Онлайн библиотека PLAM.RU


SSJ100: основные вехи

Лето 2000 г. Образовано ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — 100 % дочернее предприятие компании «Сухой»

Ноябрь 2000 г. Начало предварительной проработки проекта перспективного российского регионального самолета в компании «Сухой»

13 апреля 2001 г. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и президент компании «Боинг» Фил Кондит подписали в Москве соглашение о долгосрочном сотрудничестве, предусматривающем, в частности, совместную разработку нового регионального самолета. Это соглашение по сути и стало стартом программы RRJ (Russian Regional Jet)

20 июня 2001 г. На авиасалоне в Ле-Бурже между компанией «Сухой», АК им. С.В. Ильюшина и компанией «Боинг» подписан Меморандум о взаимопонимании и Протокол о совместной деятельности по изучению возможности проектирования, производства и продаж нового семейства региональных самолетов RRJ. Предполагалось, что семейство будет включать три основных модели — RRJ-55, RRJ-75 и RRJ-95, а также их версии с увеличенной (ER) и большой (LR) дальностью полета

13 августа 2001 г. Авиакомпания «Аэрофлот» заявила о намерении приобрести не менее 30 самолетов RRJ, подписав соответствующий протокол с компанией «Сухой»

Декабрь 2001 г. Подготовлен бизнес-план программы

Февраль 2002 г. Компаниями «Снекма» и НПО «Сатурн» образовано российско-французское СП по разработке двигателя SM146, который в апреле того же года представлен на тендер по выбору силовой установки для семейства самолетов RRJ. Помимо SM146 (позднее переименован в SaM146) в тендере участвовали двигатели PW800 (предложение канадской компании «Пратт-Уитни Канада» совместно с российским ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь), BR700 («Роллс-Ройс») и CF34 («Дженерал Электрик»)

9 июля 2002 г. Российским авиационно-космическим агентством (Росавиакосмос) объявлен закрытый конкурс на создание нового российского регионального самолета; соответствующие предложения разосланы всем российским самолетостроительным ОКБ 30 октября 2002 г. Технические предложения по семейству самолетов RRJ (в трех вариантах: RRJ-60, RRJ-75, RRJ-95) переданы в Росавиакосмос на конкурс проектов нового российского регионального самолета. Помимо RRJ в конкурсе участвовали проекты Ту-414 (АНТК им. А.Н. Туполева) и М-60-70 (ЭМЗ им. В.М. Мясищева)

18 декабря 2002 г. Завершен тендер по выбору силовой установки для семейства самолетов RRJ. Победителем определен проект двигателя SM146 совместной разработки российского НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма» (в 2004 г. для этого ими учреждено СП «Пауэрджет»)

19 декабря 2002 г. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве ЗАО «ГСС» и компании «Боинг» по программе RRJ, предусматривающее оказание «Боингом» консультационной поддержки российскому партнеру по основным направлениям реализации программы: маркетингу, управлению программой, проектированию и разработке, работе с поставщиками, производству, послепродажной поддержке и т. п.

12 марта 2003 г. Проект RRJ объявлен победителем конкурса Росавиакосмоса на новый российский региональный самолет. RRJ включен в федеральную программу «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.»

Июнь 2003 г. На авиасалоне в Ле-Бурже состоялась презентация проекта RRJ

10 октября 2003 г. Объявлено о прохождении третьих «ворот» программы. Проект готов для предложений авиакомпаниям. Завершен выбор основных поставщиков систем самолета

24 ноября 2003 г. В Москве состоялся первый консультативный совет авиакомпаний — потенциальных эксплуатантов самолета

23 января 2004 г. В Москве состоялась первая общая встреча 16 компаний-победителей тендера на поставку основных систем самолета

28 апреля 2004 г. Авиарегистр МАК принял заявку на сертификацию самолета

30 апреля 2004 г. Завершен этап предварительного проектирования — Предварительный обзор конструкции (PDR)

14 октября 2004 г. Завершен первый этап макетной комиссии проекта RRJ. Получено положительное заключение Авиарегистра МАК на электронный макет самолета

28 октября 2004 г. Завершен четвертый этап программы RRJ. Проект готов к полномасштабному запуску программы — началу производства самолетов.

Февраль 2005 г. Начата передача на КнААПО документации (цифровых моделей) для изготовления длинноцикловых деталей самолета. Определены поставщики материалов, заключены контракты на поставку дополнительного производственного оборудования. Утверждены все технологические процессы, в т. ч. бесстапельная сборка, изготовление панелей крыла и фюзеляжа без подгоночных работ при сборке и т. д.

25 марта 2005 г. Подписано соглашение о сотрудничестве с компанией «Сухой» банков ВТБ, ВЭБ, Сбербанк и Росэксимбанк, направленное на организацию финансирования разработки и постройки самолетов RRJ

Июнь 2005 г. На авиасалоне в Ле-Бурже состоялась презентация полноразмерных макетов кабины экипажа и пассажирского салона самолета RRJ

13 июня 2005 г. Компания «Талес» объявлена интегратором комплекса авионики самолета

16 июля 2005 г. Завершен критический обзор проекта

16 августа 2005 г. Между компанией «Сухой» и Роспромом заключен государственный контракт на ОКР по созданию семейства самолетов RRJ. В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.» сумма господдержки проекта определена на период 2005–2009 гг. в размере 7,9 млрд руб. (около 280 млн долл.)

17 августа 2005 г. На авиасалоне МАКС-2005 заключен первый твердый контракт на поставку 10 самолетов RRJ-95 Финансовой лизинговой компании (ФЛК) стоимостью 262 млн долл.

18 августа 2005 г. На авиасалоне МАКС-2005 заключен Меморандум о взаимопонимании по совместным работам по программе RRJ между компанией «Сухой» и ЗАО «ГСС» с итальянской компанией «Алениа» (группа «Финмекканика»)

7 декабря 2005 г. Заключен контракт на поставку компании «Аэрофлот» начиная с ноября 2008 г. 30 самолетов стоимостью около 820 млн долл.

17 января 2006 г. Объявлено о подключении к программе производства самолетов Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), на котором будет осуществляться выпуск деталей конструкции из композиционных материалов

Февраль 2006 г. На КнААПО и НАПО начата агрегатная сборка первых опытных образцов самолета. Всего в постройку заложено шесть опытных самолетов

22 июня 2006 г. В НПО «Сатурн» в Рыбинске собран первый полноразмерный двигатель SaM146 № 001, первый запуск которого на стенде состоялся 5 июля того же года

17 июля 2006 г. Ребрендинг программы. Самолеты семейства RRJ теперь продвигаются на рынок под маркой «Сухой Суперджет 100» (Sukhoi SuperJet 100). Впервые под новым названием программа представлена на авиасалоне в Фарнборо

28 января 2007 г. Специальным рейсом грузового самолета Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет» на аэродром ЛИИ в подмосковном Жуковском доставлен из Комсомольска-на-Амуре статический экземпляр самолета «Суперджет» № 95002 для проведения статических испытаний в ЦАГИ

19 июня 2007 г. На авиасалоне в Ле-Бурже итальянский концерн «Финмекканика» и входящая в его состав компания «Алениа Аэронаутика» подписали Генеральное соглашение с ОАК и АХК «Сухой» о стратегическом партнерстве в рамках программы «Суперджет», предусматривающее, в частности, приобретение 25 % плюс одной акции ЗАО «ГСС»

19 июня 2007 г. На авиасалоне в Ле-Бурже заключен контракт на поставку итальянской авиакомпании «ИтАли» начиная с 2009 г. десяти самолетов SSJ100/95LR стоимостью 283 млн долл.

22 августа 2007 г. В ходе авиасалона МАКС-2007 объявлено о создании 15 июля 2007 г. российско-итальянского СП «Суперджет Интернешнл» по продажам и послепродажному обслуживанию самолетов «Суперджет» со штаб-квартирой в Венеции (компании «Сухой» в СП принадлежит 49 % акций, компании «Алениа» — 51 %).

14 сентября 2007 г. Заключен контракт на поставку армянской авиакомпании «Армавиа» двух самолетов SSJ100

26 сентября 2007 г. В Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная церемония выкатки первого летного экземпляра самолета «Суперджет» № 95001

6 декабря 2007 г. В ЛИИ в Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ № 76454 с работающим двигателем SaM146 № 003/2

20 февраля 2008 г. В Комсомольском-на-Амуре филиале ЗАО «ГСС» осуществлен первый запуск и опробование двигателя SaM146 № 101 под крылом самолета «Суперджет» № 95001

Апрель 2008 г. Начато изготовление агрегатов на первый серийный самолет (№ 95007)

19 мая 2008 г. В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет самолета «Суперджет» № 95001. Командир экипажа — Александр Яблонцев, второй пилот — Леонид Чикунов. Продолжительность полета — 1 ч 05 мин, максимальная высота — 1200 м

16 июля 2008 г. В ходе выставки в Фарнборо объявлено о подписании соглашения СП «Суперджет Интернешнл» со швейцарской лизинговой компанией АМО на поставку пяти самолетов SSJ100 общей стоимостью по каталогу около 150 млн долл., а также с неназываемым «европейским заказчиком» на 20 самолетов (общая стоимость около 600 млн долл.) с поставкой с 2011 г.

24 октября 2008 г. Первый опытный экземпляр SSJ100 (№ 95001, бортовой № 97001) официально передан на сертификационные испытания

19 ноября 2008 г. В СибНИА (г. Новосибирск) на борту транспортного самолета Ан-124 «Руслан» доставлен опытный экземпляр SSJ100 № 95006, предназначенный для проведения ресурсных испытаний

5 декабря 2008 г. Заключен договор об основных условиях поставки индонезийской авиакомпании «Картика» (Kartika) 15 самолетов SSJ100/95 общей стоимостью по каталогу 448 млн долл. с поставкой начиная с 2011 г. и опционом еще на 15 машин

24 декабря 2008 г. В Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет второй летный экземпляр самолета SSJ100 (№ 95003, бортовой № 97003). Экипаж — летчики-испытатели Леонид Чикунов и Николай Пушенко. Продолжительность полета — 2 ч 30 мин

1 апреля 2009 г. Два опытных самолета SSJ100 № 95001 и 95003 впервые прибыли на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском для дальнейшего продолжения сертификационных испытаний на московской базе ЛИК ЗАО «ГСС»

11 апреля 2009 г. Первый опытный экземпляр самолета SSJ100 № 95001 перелетел из Жуковского в Архангельск для проведения испытаний в условиях естественного обледенения. В районе Архангельска и Мурманска выполнено пять испытательных полетов, после чего 27 апреля самолет вернулся в Жуковский

11 мая 2009 г. Во время посещения Комсомольска-на-Амуре премьер-министром России Владимиром Путиным объявлено о выделении дополнительной государственной поддержки проекта на общую сумму 6,8 млрд руб. (около 210 млн долл.), а также кредита Внешэкономбанка на сумму 250 млн долл. авиакомпаниям, приобретающим самолеты «Сухой Суперджет 100»

10 июня 2009 г. Второй летный экземпляр SSJ100 (№ 95003) успешно совершил перелет на аэродром «Ле-Бурже» под Парижем, где впервые принял участие в крупнейшем мировом авиасалоне. Мировой дебют нового лайнера.

25 июля 2009 г. В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет третьего летного образца SSJ100 (№ 95004)









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.