Онлайн библиотека PLAM.RU


Тихомировская АФАР проходит испытания

Одной из главных сенсаций авиасалона МАКС-2009 обещает стать бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), создаваемая в ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» для перспективного истребителя нового поколения. На нынешней выставке планируется впервые показать натурный образец АФАР Х-диапазона, уже прошедший большой объём лабораторных стендовых испытаний. Ожидается, что в следующем году РЛС с АФАР поступит на летные испытания на борту самолета-носителя. Благодаря унификации элементов конструкции и выбранным техническим решениям на базе этого образца могут быть созданы и АФАР для модернизации различных радиолокационн систем истребителей семейства Су-27 (Су-30МК) и МиГ-29:Нкануне/ МАКС-2009 мы встретились с генеральными директором НИИП иИрЧ В.В. Тихомирова Юрием Белыми I попросили его рассказать о том, как продвигаются работы по БРЛС с АФАР. ;ЖЯ


Юрий Иванович, что будет представлять собой радиолокационная система перспективного истребителя?

Как известно, основу бортового радиоэлектронного оборудования перспективного истребителя составит многофункциональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками, головным разработчиком которой, по результатам тендера, определен наш институт. Причем это уже будет не просто РЛС в привычном понимании, а целый комплекс систем. В составе такого комплекса будет сразу несколько активных фазированных антенных решеток, в т. ч. АФАР Х-диапазона и АФАР L-диапазона, размещаемые в отклоняемых носках крыла истребителя. Их мы планируем показать на нынешнем авиасалоне.

Разрабатываемая в НИИП им. В.В. Тихомирова система с АФАР выполнена на отечественной элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управлением лучом. В основе нашей АФАР лежат современные гибридно-интегральные отечественные технологии. Залогом успеха ведущихся работ является огромный опыт, накопленный нашим институтом в области создания РЛС с электронным сканированием: НИИП уже более 40 лет занимается такими системами. Достаточно вспомнить, что еще в 70-х гг., впервые в мировой практике, институтом была разработана самолетная РЛС с фазированной антенной решеткой, которая была установлена в системе управления вооружением «Заслон» истребителя-перехватчика МиГ-31, принятого на вооружение в 1981 г. и до сих пор остающегося одним из наиболее эффективных авиационных комплексов в своем классе.

В какой стадии находятся сейчас испытания АФАР?

Мы практически идем по графику, согласованному с нашим заказчиком — компанией «Сухой». Как и было предусмотрено, в ноябре прошлого года мы закончили промежуточный этап лабораторных испытаний АФАР Х-диапазона и передали ее на комплексный испытательный стенд радиолокатора. Испытания экспериментального образца РЛС с АФАР в целом подтвердили правильность наших технических решений, но, конечно же, не обошлось без достаточно серьезных замечаний, что неудивительно при разработке новейшей высокотехнологичной техники. В настоящее время анализируются итоги испытаний, проводятся необходимые доработки и усовершенствования. Параллельно завершается изготовление второго образца. Он станет, по сути, уже опытным образцом РЛС с АФАР, воплотившим доработки по результатам испытаний первого экспериментального экземпляра. Сборку второго образца РЛС с АФАР планируем завершить к концу года. Сама антенна для него будет готова даже раньше. Параллельно идет изготовление остальных комплектующих станции, отладка программного обеспечения.

Всего же по программе испытаний запланировано изготовить несколько опытных образцов АФАР как для стендовых, так и для летных испытаний. Летный образец РЛС с АФАР для самолета-носителя предполагается изготовить к середине следующего года. Кроме того, прорабатывается вопрос проведения летных испытаний АФАР на летающей лаборатории. Понимание необходимости создания такой лаборатории уже получено, и, надеюсь, этот вопрос также будет решен.

Для испытаний и доводки АФАР X- и L-диапазонов в институте создана уникальная лабораторно-испытательная база, в т. ч. оборудованные по самым современным технологиям безэховые камеры.

Какие еще предприятия задействованы в кооперации по изготовлению АФАР?

Кооперация довольно-таки большая. Что же касается основы нашей АФАР — приемо-передающих модулей на базе монолитных микросхем — то они разработаны и выпускаются НПП «Исток» (г. Фрязино Московской области). Это предприятие уже вышло на удовлетворяющий нас темп производства приемо-передающих модулей (напомню, в составе одной АФАР их больше тысячи), правда, по улучшению качественных показателей предстоит еще большая работа. Так же, как и по совершенствованию самих модулей, снижению их стоимости. Но в целом мы удовлетворены результатами нашего сотрудничества.

С самого начала работ по АФАР в программе участвует наш традиционный партнер — Государственный Рязанский приборный завод, ныне осуществляющий серийное производство наших РЛС с ФАР «Барс» для самолетов Су-30МКИ (МКИ(А), МКМ) и осваивающий выпуск новейших РЛС с ФАР «Ирбис-Э» для истребителя Су-35. Кстати, по программе «Ирбис-Э» ГРПЗ выступил уже не просто серийным заводом, но и полноценным соразработчиком системы, спроектировав ряд важных модулей РЛС, в частности цифровые вычислители.


Сборка, настройка и испытания всех первых образцов РЛС с АФАР будет осуществляться пока только в нашем институте. Но затем, по мере развертывания серийного производства, ГРПЗ плотно подключится к программе, и серийные РЛС с АФАР будут строиться именно в Рязани.

Сможет ли Ваша АФАР найти применение на других летательных аппаратах?

Уже принято принципиальное решение, что в дальнейшем все АФАР в нашей стране для боевых самолетов будут строиться на технологической и компонентной базе, конструктивных и технологических решениях, разработанных в нашем институте. И это вполне объяснимо: разработка и производство таких высокотехнологичных изделий, какими являются АФАР, стоят очень больших денег, и распылять средства на параллельные, конкурирующие проекты в нынешних условиях — непозволительная роскошь. Сама же технология АФАР позволяет создать на базе унифицированных технических решений широкий ряд различных станций для применения на разных летательных аппаратах. Поэтому, построив и полностью отработав нашу РЛС с АФАР, можно будет с минимальными затратами времени и средств создавать отличающиеся от нее по размерам и характеристикам станции для других носителей, в т. ч. и наземных.

Разработанная в НИИП технология АФАР предназначена не только для внутреннего рынка? Каковы ее экспортные перспективы?

Конечно. Уже официально заявлено, что Россия и Индия будут вместе создавать Перспективный многофункциональный истребитель пятого поколения. И в основе его системы управления вооружением будет, без сомнения, лежать РЛС с АФАР. В Индии уже имеют опыт производства РЛС с электронным управлением лучом: по условиям лицензионного контракта в этой стране осваивается производство наших РЛС с ФАР «Барс», которыми комплектуются истребители Су-30МКИ, собираемые по российской лицензии индийской корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Ltd.).

Кроме того, индийская сторона заинтересована во внедрении АФАР на борт Су-30МКИ. Сейчас прорабатывается программа дальнейшей модернизации системы управления вооружением этих самолетов, выпускаемых для ВВС Индии. На первом этапе предусматривается повышение характеристик, введение новых режимов работы — но при сохранении имеющейся пассивной ФАР. А в дальнейшем, на втором этапе, антенну «Барса» на индийских Су-30МКИ планируется заменить на АФАР. Причем сделать это предполагается еще в ходе лицензионного производства Су-30МКИ в этой стране. Затем аналогичным образом можно будет модернизировать и ранее выпущенные самолеты.

В случае победы нашей страны в тендере по программе MMRCA, на которую представлен новейший многофункциональный истребитель МиГ-35, такая АФАР сможет найти применение и на этом самолете (напомню, что применение АФАР является одним из обязательных требований ко всем участникам тендера). В результате, ВВС Индии смогут получить сразу несколько высокоэффективных авиационных комплексов с разными характеристиками, но с унифицированными решениями по части радиолокационных систем, что очень важно как по условиям производства, так и эксплуатации.

Как Вы оцениваете Вашу АФАР в сравнении с зарубежными аналогами? Будут ли у нее какие-то преимущества перед западными конкурентами?

Я думаю, что наша разработка будет не уступать лучшим зарубежным аналогам, а по ряду параметров сможет и превзойти их. Залогом нашего успеха является тот большой опыт и имеющийся огромный задел, который накоплен НИИП им. В.В. Тихомирова в области систем с электронным сканированием в течение четырех десятилетий, в т. ч. и применительно к АФАР.

Спасибо Вам большое за интересное интервью и желаем успеха!


Сборка БРЛС «Барс»

Евгений ЕРОХИН









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.