9.08.1991 ОКБ Сухого, ДМЗ, ЛАПИК (ПК № 1 РСК «МиГ») 1992–2003 65 с 1992
Су-31 (Су-29Т) 22.06.1992 ОКБ Сухого 1994–1999 с 1994
Су-26М2 1993 1993–1994 6 с 1993
Су-31М 06.1995 1997–2003 22 с 1997
Су-26М3 25.03.2003 с 2004* 3* с 2004
Су-47 (С-37) «Беркут» 25.09.1997 - - 1 - опытный
Су-38Л 27.07.2001 - - 3 - опытный
Су-80ГП 4.09.2001 КнААПО 1997–2007 2 - Опытный, построено несколько серийных машин, работы приостановлены
SSJ100 19.05.2008 КнАФ, ГСС, КнААПО, НАПО с 2009 2 после 2009 Серийное производство и поставки должны начаться в 2009 г.

* модернизация ранее выпущенных самолетов

** с учетом лицензионного производства на предприятиях авиационной промышленности КНР (Су-27СК) и Индии (Су-30МКИ)


На предприятиях холдинга (пять компаний) работало в 2008 г. около 30 тыс. сотрудников (в целом на 106 предприятиях российского авиапрома, по данным Минпромторга, — 355,3 тыс. чел.) при средней заработной плате в компании 22 600 р. (в среднем по отрасли — 13 500 р.).

На сегодня самолеты «Су» — Су-24, Су-25, Су-27 и их модификации — составляют основу (более 60 %) фронтовой авиации ВВС России, при этом парки фронтовой бомбардировочной (Су-24, Су-24М), разведывательной (Су-24МР) и штурмовой (Су-25) авиации ВВС страны, а также палубной авиации ВМФ (Су-33, Су-25УТГ) полностью укомплектованы самолетами «Сухого». В 2008 г. продолжились поставки ВВС России новых самолетов Су-34 (передана одна машина) и модернизированных машин Су-24М2 и Су-25СМ. В конце декабря заключен пятилетний государственный контракт на поставку в 2009–2013 гг. еще 32 новых фронтовых бомбардировщиков Су-34. Предусмотрено также продолжение модернизации ранее выпущенных самолетов по программам Су-27СМ и Су-25СМ. Согласно годовому отчету «Сухого», приоритетным направлением деятельности холдинга является «разработка и серийное производство боевых авиационных комплексов «Су» как для Минобороны России, включая модернизацию ранее созданной (Су-24/25/27) и поставку новой авиационной техники (Су-34, Су-35С, боевого авиационного комплекса нового поколения), так и для поставок за рубеж (Су-27СКМ, типа Су-30МК, Су-32, Су-35)».

Экспорт боевой авиатехники оставался в 2008 г. главной составляющей доходов компании (72,2 % всей выручки от продаж). По данным годового отчета АХК «Сухой», «в 2008 г. на внешний рынок было поставлено 26 многоцелевых истребителей Су-30МК2, Су-30МКИ и Су-30МКМ». Входящее в холдинг ОАО «КнААПО» завершило в минувшем году поставки в Венесуэлу партии самолетов Су-30МК2 (в июле переданы 8 заключительных машин по контракту 2006 г.) и начало поставки Су-30МК2 в Индонезию (в декабре отгружены первые две из трех машин, предусмотренных контрактом 2007 г.). Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» произвел в 2008 г. два очередных самолета Су-30МКИ по заказу ВВС Индии, шесть самолетов Су-30МКМ для ВВС Малайзии (поставлены в марте) и 12 самолетов Су-30МКИ(А) для ВВС Алжира (из которых восемь отправлены заказчику, а остальные использовались по программам испытаний и обучения алжирских летчиков), а также 14 комплектов для лицензионной сборки самолетов Су-30МКИ в Индии. Таким образом, общий объем поставок самолетов «Сухого», с учетом комплектов для лицензионного производства, составил в 2008 г 40 машин.


Серийные истребители Су-30МКИ(А), строящиеся в настоящее время на Иркутском авиационном заводе по заказу ВВС Алжира. К началу этого года в Алжир уже отправлено 14 из 28 заказанных самолетов


Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «Компания «Сухой» и предприятий холдинга в 2008 г.
Показатель ОАО «АХК «Сухой» ОАО «ОКБ Сухого» ЗАО «ГСС» ОАО «КнААПО» ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова»
Выручка, млрд р. 38,777 11,466 1,330 15,619 3,312
Прибыль от продаж, млн р. 841,8 1790,0 — 137,4 276,1 107,9
Чистая прибыль, млн р. — 1585,1 1247,3 — 1538,4 16,9 — 20,3
Численность сотрудников, чел. 480 4423 2285 15 736 7055

Примечание

В таблице приводятся данные по самолетам ОКБ Сухого, находившимся в серийном производстве, и опытным типам самолетов, совершившим хотя бы один полет. Помимо них в 1939–2009 гг. в ОКБ было разработано значительное количество проектов, по тем или иным причинам не дошедших до этапа летных испытаний. Разного рода летающие лаборатории, а также ряд опытных и экспериментальных модификаций, построенных в единичных экземплярах на базе серийных самолетов, отдельными строками в таблице не выделены. Из общего подсчета количества выпущенных самолетов исключены недостроенные машины и образцы, не совершившие ни одного полета. По самолетам, серийное (в т. ч. лицензионное) производство которых продолжается, данные по объему выпуска приведены по состоянию на лето 2009 г. Наименования серийных заводов приведены по состоянию на момент производства на них соответствующих самолетов ОКБ Сухого, а в скобках указаны их современные названия.

Всего в период с 1939 по 2009 гг. предприятиями авиапромышленности было изготовлено чуть более 12 тыс. серийных самолетов «Су» десяти основных семейств, а также не менее 14 основных типов других самолетов различного назначения, проходивших испытания, но не запущенных в серийное производство.

В качестве сравнения в годовом отчете «Сухого» приводятся данные по объему производства и поставок в 2008 г. американских истребителей. Так, компания «Локхид-Мартин» в минувшем году поставила зарубежным заказчикам 28 истребителей F-16C/D, а компания «Боинг» 14 истребителей-бомбардировщиков F-15E. При этом по заказу Минобороны США «Боинг» выпустил 45 самолетов F/A-18E/F и EA-18G, а «Локхид- Мартин» — 23 истребителя пятого поколения F-22A. Таким образом, по объему экспорта боевых самолетов компания «Сухой» в 2008 г. не уступала двум ведущим американским производителям, вместе поставившим на рынок 42 истребителя.

В нынешнем году продолжаются производство и поставки самолетов Су-30МК2 для ВВС Индонезии (в январе заказчику отгружен третий самолет по контракту 2007 г., ведется постройка трех Су-27СКМ по тому же контракту), Су-ЗОМКМ для ВВС Малайзии (заключительные шесть машин по контракту 2007 г. должны поступить к заказчику до конца 2009 г.), Су-ЗОМКИ(А) для ВВС Алжира (предстоит поставить еще 14 машин) и Су-30МКИ для ВВС Индии (по контракту 2007 г. на 40 дополнительных машин и лицензионному контракту 2000 г.). Есть все основания полагать, что объемы поставок самолетов «Сухого» на внешний рынок в этом году окажутся не меньше, чем в 2008 г.


Новейший из поставленных в Индонезию самолетов Су-30МК2. Он прибыл в эту страну в начале нынешнего года и стал седьмым истребителем «Сухого» в ВВС Индонезии


С китайского контракта 1991 г. началась экспортная карьера истребителей семейства Су-27. В полете — двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБК из состава ВВС Народно-освободительной армии Китая


В начале этого года стало известно о подписании контракта на поставку новой партии из восьми истребителей Су-30МК2 во Вьетнам. На снимке — один из самолетов аналогичного типа, построенный на КнААПО для ВВС Вьетнама в 2004 г.


Важнейшими событиями в жизни компании «Сухой» в 2008 г. стала постройка и начало летных испытаний первых двух опытных образцов истребителя поколения «4+» Су-35 (самолеты Су-35-1 и Су-35-2; кроме того, изготовлен планер самолета Су-35-0 для статических испытаний), а также первых летных образцов нового регионального самолета SSJ100 (№ 95001 и 95003).

Основными краткосрочными целями деятельности ОАО «ОКБ Сухого» в 2009 г. являются «разработка, производство и проведение испытаний опытных образцов перспективного боевого авиационного комплекса нового поколения», первый полет которого намечен на этот год; «проведение летных испытаний самолета Су-35 в объеме 2009 г.»; «завершение государственных совместных испытаний самолета Су-34»; «участие в разработке гражданских самолетов SSJ100 и МС-21». Средне- и долгосрочными целями определяются: «конструкторское сопровождение серийного производства самолетов Су-34 и Су-35, разработка модификаций самолетов с целью обеспечения обороноспособности страны, сохранения позиций России на глобальном рынке боевых самолетов до 2015 г.; завершение ОКР, конструкторское сопровождение серийного производства боевого авиационного комплекса нового поколения, разработка модификаций самолета с целью достижения паритета с мировыми авиационными державами, усиления позиций страны на мировом рынке боевой авиации в 2016–2025 гг.; разработка беспилотных роботизированных боевых авиационных комплексов различной размерности; участие в разработке и конструкторском сопровождении серийного производства гражданских самолетов SSJ100 и МС-21».


В полете — первая пара истребителей Су-30МК2, полученных в 2006 г. ВВС Венесуэлы. Летом прошлого года контракт на поставку 24 таких самолетов в Венесуэлу был успешно завершен


Многофункциональные истребители Су-30МКИ из состава ВВС Индии. К началу этого года Иркутским авиационным заводом (корпорация «Иркут») в Индию уже поставлено 50 таких самолетов, продолжаются поставки 40 следующих, а в самой Индии к 2014 гг. будет построено еще 140 истребителей по российской лицензии (справа на фото — 22-й Су-30МКИ, собранный в Индии)


В результате, в среднесрочной перспективе компания «Сухой» намерена добиться в области военного самолетостроения своего позиционирования к 2010–2012 гг «в качестве головной организации по разработке и серийному производству боевой авиации в нашей стране» и сохранить позиции на рынке боевых самолетов до 2015 г. за счет экспортных поставок истребителей Су-27СК/Су-30МК и серийного производства авиационных комплексов Су-34 и Су-35, а также организации системы логистической поддержки. В долгосрочной перспективе предусмотрено «усиление позиций на внешнем рынке в 2016–2025 гг. за счет создания боевого авиационного комплекса нового поколения» и «доведение доли в мировом производстве боевых самолетов тактической (фронтовой) авиации до 10–12 %». В области гражданского самолетостроения компания видит своей целью «становление ОАО «Компания «Сухой» в качестве одного из лидеров на рынке гражданских региональных самолетов в 2016–2025 гг.; доведение доли в мировом производстве региональных самолетов до 18–20 %». В области послепродажной поддержки авиационной техники предполагается предоставление полного ряда услуг; занятие доминирующего положения на российском рынке послепродажной поддержки авиационной техники и доведение доли сервисных услуг до 20 % выручки холдинга.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.