|
||||
|
Боевое применение Bf.110 Наступление на Западе Германский план наступления на Запад предусматривал прорыв в Арденнах между Намюром и Монтмеди с последующим броском мотомеханизированных частей к берегу Ла-Манша в районе устья Соммы. Как и раннее на церсторергруппен возлагались задачи расчистки воздушного пространства от вражеских истребителей, сопровождение своих бомбардировщиков, рейды в глубину территории противника. В полдень 10 мая 1940 г. германские войска начали массированное вторжение во Францию и так называемые «нижние страны». ZG-1 и ZG-26 действовали в составе 2-го воздушного флота Кессельринга, который поддерживал действия группы армий «В», наступавшей в Бельгии Голландии; ZG-76 действовала в составе 3-го воздушного флота Шперле, работавшего в интересах группы армий «А», наступавшей через Люксембург и южную часть Бельгии в глубину Франции. I/ZG-1 была переброшена в Кирсхейм для участия во вторжении в нижние страны. Старина Фальк хорошо запомнил то время: — Как-то к нам с визитом завалился Кессельринг. Мы как раз толковали о возможном наступлении на Западе, а тут сам Кессельринг с приказом о наступлении. Нашей группе ставилась задача атаковать и уничтожить самолеты голландцев на голландском же аэродроме. Я возглавил стаффель в налете на голландский аэродром, расположенный на острове в устье Рейна. Мы взлетали при свете посадочных фар в 5 ч 45 минут, когда солнце еще не взошло. Мы шли на высоте 2000 м, когда вокруг засверкали трассы. Ну вот, и здесь в нас не видят освободителей! Нам нигде не рады, жаль. Летное поле аэродрома полностью перекрывали разного сорта препятствия — грузовики, авторухлядь, повозки, деревья и бревна. Ни один германский самолет приземлиться тут не сумел бы, зато и взлететь с аэродрома не мог никто. Мы вели огонь по любой цели, которая оказывалась в прицеле — такой вот каламбурец. Несколько легких самолетов, припаркованных на летном поле, загорелось. Самолетов противника в воздухе не наблюдалось, зато мы видели волны наших истребителей и бомбардировщиков, шедших курсом на Роттердам. В следующем полете мы прикрывали парашютистов, которые вели бой за переправы через Маас. Мы летали от рассвета до заката, по три — четыре вылета в день. Мессера из 1/ZG-1 перехватили шестерку «Бленхеймов» из 600-й эскадрильи RAF над аэродромом Валхавен, пять британских бомбардировщиков были сбиты — ноги унес всего один «Бленхейм». Фальк вспоминал о другой встрече с «Бленхенеймом»: — В одном из патрульных полетов в районе Гааги я перехватил «Бленхейм». Я преследовал англичанина среди шпилей соборов, мы гонялись вокруг дюн, кругом деревьев на высоте 10–15 метров. Я все время держался за ним, но не имел возможности выпустить очередь. Над морем я решил: «Все, хватит». «Бленхейм» писал узоры в нескольких метрах от поверхности моря. Я все никак не мог выпустить прицельную очередь. Потихоньку мы приближались в английскому берегу, а меня оставалось все меньше и меньше горючего. Я не стал искушать судьбы, отказавшись от дальнейшего преследования. Англичанин был тем еще пилотом. Почти как я. Через пять дней ожесточенных боев голландская армия капитулировала. I/ZG-1 бросили на юг — во Францию. На юге самолеты из II/ZG-76 прикрывали операции группы армий «А», продвигавшейся через Бельгию и Люксембург. Из-за скоростного продвижения германским войск люфтваффе приходилось часто менять аэродромы. В первый день кампании II/ZG-76 перелетела из Кельна в Эльсенборн, здесь самолеты дозаправили. На театре военных действий мессера появились не ранее 9 часов утра. Во второй день, 12 мая, лейтенант Ганс-Иоахим Ябс из 6./JG-76, выполняя боевой вылет на штурмовку наземных целей в интересах 4-й панцердивизии, одержал свою первую победу: — Вы на всю жизнь запоминаете свою первую девушку, то же самое с первым сбитым. Мы шли на высоте 3500 м над бельгийской крепостью Намюр. Отличная погода стояла, без единого облачка. Внезапно самолет командира группы гауптмана Грота перешел в пологое пикирование. Я подумал, что командир пикирует для атаки крепости, но вдруг увидел два истребителя Кертис «Хок» у него в хвосте. Так начался мой первый воздушный бой. Я открыл огонь. Один из истребителей противника чуть набрал высоту и развернулся на меня. Я скорректировал прицел, чуть задрав нос самолета. Мы сошлись в лобовой, и я, и мой противник вели огонь. Четыре пулемета и две пушки мессера проделали свою работу на отлично — самолет противника загорелся, начал валиться на крыло. Я пронесся мимо, затем заложил вираж дабы посмотреть на падение своей «первой девушки». Есть первая победа!!! На следующий день я сбил Моран, а 15 мая еще два Морана. Мы недолго базировались в Кельне — Элсенборне. Танки уходили вперед, мы перелетали вслед за ними, меняя полевые площадки одну за другой. Мы разгромили французские ВВС в воздухе, а вермахт лишил их аэродромов базирования. После завоевания абсолютного превосходства в воздухе, люфтваффе почти полностью переключились на нанесение ударов по наземным целям, главным образом — осуществляли тактическую авиационную поддержку частей вермахта. Французские и английские самолеты совершали порой отчаянные рейды на малых высотах в попытке нанести хоть какой-то ущерб победоносному германскому войску. 20 мая германские войска захватили плацдарм на левом берегу Суммы, затем нанесли удар в северном направлении на Булонь, а 29 мая окружили Кале. 26 мая началась эвакуация британских войск из Дюнкерка. Над Дюнкерком лейтенант Ганс-Иоахим Ябс одержал 15 мая свою четвертую победу: — Город окружали пожары. Наши Штуки и Хейнкели славно тут поработали. Два комрада и я летели сквозь дымы пожарищ, когда перед нами внезапно материализовалось несколько «Спитфайров». Чисто рефлекторно я нажал на гашетку и попал сразу в два самолета. Один Томми выскочил из кабины с парашютом, но второй, по моему, так и не покинул свой самолет до столкновения «Спитфайра» с землей. Однако над Дюнкерком выявились недостатки наших 110-х. До Дюнкерка церсторер считался элитарным, где-то даже гламурным, самолетом, но после боестолкновений со «Спитфайрами» мы начали нести тяжелые потери. Мы летали слишком медленно и не могли переманеврировать британские истребители. «Спитфайры» в бою атаковали нас один за другим с виража, ведя огонь из всех восьми своих пулеметов. Они кружились вокруг нас как пчелы вокруг цветка или мухи вокруг ну понятно чего. Брони наши самолеты не имели. В воздушных боях над Францией наша группа лишилась шести самолетов, большинство из них сбили над Дюнкерком «Спитфайры». Бои над Дюнкерокм резко изменили отношение летчиков к своим элитным церсторерам. Впервые элитные части люфтваффе столкнулись в воздухе с большим количеством британских «Спитфайров» и «Харрикейнов». Британские истребители сыграли решающую роль в успешной эвакуации личного состава британских экспедиционных сил. К 4 июня морем из Дюнкерка было вывезено 338 226 человек, в том числе 120 000 французов. За четыре дня с 27 по 30 мая британские истребители сбили 179 самолетов люфтваффе, собственные потери RAF в истребителях за этот же отчетный период составили только 29 истребителей. После эвакуации британских войск из Дюнкерка, люфтваффе получили возможность сосредоточиться и окончательно добить ВВС Франции, не прекращая при этом оказывать вермахту поддержку с воздуха. 10 июля войну Франции объявила Италия, а 12 июня Париж был объявлен открытым городом. Через десять дней, 22 июня, маршал Петэн подписал капитуляцию Франции. Для люфтваффе, однако, война не закончилась. Немцы периодически веди воздушные бои с англичанами над Каналом и время от времени охотились за британскими судами в Канале. Для защиты своих кораблей англичане стали использовать «Спитфайры» и «Харикейны», которые представляли собой смертельную угрозу для бомбардировщиков люфтваффе и их эскорта. Обер-лейтенант Вольфганг Фальк, группенкомандир I/ZG-1, тоже сопровождал бомбардировщики над Ла-Маншем: — То были самые тяжелые полеты из всех, которые мы выполняли. Как-то я вернулся с 40 пробоинами, а в полете самолет швыряло так, что приходилось удерживать ручку управления обоими руками. Тогда мы сопровождали бомбардировщики, которые наносили удар по британским кораблям в Ла-Манше. «Спитфайры» были замечены издалека. Они набирали высоту и занимали выгодное для атаки положение, а мы ничего не могли поделать, так как были связаны бомбардировщиками. Оставалось лишь ждать, когда Томми наваляться на нас. Но и в бою у нас не было преимущества — англичане превосходили в скорости и в маневренности. Мы ничего, совсем ничего не могли сделать, как вокруг падали горящие самолеты старых боевых камрадов. Я несколько раз открывал огонь, пикировал к самой воде, отрываясь от «Спитфайров». Я шел так низко, что волны почти захлестывали кабину. Я держал курс к берегам Франции. Машина с трудом управлялась. При малейшей попытки набрать высоту, сидящей на хвосте «Спитфайр» открывал огонь. У меня же кончился боекомплект и даже если бы удалось чудом занять позицию для атаки супротивника, то стрелять было бы нечем. Я вел самолет зигзагом с перегрузкой в 4 — 5 G. Пока я прижимался к воде Томми не мог вести прицельный огонь, так как максимум внимания приходилось уделять пилотированию дабы не врезаться в воду. Но сколько я так продержусь? Из пробитого крыльевого бака хлестал бензин… Наконец я пересек береговую черту, теперь началась игра в кошки-мышки вокруг дюн, домов и деревьев. Раз за разом я ускользал из-под огня. «Хряк!» — громко сказало крыло. «Чудо, что я еще в воздухе», — в ответ подумал я. Я старался держать курс на север к Сен-Тронду. На хвосте по прежнем болтался эскорт. Внезапно впереди на дороге возник британский велосипедист. Силуэт солдата в характерной плоской каске отлично проецировался на фоне неба. Томми рухнул в кювет вместе с велосипедом, через долю секунды я пронесся мимо него, а за мной — «Спитфайр». Парень получил свою порцию андреналина! Наверное парень подумал: «Кровавые люфтваффе в полном составе набросились на одинокого британского военного велосипедиста». Я таки оторвался от хвоста и когда прибыл в Сен-Тронд там как раз находился Кессельринг. Мы встретились как старые приятели, а много-много лет спустя старик Кессельринг на встрече ветеранов прошамкал: «Хэлло, Фаль! Ты помнишь каким вернулся в Сен-Тронд?» В конце июня группенкомандир Фальк во главе 2-го и 3-го стаффелей I/ZG-1 был переведен в Дюссельдорф, где пилотов ставили готовить к выполнению заданий ночных истребителей. Группа стала обозначаться 1/NJG-1, а первый стаффель старой группы I/ZG-1 составил ядро вновь формируемой группы II/SKG-210. Церсторер дальнего действия Bf.110D Бои в Норвегии и в особенности опыт I/ZG-26 показали необходимость увеличения продолжительности полета тяжелого истребителя-разрушителя. К тому же теперь на самолет возлагались задачи прикрытия германских судов и кораблей в Северном море от атак британской авиации. Разработке «langstrecken Zerstorer» (церсторер дальнего действия) теперь отдавался наивысший приоритет. На BF.ПО приладили подвесной топливный бак емкостью 1200 литров. Баки изготавливали из фанеры, в случае необходимости такой бак мог быть в теории легко сброшен. Первые баки поступили 2. и 3./ZG-76; самолеты этих стаффелей летали на патрулирование северного моря. Группа начала терять экипажи, не привыкшие к длительным полетам над морем. Точнее, так тогда считались — экипажи бились по причине непривычных условий полета. Позже выяснилось, что по мере выработки бензина в подвесном баке собирались взрывоопасные пары, которые порой самовоспламенялись. Bf.110D-0 — прототип, использован планер Bf.11 °C-3, несколько машин доработано для эксплуатационных испытаний подфюзеляжных баков. Bf.110D-l/R-1 Langstrecken Zerstorer, серийный вариант, выпускавшийся на линии по производству Bf.l 1 °C. Доработка самолетов под монтаж подвесного бака производилась на стадии окончательной сборки. Bf.110D-l/R-2 Langstrecken Zerstorer. Когда выяснилась истинная причина «пропаж» экипажей, один большой подфюзеляжный бак был заменен двумя подкрыльевыми баками емкостью по 900 л. Bf.110D-2 Langstrecken Zerstorer. Вариант, способный нести два сбрасываемых бака емкостью по 300 л. под крылом и снабженный держателем ЕТС-500 для подвески бомб. Bf.110D-3 Langstrecken Zerstorer. Вариант, способный нести под крылом или два сбрасываемых бака емкостью по 300 литров, или два сбрасываемых бака емкостью по 900 л. Хвостовая часть фюзеляжа удлинена. Возможна установка подфюзеляжного держателя ЕТС-500. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|