Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 7.1. Условия, необходимые для успеха деятельности сотрудников
  • 7.2. Заповеди истинного руководителя
  • 7.3. Искусство подавать личный пример
  • Глава 7. Как увлечь людей за собой?

    Руководитель – основная фигура любого коллектива организации.

    Конечно, каждый член коллектива, где и как бы он ни работал, вносит свой вклад в общий результат и отвечает за результаты своего труда. Однако прежде всего за все происходящее в коллективе несет ответственность руководитель, ибо ему предоставлены права и полномочия руководить ими, мотивировать его, вверены финансовые и материальные ресурсы.

    Руководить коллективом организации – это практически означает организовать сознательную деятельность людей, направленную на достижение значимых целей организации.

    К руководящим кадрам жизнью непрерывно выдвигаются новые требования. Соответствовать требованиям, быть на высоте этих задач нелегко. Современный руководитель должен объединять в себе высокую сознательность и профессиональную подготовленность, владеть новейшими методами управления и мотивации коллектива.

    Хорошими руководителями не рождаются, а постепенно становятся те, которые постоянно повышают уровень своих знаний, анализируют и совершенствуют стиль работы, уделяют должное внимание социальным и моральным аспектам процесса управления.

    Успех в руководстве коллективом определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытностью, большей разносторонностью, большей талантливостью, что во многом зависит от самого руководителя, его подготовленности и отношения к делу.

    Для колектива руководитель – это не просто должностное лицо, но своего рода эталон в работе, в поведении, отношении к другим членам коллектива. Он не только специалист, но и воспитатель, психолог и даже дипломат.

    Руководящие должности в организации должны занимать подготовленные люди. Молодые специалисты, окончившие вуз или техникум, имеют весьма слабое представление о важнейших вопросах труда руководителя, хотя почти каждому из них придется руководить большим или малым коллективом. Современный руководитель – это не только должность, но и профессия, специальность. Она требует знаний, таланта, глубокой человечности, культуры поведения и духовного богатства.

    Руководителем быть трудно, но почетно. Но ни диплом, ни должность не могут дать всего того, что требуется для становления хорошего руководителя. Многое ему приходится осваивать самому, непрерывно совершенствуясь, обучаясь сложному искусства управления.

    Советы руководителю, как увлечь людей за собой

    Если руководитель по-настоящему полон энтузиазма и мотивирован, увлечен делом и если оно приносит ему удовлетворение, это состояние передается сотрудникам.

    Лучше являться примером, чем подавать его.

    Прежде всего надо быть честным с самим собой. Это первое условие. Человек, который научился говорить себе правду, автоматически научился мотивировать других людей. Одно с другим связано самым тесным образом.

    Для выполнения функций лидера необходимо запомнить, как зовут всех членов вашего коллектива. Руководя малым коллективом, это нетрудно сделать. Затруднение в запоминании всех имен может вызвать руководство несколькими отделами. Но при высокой должности по крайней мере вы должны поименно знать весь руководящий персонал организации. Приведу исторический пример. Наполеон, имея армию свыше миллиона человек, использовал мотивирующую силу признания, знал имена всех офицеров, а также их знаки отличия.

    Работник, который знает, что его имя известно руководителю, старается проявить себя лучше других.

    Работники, которым предоставили свободный режим работы, сначала будут делать то, что им легче выполнить, затем – то, что труднее выполнить, передвигая самую нежелательную работу на последнее место. Каждая следующая работа все менее и менее интересна. Тем самым мотивация на выполнение всех следующих работ будет ослабляться. Если перевернуть весь этот процесс работы, то всем интереснее станет работать, последовательно продвигаясь к конечной цели.

    Рекомендуется применять такой принцип организации работ.

    Вначале – самое тяжелое. В конце – самое легкое

    1. Над работниками контроль должен быть минимальным.

    2. Чтобы настроить сотрудников на энергичную работу, необходимо изыскивать время для общения с ними по поводу работы.

    3. С целью повышения их усилий обсуждайте выполнение задач и отмечайте хорошее исполнение работы.

    4. Укрепляйте веру работников в свои силы.

    5. Демонстрируйте, что вы признаете только хорошую работу.

    6. Помогайте сотрудникам осознать и оценить преимущества, которые дают ему эта работа и эта организация, чтобы действия сотрудника были добровольно направлены на достижение целей организации.

    7. Проявляйте заботу и оказывайте посильную помощь работникам в преодолении их трудностей и проблем.

    8. Ориентируйте работников только на будущее вознаграждение, а не на прошлые наказания и нравоучения.

    9. Информируйте исполнителей о критериях и порядке поощрения и о размерах возможного вознаграждения.

    10. При вознаграждении сотрудников будьте честны и справедливы.

    11. Вознаграждайте работников за их старания и за положительное исполнение работы.

    12. Необходимо знать, что люди различаются по своим потребностям, и учитывать, какие вознаграждения:

    а) значимы для ваших подчиненных;

    б) отвечают потребностям работников.

    13. Тщательно наблюдайте за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

    14. Добивайтесь максимальной отдачи от себя и от других.

    15. Управленец должен уметь понимать психологию работника, особенно некоторую ее «нелогичность».

    7.1. Условия, необходимые для успеха деятельности сотрудников

    1. Сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы.

    Человек, над чем-то работающий, воспринимает как стимул, если его информируют о том, как он выполнил свою работу. Информирование исполнителя о результатах его труда повышает эти результаты на 12 – 15 %.

    2. Им нужно предоставить возможность психологического роста.

    3. Они должны самостоятельно составлять план своей работы.

    4. Они должны нести определенную материальную ответственность.

    5. У них должна быть возможность открытого и приятного общения с начальством на всех уровнях управления.

    6. Они должны отчитываться за производительность на участке, который они контролируют.

    В любом коллективе работают люди с различными характерами, темпераментом, способностями и пр. Коллектив представляет собой систему, обладающую внутренними взаимоотношениями. Внутри коллектива социально-психологические факторы влияют на моральное развитие его членов, что затрагивает аспекты производства, а также быта и личности.

    Важное воздействие на личность оказывает микроклимат коллектива. Благоприятный микроклимат в коллективе – резерв хорошего настроения. Но создать его непросто, здесь необходима кропотливая работа руководителя и отдела по работе с персоналом.

    Люди, выбирая место работы, прежде всего интересуются, какая слава идет об организации, какой коллектив там сложился. Поэтому репутация организации имеет большое значение. Если авторитет организации невысок и об организации сложилась плохая слава, то мало кто будет стремиться устроиться туда на работу, а из тех, кто пойдет, большинство окажутся «летунами». Наоборот, ценно, когда честь предприятия на высоте.

    В создании благоприятного морально-психологического климата должен быть участником каждый член коллектива. Грубый окрик, бранное слово, невнимание товарищей существенно сказываются на выполнении трудового задания. Человек в коллективе должен чувствовать себя участником общего полезного дела, а не чужеродным телом. Здесь многое зависит от руководителя.

    7.2. Заповеди истинного руководителя

    Руководить людьми – трудное и сложное искусство. Уважение к личности, вера в то хорошее, что заключено в каждом человеке, являются основами этого искусства. Грамотный руководитель постоянно будет искать возможности развития заложенных в людях положительных качеств, создания благоприятных условий их творческой активности.

    Вот только некоторые важнейшие заповеди истинного руководителя:

    1) руководитель должен проявлять уверенность в себе;

    2) руководитель обязан критиковать;

    3) руководитель должен уметь поощрять и наказывать;

    4) руководителю необходимо уметь говорить самому, но ему надо уметь выслушать и собеседника;

    5) руководитель должен ценить время своих подчиненных как свое собственное;

    6) руководителю необходимо быть строгим и требовательным;

    7) руководителю необходимо быть приветливым и вежливым;

    8) руководителю очень важно обладать чувством юмора;

    9) руководитель должен замечать и изучать всех своих подчиненных.

    Руководитель не должен допускать ошибок в общении с сотрудниками:

    1) вознаграждать работу только лучших сотрудников;

    2) невнимательно относиться к сотрудникам;

    3) постоянно критиковать и наставлять сотрудников.

    В регулировании человеческих взаимоотношений решающим фактором является не принуждение, а убеждение. Если руководитель допускает угрозы, грубость, оскорбление, бюрократизм и голое администрирование, регулярно подчеркивает ошибки в работе подчиненных, негативно их анализирует, то у подчиненных неизбежно развиваются защитные рефлексы. Это может проявляться в форме резкого протеста или, наоборот, в безынициативности и равнодушии подчиненных.

    Правильные отношения с подчиненными складываются тогда, когда руководитель справедливо, по-деловому и по-товарищески относится ко всем работникам, если он доверяет подчиненным, не остается глух к их радостям и горестям, тактично интересуется их личными и семейными проблемами, находит возможность помочь тем, кто в этом нуждается, не дает нереальных, невыполнимых обещаний.

    Настоящий руководитель всегда возьмет верный тон в беседе с работниками. Руководитель должен сохранять максимальную объективность при выдвижении работников и оценке их труда.

    Он не долен проявлять своих симпатий и антипатий по отношению к работнику как к человеку, даже если и испытывает подобные чувства. В том случае, когда руководитель чувствует к работнику антипатию, особенно внимательно надо следить за ровным беспристрастным отношением к нему, продумывать свои слова и поступки, чтобы не оскорбить его.

    Во взаимоотношениях с подчиненными необходимо учитывать темпераменты людей (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики), а также их психологическую характеристику, поскольку изучение и анализ этих типов позволяют руководителю ориентироваться в своем коллективе, стало быть, и осуществлять руководство.

    Руководитель должен поддерживать критику и самокритику как путь к устранению недостатков и дальнейшему развитию коллектива.

    7.3. Искусство подавать личный пример

    Одним из ведущих методов индивидуального воздействия является личный пример руководителя.

    Он основывается на склонности людей к подражанию человеку, пользующемуся авторитетом у работника.

    Личный пример проявляется:

    1) в высокой дисциплинированности, подтянутости, внешнем виде;

    2) в высокой требовательности к себе и сотрудникам, постоянном контроле над работой сотрудников;

    3) в заботливом отношении к сотрудникам, их бытовому и материальному обеспечению, организации досуга;

    4) в постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, совершенствовании управленческих навыков и организаторских способностей;

    5) в строгом соблюдении норм чести, примерности в семейных отношениях, поведении в быту.

    Властолюбие, высокомерие, капризы руководителя, преувеличивающего свою собственную роль, рано или поздно приведут его к такому моменту, когда злоупотребление властью станет силой, разлагающей его самого, подчиненных, взаимоотношения в коллективе и в конечном итоге – общее дело.

    Практика показывает, что коллектив всегда хочет видеть в руководителе не только администратора, официального работника, которому необходимо подчиняться, но и человека, которому доверяют, верят, за которым охотно идут, который пользуется реальным авторитетом.

    Социологические исследования показывают, что в среднем 60 – 70 % рабочего времени руководитель трудового коллектива тратит на непосредственную работу с людьми. Лишь на 15 % успехи руководителей зависят от чисто профессиональных знаний, а в основном они достигаются за счет умения управлять коллективом, сплачивать его, направлять усилия на достижение поставленных задач.

    Руководитель должен уметь вести воспитательную работу, умело использовать материальные и моральные стимулы для укрепления дисциплины и улучшения качества работы, проявлять заботу о сотрудниках, показывать личный пример дисциплинированности, принципиальности и справедливости, быть требовательным к себе и подчиненным, воспитывать их и взыскивать с нерадивых работников.

    Попытка выставить себя очень важной персоной сделает руководителя смешным в глазах коллег и сотрудников. Надо помнить известную, старую, как мир, истину: «Будьте проще, и люди к вам потянутся».

    Рекомендации по этике труда руководителя

    1. Будьте начальником только на работе! Вне трудового процесса Вы такой же гражданин, как любой другой член коллектива.

    2. Будьте справедливы в оценке работы подчиненных и в том случае, когда ваши взаимодействия оставляют желать лучшего.

    3. Будьте настороженными с теми, кто Вас хвалит, ищите мотивы их действий.

    4. Без нужды не критикуйте! Критика – средство, а не цель.

    5. Отказаться от неправильного решения гораздо ценнее, чем стремиться создать вокруг себя ореол непогрешимости.

    6. Будьте внимательны к суждению других.

    7. С особой объективностью оценивайте предложения, которые выдвигают люди, не симпатичные Вам.

    8. Недопустимы поспешные выводы и наказания работников, допустивших нарушения.

    9. Не бойтесь талантливых подчиненных, а гордись ими.

    10. Не кричите, ибо тогда Вас не захотят слушать и понимать.

    11. Не повторяйте ни публично, ни в личном разговоре критических замечаний по адресу работника, уже исправившего свою ошибку.

    12. Без необходимости не вмешивайтесь в работу подчиненных.

    13. Знать возможности своих работников – большое преимущество руководителя.

    14. Опоздать к началу работы или из-за неподготовленности отменить назначенное собрание – это проявление неуважения к подчиненным.

    15. Оставляя в рабочее время свой кабинет, всегда предупреждайте, куда уходите и когда вернетесь.

    16. Занимайтесь только теми вопросами, решение которых зависит от Вас.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.