|
||||
|
«Варяг» стал «Ши ланом» — снова об авианосной программе Китая Сегодня Китай остается единственной сверхдержавой, чей флот пока не имеет в своем боевом составе авианосцев — даже легкого класса. Однако работы в направлении формирования авианосных сил КНР ведутся уже не один год. Эксперты утверждают: Пекин давно реализует программу, целью которой является проектирование и строительство собственных авианосцев. Кроме того, Китай уже приобрел несколько авианесущих кораблей зарубежной постройки разных лет, используемых им в качестве «наглядных пособий». Наш журнал уже писал о китайской истории советского «Варяга» (см. «Взлёт» № 12/2005, с. 24–31). В прошлом году в судьбе корабля, сменившего имя на «Ши Лан», произошли важные события — он был переведен для достройки на новую китайскую верфь и, как полагают эксперты, в ближайшее время будет включен в состав ВМС НОАК в качестве учебного авианосца. Кроме того, осенью 2009 г. в Ухани, в провинции Хубэй, в 750 км от побережья, была построена не имеющая аналогов точная копия палубы «Варяга» в натуральную величину — своеобразный «дом-авианосец». Достройка «Варяга» у причальной стенки верфи в Даляне Даешь авианосцы! В ноябре 2008 г. генерал-майор Цянь Лихуа (Qian Lihua), директор Управления по международным делам Минобороны КНР, сообщил в интервью газете «Файнэншл Таймс»: «Военно-морские силы любой великой державы мечтают об одном или нескольких авианосцах. И вопрос не в том, есть ли у вас авианосец, а в том, что вы с ним будете делать. Флоты великих держав, обладающие по десять и более авианосных боевых групп, имеют совершенно иные — стратегические — цели, чем страны, располагающие только одним-двумя авианосцами, которые используются для обороны своего побережья. Если однажды мы получим авианосец, то не будем, как некоторые другие, использовать его для решения каких-то глобальных задач и достижения стратегического превосходства». В основу действующих основополагающих военных документов Китая, в т. ч. и принятой в 1995 г. Военно-морской доктрины, положена «Стратегия активной обороны», предполагающая обеспечение доминирования китайского флота на водной акватории региона. В соответствии с доктриной, до 2050 г. ВМС НОАК должны достичь способности эффективно решать поставленные задачи на удалении до так называемой «третьей линии островов» — вплоть до Гавайских островов и Австралии. И хотя выпущенная 20 января 2009 г. «Белая книга по обороне» Китая не содержит никаких упоминаний о постройке авианосцев и о создании авианосных сил в составе ВМС НОАК, решить задачу выхода на «третью линию островов» без их наличия попросту невозможно. Идея о формировании в составе ВМС НОАК авианосных сил отнюдь не нова — впервые китайские адмиралы стали проявлять интерес к приобретению корабля класса «авианосец» в 70-х гг., когда Пекин стал переходить в области военно-морского строительства к так называемой концепции «флота голубой воды» — т. е. создания мощного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота, способного эффективно вести боевые действия в дальней морской и океанской зонах Мирового океана. Чрезвычайно авторитетный в китайском руководстве адмирал Лю Хуацин, бывший командующий ВМС НОАК, стал фактически первым в Китае «апологетом создания авианосных сил». Еще в начале 70-х гг. под его личным руководством было разработано технико-экономическое обоснование создания национального авианосца. Об итогах работы было проинформировано военно-политическое руководство КНР, однако только спустя 17 лет адмирал смог доложить высшему военному командованию страны, что китайская промышленность технологически и технически готова к проектированию и постройке кораблей такого класса. Впоследствии, уже занимая должность заместителя председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР, Лю Хуацин выступил инициатором работ по определению стоимости НИОКР и постройки авианосца и соответствующих вооружения, систем и оборудования. И в январе 1993 г. военно-политическим руководством Китая было выделено на подобную программу несколько миллиардов долларов — предварительно ставилась задача постройки первого авианосца к 2000 г. В марте 1999 г на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей был одобрен уже подробный план создания национального авианосца — «проекта 9935»: планировалось, что к 2003 г. на верфи Цзяннань будет построен первый корабль водоизмещением около 50 тыс. тонн, с обычной главной энергоустановкой (ГЭУ). Предполагалось, что часть оборудования и вооружения — в частности радиолокационный и противокорабельный ракетный комплексы — должна была поставить Россия. Стоимость проекта оценили в 4,8 млрд юаней (около 630 млн долл.). Ряд зарубежных экспертов, занимающихся проблемами военно-морской мощи Китая, утверждают, что в основу данного проекта были положены наработки специалистов Невского ПКБ по проекту 11435. В конце того же года было утверждено решение финансировать постройку трех авианосцев водоизмещением 48–60 тыс. тонн, также с обычной энергоустановкой, при стоимости одного корабля порядка 600 млн долл. и сроках постройки всей серии в 2001–2010 гг. Впрочем, уже через два года закладку головного корабля отложили до 2009–2010 гг. В конечном итоге, в 2007 г. военно-политическое руководство КНР утвердило планы по строительству двух авианосцев водоизмещением около 50 тыс. тонн с обычной ГЭУ по проекту «089». 31 декабря 2008 г. японская «Асахи Шимбун» процитировала ряд «представителей Минобороны и судостроительной промышленности Китая», заявивших, что на 2009 г. намечена закладка первого из двух авианосцев водоизмещением 50–60 тыс. тонн, который будет спущен на воду до 2015 г. Чуть позже, 2 января 2009 г., гонконгская «Саус Чайна Морнинг Пост» со ссылкой на «источник в военных кругах Китая» сообщила о намерении командования ВМС НОАК ввести в боевой состав флота до 2020 г. четыре авианосца, последние два из которых — водоизмещением по 60 тыс. тонн — будут иметь уже атомную энергетическую установку. «Мы рассчитываем сформировать четыре авианосные боевые группы потому, что нам необходимы «круглосуточные и всепогодные» силы, способные эффективно обеспечить безопасность наших путей поставок энергоресурсов и защитить наши территориальные воды в акватории Южно-Китайского моря», — приводит слова своего неназываемого источника «Асахи Шимбун». А в марте прошлого года газета «Глобал Таймс» процитировала слова командующего Восточным флотом ВМС НОАК адмирала Ху Хунмэна (Hu Hongmeng), который в рамках работы сессии Всекитайского собрания народных представителей заявил: «Китай обрел как техническую способность, так и мотивацию для того, чтобы наконец-то построить собственный авианосец. Китаю действительно очень нужен авианосец». А бывший «политкомиссар» ВМС НОАК адмирал Ху Яньлинь (Hu Yanlin) подчеркнул 6 марта 2009 г. в интервью корреспонденту газеты «Чайна Дэйли», что «возможность строить авианосцы — это важный символ великого государства. Китай имеет все возможности строить авианосцы, и он должен сделать это». Стоит заметить, что представители высшего командования НОАК, в большинстве своем «сухопутчики» или «ракетчики», до недавнего времени относились к идее создания мощных авианосных сил с определенной долей скептицизма, делая ставку на ракетные комплексы стратегического назначения и, в крайнем случае, на ракетные подводные лодки. Но все же идея собственного авианосца в последнее время стала набирать все большее число сторонников в военно-политическом руководстве Китая, что и подтвердил адмирал Ху Хунмэн, заявивший в прошлом году со страниц «Чайна Дэйли»: «Китай получит свой авианосец уже в самое ближайшее время». «Варяг», ставший уже «Ши Ланом», во время перехода от причальной стенки в новый док даляньской верфи, апрель 2009 г. От «Варяга» до «Ши Лана» Первым авианосцем ВМС НОАК, скорее всего, станет бывший советский ТАВКР со славным именем «Варяг». Напомним, этот корабль, приобретенный в 1999 г. всего за 20 млн долл. на Украине у Николаевского судостроительного завода, прибыл в порт Далянь в марте 2002-го. В последующие три года китайские специалисты подвергли его тщательному исследованию, параллельно анализировалась и доставшаяся техническая документация. В мае 2005 г. на авианосце начались ремонтные работы, к сентябрю был отремонтирован остров-надстройка, и корабль вывели из сухого дока к достроечной стенке. Интересно, что работать по контрактам в Далянь уехала часть рабочих и инженеров из Николаева. Получая новый облик, авианосец сменил столь много значащее для русского флота имя «Варяг» на другое, не менее славное, но уже для флота китайского — «Ши Лан» (Shi Lang), в память о национальном герое Поднебесной, адмирале и главнокомандующем Маньчжурским флотом. Именно он в 1683 г. разгромил флот независимого тогда Тайваня, после чего тот вошел-таки в состав империи. В прошлом году в районе острова Чонсин, рядом с Далянем, была введена в строй новая площадка даляньской судоверфи общей площадью около 400 тыс. м 2, обошедшаяся бюджету в 2–3 млрд долл. и имеющая сухой док размером 410х120 м. Верфь одновременно может обслуживать два корабля водоизмещением по 320 тыс. тонн. После ввода ее в строй бывший «Варяг» в апреле 2009 г. вновь переместили в сухой док. Процесс перевода корабля от причальной стенки на старом заводе в новый док был заснят фотографами — многочисленные снимки появились в интернете, а вот после того, как «Ши Лан» оказался на территории новой верфи, наблюдать за ним стало заметно сложнее: предприятие находится вдалеке от гражданского порта, и доступ к нему сильно ограничен. Однако в прессу просочились сведения о том, что на новом месте остров-надстройка авианосца подверглась достаточно сильной реконструкции и, скорее всего, там будет установлен китайский радиолокационный комплекс с фазированными антенными решетками — подобный тому, что размещен на модернизированном варианте эсминца УРО проекта «052С». В зарубежных СМИ имеются данные о том, что Китай уже заказал у России четыре комплекта корабельных аэрофинишеров. Утверждается, что один из них пошел на наземный тренажер в ЛИЦ в Яньлуне, второй предназначен для «Ши Лана», а еще пара — для двух первых авианосцев, проекта «089». Ожидается, что уже в этом году модернизация «Варяга» завершится, и под именем «Ши Лан» и с бортовым № 083 он сможет поступить в боевой состав флота как учебный авианосец для подготовки личного состава китайских авианосных сил. Прошлой осенью интернет и специализированные печатные издания облетели необычные фотографии: в г. Ухань (Wuhan) в центральнокитайской провинции Хубэй (Hubei), примерно в 750 км от побережья появился …еще один «Варяг». Здесь было возведено двух-трехэтажное здание, «крыша» которого по размерам и конфигурации полностью повторяет полетную палубу «Ши Лана», включая носовой трамплин и остров-надстройку. В специализированной прессе это оригинальное сооружение называют «тренажером комплексной подготовки». Пока до конца не ясно, как будут использовать эту «сухопутную» копию «Варяга». Скорее всего, на ней будут проводиться т. н. габаритные испытания полноразмерных макетов летательных аппаратов, которым предстоит базироваться на уже настоящем «Ши Лане», выполняться необходимые замеры, отрабатываться различные системы корабля, осуществляться практическое обучение и совершенствоваться слаженность действий экипажа корабля и специалистов палубной команды. Об этом, например, свидетельствует то, что на палубе «дома-корабля» фотографами «обнаружены» покрытые непрозрачными чехлами вертолет Z-8 и деревянный макет истребителя J-11 (Су-27СК). Пока нет достоверной информации, какие летательные аппараты будут базироваться на первых китайских авианосцах. КНР в течение нескольких лет вела переговоры о закупке в России партии корабельных истребителей Су-33. Эта тема, например, активно обсуждалась в 2006 г. (см. «Взлёт» № 5/2006, с. 21, № 12/2006, с. 38). По мнению ряда экспертов, потребности ВМС НОАК могли составить до сотни таких машин, в т. ч. до шести десятков одноместных модернизированных Су-33 и до четырех десятков двухместных Су-27КУБ. Однако фактические запросы китайской стороны ограничились лишь небольшим количеством самолетов. В России посчитали, что приобретенные машины могут быть использованы в качестве образцов для последующего копирования и неавторизованного серийного производства в КНР — подобно тому, как это произошло со строившимся по российской лицензии в Шэньяне Су-27СК (J-11), на базе которого в Китае собственными силами создан и запущен в серийное производство модернизированный J-11B. В результате, сделка не состоялась. По мнению экспертов, не исключено, что китайские авиастроители продолжают попытки создать своими силами палубную модификацию J-11. Для этого, в частности, мог использоваться приобретенный на Украине в качестве «учебного пособия» опытный образец Су-27К (Т10К-7), остававшийся там еще со времен СССР. Другим потенциальным «кандидатом» на роль китайского палубного истребителя считается наиболее совершенный боевой самолет собственной разработки — J-10. Однако пока никаких данных о разработке его корабельной версии в прессу не просачивалось. войти два авианосца китайской постройки с обычной энергоустановкой, а затем — при благоприятном стечении обстоятельств — в Китае начнется самое интересное. В феврале 2009 г. китайский флот оказался в центре очередного «разбирательства» во время заседания правительства соседней Японии: регулярно привлекаемый к оценке военного потенциала Китая японский аналитик Исао Ювашима (Hisao Yuwashima) сделал доклад по вопросу создания ВМС НОАК авианосных сил, боевой состав которых может, по его мнению, пополниться в будущем и двумя атомными авианосцами. Доклад совпал по времени с официальным визитом в Китай американского госсекретаря Хиллари Клинтон, побудив японских политиков вновь призвать Вашингтон ограничить рост военной мощи Поднебесной и выполнять свои обязательства по обеспечению безопасности Японии, данные Соединенными Штатами после окончания второй мировой войны. Деревянный макет истребителя J-11 (Су-27СК) и вертолет Z-8 на палубе «дома-корабля» в Ухани, ноябрь 2009 г. Китайский атомоход По оценке японских экспертов, два авианосца с обычными ГЭУ должны войти в боевой состав ВМС НОАК к 2015 г., после чего, через пять лет, китайский флот сможет получить и два атомных авианосца. Г-н Ювашима сообщил в интервью японским СМИ, что «кабинет министров был шокирован» его докладом, особенно — о ведущихся работах по созданию авианосцев с атомными энергоустановками. «Эти корабли позволят китайским военным проецировать силу намного дальше в Тихий океан, чем они это могут сделать сегодня, — подчеркивает японский эксперт, — и что самое опасное — они могут достичь состояния полной боеготовности уже в течение пяти лет после ввода в строй авианосцев с обычными энергоустановками. За это время китайские адмиралы смогут разработать методы и способы применения своих авианосных сил». Официальный Токио утверждает: ввод в боевой состав ВМС НОАК атомных авианосцев позволит китайскому флоту «весьма легко отодвинуть границу своей операционной зоны» до линии Япония — о. Гуам — Индонезия, т. е. выйти в те районы Тихого океана, где сегодня безраздельно господствую ВМС США. Японские военно-морские эксперты считают наиболее вероятным, что Пекин создает свои атомные авианосцы, взяв за основу советский проект атомного авианосца «Ульяновск» (проект 1143.7), который не успели достроить к распаду Советского Союза, а имевшийся задел отправили на металлолом. По некоторым данным, часть проектной и технической документации на него была приобретена у России и Украины. Для постройки атомных авианосцев пришлось модернизировать вторую крупную судостроительную верфь в Китае — шанхайскую. Модернизация верфи Цзяннань была начата летом 2005 г., в июне 2008-го предприятие переместилось на новую площадку, где в конечном итоге верфь займет площадь до 15 км 2. Общие расходы на реконструкцию завода могут обойтись в более чем 5 млрд долл. Эксперты считают, что в новом доке модернизированной верфи, имеющем размеры 520х120 м, в период 2015–2020 гг. для ВМС НОАК и будут строиться атомные авианосцы проекта «085» — в размерности американских атомоходов типа «Нимиц» (водоизмещением порядка 90-100 тыс. тонн). Символ могущества Сотрудник Китайской академии общественных наук Гао Хун (Gao Hong) считает, что в условиях усиливающейся экономической конкуренции в мире такой стране как Китай для эффективной защиты своих национальных интересов на акватории площадью 3 млн км2 просто необходимо иметь мощные авианосные силы. К тому же авианосец — это символ национального престижа, тем более что сегодня Китай, как говорят многочисленные китайские эксперты и старшие офицеры флота, единственный из постоянных членов Совбеза ООН, кто не располагает ни одним авианосцем. «Постройка авианосцев — символ величия нации», — заявил в интервью «Чайна Дэйли» бывший «политкомиссар» ВМС НОАК Ху Яньлинь. При этом Гао Хун особо подчеркивает, что мнение о «чрезмерном военном бюджете» Китая — ошибочно, поскольку в расчете на одного жителя страны военные расходы в абсолютном выражении являются намного меньшими, чем в других государствах. Например, китайские «подушевые» военные расходы в 2009 г. составили 54 долл., а у соседней Японии — 383 долл. На 2009 г. оборонный бюджет КНР был утвержден в размере 480,68 млрд юаней (70,2 млрд долл.). «Мне думается, что другие страны смогут понять озабоченность руководства Китая в вопросе необходимости усиления обороны и безопасности», — подчеркивает один из авторитетнейших китайских экспертов, указывая при этом, что принятый не так давно в боевой состав японского флота вертолетоносец «Хьюга» водоизмещением 13 950 тонн, способный нести авиагруппу из 11 вертолетов, «нацелен именно на Китай, поскольку только эта страна имеет в данном регионе подводные лодки». Последний довод весьма интересен — выходит, что российский флот здесь уже не воспринимают как равноценную силу, способную оказывать влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Авианосцы — это то, чего так долго добивались китайские адмиралы. И вполне возможно, что вскоре они, наконец, дождутся их. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|