Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 2.1. Рост товаропотока и новые технологии
  • 2.1.1. Система складского хозяйства
  • 2.1.2. Управление поставками
  • 2.2. Организация адресной системы склада
  • Глава 2. Перемены под контролем: перепланировка склада или новый проект-

    2.1. Рост товаропотока и новые технологии

    В процессе роста товаропотока предприятие стает перед необходимостью поиска дополнительных поставщиков, увеличения складские площади, приобретения складской техники, найма новых рабочих на склад и автоматизации складских технологий. Чтобы располагать необходимыми средствами для инвестирования в развитие, важно жестко контролировать и сокращать затраты.

    2.1.1. Система складского хозяйства

    Все перечисленные модификации – появление на складе большого количества новых функций и процессов, перестановки персонала, формирование новых подразделений, расширение или перепрофилирование старых касаются различных элементов и подсистем предприятия. Тем не менее, они преследуют одну цель – развитие предприятия, оптимизацию его работы и увеличение прибыли. Этой цели должны быть подчинены и новые технологии, внедряемые на предприятии и в частности на складах, в связи с ростом товаропотока. В этом случае к системе предъявляются следующие требования.

    1. По сравнению с товаропотоками система должна быть мощнее и иметь существенные функциональные возможности.

    2. Не должно возникать трудностей в ее управлении. Она должна быть понятна людям, которые с ней работают.

    3. Система не должна быть эксклюзивной, она должна продаваться и применяться во многих организациях.

    4. Система должна иметь значительные масштабы, чтобы благополучно справляться с увеличением объемов продаж и закупок, а также с умножением ассортимента продаваемой продукции

    5. Прежде, чем остановить свой выбор на определенной системе, следует учесть все нюансы требований к системе, а также соотношение стоимости и качества.

    Внедрение управленческой системы. Рассмотрим примерный алгоритм проекта внедрения. Оно должно проходить поэтапно, как уже было упомянуто выше, при непосредственном участии работников склада и в соответствие с принципами компании – разработчика. Таким образом, можно наметить в проекте следующие шаги.

    Исследование настоящего состояния информационных систем. Прежде, чем начать работать с системой, следует провести ревизию всех систем, которые как-либо воздействовали на логистические процессы компании. В частности, рассмотреть все ключевые моменты, влияющие на заказ товара. Также определить основные проблемы, с которыми придется столкнуться впоследствии – такие, как большая номенклатура товаров, понедельное планирование по нескольким складам и т. д.

    Формирование технического задания. На этом этапе формируются принципы будущего решения, согласовывается архитектура системы, формы и виды справочников, типы отчетных форм, функциональность проектируемых модулей.

    Разработка и тестирование. На этом этапе осуществляются все мероприятия, описанные в техническом задании. Разрабатываются и проверяются необходимые компоненты функциональности и интерфейсы, настраивается рабочая среда.

    Развертывание. Этот шаг включает в себя перенос всех решений предыдущих этапов на компьютеры склада.

    Таким способом можно постепенно перевести автоматизируемые системы на современную основу.

    Дальнейшее развитие системы. Формирование нового функционала. После передвижки генеральных логистических процессов в новую систему появляются новые пути расширения ее функциональность.

    Перечислим, какие основные моменты следует учесть при разработке:

    большое (малое) количество наименований товаров;

    наличие взаимозаменяемой продукции, наборов;

    возможность существования нескольких поставщиков для продукции, для поставщиков;

    более одного порта отгрузки;

    сложные маршрутные схемы;

    сложная взаимосвязь складов, с которых предполагается отправка продукции на другие склады;

    необходимость срочной обработки информации.

    Что касается взаимосвязи с внешними учетными системами, то необходимо ввести ежедневный и подокументный перенос информации.

    Результаты внедрения системы управления. В итоге внедрения на складе подобной системы управления предприятием могут быть получены следующие результаты и эффекты:

    Рост качества удовлетворения потребностям рынка. Своевременный заказ нужной продукции способствует качественному обслуживанию клиентов. На складе всегда в наличии продукция, которая быстро раскупается в магазинах.

    Состояние складских запасов полностью прозрачно и позволяет видеть ясную картину товарооборота. Всегда известно количество и номенклатура продукции на складе. При этом, если определенная продукция отсутствует, в любое время можно увидеть время и количество ее поступления на склад, а также – фирму-поставщика.

    Повышение ликвидности активов. Информационная система позволяет формировать план закупок продукции на несколько лет вперед. Это способствует более гибкому управлению финансовыми ресурсами предприятия.

    Рост прибыли. Оптимальный расчет товаропотока позволяет существенно увеличить прибыльность предприятия. Это достигается тем, что всегда заказывается только нужная продукция, в нужный срок и в необходимом количестве.

    За счет того, что на складе всегда имеется в наличии тот товар, который необходим именно в этот период времени, потери организации за счет того, что невозможно реализовать требуемый товар, существенно снизятся. Также значительно уменьшаться складские издержки, вследствие снижения загруженности складов. Это обусловлено тем, что не будет заказываться неходовая продукция. Станет возможным проведение проверки работы поставщиков, в результате чего качество и сроки поставки товара также значительно улучшаться. Это окажется благотворное влияние на отношение клиентов к работе склада.

    2.1.2. Управление поставками

    IТ-решения для складского дела. Крупные сетевые розничные торговцы работают дело со сложным товарооборотом: получают товар у поставщиков, направляют его в распределительный центр, перераспределяют по региональным филиалам. Чтобы справляться с управлением товаропотоком на должном уровне на сегодняшний день существует целый класс IТ-решений – SCM (от англ. supply chain management – управление цепочными поставками). Значимость и своевременность этих решений в связи с развитием розничной торговли в России только растет.

    Важность применения технологий управления поставками объясняется особенностями самого розничного бизнеса. Некоторые розничные предприятия имеют очень простую цепочку, в которую входит небольшое количество магазинов, один распределительный центр и несколько поставщиков. Другие розничные сети обладают более сложными цепочками, включающими в себя множество территориально распределенных магазинов, сеть РЦ и региональных складов и большое число поставщиков, у которых нередко закупается одинаковая продукция. Закупка и перемещение товаров по цепочке осуществляется в ходе нескольких бизнес-процессов: распределение продукции, пополнение материальных запасов склада и магазина, управление складом. В ходе этих процессов продукция может перемещаться между любыми звеньями этой цепочки. Из всего выше перечисленного можно заключить, что управление процессами в цепочке поставок современных ритейлеров приобретает все большую актуальность.

    Рост требований покупателей обуславливает усложнение розничного бизнеса.

    Сегодня потребители предъявляют более высокие требования, рассчитывая на индивидуальный подход, повышения качества товаров при более низкой стоимости и широком ассортименте товара. При этом продукция должна выбираться в определенное время, в конкретном месте и только при надлежащем уровне обслуживания. Именно это делает работу предприятия эффективной. Этому благоприятствует управление цепочками поставок, сокращая затраты на логистику. В таком случае появляется возможность использовать различные схемы ценообразования и оптимизации продукции на складах, а также уменьшать число неликвидных товаров.

    Необходимость в инструментах SCM растет пропорционально росту масштаба сети, расширением ее товарного ассортимента.

    Инструментарий SCM. SСM позволяет совместить необходимый товар с нужным местом, подходящим моментом времени, с низкими издержками и высоким сервисом для клиента. Подобные технологии прежде всего необходимы прежде всего в супер и гипермаркетах, с большим числом поставщиком и широчайшим ассортиментом продукции.

    Процесс управления цепочками поставок представляет собой инструмент, повышающий конкурентные преимущества розничных торговцев. Это охватывает сокращение издержек по работе с заказами и полного цикла работы с продукцией, сведение до минимума издержек, связанных с хранением продукции на складах, и, как следствие, совершенствование процессов управления предложением и спросом. Невозможно заниматься отдельно только управлением поставками или запасами. Выше названные процессы напрямую зависят от бизнес-процессов управления и ассортимента, а также ценообразования, и продаж, и т. д. То есть, речь идет о комплексном подходе в управлении деловыми процессами предприятия.

    Сегодня технологии управления поставками должны принимать во внимание все малейшие детали огромных объемов товарооборота. SCM-инструменты дают возможность следовать розничной сети принципу формуле из четырех составляющих: Продукт, Место, Цена и Реклама. Поставки товара должны планироваться до самого детального уровня. При этом должны учитываться всевозможные моменты, влияющие на спрос, параллельно с обработкой огромных объемов информации за короткие сроки.

    Основные инструменты решений SCM:

    для управления распределительным центром требуется WMS-система, способствующая совершенствованию функционирования склада, контролю материальных запасов, выявлению сроков годности товаров, а также управляющая приемкой и отгрузками;

    подходящая SСМ-система необходима для управления транспортной подсистемой. Она позволяет планировать транспортные задачи и совершенствовать экономическую составляющую транспортировок;!

    для управления товарными запасами требуется система планирования и прогнозирования спроса, устанавливающая требуемый уровень товарных запасов.

    Выделяются несколько факторов управления цепочками поставок. Первый, это обеспечение стабильного наличия необходимого ассортимента в магазинах, что отражается на системе разработки заказов поставщикам и контроля исполнения этих заказов. Следующий фактор – логистика распределения и даже перераспределения продукции по магазинам. В этом случае может применяться технология как централизованного заказа, так и частичное делегирование полномочий заказа товара магазинам или региональным центрам. Такой вариант решения проблемы способствует большей маневренности сети, но при этом обеспечивает контролинг действий магазинов из центра. Это наиболее характерно для сетей супермаркетов. Третий фактор в большей степени распространен в сетях, работающих с мебелью и компьютерами или имеющих в наличии собственное кулинарное производство. Он представляет собой восполнение запасов магазинов не только посредством закупки продукции у поставщиков, но и посредством собственного производства.

    В чем заключается реальная отдача от SCM-решений- Управление цепочкой поставок способствует увеличению доходности предприятия посредством поддержания запасов продукции на необходимом для обеспечения спроса уровне. Это обуславливает рост продаж, снижение необходимости уценки продукции для распродажи запасов. Также от этого зависит снижение расходов на транспортировку, складирование продукции, лишних трудовых затрат посредством оптимального планирования операционных объектов и запасов. В конечном итоге это способствует оптимальному использованию активов розничного предприятия посредством оптимального планирования и размещения продукции на имеющихся площадях складов и магазинов.

    Отметим следующие условия снижения затрат:

    оптимизация использования складских территорий и транспортной техники,

    снижение закупочных цен и увеличение прибыли от поставщиков посредством объединения заказов и более точного планирования времени поставок,

    снижение потерь от воровства за счет роста прозрачности и личной ответственности работников склада, так как имеется возможность связать товар с конкретными работниками на всем пути поставки,

    сокращение материальных запасов.

    привлечение клиентов расширенным потенциалом по продажам продукции, которой в данный момент нет в наличии на складе.

    Верное управление поставками представляет собой сэкономленные средства, а, следовательно, дополнительные инвестиции, привлекаемые из оборота самой организации. SCM-системы способствуют уменьшению количества оборотных средств, «законсервированных» в товарных запасах. Но при этом повышается уровень предоставляемого сервиса. Это обусловлено применением такого инструмента, как прогнозирование спроса и планирование цепочки поставок. Это обеспечивает требуемый уровень запаса продукции, с учетом оборачиваемости товаров, имеющихся в наличии, рекламной деятельности, сезонности спроса, сроков поставок и т. д. Организация не только добивается наиболее эффективного использования складского пространства и снижения уровня брака, но и высвобождения финансов, которые до этого были «законсервированы» в товарном запасе.

    Возможные экономические результаты от внедрения информационной системы управления поставками оценить не очень просто, так как они обусловлены множеством факторов. Главным условием роста эффективности от внедрения интегрированной системы управления в организации является повышение достоверности управленческих данных и сокращение сроков на ее подготовку. Это способствует улучшению операционных показателей организации, что проявляется в сокращении сроков на обработку заказов, эффективности использования складских площадей, уменьшении цикла реализации продукции и снижении фрахтовых издержек.

    Как правило, внедрение интегрированной системы управления поставками способствует совершенствованию оборачиваемости запасов примерно на половину, а увеличения выручки – не менее 40 %. Нематериальные выгоды внедрения представляют собой стандартизацию процессов и новые возможности обмена информацией, а также улучшение внутренних сообщений в пределах сети. Несогласованность данных в разных подразделениях организации исключается. Внутренний контроль становится более действенным. За счет сокращения на прилавках магазинов отсутствия необходимой продукции продажи увеличиваются на 10 %.

    Внедрение SCM-технологий способствует росту валовой прибыли в среднем 10 %, сокращению запасов продукции на 15 %. При этом уровень обслуживания клиентов только растет. Это обуславливает рост уровня продаж в среднем на 15 %, оборачиваемости запасов – не менее 15 % и сокращение количества уценок продукции.

    «Использование SCM-технологий позволяет увеличить поставки “точно в срок” до 80 %, снизить затраты на закупки и хранение на складе на 5-35 %, увеличить оборачиваемость товара до 65 %, снизить транспортно-заготовительные расходы до 60 %».[21]

    Специфика SCM в России. Российский рынок формируется, многие технологии также только начинают развиваться. Нужны ли SCM-решения на российском рынке-

    В России на данный момент потребность в технологиях управления цепочками поставок ощущается уже сейчас и резко увечится в самое ближайшее время. Необходимость в SCM-решениях тем больше, чем более распределена сеть по географическому показателю, больше магазинов и чем выше конкуренция по ценовому и товарному ассортименту. Сегодня все больше сетевых магазинов на российском рынке применяют технологии, повышающие торговые показатели.

    Но для каждого формата магазинов требуется технологическое решение, разработанное специально для него. Управление цепочками поставок представляет собой конкурентное преимущество, которое в частности, могут функционально использовать крупные сети.

    Российские федеральные сети энергично развиваются. Вместе с тем возрастают и трудности в снабжении магазинов, распределенных по значительной площади с низким качеством логистических услуг. Федеральная сеть конкурирует с региональными сетями, позиции которых, в силу различных факторов довольно сильны. Покупатели в регионах чувствительнее к стоимости товара и скорее купит продукцию там, где дешевле. Местные сети приложили массу усилий, чтобы привлечь своих покупателей с рынков и теперь сражаются с федеральными сетями, которые более организованы на сегодняшний день.

    Именно здесь необходимы новые технологии управления поставками для решения стандартных проблем длинной доставки, которые проявляются в пустых полках и просроченном товаре. К тому же SCM-решения способствуют осуществлению конкурентных преимуществ – таких, как более профессиональная реклама, доставка продукции от поставщиков, с которыми не контактируют местные сети и т. п.

    Однако особенности российского сетевого розничного бизнеса обуславливают пока небольшую заинтересованность в SCM-технологиях. Для нормальной работы SCM требуется почти единовременное осуществление бизнес-процессов для всех участников цепочки, так как эта технология включает внешние связи каждой организации. Это подразумевает, что все эти звенья-участники должны быть прозрачны друг для друга. Но к этому российские предприятия почти не готовы.

    Тем не менее, в России уже предприняты некоторые попытки внедрений как SCM-технологий, так и отдельных модулей.

    Системы управления складом WMS в нашей стране с успехом внедряются, так как спрос на них стабильно растет. Это объясняется национальной спецификой увеличения процента сетевых розничных магазинов. Укрупнение сети сопровождает усложнение логистических процессов, возникновение одного или нескольких распределительных центров.

    Возникновение распределительного центра влечет за собой необходимость внедрения WMS-системы. Другие блоки SCM-систем: планирование и прогнозирование спроса, руководство цепочками поставок в российских условиях почти не внедряются. Российские организации в большинстве случаев применяют соответствующих блоки ERP-систем для решения этих задач. Но сейчас многие ритейлеры приходят к выводу, что модули ERP-систем не обладают соответствующими характеристиками для эффективного управления цепочками поставок. Из этого следует, что для решения таких задач, как планирование и прогнозирование спроса, организация обратной логистики, совершенствования сервиса им требуются специализированные SCM-системы, связанные с общей ERP-системой.

    В какой-то степени, составляющие SCM-решений, применяют все крупные ритейлеры, так как без этого не существует возможности рационально управлять товародвижением на предприятии. В реальности имеется два ключевых подхода к осуществлению этих решений: либо применение SCM-блоков, включенных в ERP-системы, либо использование специализированных SCM-программ, задействованных корпоративной информационной системой организации.

    В настоящий момент российские сети внедряют только отдельные составляющие управления цепочками поставок. Но некоторые ритейлеры начали автоматизировать и систему управления цепочками поставок.

    Российские розничные сети только в будущем смогут полностью научиться эффективно управлять цепочками поставок. Большего успеха добьются те сети, которые не только будут стремиться к территориальному росту, и увеличению оборотов, но и смогут уделить внимание SCM-технологиям.

    2.2. Организация адресной системы склада

    Склад является основным звеном представительской организации. Успешная работа складского хозяйства напрямую зависит от рациональной организация системы хранения. Рассмотрим сильные и слабые стороны внедрения адресной системы хранения.

    Значение склада для дистрибьюторской сети. Невозможно недооценить значение склада в функционировании современной дистрибьюторской сети. Склад представляет собой главное производственное отделение организации, от успешной работы которого в существенной мере зависит конкурентоспособность организации. Если она в качестве базовой стратегии избрала постоянное повышение уровня сервиса, ее первоочередной задачей станет совершенствование работы склада. Это выразится в сокращении трудозатрат на комплектацию и повышение качества самих заказов.

    Главными функциями любого склада являются:

    прием материальных запасов и их размещение на территории склада;

    хранение продукции без потери их потребительских качеств;

    комплектация заказов качественно и в срок;

    «прозрачность» и возможность проведения инвентаризации материальных запасов на складе.

    Нередко верная постановка цели не означает ее реального достижения. Тем не менее, организация склада по принципу адресной системы хранения наиболее отвечает всем вышеназванным требованиям.

    Любая продукция проходит через следующие технологические процессы на складе:

    получение товара – зачисление, контроль соответствия груза сопроводительным документам и целостности продукции;

    складирование товара – определение мест хранения поступающей на склад продукции, сортировка, выработка оптимальных маршрутных схем, размещение продукции в зоне хранения;

    отгрузка товара – отбор продукции из зоны хранения, комплектация и упаковка, проверка отгрузки;

    транспортировка внутри склада;

    инвентаризация (на участках хранения).

    Всем этим процессом для их осуществления требуется определенная территория, в связи с чем склад обычно разбивают на три основных участка: зону товарного входа, зону складирования (хранения) и зону товарного выхода.

    Непременным условием работы адресного склада является ясно разграниченная, не допускающая отклонений от графика схема работы, как системы учета, так и всех работников склада. Так, если необходимо разместить материальные запасы на складе, сотруднику склада не нужно для этого никаких других данных, кроме приемного акта, в котором уже заранее обозначены адреса хранения товара. Также и при необходимости комплектации конкретного заказа сборщику или комплектовщику следует получить только сборочный лист, в котором будут прописаны адреса хранения указанной продукции. То есть для реализации складских операций кладовщику или комплектовщику нужен минимум информации. Эта информация включает в себя систему адресации хранения и расположение складских зон (приема, хранения, комплектации и отгрузки). Упрощение системы снижает риск ошибок из-за воздействия человеческого фактора.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.