Онлайн библиотека PLAM.RU


Современная авионика из Рязани

Наш журнал уже не раз писал о различных направлениях деятельности Государственного Рязанского приборного завода (ГРПЗ) — ведущего предприятия России в области разработки и производства современной авионики для самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения. Сегодня практически нет такого летательного аппарата, на котором бы не стояли изделия с маркой ГРПЗ. Предприятие динамично развивает традиционные направления деятельности и постоянно осваивает новые. Основные из них ГРПЗ представляет на открывающемся 18 августа авиасалоне МАКС-2009.


Сборка антенны БРЛС «Ирбис-Э»


В этом году произошло знаменательное для завода, да и для всей радиопромышленности страны, событие: ГРПЗ вышел на рубеж выпуска 200-го комплекта БРЛС «Барс», разработанной под руководством главного конструктора Т.А. Бекирбаева в НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова для истребителей типа Су-30МК. Станция широко используется в составе самолетов, поставляемых на экспорт в Индию, Малайзию и Алжир, и показывает высокую надежность в эксплуатации. В ходе почти семи лет производства различных вариантов этой БРЛС заводом получен неоценимый инженерный и производственный опыт, постоянно наращивалась технологичность и снижалась трудоемкость. Несмотря на «возраст», станция еще долго будет находиться в серии, ее ждет дальнейшая программа модернизации, в т. ч. с учетом технологических достижений, полученных при создании и освоении новой БРЛС «Ирбис-Э» для самолета Су-35.

В сравнении с этапом освоения производства станции «Барс», в разработке которой завод еще не участвовал, при создании «Ирбиса-Э» сделан значительный шаг вперед. Специалистами ГРПЗ в кооперации с НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова были разработаны для БРЛС «Ирбис-Э» широкополосный четырехканальный СВЧ-приемник и блок аналого-цифровой обработки радиолокационных сигналов, которые вместе составляют сквозной приемный канал станции, а также цифровые вычислительные машины и передатчик. Таким образом, завод впервые стал соразработчиком современной БРЛС.



Сборка линеек УФИ антенны БРЛС «Барс»


В течение 2008 г. заводом завершены предварительные испытания блоков БРЛС, в ходе которых подтверждены характеристики, заложенные в техническом задании, началось изготовление экземпляров для испытаний станции в составе самолета. Проведена подготовка производства, оборудованы рабочие места по одновременной настройке двух антенных систем. Новая БРЛС вобрала в себя все лучшее, что было достигнуто при производстве и модернизации «Барса», применена новая элементная база, достигнут высокий уровень технологичности при производстве блоков и сборке станции.

Ожидается, что к моменту проведения МАКС-2009 завершится настройка одного из летных комплектов, и он будет продемонстрирован широкой публике.

Полностью собственным продуктом ГРПЗ — от проекта до организации производства — является РЛС для вертолета Ми-28Н. Принципиальной ее особенностью является расположение основной части РЛС над втулкой несущего винта, где, под сферическим радиопрозрачным обтекателем, располагаются антенна с гиростабилизатором и часть блоков. Отдельно в фюзеляже вертолета размещены бортовой вычислительный комплекс и остальные блоки.

РЛС способна осуществлять картографирование земной поверхности, обнаружение воздушных и наземных объектов, в том числе ЛЭП. В ходе испытаний опытного образца РЛС на вертолете подтверждена правильность принятых технических решений. Это позволило начать дальнейшие работы по совершенствованию функциональных возможностей и повышению надежности станции.

Завод занимает лидирующие в России позиции и в таком высокотехнологичном направлении, как разработка и производство бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ), без которых функционирование авиационных БРЛС немыслимо. Первой БЦВМ, созданной специалистами завода, явилась машина «СОЛО-54». Ей было суждено стать родоначальницей семейства современных высокопроизводительных вычислительных подсистем, поставляемых для широко распространенных боевых самолетов Су-30МК различных модификаций, а также Су-27СМ.

Сегодня созданы и готовятся к постановке на производство специализированные БЦВМ новой архитектуры, основанные на единой коммутируемой вычислительной среде. В них применены последние достижения микроэлектроники. К машинам этого поколения относятся БЦВМ обработки сигналов «С0Л0-35.01» и многопроцессорная управляющая БЦВМ «СОЛО-35.02», которые станут «мозгом» БРЛС боевого самолета Су-35. На основе новой архитектуры заканчивается разработка следующей БЦВМ — «СОЛО-21».

Она предназначена для перспективных авиационных радиолокационных систем и представляет собой многофункциональный высокопроизводительный вычислительный комплекс. С учетом опыта работ по вычислительным машинам типа «СОЛО», инженерами ГРПЗ разработан современный малогабаритный многофункциональный бортовой вычислительный комплекс для РЛС вертолета Ми-28Н.

Производство БЦВМ на ГРПЗ — одно из самых высокотехнологичных в России. Оно основано на использовании линий поверхностного монтажа. Поскольку удельный вес элементов, монтируемых таким методом в новых изделиях неуклонно растет, цех поверхностного монтажа постоянно модернизируется: в настоящее время на заводе разворачиваются еще два его участка. Одним из достижений можно считать недавно отработанную специалистами завода технологию изготовления гибко-жестких печатных плат 5-го класса точности для выпускаемых БЦВМ. Производство подобного типа является уникальным в нашей стране.

Еще одним немаловажным направлением работ ГРПЗ является разработка и производство нового поколения систем авионики для боевых вертолётов, в т. ч. Ка-52 и Ми-28Н. Среди таких систем, прежде всего, стоит отметить семейство многофункциональных устройств обработки видеоизображений «Охотник», которые задействованы в составе оптико-электронных обзорно-прицельных комплексов вертолетов и отвечают за обработку телевизионных и тепловизионных изображений в реальном времени, автоматическое обнаружение и сопровождение целей, электронную стабилизацию изображения.


РЛС для вертолета Ми-28Н


Отладка системы позиционирования нашлемной системы целеуказания" и индикации


Корпуса и модули БЦВМ «СОЛО-21», «СОЛО-35.01»


Для высокоточного прицеливания управляемого оружия специалистами ГРПЗ разрабатываются лазерно-лучевые системы наведения, отличающиеся высокой помехоустойчивостью и компактностью. Система обеспечивает высокоточное наведение одновременно нескольких ракет «Атака».

В целях всепогодного круглосуточного высокоточного определения относительных координат и скоростей между подвижными объектами создана система определения относительных координат, она принимает и обрабатывает данные от ГЛОНАСС/GPS и обеспечивает посадку вертолета. С помощью другой системы — аппаратуры комплексной обработки навигационной информации — повышается достоверность и точность формирования параметров полета. Она увязывает данные, полученные от приборов и систем вертолета, а также спутниковой навигационной системы.

На этапе ОКР находится уникальная для российского рынка разработка — нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ) для вертолета Ка-52. Система обеспечит круглосуточное применение винтокрылой машины в простых и ограниченно сложных метеоусловиях.

Начиная с 1999 г., ГРПЗ ведет разработку и выпуск бортовой аппаратуры вторичной радиолокации — самолетных ответчиков систем управления воздушным движением и государственного опознавания. За прошедшие годы предприятие заняло в данном секторе устойчивые позиции.

Недавно коллективу ГРПЗ удалось решить проблему функциональной интеграции в одном устройстве нескольких систем опознавания и УВД, используемых в мире в настоящее время, и создать единую мультистандартную бортовую аппаратуру. Подобные разработки ведутся и за рубежом, поэтому аппаратура ГРПЗ оказалась весьма востребованной и позволила избежать импорта. Изделие предназначено для установки на любые типы вновь разрабатываемых и модернизируемых летательных аппаратов военного и гражданского назначения. В частности на ГРПЗ создана модель многофункционального ответчика, которая прошла государственные летные испытания на учебно-боевом самолёте Як-130. Вариант ответчика поставляется для самолета Ту-214. Все авиалайнеры «Сухой Суперджет 100», предназначенные для отечественных авиакомпаний, также будут иметь на борту систему, созданную на ГРПЗ. Разработаны экспортные модификации ответчика для самолетов типа МиГ-29 и Су-35. Ведутся работы над изделием для вертолетов ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Подытоживая выше сказанное, можно сказать, что сегодня Государственный Рязанский приборный завод, предприятие с почти вековой историей, используя большой опыт серийного производства и опытно-конструкторских работ, укрепляет свои позиции и постоянно расширяет сферы деятельности. В немалой степени этому способствует наличие передовых технологий и своевременное техническое перевооружение. На заводе существует более 20 базовых технологических процессов. Каждое из направлений по возможностям и объемам сравнимо с отдельным заводом. Создание авионики нового поколения — приоритетная задача, решение которой является залогом стабильного и эффективного развития предприятия в перспективе.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.