|
||||
|
Глава 5. Наказание не так эффективно Трудовая дисциплина в организации поддерживается как мерами поощрения, которые записываются во второй раздел трудовой книжки (Сведения о награждениях), так и применением дисциплинарных взысканий. Мотивация – это не только поощрение, но и наказание. При этом не следует забывать, что пряник более эффективен, чем кнут. 5.1. Дисциплинарные взыскания как средство мотивации Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (гл. 30): 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. ТК РФ не предусматривает перевод на нижеоплачиваемую должность в порядке наказания. Внутренними правилами организации могут быть предусмотрены также и другие виды дисциплинарных взысканий: 1) работника можно лишить премии; 2) возможно предоставить ему работу на более старом оборудовании; 3) если это торгово-закупочная организация, можно предусмотреть перевод на менее ходовые виды товаров, кроме того можно не приглашать работника на совещания, т. е. не спрашивать его мнения по тому или иному рабочему вопросу; 4) не посылать его в престижные командировки или на повышение квалификации. Взыскания применяются не одно за другим, а в зависимости от тяжести проступка, при этом взыскание может быть наложено только в связи с трудовыми отношениями. Наказание не самоцель, его суть в создании атмосферы нетерпимости к любому проявлению недисциплинированности. Нельзя стремиться наказывать за любые ошибки. Страх перед наказанием может быть и сделает человека более усердным, но он снижает инициативность и склонность к эксперименту. Например, японские менеджеры наказывают только за повторяющиеся ошибки. Наказания должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обратил на наложенное взыскание внимание. В любом случае, после совершения какого-либо проступка человека нельзя наказывать сразу. Пусть несколько дней он помучается неизвестностью – это один из лучших видов наказания. Если человек ожидает наказание, то лишь отсутствие наказания уже воспринимается им как наказание, ? это может быть признаком проявления пренебрежения к нему как к сотруднику. Одним из способов устранения нежелательного поведения сотрудников иногда может быть простое устное замечание. В организации и проведении воспитательной работы в первую очередь необходимо как можно полнее использовать мнение и авторитет коллектива, силу общественного воздействия. А. С. Макаренко подчеркивал, что к наказанию следует прибегать только в том случае, если вопрос логически ясен и когда общественное мнение стоит на стороне наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, там, где коллектив не перетянули на свою сторону, наказывать нельзя. Соблюдайте чувство меры и педагогическую тактичность наказания, поскольку допустить ошибку может каждый. 5.2. Без необходимости не применяйте наказание Мудрые руководители без необходимости не будут применять наказание, потому что оно: 1) только временно устранит нежелательные действия; 2) не научит новым и более совершенным действиям; 3) увеличит волнения наказанного, что не делает работу сотрудника эффективной; 4) может создать нестандартное поведение; 5) приведет к постоянному контролю со стороны руководителя; 6) создаст отрицательные эмоции, которые передадутся другим сотрудникам; 7) может восприняться агрессивно и привести к желанию встречного контроля. Обрушившись на подчиненного с упреками, руководитель неизбежно оттолкнет его от себя и заблокирует любое возможное достижение. Иногда за не очень хорошо проделанную работу сотрудника не надо наказывать, а достаточно покритиковать. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|