Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Дисциплина и дисциплинарное взыскание
  • Увольнение
  • Аутплейсмент
  • Помощь на рабочем месте
  • Уход с должности
  • Оценка эффективности управления персоналом
  • Примечания
  • Глава 10

    Дисциплина, увольнения, оценка эффективности управления персоналом

    Дисциплина и дисциплинарное взыскание

    Дисциплинарное взыскание оказывает должное воздействие, если оно направлено на поведение, а не на личность нарушителя. Неправильное применение взыскания наносит ущерб и работнику, и организации.

    Взыскание обычно не является единственно возможной реакцией администрации на проблему. Как правило, существуют более позитивные способы объяснить людям, что надо придерживаться принятых в компании дисциплинарных норм, поскольку это является необходимым условием достижения ее целей. Однако если это действительно необходимо, то менеджеры должны применять меры дисциплинарного взыскания.

    Согласно Трудовому кодексу РФ (ТК РФ), дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

    Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

    Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

    Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

    Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

    Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

    Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору.

    За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение по соответствующим основаниям.

    Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

    Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

    Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

    Форму и вид наказания следует сообразовывать с личностью работника, прогнозировать его поведение на стадии получения наказания и после. Простейшие наблюдения: флегматик, получивший нагоняй с утра, будет долго переживать и может «выпасть» из трудового ритма на весь день. Человек с застревающей акцентуацией характера при неправильной подаче наказания может затаить, а затем преувеличить обиду до гипертрофических размеров. Знание психологических особенностей людей поможет добиться максимального результата при минимальных потерях для руководителя и дела.

    Конечно, более приятное воздействие – поощрение за высокие результаты и(или) правильное поведение.

    Согласно ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

    Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

    Увольнение

    Ситуация увольнения особенно тяжела, она несет в себе элементы личной драмы, а возможно, и трагедии. Однако увольнять работников по разным причинам приходится, поскольку, по мнению Х. Маккея, «вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили»1. Провинившемуся обычно дают возможность исправиться, устанавливают срок исправления ошибок, четко ставят задачу, определяют критерии ее выполнения, сообщают, какое решение последует в случае невыполнения задачи. Последовательность и характер процедур должны строго соответствовать требованиям трудового законодательства, не противоречить коллективному договору, Положению о персонале, должностной инструкции, трудовому соглашению (контракту). В коллективном договоре обычно определяется порядок увольнения персонала в случае снижения деловой активности фирмы и порядок найма ранее уволенных в случае возрастания деловой активности. Если есть возможность, следует «подсластить пилюлю» выходным пособием, рекомендательным письмом, помощью в трудоустройстве, переподготовке и т. п.

    Стивен А. Джессеф, вице-президент фирмы по поиску и определению людей на работу, на основании профессионального опыта и длительных наблюдений подготовил рекомендации для топ-менеджеров, как увольнять служащих2:

    1. Не уведомляй людей об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации их должностей в четверг или пятницу или за день до праздника, когда у них будет дополнительное время для размышлений. Это не касается увольнений тогда, когда требуется немедленное действие. Будь деликатным и не увольняй человека в день его рождения, годовщину свадьбы или годовщину работы в фирме. Если возможно, не увольняй женщину, когда она беременна, или разводится, или болеет, или после недавней смерти члена ее семьи.

    2. Не разрешай сообщать об увольнении непосредственному руководителю. Такое сообщение делается в присутствии как минимум твоего заместителя по кадровым вопросам.

    3. Не излагай причину увольнения своими словами и не давай увольняемому возможности подумать, что ты просто не любишь его. Сообщи причину официально, с точными и аргументированными фактами плохого выполнения человеком работы или тяжелого положения фирмы. Никогда не унижай человека, независимо от причины увольнения.

    4. Не сообщай противоречивую информацию: увольняемому говоришь об одной причине, а сотрудникам – о другой. Чтобы избежать конфликта, некоторые менеджеры говорят служащему, что его должность сокращена (ликвидирована), а затем объясняют оставшимся, что человек просто не выполнял свою работу. Но такое поведение открывает дверь для незаконных действий и заставляет людей задуматься, честен ли с ними руководитель.

    5. Не говори никому, кроме тех, кто должен знать, о том, что человек будет уволен. Если такая информация распространится, то это может вызвать панику во всей организации и увеличить возмущение увольняемого.

    6. Не уведомляй слишком рано об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации должности.

    7. Не проси человека немедленно освободить стол или запирающийся ящик (шкафчик) и покинуть офис. Время после рабочего дня или уик-энд – наиболее подходящее время для того, чтобы уволенный это сделал.

    8. За исключением случаев мошенничества или кражи, не пользуйся услугами фирменной службы безопасности для того, чтобы ее сотрудники проводили уволенного из здания.

    9. Не жди, что человек будет вести себя разумно после того, как ему сказали, что для него больше нет работы.

    10. Не забывай «золотое» правило: «Если ты чего-то не понимаешь в поведении человека, представь себя на его месте».

    11. Поручи одному из своих ближайших сотрудников контактировать с уволенным до тех пор, пока он не найдет другое место работы.

    Повторим еще один важный момент: соблюдай требования трудового законодательства.

    Дополним рекомендации по осуществлению увольнений, в том числе массовых с случае финансового кризиса предприятия3.

    Увольнение – необходимая жертва в целях выживания компании; в случае подъема деловой активности сотрудников можно принять заново.

    Соблюдение закона – обязательное условие, поскольку неправомерное увольнение влечет для руководителя организации материальную ответственность, полное возмещение ущерба работнику, уволенному или переведенному неправильно.

    Наиболее дорогостоящая форма увольнения – по сокращению штатов, поэтому целесообразно рассмотреть другие формы: приказ о простое с оплатой не ниже 2/3 оклада, приказ о неполной рабочей неделе с уведомлением за два месяца до события, предложение об увольнении по соглашению сторон с одновременным заключением договора подряда (тогда отношения регулируются не трудовым, а гражданским законодательством), предложение увольняемому сотруднику (по соглашению сторон) компенсации, изменение в сторону уменьшения заработной платы при изменении рыночной ситуации (дефолт, депрессия, инфляция и т. п.), соглашение о выплате заработка в рублевом эквиваленте, но по «внутреннему курсу» компании, задержка выплаты до определенной даты. Сотрудники должны знать, в какой ситуации оказалась компания, по какой причине, что предпринимается для исправления ситуации. Полезно внутреннее маневрирование персоналом, использование моментов снижения активности для повышения квалификации, отпусков, ротации и т. п. Процессы увольнения сотрудников из подразделений компании определяются соответствующими статьями Трудового кодекса РФ (далее следуют фрагменты из ТК РФ).

    Основаниями прекращения трудового договора являются:

    1) соглашение сторон (статья 78);

    2) истечение срока трудового договора (пункт 2 статьи 58), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

    3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80);

    4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81);

    5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

    6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75);

    7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора (статья 73);

    8) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть вторая статьи 72);

    9) отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (часть первая статьи 72);

    10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83);

    11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84).

    Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами.

    Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.

    Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели.

    По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

    В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

    До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на это место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

    По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

    Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

    Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

    1) ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом;

    2) сокращения численности или штата работников организации;

    3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:

    а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

    б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

    4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

    5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

    6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

    а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

    б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    г) совершения по месту работы растраты, хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

    д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

    7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

    8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;

    9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

    10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

    11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

    12) прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

    13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

    14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

    Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

    При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ.

    При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

    В организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

    Аутплейсмент

    Некоторые организации на Западе систематически оказывают помощь временно уволенным и уволенным работникам в поисках нового места работы. В процессе аутплейсмента людям оказывается помощь в поиске другой работы. Когда сокращение идет быстрыми темпами, массовые временные увольнения часто создают необходимость в групповом обеспечении занятости. Путем аутплейсмента фирма пытается смягчить для людей последствия снятия с должности. При групповом трудоустройстве фирма оказывает ряд услуг, в частности:

    • финансовую поддержку, которая охватывает право на пенсию, льготы социального страхования, расходы на интервьюирование и переговоры о ставке или заработной плате;

    • оказание помощи в поиске новой работы, возможно, с использованием тестов, определяющих отношения, интересы и другие личностные характеристики, и предоставление соответствующего программного обеспечения;

    • инструкции по использованию методик самооценки, которые помогают узнать навыки, знания, опыт и другие характеристики, которые могут запросить агенты по найму;

    • обучение техникам личного продвижения, обнаружения и получения места у потенциальных работодателей;

    • помощь в понимании методик, которые ведут к успешным интервью;

    • разработку программ личного поведения и продолжение поддержки.

    Помощь на рабочем месте

    В связи с повсеместным сокращением должностей в руководстве среднего звена возможности продвижения вверх по служебной лестнице в последние годы значительно уменьшились. С завершением основного сокращения работодатели стали меньше думать над проблемой, как избавиться от людей: новым выходом из положения стало маневренное и эффективное использование тех, кто остался. Но многие люди, ставшие свидетелями того, как их коллеги потеряли когда-то надежное место работы, оказались перегружены работой и увидели, что их надежды на продвижение по службе испарились. В результате многие из них лишились цели и потеряли мотивацию.

    Фирмам по трудоустройству на Западе пришлось взять на себя новые функции. Они стали помогать оставшимся работникам определять свои карьерные цели, выявлять, какие новые навыки им потребуются, и обучаться маневренности. Помощь уволенным превратилась в помощь работающим и стала называться помощью на рабочем месте. Консультанты, предлагающие услуги по оказанию помощи на рабочем месте, теперь именуют себя консультантами по перемене карьеры или консультантами по совершенствованию карьеры.

    Топ-менеджеры, в том числе менеджеры по управлению персоналом, осознают, что люди теряются, когда им приходится отходить от традиционных корпоративных структур, моделей карьерного развития и способов работы. Вот что говорит Джон Фергюсон, директор шотландского отдела, фирмы Drake Beam Morin: «Компании, подобные моей, занимались трудоустройством уволенных работников примерно два десятка лет. А в последние пять или шесть лет мы начали осознавать потребность в помощи на рабочем месте. Когда учреждаются должности специалистов по помощи на рабочем месте, их могут называть инструкторами, советниками или наставниками. Они дают людям чувство направления. Они критически рассматривают различные стороны нынешней деятельности работников и ставят вопрос об их будущей деятельности»4.

    Аутплейсмент, возможно, сегодня не будет востребован в тех же масштабах, что в прошлом. Когда это понятие внедрялось, оно относилось к определенным лицам, обычно из административного персонала. Когда оно стало применяться к более многочисленным группам, оно все еще воспринималось как реакция на единовременное событие. Нынешние студенты колледжей, вероятно, сменят от восьми до десяти работ и около трех видов деятельности. Система аутплейсмента предназначается для направления людей с одной работы на другую, а не для той производственной среды, с которой сталкиваются работники сегодня.

    Уход с должности

    Даже если организация целиком привержена идее создания среды, в которой всем было бы хорошо работать, работники все же могут уходить из нее. Некоторые люди могут не видеть возможностей для дальнейшего роста – или по крайней мере ощущать недостаток таких возможностей – и в результате отправиться искать лучшие варианты в другом месте. Для организации некоторая текучесть кадров полезна и зачастую необходима, так как она дает работникам возможность достичь карьерных целей. Впрочем, когда текучесть слишком возрастает, фирме требуется принять меры для ее снижения. Чаще других подают заявления об уходе наиболее квалифицированные работники – они более мобильны. С другой стороны, люди с минимальной квалификацией никогда не стремятся уйти сами. Если из фирмы уходит слишком много хороших специалистов, требуется найти способ изменить тенденцию.

    Собеседование при уходе с работы – это метод выявления реальных причин увольнения работников по собственному желанию и получения организацией информации о том, как устранить причины недовольства и уменьшить текучесть персонала. Чаще других оснований упоминается устройство на работу в другую компанию, где больше платят. Однако это объяснение может и не показывать всех слабых сторон организации. Если провести расследование, можно обнаружить, что причиной ухода стал слабый менеджер, возможно, на административную должность был поставлен человек, не подготовленный к этой работе. Собеседование при уходе с работы может помочь организации удержать хороших специалистов, выявив и решив проблемы прежде, чем они выйдут из-под контроля.

    Когда фирма хочет узнать истинные обстоятельства, из-за которых люди приняли решение об уходе, она может использовать собеседование при уходе с работы и(или) предлагаемый после ухода с работы вопросник. Зачастую собеседование при уходе с работы проводит третья сторона, так как многие работники не хотят говорить открыто о своих проблемах, связанных с фирмой. Типичное собеседование при уходе с работы включает следующие стадии:

    • установление контакта;

    • формулирование цели собеседования;

    • выяснение отношения работника к прежней работе;

    • изучение причин его ухода;

    • сопоставление старой и новой работы;

    • фиксацию рекомендаций работника по поводу его прежнего места;

    • завершение интервью.

    Должным образом проводимые в течение продолжительного времени собеседования при уходе с работы могут дать возможность достаточно глубоко изучить факторы текучести. Нередко удается выявить шаблон, помогающий раскрыть слабые места в системе управления персоналом фирмы. Знание проблемы позволяет принять корректирующие меры. Собеседование также помогает определить потребности в обучении и повышении квалификации, выработать цели стратегического планирования и выявить сферы, в которых нужно произвести изменения.

    Если используется вопросник, то он рассылается бывшим работникам через несколько недель после увольнения. Обычно они уже работают в новых компаниях. Вопросник структурирован так, чтобы обнаружить реальную причину ухода. В нем оставлено много места для того, чтобы бывший работник смог выразить свои чувства и восприятие работы и организации. Достоинство этого метода состоит в том, что люди более не работают в фирме и могут отвечать свободно, а его слабость заключается в отсутствии интервьюера, который бы интерпретировал и выявлял реальные причины ухода.

    Вопросы относительно общих факторов работы в ходе собеседования при увольнении работника могут быть следующими.

    1. Давайте начнем с того, что вы кратко охарактеризуете некоторые виды ваших должностных обязанностей.

    2. Из тех обязанностей, которые вы только что выделили, назовите мне три или четыре, являющиеся решающими для выполнения вашей работы.

    3. Расскажите о тех обязанностях, которые вам более всего нравились и почему.

    4. Теперь расскажите мне о некоторых обязанностях, которые вам нравились меньше всего. Что именно было вам неприятно?

    5. Не могли бы вы охарактеризовать степень разнообразия вашей работы?

    6. Давайте теперь немного поговорим об объемах порученной вам работы. К примеру, случались ли моменты, когда работы было недостаточно, возможно, иногда ее было слишком много, или объем все время оставался равномерным и постоянным?

    7. Приведите пример случая у вас на работе, который принес вам особенное удовлетворение? Какое событие было для вас наиболее огорчительным?

    8. Давайте теперь поговорим о том, насколько, по вашему мнению, вам была дана возможность использовать свое образование, навыки и способности на вашей работе.

    9. Расскажите, как вы оцениваете качество обучения на вашей работе.

    10. Не могли бы вы охарактеризовать возможности продвижения по службе, доступные вам на вашей работе.

    Альтернативная, предупреждающая методика состоит в проведении опросов с целью узнать мнение или отношение работника к работе в организации. Изучение мнений и отношений направлено на получение информации о том, что люди думают по поводу своей работы, начальника, условий труда, маневренности на рабочем месте, возможности для продвижения, обучения и повышения квалификации, системы вознаграждения в фирме. Так как некоторые работники хотели бы, чтобы их ответы остались конфиденциальными, следует приложить все усилия для того, чтобы гарантировать анонимность. Чтобы этого добиться, возможно, потребуется привлечение к исследованию третьей стороны. Независимо от того, как проходит процесс получения информации, очевидно, что изучение мнений и отношений обладает высоким потенциалом для улучшения практики управления. По этой причине исследования мнений и отношений широко используются сегодня в разных отраслях промышленности.

    Работники должны быть поставлены в известность о цели исследования, а также о его результатах. Само по себе проведение такого исследования сообщает людям: администрация знает, что проблемы, существующие в фирме, могут быть решены. Анализ результатов исследования различных подгрупп и сопоставление их с данными по всем работникам фирмы может указать зоны, требующие изучения, и проблемы, которые нужно решить. Администрация должна быть готова провести необходимые изменения, и если изучение мнений принесет в результате какое-либо улучшение, применение этой методики может стать настоящим поворотным пунктом для сотрудников.

    Оценка эффективности управления персоналом

    Системные изменения в области управления персоналом на основе японских методов управления на заводе General Motors в Калифорнии привели к радикальному улучшению его деятельности. Сравнение показателей завода до и после внедрения японских методов управления приведено в табл. 10.15.

    Основная цель службы управления персоналом – обеспечить качество персонала, адекватное требованиям внутренней (контекста) и внешней среды организации, используя современные знания, методы и рекомендации по реализации функций, а также весь потенциал работников и команд службы управления персоналом (СУП) и менеджмента. Все результаты, достигнутые организацией, в первую очередь отражают эффективность деятельности ее персонала и, в частности, сотрудников службы управления персоналом, обеспечивающих надлежащее качество рабочей силы.

    Поэтому правомерно считать, что обобщенные показатели эффективности СУП и персонала аналогичны конечно-целевым показателям организации (стратегическим и тактическим), таким как рентабельность активов предприятия, производительность (оборачиваемость) активов предприятия, издержки на единицу реализованной продукции (продаж), производительность живого труда, рост объемов продаж, рост доли рынка и др. Если организация добилась высоких результатов, это заслуга ее персонала и службы управления персоналом. Таким набором обобщенных стратегических показателей могут быть и те, что приводят К. Камерон и Р. Куинн в связи с анализом эффективности трансформаций на автозаводе в г. Фримонт (табл. 10.1): динамика численности персонала, количество прогулов (уровень абсентеизма), жалоб, в том числе неудовлетворенных, забастовок (показатели степени удовлетворенности трудом), объем выпускаемой продукции, качество.


    Таблица 10.1

    Сравнение заводов GM и GM NUMMI во Фримонте



    Есть и локальные показатели. При определении целесообразности инвестирования в человеческие ресурсы, в том числе в случае разработки и реализации целевой комплексной программы по развитию персонала или любой из ее подпрограмм, подходят методы расчета эффективности инвестирования капитала и, в частности, срока окупаемости инвестиций, приводимые в книге Л. А. Ждановой «Организация и управление капиталистической промышленной фирмой»6:


    или по такой формуле:


    где К – первоначальные инвестиции; Кр – величина кредита, используемого для инвестиций; П + А – валовые накопления, полученные за счет инвестиций и кредита (прибыль и амортизация); Акр – амортизация кредита; i – процент на кредит.

    Определим структуру затрат и направления расчета экономического эффекта от мероприятий по такой подпрограмме развития персонала, как производственное обучение и повышение квалификации работников (табл. 10.2).


    Таблица 10.2

    Структура затрат и направления расчета эффекта


    Подробная структура единовременных и текущих затрат на разработку и реализацию ЦКП развития персонала организации может быть определена и рассчитана специалистом по бухгалтерскому учету, экономике организации, ценообразованию. В частности, состав такого рода затрат приводится в учебнике «Управление персоналом организации»7.

    В «Справочном пособии по НОТ» Е. Л. Смирнова8 предлагается рассчитывать целый ряд показателей, отражающих экономию организации за счет мероприятий, направленных на повышение качества персонала и трудовой жизни.

    1. Относительная экономия (условное высвобождение) численности работающих Эч за счет прироста выработки в результате повышения квалификации работников по следующей формуле:


    при


    где Чнв – численность рабочих, увеличивших выработку в результате повышения квалификации; Рнв – прирост процента выполнения норм выработки рабочими; Р, Рнв2 – выполнение норм выработки соответственно до и после повышения квалификации, %.

    2. Экономию за счет снижения трудоемкости по формуле:


    где t1, t – трудоемкость единицы продукции, работ до и после внедрения мероприятия, нормо-час, Фд – фонд рабочего времени одного работника до внедрения (эффективный), В2 – годовой объем производства после внедрения, Кнб – коэффициент выполнения норм в базисном году.


    3. Экономия (условное высвобождение численности) за счет прироста объема производства:


    где ч1 и ч2 – численность работающих до и после внедрения, р – прирост объема производства в результате внедрения мероприятия, %.


    4. Экономия по себестоимости за счет снижения текучести рабочей силы:


    где  – среднегодовой ущерб от текучести кадров; Рт1 – ущерб от недополучения продукции, когда увольняющиеся работники предупредили о желании уволиться, но дорабатывают 2 недели; Рт2 – ущерб от недополучения продукции от новичков; Рт3 – затраты на обучение новичков (целевое или иное обучение); Рт4 – дополнительные расходы, связанные с организацией работ по приему и увольнению по собственному желанию; Ртп – другие расходы, связанные с текучестью; Кт2 – ожидаемый процент текучести рабочей силы после внедрения комплекса мероприятий по НОТ или мероприятий, направленных на снижение текучести, повышение лояльности работников к предприятию, улучшение отношения к труду; Кт1 – фактический процент текучести рабочей силы в связи с недостатками в организации труда на предприятии; n – количество видов ущерба.


    5. Экономия в связи с сокращениями заболеваемости и травматизма:


    где Н1 и Н2 – потери рабочего времени по временной нетрудоспособности в течение года до и после внедрения мероприятия, дней;  – средний дневной ущерб в связи с травматизмом или профзаболеванием, руб., определяется по данным за последние 3–5 лет, состоит из слагаемых: Р – выплата по временной нетрудоспособности, Рн2 – оплата регрессивных исков за счет предприятия работникам, получившим производственную травму или профзаболевание, Рн3 – выплата пенсий по уходу за инвалидом, Рн4 – затраты на медицинское оборудование и медикаменты, Рн5 – затраты на санаторно-курортное лечение за счет фирмы, Рнп – другие затраты, n – всего видов затрат.


    В Гражданском кодексе имеется глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», согласно которой работодатель несет ответственность за ущерб, понесенный работником его предприятия в связи с полученной травмой или иным вредом, причиненным жизни или здоровью гражданина при исполнении им договорных обязательств. Возмещению подлежит утраченный потерпевшим доход, который он мог бы иметь, не получи он увечье или травму, а также все расходы, понесенные при лечении, на приобретение лекарств, при протезировании, санаторно-курортном лечении, приобретении специальных транспортных средств, подготовке к другой профессии и т. д., при этом в расчет не принимаются пенсии и заработок потерпевшего. В случае ликвидации предприятия компенсацию вреда принимает на себя преемник либо со счета предприятия снимается и капитализируется сумма, достаточная для возмещения вреда, нанесенного работнику. Разработаны и приняты «Правила возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» в редакции федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ. Вывод, который должен сделать предприниматель: затраты по охране труда экономически целесообразны и окупаемы.

    В работе Д. С. Синка9 приводится пример из опыта работы аэрокосмического и оборонного производства Honeywell по разработке системы показателей измерения производительности и качества труда в различных подразделениях, в том числе в отделе кадров (ОК). Перечень показателей, отражающих результаты деятельности службы управления персонала, можно представить следующим образом:

    1. Количество выписанных уведомлений об изменении выплат на одного работника отдела кадров:


    2. Объем расходов по найму на одного принятого на работу:


    3. Численность производственного персонала фирмы, находящегося на обслуживании одного работника ОК:


    4. Объем продаж или чистой продукции фирмы, приходящийся на одного работника ОК (важна динамика этого показателя, тенденции его изменения и необходимость знать, учитывать и соотносить достижения фирмы с деятельностью функционального подразделения):


    5. Доля брака при оформлении уведомлений:


    6. Качество отбора персонала – количество опрошенных и принятых работников по отношению к количеству принятых.

    7. Уровень затрат по смете ОК (издержки на содержание персонала ОК и, по-видимому, на программы развития персонала) в общем объеме вспомогательных расходов фирмы. Сегодня для службы управления персоналом важно получить ту же оценку затрат, какую получают и другие виды деятельности фирмы.

    8. Уровень исполнительской дисциплины работников ОК: среднее время просрочки по документам, отработанным с нарушением сроков.

    9. Количество обработанных страховых листков, приходящееся на одного работника ОК, занятого этой деятельностью. Если же соотнести объем потерь рабочего времени по болезни работников с общим числом проработанных часов или плановым фондом рабочего времени, получается уровень потерь из-за заболеваний, или уровень медицинской защищенности персонала.

    10. Уровень травматизма: потери времени из-за травм по отношению к общему количеству отработанных персоналом фирмы часов. Этот показатель определяет и уровень безопасности труда.

    11. Средний уровень почасовой заработной платы: соотношение расходов на оплату труда и общего количества отработанных часов. Использование в качестве числителя различных показателей, связанных с оплатой и стимулированием труда, например выплат материального и нематериального характера, позволяет определить динамику отдельных элементов и направлений оплаты и стимулирования труда.

    12. Уровень продуктивности инновационного поведения, творческой инициативы в коллективе ОК и фирме в целом: соотношение количества внесенных и принятых предложений по совершенствованию различных сфер деятельности подразделений и всей компании. Продуктивность инноваций может быть определена и как показатель экономии затрат или роста прибыли за счет предложений работников, соотнесенный с числом предложений или работников.

    Анализ движения персонала осуществляется по следующим показателям.

    13. Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников:

    Кообп+ Чу.

    14. Коэффициент оборота рабочей силы по приему – отношение числа принятых к среднесписочной численности работников:


    КобппСС.

    15. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению – отношение числа уволенных по всем причинам к среднесписочной численности работников:

    КобууСС.

    16. Коэффициент необходимого оборота, равный отношению числа уволенных по неизбежным и не зависящим от предприятия причинам к среднесписочной численности работников:

    КнобуНСС.

    17. Коэффициент текучести персонала – отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, нарушение техники безопасности, самовольный уход и по аналогичным причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

    Текучесть может быть:

    • внутриорганизационная – связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;

    • внешняя – между организациями, отраслями и сферами экономики.

    Различают естественную и излишнюю текучесть кадров.

    Смена кадров происходит практически в любой фирме. Это нормальное явление для каждого живого коллектива, так как отсутствие движения – признак застоя. Поэтому приток новых людей и изменение кадровой структуры служит фактором естественного развития. Сложности возникают, когда текучесть кадров принимает значительные масштабы, становится неуправляемой, нарушает нормальный ритм работы и вдобавок вредит репутации руководителя и компании в деловом окружении.

    Принято считать, что естественная текучесть (3–5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

    Излишняя же текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.

    Излишняя текучесть персонала, по данным западных психологических исследований, отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на их трудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть может приобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятиях часто наблюдаются случаи «ухода отделами», когда сложившиеся рабочие коллективы в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов предпочитают переходить в другую организацию целиком.

    Сам по себе показатель текучести в разных фирмах оценивают неодинаково: где-то считают поводом для беспокойства текучесть ниже 10 %, а где-то – выше 3 %. Точка зрения на этот показатель зависит от того, как руководство фирмы представляет разумное соотношение между стабильностью коллектива и уровнем его консерватизма, застоя.

    Коэффициент стабильности кадров определяется в соответствии со следующей формулой:


    где Ру – количество выбывших работников (прежде всего по причине текучести рабочей силы); Рп – численность вновь принятых работников; Р – среднесписочная численность работников в предшествующий период.

    С уменьшением числа выбывших работников значение данного коэффициента приближается к единице, что соответствует стабилизации кадрового состава предприятия10.

    Для оценки работы служащих по управлению персоналом можно использовать методику контрольного перечня11.

    Перечень содержит вопросы, на которые можно ответить либо да, либо нет. Методика определяет, были ли оценены важные виды деятельности, и если да, то были ли они выполнены.

    Типичные вопросы контрольного перечня для оценки работы службы по управлению персоналом:

    1. Были ли все обязательные виды отчетности представлены в запрашивающие их органы вовремя?

    2. Были ли разработаны формализованные процедуры и методы для проведения анализа производственных операций?

    3. Делаются ли прогнозы потребности в человеческих ресурсах по меньшей мере ежегодно?

    4. Эффективно ли интегрирован процесс найма в процесс планирования человеческих ресурсов?

    5. Соответствует ли форма заявления о приеме на работу применяемым стандартам правовых и позитивных действий?

    6. Проходят ли все работники аттестацию хотя бы раз в год?

    7. Обновляются ли должностные инструкции для всех работников?

    8. Всем ли работникам четко разъяснены их карьерные возможности?

    По существу, контрольный перечень представляет собой оценку того, что следует сделать и до какой степени это уже сделано. Чем больше в нем положительных ответов, тем лучше результаты оценки, отрицательные ответы указывают на сферы или виды деятельности, где требуется последующая или дополнительная работа для увеличения эффективности управления персоналом. Организации, решившие использовать эту методику, несомненно, включат в нее еще много вопросов. Метод контрольного перечня является исключительно средством внутренней оценки и может рассматриваться в качестве первого шага при проведении аудита.

    Еще один способ оценки результатов деятельности службы по управлению персоналом – количественный метод. Он основывается на сборе различных видов цифровых данных и вычислении на их основе определенных соотношений. Цифровые данные полезны прежде всего как показатели уровней и тенденций деятельности. Соотношения показывают результаты, которые важны сами по себе, но также выявляют (если наблюдения ведутся в течение некоторого времени) тенденции, что может быть еще более важным. Возможные сферы кадровой политики, которые требуется отследить, – это наем, текучесть кадров, отсутствие на рабочем месте, уровень заработной платы в фирме вообще и рабочих в частности, временная помощь, сверхурочные, безработица, страхование. К примеру, во что обойдется приобретение того или иного навыка? Является ли один метод найма лучше, чем другой? Широко используется практика обращения в бюро по трудоустройству, но это дорого, так, возможно, другие методы более эффективны с точки зрения затрат?

    Примеры количественных критериев, используемых в сфере управления персоналом США:

    • коэффициент отбора женщин и представителей меньшинств;

    • коэффициент продвижения по службе женщин и представителей меньшинств;

    • коэффициент увольнений женщин и представителей меньшинств;

    • доля найма представителей меньшинств и женщин;

    • доля работающих представителей меньшинств и женщин;

    • прогноз потребности в сравнении с сегодняшними потребностями в человеческих ресурсах;

    • прогноз потребности в сравнении с реальным наличием человеческих ресурсов;

    • средняя стоимость найма в расчете на одного кандидата;

    • средняя стоимость найма в расчете на одного нанятого работника;

    • укомплектованность организации персоналом разных должностей;

    • средняя стоимость тестирования в расчете на одного кандидата;

    • доля действительно заполненных оценочных листов от количества требуемых (в процентах);

    • доля персонала, отнесенного к категории лучших работников;

    • доля обжалованных оценок;

    • показатели текучести рабочей силы;

    • доля вновь принятых и оставшихся работать;

    • доля потери вновь принятых на работу.

    Приведем подробный пример количественного анализа. Чтобы помочь вычислить как можно более точную цифру и чтобы компании могли получить исходные данные и соответствующим образом разместить ресурсы для найма и удержания персонала, консалтинговая фирма Kepner-Tregoe Inc. разработала алгоритм расчета стоимости текучести рабочей силы:

    1. Заработок за год х 0,25 =

    2. Льготы за год х 0,30 =

    3. Общая сумма расходов от оборота в расчете на одного работника (строка 1 + строка 2) =

    4. Общее количество уволившихся работников =

    5. Общая стоимость текучести кадров (строка 3 х строка 4) =

    Пояснения.

    Необходимо выбрать отдел или вид деятельности, для которого характерна высокая текучесть рабочей силы.

    Необходимо использовать реальную цифру или вычислите приблизительно количество людей, которые уволились за последние 12 месяцев; напишите эту цифру в строке 4.

    Средняя стоимость текучести составляет 25 % от ежегодной зарплаты работника (строка 1) плюс стоимость льгот (строка

    2). Типичные льготы в сумме составляют около 30 % от заработка (общая стоимость полного пакета льгот в верхней строке ведомости). Общие расходы в расчете на одного работника (строка 3) вычисляются как сумма строки 1 и строки 2.

    Примечания

    1 Маккей Х. Как уцелеть среди акул. – М.: Экономика, 1992. С. 103.

    2 Власова Н.…И проснешься боссом. М.: ИНФРА-М, 1994. С. 161–162.

    3 См. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Методическое издание. СПб.: Петербургский профессиональный кадровый клуб, Учебный центр подготовки руководителей СПбГТУ, 1999.

    4 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Управление персоналом. СПб.: Нева, 2004. С. 598.

    5 Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. С. 41.

    6 Жданова Л. А. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. С. 208.

    7 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 614–617.

    8 Смирнова Е. Л. Справочное пособие по НОТ. М.: Экономика, 1986. С. 364.

    9 Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Прогресс, 1989.

    10 Смирницкий Е. К. Экономические показатели промышленности: Справочник. М.: Экономика, 1989. С. 236.

    11 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Указ. соч. С. 604–606.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.