Онлайн библиотека PLAM.RU


Оперативное планирование

Утром 23 ноября 1941 года состоялось совещание, на которое пригласили штаб и отдельных офицеров кораблей, участвующих в походе. Совещание открыл вице-адмирал Чучи Нагумо словами: «Ваша задача — атака Перл-Харбора». Кроме того, в ходе совещания Нагумо сообщил, что в случае успешного завершения дипломатических переговоров с американцами, эскадра без боя вернется в Японию. Вице-адмирал потребовал, чтобы все офицеры четко и в полной мере исполняли все приказы. Следующим слово взял начальник штаба контр-адмирал Рюоносуке Кусака, который сообщил о возможности встречи кораблей и судов противника во время похода. Если противник обнаруживал эскадру хотя бы за день до выхода на боевую позицию, следовало без боя возвращаться в Японию. Члены штаба предложили альтернативный план действий в случае встречи с противником. Эскадра должна была лечь на обратный курс, но с наступлением темноты снова направиться к цели. Если же корабль противника попадался эскадре в день нанесения удара, корабль следовало потопить и продолжить выполнение плана. Начальник штаба 11 — го воздушного флота контр-адмирал Такидзиро Ониси представил организацию ударных сил. Каждый корабль должен был постоянно следить за горизонтом. Кроме того, Ониси представил детальный план атаки на Перл-Харбор. Каждый офицер получил копию необходимых документов и подробные карты. Минору Генда сообщил, что вся операция в районе Перл-Харбора будет длиться от получаса до одного часа. Первая цель — уничтожить американские авианосцы и линкоры, стоящие на якоре вокруг острова Форд. Затем следовало рассеять американскую авиацию в районе острова Оаху. Генда сообщил подробности предстоящего налета. Авиация должна была действовать двумя эшелонами. Первый эшелон возглавлял сам Мицуо Фучида. В состав первого эшелона входили самолеты всех типов, базирующихся на авианосцах. На удалении 230 миль от Оаху эта формация должна была подняться в воздух и в соответствии с планом около 8:00 провести налет на цель. Другой эшелон, возглавляемый капитаном Сигеказу Симазаки, состоял из пикирующих бомбардировщиков, бомбардировщиков и истребителей. Самолеты эшелона поднимались в воздух на удалении 200 миль от цели. Задачей второго эшелона было добить поврежденные в ходе первого налета корабли, а также полностью разгромить американскую авиацию на острове. Завершив налет, силы эшелона должны были собраться в точке, расположенной в 10 милях к северо-западу от западной оконечности Оаху. Оттуда самолеты группами должны были возвращаться на авианосцы. В случае ответного удара американского ВМФ, все самолеты B5N2 предполагалось вооружить торпедами. Если же американцы не решатся контратаковать, рассматривалась возможность нового налета на Перл-Харбор. Генда определил принципы пребывания эскадры в районе Гавайев. На каждом из авианосцев с восхода до захода солнца должны стоять готовые к взлету истребители А6М2, а также пикирующие бомбардировщики D3A1.


Представляло определить состояние американского флота, базирующегося в Перл-Харборе. Информацию о кораблях должно было передать по радио японское консульство, а также японские подводные лодки, патрулирующие воды вокруг острова Оаху. Таким образом, информация поступала из двух независимых источников. Если в последний момент оперативная обстановка менялась, то Фучида и Генда могли изменить план налета. Генда подготовил два альтернативных плана, предусматривающих внештатные ситуации. Планы отличались повышенной, хотя и остающейся в разумных пределах степенью риска. С борта тяжелых крейсеров «Тоне» и «Чикума» за час до старта первого эшелона следовало выпустить два разведывательных гидросамолета. Задачей этих машин была разведка базы Перл-Харбор и рейда Лахайна. Каждый пилот должен был точно определить расположение американских кораблей в разведываемом секторе, сообщить класс и число обнаруженных кораблей, состояние воды и силу ветра. Только эти два самолета имели право нарушить радиомолчание. Все остальные радиостанции эскадры не имели права выходить в эфир. Даже рапорты с разведывательных самолетов были значительным риском, и могли привести к преждевременному обнаружению японской эскадры. Тем не менее вице-адмирал Нагумо на этот риск пошел с тем, чтобы как можно быстрее получить эту жизненно важную информацию. Точные сведения, полученные за несколько минут перед началом налета, позволили бы Фучиде и Генде скорректировать план атаки.


Продолжая совещание, Генда обсудил вопрос связи во время полета. Он подчеркнул, что радиомолчание следует хранить до завершения операции. Корабли могли принимать сообщения, но не имели права выходить в эфир. Между собой корабли должны были поддерживать связь посредством семафора или проблескового прожектора. Навигатор эскадры сообщил присутствующим боевой порядок, который должна поддерживать эскадра в ходе операции. На этом совещание завершилось.


После обеда состоялось другое совещание на борту флагманского авианосца «Акаги». На этом совещании присутствовали члены штаба вице-адмирала Нагумо, а также все старшие летные офицеры, за исключением Тамона Ямагучи и Чуичи Хара. Совещание открыл Нагумо, сообщив всем собравшимся инструкции, разработанные Фучидой и Гендой. Инструкции касались пяти возможных схем налета на Оаху, учитывающие разные возможные ситуации. Усвоение пилотами всех пяти возможных планов позволяло в предельной степени устранить возможную неопределенность. Выбор одной из пяти схем позволял проводить скоординированные действия при любом из возможных вариантов развития событий.


Наконец, был представлен окончательный план налета на Перл-Харбор со всеми техническими деталями.


Вот пять возможных вариантов, предусмотренных Фучидой и Гендой:


1) Американский флот находится в Перл-Харборе;


2) Американский флот находится на рейде Лахайна;


3) Часть флота находится в Перл-Харборе, а часть в Лахайна;


4) Флот находится в открытом море;


5) Флот находится в открытом море и его местонахождение не известно.


Обсуждался в основном первый вариант. В этом случае налет первого эшелона должен был начаться около 8:00 утра.


В состав первого эшелона входили 189 самолетов:


— 50 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2, вооруженных бомбами, командир группы полковник Фучида;


— 40 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2, вооруженных торпедами, командир группы подполковник Сигехару Мурата;


— 54 пикирующих бомбардировщика D3А1, командир группы подполковник Какуичи Такахаси;


— 45 истребителей А6М2 прикрытия, командир группы полковник Сигеру Итая.


Первым атаковать авианосцы и линкоры противника должны были торпедоносцы подполковника Мураты. Полковник Фучида должен был бомбить линкоры, стоявшие на якоре возле острова Форд. Пикирующие бомбардировщики подполковника Такахаси концентрировали удар по американским базам Уилер, Хикем и острове Форд. Истребители подполковника Итаи должны были прикрывать действия бомбардировщиков и торпедоносцев, а, зачистив воздушное пространство от самолетов противника, нанести удар по базам Хикем, Уилер, Канеоэ и Барберс-Пойнт.


Второй эшелон, возглавляемый подполковником Сигеказу Симазаки, вылетал спустя час после первого. Самолеты второго эшелона должны были выйти на цель спустя полчаса после первого эшелона. В составе второго эшелона были только вооруженные бомбами самолеты B5N2, пикировщики D3A1 и истребители А6М2. Поскольку элемент внезапности для второго эшелона уже не играл роли, торпедоносцы могли бы понести слишком большие потери, не причинив противнику заметного вреда.


Второй эшелон насчитывал 171 самолет.


— 54 бомбардировщика-торпедоносца B5N2, вооруженных бомбами, командир группы подполковник Сигехару Симазаки, задача атаковать аэродромы Хикем, Канеоэ и остров Форд;


— 81 пикирующий бомбардировщик D3A1, командир подполковник Такасиге Эгуса, задача атаковать линкоры, крейсера и эсминцы, стоящие на якоре в Перл-Харборе;


— 36 истребителей М6А2, командир капитан Сабуро Синдо, задача полностью уничтожить самолеты противника в воздухе и атаковать аэродромы Уилер, Канеоэ, Хикем и остров Форд.


Генда надеялся, что торпедоносцам Мураты удастся поразить авианосцы и линкоры, а Эгуса довершит разгром флота.


Осветив весь план, Генда вернулся к теме двух разведывательных гидросамолетов, которые должны были вылететь за час до первого эшелона. Генда заявил, что по его мнению часовой интервал между разведкой и вылетом первого эшелона слишком велик. Присутствовавшие офицеры согласились с доводами Генды и постановили сократить интервал до получаса. За час американская авиация могла обнаружить японскую эскадру и провести успешную атаку. Получасовой интервал такую возможность исключал.


Между собравшимися началась оживленная дискуссия. Полковник Фучида отвечал на задаваемые вопросы. Было обращено внимание на то, что очень важно за 20–22 минуты до начала атаки выйти к северной оконечности острова Оаху. В условиях полного отсутствия ориентиров, этот опорный пункт позволил бы авиации увереннее выйти на цель.


Радиомолчание можно было нарушить только в исключительной ситуации. Исключение было сделано лишь для Фучиды, которому было необходимо руководить самолетами первого эшелона. В случае удачного захвата противника врасплох, Фучида должен был подать в эфир условное сообщение «тора, тора, тора» («тигр, тигр, тигр»). Каждый командир группы имел категорический приказ сохранять полное радиомолчание. На этом совещание завершилось. Поскольку все необходимые вопросы рассмотреть не удалось, было решено собраться еще раз.


24 ноября 1941 года совещание продолжилось. Фучида и Генда снова посвящали присутствующих в подробности предстоящей операции.


Полковник Фучида скрупулезно пересказывал собравшимся пилотам план действий. Было продемонстрировано множество карт, на которых моделировались возможные ситуации. Фучида подчеркнул необходимость концентрировать силы. Каждый самолет нес только по одной 800-кг бронебойной бомбе, поэтому у каждого самолета был только один шанс поразить цель. Фучида предложил пилотам сделать несколько боевых заходов, и сбрасывать бомбы лишь наверняка. Затем Фучида перешел к рассмотрению случая атаки на американские корабли, стоящие на якоре парами. Целью торпедоносцев должны были стать одиночные линкоры и линкоры, пришвартованные с внешней стороны пары. Бомбардировщики должны были атаковать корабли, стоящие с внутренней стороны пары. Стоявшие парами корабли представляли собой удобную цель для бомбардировщиков, имевшую большую площадь. Если же предназначенная для экипажа цель уже была поражена, летчик имел право атаковать другой корабль. Если же какой-нибудь из американских кораблей попытался бы покинуть базу, на нем следовало сконцентрировать усилия. Потопив крупный корабль на выходе из базы удалось бы блокировать порт на несколько месяцев.


План налета предусматривал, что все 40 торпедоносцев будут атаковать одновременно. В соответствии с планом группа торпедоносцев должна разделиться на две подгруппы. Первая подгруппа, возглавляемая самим подполковником Сигехару Муратой, состоящая из двух отрядов по 12 машин в каждом, должна была, двигаясь на юг, обойти Оаху с востока и выйти к горловине канала. Там самолеты должны были повернуть на север и взять курс на Хикем-филд. Атаковать линкоры следовало с первого, максимум второго захода. Атаку каждого линкора следовало проводить группами по 3–5 машин. Другая подгруппа, которой командовал капитан Нагаи, состояла из двух отрядов по 8 машин. Задачей этой подгруппы было атаковать американские авианосцы с севера-запада и запада. Подполковник Мурата очень опасался того, что пикирующие бомбардировщики успеют атаковать первыми. Дым и огонь от пораженных целей могли затруднить деятельность торпедоносцев. В этом случае вероятность попаданий сокращалась до минимума. Все зависело от слаженности действий всех экипажей.


Важным вопросом было определить расположение противоторпедных сетей вокруг американских кораблей. Все данные разведки говорили о том, что американцы сети не ставили. Была вероятность того, что сети все же поставлены, однако решить эту проблему не представлялось возможным, поэтому от дальнейших ее обсуждений отказались. Попытки специалистов из Йокосуки оснастить торпеды резаками для сетей, успехом не увенчались.


В частном разговоре с вице-адмиралом Нагумо полковник Фучида предложил способ борьбы с противоторпедными сетями. Он предложил уничтожать сети с помощью самолета-камикадзе, груженого взрывчаткой. Однако способ был не слишком удачным, поэтому летчики продолжали попытки решить эту неразрешимую задачу.


Гавайская операция (Хавайи-сакусен)


26 ноября 1941 года в 6:00 в абсолютной темноте все корабли эскадры вице-адмирала Чуичи Нагумо подняли якоря. Медленно и незаметно корабли покинули залив Хитокаппу и взяли курс в северную часть Тихого океана. В 9:00 по токийскому времени эскадра приняла боевой порядок. Вперед выдвинулись эсминцы 17-го дивизиона, возглавляемого капитаном I ранга Масаюки Китамурой. В состав дивизиона входили следующие корабли: «Исоказе» (капитан II ранга Суничи Тосима), «Хамаказе» (капитан II ранга Цунео Орита), «Таниказе» (капитан II ранга Мотои Кацуми) и «Ураказе» (капитан II ранга Нагаёси Сираиси).


Следом колонной двигался 8-й дивизион тяжелых крейсеров под командованием контр-адмирала Хироаки Абе, державшего свой вымпел на борту крейсера «Тоне». Первыми шли крейсера «Тоне» (капитан I ранга Тамецугу Окада) и «Чикума» (капитан I ранга Кейзо Комура). Далее следовали танкеры «Кенё-мару» и «Кокуё-мару».


Колонну замыкал легкий крейсер «Абукума» (капитан I ранга Сейроку Мураяма) и эсминец «Акигумо» (капитан II ранга Сёхеи Сома).


Справа шли эсминцы 18-го дивизиона 1-го отряда: «Касуми» (капитан II ранга Киёси Томура) и «Сирануи» (капитан II ранга Дзисуо Акасава).


В кильватере за «Сирануи» двигался танкер «Синкоку-мару».


Слева шли эсминцы 19-го дивизиона 2-го отряда: «Арарэ» (капитан II ранга Томоэ Огата) и «Кагеро» (капитан II ранга Минору Йокои). За «Арарэ» шел танкер «Тохо-мару».


Далее двумя колоннами двигались авианосцы. Левая колонна состояла из авианосцев 2-го дивизиона «Сорю» (капитан I ранга Рюсаку Янагимото) и «Хирю» (капитан I ранга Тонэо Каку), а также авианосца «Сёкаку» (капитан I ранга Такацуку Дзодзима) из 5-го дивизиона авианосцев.


Колонну замыкали танкеры «Ниппон-мару» и «Тоэи-мару».


Правую колонну составляли флагман «Акаги» (капитан I ранга Куичи Хасегава) и «Kara» (капитан I ранга Дзисаку Окада) — оба из 1-го дивизиона, а также «Дзуйкаку» (капитан I ранга Ичибеи Йококава) 5-й дивизион.


За «Дзуйкаку» следовал седьмой и последний в эскадре танкер «Кёкуто-мару». На борту этого танкера находился командир группы снабжения капитан I ранга Масано Ото.


По правому борту «Акаги» колонной шли подводные лодки И-19, И-20 и И-23, которыми командовал капитан I ранга Кидзиро Имаизуми.


Замыкали строй быстрые линкоры 3-го дивизиона Гуничи Микавы в составе «Хией» (капитан I ранга Macao Нисида) и «Кирисима» (капитан I ранга Сандзи Ивабучи).


Капитан I ранга Гисиро Миура, штурман «Акаги» занимался проработкой маршрута эскадры. Участок Тихого океана, по которому шла эскадра отличался тяжелыми навигационными условиями. Частые бури и густые туманы затрудняли навигацию и доставляли множество проблем эсминцам сопровождения. Тяжелые танкеры с трудом держали курс и эсминцам часто приходилось отыскивать отставший или ушедший в сторону танкер.


В разговорах с членами своего штаба вице-адмирал Нагумо выражал беспокойство по поводу лежащей на нем огромной ответственности за успех операции. Начальник штаба контр-адмирал Кусака ободрял своего шефа, говоря, что столь детально проработанная операция не может закончиться неудачей. Постепенно начальнику штаба удалось заразить своим оптимизмом и Нагумо.


Первую попытку дозаправки в открытом море предприняли 28 ноября. Она закончилась неудачей. Высокая волна делала невозможным сближение кораблей. Следующая попытка также провалилась. Продолжение операции оказалось под вопросом. Во время попыток перебросить фалы за борт смыло несколько человек. 30 ноября условия для дозаправки были лучше, но появилась другая проблема. Бочки с топливом, стоящие на палубе «Хирю» начали перемещаться, терять герметичность, и топливо залило полетную палубу и потекло за борт. Скользя по солярке моряки сумели перелить большинство бочек, а оставшиеся закрепили на палубе.


Корабли использовали высококачественное топливо, которое давало минимальное дымообразование. Пустые бочки не выбрасывали за борт, чтобы не оставлять следов в океане. Соблюдалось строжайшее радиомолчание. Полнейшая секретность была главным фактором успеха всей операции. Связь между кораблями поддерживалась флажковым семафором и проблесковыми огнями. Опасаясь быть обнаруженным, Нагумо запретил подниматься в воздух самолетам.


Тем временем президент США направил 27 ноября предостережения командующим армиями и флотами, в том числе такое предостережение было получено и на Гавайях. В тот же день было решено выслать два самолета на дальнюю разведку. Самолеты должны были пройти на большой высоте мимо японских островов Тихого океана, выясняя, не проводиться ли где концентрация японского флота.


1 декабря Император Японии принял окончательное решение объявить Соединенным Штатам войну. Был подан кодовый сигнал «Ниитака Яама Наборе. Ичи-Ни-Рей-Я» (Ниитака — самая высокая гора массива на острове Формоза (Тайвань). Для японцев она символизировала мощь и силу Империи.) Он обозначал начало войны с США 8 декабря. Ударная эскадра адмирала Нагумо получила этот сигнал в 20:00, находясь в 940 милях к северу от атолла Мидуэй.


1 декабря 14-й округ ВМФ США получил рапорт американской разведки, в котором сообщалось о внезапной смене всех кодов, применявшихся в Императорском флоте. Вторая смена кода за последний месяц по мнению американской разведки означала подготовку Японии к боевым действиям.


В тот же день американцы перехватили и расшифровали сообщение, переданное из Японии в консульства и представительства в Гонконге, Сингапуре, Батавии, Маниле, Вашингтоне и Лондоне с требованием уничтожить все шифры и секретные документы.


Министр иностранных дел Японии переслал 2 декабря в консульство в Гонолулу требование сообщить о положении американского флота на базе Перл-Харбор, а также требовал информировать об их перемещениях. Кроме того, министр интересовался наличием аэростатов заграждения и противоторпедных сетей.


Расшифрованные американцами японские радиограммы из консульств говорили о том, что японцы уничтожили шифровальную технику так называемого «пурпурного кода». Все это были очевидные сигналы приближающейся войны.


3 декабря эскадра пересекла условную линию перемены дат и около 4:00 получили данные, полученные от консульства в Гонолулу через генеральный штаб ВМФ.


Консул сообщал, что на базе Перл-Харбор находятся 6 линкоров, 7 тяжелых крейсеров (в том числе данные о двух были неподтвержденные), 4 легких крейсеров, 18 эсминцев, 4 подводных лодок. Авианосец «Lexington» и 26 других кораблей покинули порт 29 ноября.


4 декабря в инструкции, присланной послу Японии в Вашингтоне, говорилось об уничтожении в последнюю минуту кодов, а также о передаче госсекретарю США К. Халлу последней части дипломатической ноты 7 декабря в 13:00 по вашингтонскому времени, то есть за полчаса до налета (на Гавайях в это время было 7:30).


Планированная на 4 декабря дозаправка в море опять завершилась неудачно из-за плохих погодных условий. Сильная волна вызывала бортовой крен до 45°. В таких условиях о каком-либо маневрировании кораблей не могло быть и речи.


Утром 5 декабря Нагумо приказал снова попытаться дозаправиться. На этот раз дозаправка удалась. Вторая группа снабжения в составе танкеров «Тохо-мару», «Тоэи-мару» и «Нихон-мару» в сопровождении эсминца «Арарэ» легли на обратный курс.


В тот же день Перл-Харбор покинула 12-я ударная группа флота США в составе авианосца «Lexington», тяжелых крейсеров «Chicago», «Astoria», «Portland» и пяти эсминцев. Командовал группой контр-адмирал Джон X. Ньютон, держащий вымпел на крейсере «Chicago». В тот же день Перл-Харбор покинула 3-я ударная группа вице-адмирала Уилсона Брауна, состоявшая из тяжелого крейсера «Indianapolis», пяти эсминцев и нескольких тральщиков.


6 декабря японская эскадра оказалась в 600 милях к северу от Оаху. В 5:30 (время гавайское) поступило сообщение от адмирала Ямомото, содержащее основные положения императорского эдикта. Всем свободным от вахты офицерам и матросам зачитали обращение Императора, в котором глава Японии приказывал полностью уничтожить американский тихоокеанский флот. Вскоре после этого эскадра приступила ко второй и последней заправке в море. Сначала операцию затрудняли погодные условия. Но вскоре море успокоилось и за два часа удалось заправить все нуждающиеся в этом корабли. Затем Первая группа снабжения в составе танкеров «Кенё-мару», «Кёкуто-мару», «Синкоку-мару» и «Кокуё-мару» в сопровождении эсминца повернула назад.


В 11:30 корабли повернули на юг и увеличили скорость до 20 узлов. Чуичи Нагумо получил приказ № 13 адмирала Ямамото. На мачте «Акаги» подняли флаг «Z», который в японском флоте считался знаком победы. Именно этот флаг держал на мачте флагманского линкора «Микаса» адмирал Того, во время Цусимского сражения. Символика флага была связана со словами Императора, который произнес: «Жизнь или смерть нашего государства зависит от этой битвы. Пусть каждый выполнит приказ».


7 декабря поступило сообщение об отсутствии аэростатов и противоторпедных сетей в Перл-Харборе. Эту информацию предоставил агент Йосикава, который лично убедился в отсутствии аэростатов и сетей.


8 полдень (по местному времени) 7 декабря в ФБР завершили перевод с японского на английский стенограмму телефонного разговора, состоявшегося 3 декабря между японским корреспондентом «Иомиури Симбун» и женой местного дантиста госпожой Мотоказу Мори. В ходе разговора задавались вопросы, которые можно было понимать как вопросы об активности американской авиации, численности гарнизона… Затем последовал вопрос: «Какие цветы растут сейчас на Гавайях?» В ответ госпожа Мори упомянула гибискус и пуансетию. Это было кодовое сообщение о том, что авианосцы «Lexington» и «Enterprise» находятся в порту.


С подводной лодки И-72 поступило донесение о том, что в Лахайне нет американских кораблей. Эта информация огорчила Фучиду, так как он рассчитывал застигнуть корабли на рейде, где глубина исключала возможность поднять потопленные корабли.


Тем временем механики в ангарах готовили самолеты первого эшелона. Регулировали двигатели, заливали бензин, юстировали прицелы, проверяли бомбо- и торпедосбрасыватели. Также проверялось и бортовое вооружение самолетов.


Пришедшая ночь не всем принесла сон. Службы и вахты продолжали готовить корабли к бою. Не спалось и полковнику Генде. Он спустился в ангар, где наблюдал за работой механиков. Затем он прибыл в кубрик пилотов, где застал Фучиду и других командиров. Недовольный Генда отправил всех спать.


Эскадра приближалась к Оаху. Капитан I ранга Миура следил за курсом, регулируя ход эскадры с тем расчетом, чтобы к утру корабли оказались в 230 милях от Оаху. Поступила свежая информация, касавшаяся кораблей, стоявших в порту. Сведения были переданы 6 декабря по гавайскому времени:


«В порту: 9 линкоров, 3 легких крейсера, 3 транспорта гидросамолетов, 70 эсминцев и еще 4 легких крейсера и два эсминца в доках. Все тяжелые крейсера и авианосцы покинули порт».









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.