|
||||
|
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА Различия между авторскими и смежными правами В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов, а смежные права как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты: • исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей; • фонограммы – звукозаписи; • передачи организаций вещания (передачи телевизионных и радиовещательных организаций). Однако приходится учитывать, что подобное деление в ряде случаев оказывается весьма условным. Например, режиссеры-постановщики кинофильмов считаются авторами, а режиссеры-постановщики спектаклей в силу прямого указания закона формально приравнены к артистам-исполнителям и, следовательно, являются обладателями не авторских, а смежных прав. Охрана, которую обеспечивают авторские права, шире по объему, продолжительнее по срокам и гораздо старше, чем охрана, обеспечиваемая смежными правами (в российском законодательстве первое упоминание о смежных правах появилось только в 1992 г.). Охрана авторских и смежных прав в России Охрана авторских и смежных прав в России предоставляется на основании положений Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Иностранным правообладателям охрана может предоставляться на основании положений международных договоров или в некоторых случаях непосредственно на основании положений российского закона. Обладатели авторских и смежных прав Соотношение между авторскими и смежными правами Все эти права действуют параллельно, независимо друг от друга и зачастую образуют причудливые сочетания и переплетения. Для неподготовленного человека понимание этих сочетаний и переплетений оказывается весьма затруднительным. Основное, что следует запомнить, – при использовании любого объекта авторских или смежных прав должны соблюдаться права всех правообладателей, чьи права на произведения, исполнения, фонограммы и (или) телерадиопередачи затрагиваются таким использованием. В какой-то степени многие сложные объекты авторских и смежных прав напоминают матрешку – игрушку, внутри которой вложены другие матрешки. Например, телевизионная передача может включать самые разные объекты авторских и смежных прав, права на которые могут принадлежать самым разным лицам. Аналогичным образом сложные отношения с участием многих правообладателей будут складываться при тиражировании и распространении фонограмм, осуществлении радиопередач и т. д. Особенно сложные отношения возникают при создании и использовании аудиовизуальных произведений (фильмов). |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|