|
||||
|
Введение В настоящее время прослеживается четкая тенденция к внедрению в сознание менеджеров организаций человековедческих знаний и навыков как основы компетенции. Этот вывод легко сделать, просмотрев хотя бы содержание отечественных и зарубежных учебников по менеджменту: львиная доля материалов посвящена управлению персоналом организации, объяснению сущности человека, его психики, мотивации, особенностей поведения в группе, а также коммуникативным и лидерским концепциям. Можно считать, что менеджмент как профессионально-квалификационная группа воспитывается в гуманистическом духе. Причиной этого, на наш взгляд, являются радикальные изменения в политической (глобализация, однополюсный мир), экономической (мировые рынки, глобальная конкуренция), социальной (гражданское общество) и научно-технической (информационные технологии) сферах, которые предоставляют каждому работнику огромные возможности влияния на успех или неудачу бизнеса. Действительно, любые действия (или бездействие) в любой сфере деятельности организации – следствие решений, принимаемых людьми, которые занимают разные должностные позиции и обладают различными квалификацией и потенциалом. И только качество персонала организации на всех уровнях и во всех сферах способно обеспечить ее выживание, процветание, конкурентоспособность. С другой стороны, одно неграмотное решение может привести солидную фирму к катастрофе и даже гибели. «Дрейф» менеджмента в область управления преимущественно живым трудом в условиях, когда материальные факторы производства достаточно доступны и, как правило, понятны (в отличие от поведения людей), приводит ко все большему пересечению менеджмента организаций и менеджмента персонала по объекту и предмету исследования. Но если менеджер организации работает со всеми факторами производства (ключевым из которых является живой труд), интегрируя их ради достижения целей возглавляемого им коллектива, то профессионалы в области управления персоналом (УП) работают в более узкой области поведения людей и групп в организации; и в этой части их навыки должны быть более глубокими и основательными, опираться на фундаментальные науки в области человековедения. Менеджер организации и специалист по персоналу должны работать рука об руку как функционер и специалист-консультант. Грамотная же консультация возможна лишь при условии, что эксперт понимает специфику проблем заказчика, разговаривает с ним на его языке и хорошо представляет себе объект управления (организацию). Более того, современный менеджмент располагает собственными подходами и методами, зародившимися в недрах науки управления, делового администрирования, теории организаций, организационного поведения и других, которые целесообразно включить в управление персоналом. Поэтому и управленцам, и специалистам по персоналу необходимо знать современную организацию и менеджмент. Собственно, отечественный образовательный стандарт подготовки менеджеров по персоналу предусматривает усвоение всех необходимых общеменеджерских дисциплин. Данная книга – попытка представить «в общей упаковке» современные концепции управления организациями и персоналом в виде общего поля деятельности и общего набора методов, которыми должны владеть и менеджеры организации, и менеджеры по персоналу в целях интеграции усилий по достижению нужного поведения персонала, развития самих менеджеров и каждого работника и на этой основе – развития организации. Менеджеры организаций получают возможность освежить знания из области общего менеджмента и узнать много полезного относительно специфики работы с персоналом. Менеджеры по персоналу и специалисты по персоналу могут обновить знания в области управления персоналом и получают возможность лучше понять, чем и как занимаются менеджеры организации. Наша задача – продемонстрировать современные подходы к пониманию и моделированию управляемого субъекта – сотрудника, рабочей группы или коллектива всей организации – и показать совокупность методов, инструментов влияния на его поведение. Если у вас неблагополучно в коллективе или вы затеваете новацию, то решающую роль в этом играют люди, их поведение, их потенциал, и нужно уметь диагностировать причину неурядиц, определять степень готовности и способности людей к переменам, а затем назначать «лечение» и следить за его ходом. Ведь чем больше методов известно врачам, тем выше их квалификация, тем более искусно и адекватно протеканию болезни и состоянию организма будет проводиться лечение. Понимая преходящий характер каждого из инструментов или методов, мы тем не менее считаем, что, в отличие от старых вещей, методы, представляющиеся устаревшими, не стоит выбрасывать из своего «ящика инструментов»: часто старый «бабушкин» рецепт, к месту примененный, оказывается эффективнее и дешевле самого новомодного лекарства. Логика подбора материала и структура данной книги основаны на следующих посылках: • управление персоналом – одна из ключевых функций менеджеров организации, которые исполняют ее в контексте, определяемом внешней и внутренней средой организации, тенденциями их развития, а следовательно, средовые факторы следует постоянно принимать во внимание; • функции менеджмента, основными из которых считаются планирование (в том числе стратегическое), организация деятельности, лидерство (руководство) и контроль исполняются посредством труда подчиненных, поэтому большое место отведено рассмотрению роли и места персонала в реализации этих функций; • развитие – имманентное свойство живых систем, и именно этот аспект выступает тем общим полем, где совпадают интересы организации и ее персонала. Проблема заключается в правильности определения наиболее предпочтительных направлений, создании условий и стимулов для увязки перспектив развития людей и организации, поэтому за основу принята авторская концепция развивающего управления персоналом; • менеджер должен обладать концептуальными, гуманитарными и техническими навыками, позволяющими ему современно мыслить и эффективно использовать факторы производства в достижении целей организации, коллектива, поэтому в книге уделяется внимание основным концептуальным и гуманитарным аспектам как общего менеджмента, так и особенностей взаимодействия менеджера с персоналом; • решение буквально всех проблем концептуального, гуманитарного, технического характера, политических и экономических вопросов, преодоление конфликтов и т. п. требует прохождения таких шагов, как осознание наличия проблемы, диагностика причин и факторов ее возникновения, формулирование проблемы, выдвижение и оценка альтернатив решения, выбор варианта, реализация решения, анализ результатов и, в зависимости от них, реализация других альтернатив или переход к решению другой проблемы; • автор считает, что работу менеджеров организации и специалистов по персоналу логично воспринимать через призму уважаемой всеми науки медицины, исцеляющей человеческий организм и душу. Организация – это и социальный организм, и экономическая система, и техническая система, и именно социально-психологические аспекты управления ею являются сейчас предметом пристального внимания менеджмента как науки и практики. Клинический («медицинский») подход к рассмотрению и решению проблем позволяет возвести на подобающий высокий пьедестал, установить адекватно высокий статус менеджеров организации как специалистов общего профиля, своего рода «терапевтов» в области социально-психологической терапии, а менеджеров по персоналу – как экспертов, консультантов, более узких, но при этом и более глубоких специалистов в той же области. Условия внешней среды рассматриваются в данной книге там, где это необходимо по контексту. Автор отдает себе отчет, что правомерны и другие точки зрения и подходы к проблемам управления персоналом и что рамки одной книги не позволяют подробно осветить не только все существующие концепции и методы, но даже те, которые названы в этой книге. Поэтому читателю следует обратить внимание на указанную литературу и не забывать о необходимости постоянного обновления и совершенствования знаний, умений и навыков для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда и выживаемости организации. Это достигается за счет приобретения опыта, постоянного повышения квалификации, образования и самообразования. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|