|
||||
|
Скомканный юбилей Ле-Бурже Парижский аэрокосмический салон, известный больше по названию пригорода французской столицы Ле-Бурже, где он проводится, в этом году отмечал свой столетний юбилей. Предполагалось, что по размаху нынешняя 48-я выставка превзойдет все предыдущие, а организаторы обещали некую эксклюзивную шоу-программу, в которой предполагалось задействовать несколько десятков летающих раритетов и современных боевых и гражданских самолетов и вертолетов. Но, как гласит наша поговорка, замах вышел на рубль, а удар — на копейку. В празднование юбилея авиасалона в Ле-Бурже вмешался мировой экономический кризис… По крайней мере, это можно сказать в отношении летной программы и мероприятий, приуроченных к столетию салона. Если в прошлый раз демонстрационные полеты начинались едва ли не в 10 утра, а завершались уже ближе к закрытию, то в этом году ежедневная программа насчитывала всего пять-семь машин и не отличалась высокой напряженностью. Из боевой авиатехники в парижском небе летали только «Рафаль», «Тайфун», F-16 и F-18. Не прибыл в Ле-Бурже из США, официально по причине «отсутствия свободных самолетов», и обещанный F-22. Фактически, при сохранении суммарной выставочной площади — это около 108 тыс. м? крытых площадей и 192 тыс. м? демонстрационной площадки — и количества экспонентов (около 2000 компаний из 40 стран) нынешний салон оказался существенно беднее по количеству летательных аппаратов, представленных на статической стоянке и в ходе летной программы (в 2007 г. — 238, в 2009 г. — только 140). Что касается российского участия, то количество занимаемых выставочных площадей выросло на 5 % (с 1900 м? в 2007 г. до 2000 м?), а число участников — с 46 до 52. Россия представила в этот раз и главную новинку салона — новый региональный лайнер «Сухой Суперджет 100», создающийся в широкой кооперации с ведущими западными, в т. ч. французскими компаниями. По большому счету «Суперджет» и стал единственной премьерой нынешней выставки. Стал он и единственным натурным экспонатом, прилетевшим в Париж из нашей страны. А вот украинский Ан-148 участвовал в авиасалоне уже не в первый раз, правда, в этом году он прилетел сюда уже в окраске стартового эксплуатанта — авиакомпании «Аэросвит», на чьи линии он вышел буквально за две недели до открытия выставки. Наиболее же представительным из российских компаний оказалось участие в парижском салоне организаций, подведомственных Роскосмосу: 16 участников заняли стенды совокупной площадью 409 м? (для сравнения, объединенный стенд компании «Сухой» и РСК «МиГ» имел площадь 300 м?, а экспозиция 17 предприятий ОПК, выставлявшихся под эгидой госкорпорации «Ростехнологии», заняла всего 349 м 2). Не мог не сказаться мировой кризис и на бизнес-результатах нынешнего авиасалона, которые принято оценивать по объему заключенных контрактов. Так, если два года назад в Париже смогли подписать контрактов и соглашений на рекордную общую сумму, превышающую 100 млрд долл., то в этот раз коммерческие успехи оказались примерно в шесть раз (!) ниже. Так, во время салона 2007 г. «Эрбас» смог продать в общей сложности 728 самолетов (в т. ч. 425 — по твердыми контрактам) на сумму в 75 млрд долл., а в этот раз — всего 127 лайнеров (58 — по твердым контрактам) на 12,9 млрд долл. Падение — в шесть раз. А для «Боинга» нынешняя выставка и вовсе оказалась провальной: вместо 12,5 млрд долл., заработанных в 2007 г., сейчас он смог продать всего два (!) самолета модели 737–800 за «жалкие» 153 млн долл. (падение — в 82 раза!). Приятно в этой связи отметить, что Россия в данном отношении не только вырвалась вперед, но и заняла по сути второе место по объему заключенных в Ле-Бурже контрактов и соглашений: здесь были подписаны сделки по поставке 54 «Суперджетов» (в т. ч. 24 — в форме твердого контракта) примерно на 1,7 млрд долл., а также 30 воронежских Ан-148 и 15 ульяновских Ту-204СМ на общую сумму около 1,2 млрд долл. — т. е. всего почти на 2 млрд. долл. Ряд контрактов был заключен нашей страной и в области космической деятельности. Из других бизнес-успехов нынешней выставки стоит отметить подписание контрактов на поставку 27 региональных самолетов канадской компании «Бомбардье» (четыре CRJ700, 15 CRJ1000 и восемь Q400), 24 лайнеров франко-итальянской компании ATR (шесть ATR72-500, 16 новейших ATR72-600 и два ATR42-600), восьми самолетов бразильского «Эмбраера» (один Е175 и семь Е190). Продажи вертолетов в Ле-Бурже ограничились подписанием контрактов на восемь машин «Еврокоптера» (шесть AS350B3 и один EC135), десять — «Агусты-Уэстланд» (три AW109, пять AW119 и два «Гранда») и два вертолета «Белл» 412. Для сравнения: во время авиасалона в Ле-Бурже в 2007 г. «Еврокоптер» подписал контракты и соглашения на 114 вертолетов общей стоимостью около 1,5 млрд долл. В общей сложности на нынешней выставке было продано (без учета опционов) 276 самолетов и 21 вертолет, а два года назад — 979 и 175 машин соответственно. Кризис, ничего тут не попишешь. Впрочем, даже несмотря на «сдувшийся» вид нынешнего форума, парижский аэрокосмический салон все равно остается ведущей выставкой такого рода в мире. ВЩ., А.Ф. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|