Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Состав традиционных функций по управлению персоналом
  • Анализ содержания труда
  • Основы профессиографии
  • Пример профессиографии
  • Система описания профессий и требований рабочего места в США10
  • Учет, аттестация, рационализация и планирование рабочих мест
  • Анализ кадрового потенциала организации
  • Стратегическое планирование и процесс планирования персонала
  • Прогнозирование с нулевого уровня
  • Подход «вверх дном» (снизу вверх)
  • Использование математических моделей
  • Моделирование
  • Прогнозирование потребности в человеческих ресурсах
  • Прогнозирование наличия человеческих ресурсов
  • Определение потребности в персонале
  • Примечания
  • Глава 5

    Традиционные функции по управлению персоналом в концепции развивающего управления персоналом

    Состав традиционных функций по управлению персоналом

    Традиционные функции в рамках концепции развивающего управления персоналом реализуются в социально-ориентированной, позитивной атмосфере и имеют четко выраженную направленность на развитие работников и групп. Перечислим традиционные функции по управлению персоналом, выполняемые на крупных современных предприятиях и многократно проанализированные и методически проработанные в учебниках, пособиях и практикумах по дисциплине «Управление персоналом».

    1. Анализ содержания труда персонала, обеспечивающий получение научно-методической базы для реализации всех остальных элементов системы управления персоналом и способствующий созданию системы обоснованных требований к работнику. Грубо говоря, «покупая» рабочую силу на рынке труда, отбирая работников по тем или иным качествам, нужно иметь четкие критерии, параметры этих качеств. Вряд ли нормальный хозяин купит что-либо на товарном рынке, не имея представления, какой товар с какими свойствами ему действительно нужен. Известный же подход «купить подешевле» оборачивается последующими потерями («Скупой платит дважды»). Тот человек, чьи качества в наибольшей степени соответствуют требованиям рабочего места, с большой вероятностью добьется успеха и будет удовлетворен трудом. Однако трудовой потенциал работника нуждается и способен к развитию, и трансформация рабочих мест также является элементом организационного развития, поэтому следует определять требования рабочих мест с учетом перспектив развития организаций и возможностей развития работника.

    2. Планирование и прогнозирование потребности в персонале и определение источников удовлетворения этой потребности. Потребность в персонале должна быть увязана со стратегией развития организации и учитывать фактор времени, поскольку процесс получения работников требуемого качества обычно длительный: часто он связан с подготовкой, переподготовкой, инвестициями, анализом внутреннего и внешнего рынков труда, привлечением, отбором, перемещениями. Преимуществами должны пользоваться люди, уже работающие на предприятии, поскольку их развитие определяет эффективность развития организации, и только в случае невозможности удовлетворения потребности за счет внутренних резервов следует обращаться к внешнему рынку. Использование внутреннего рынка труда демонстрирует работникам заботу организации об их продвижении, удовлетворении потребностей в росте, формирует лояльность и является мощным стимулом повышения отдачи. Кроме того, своих работников администрация знает достаточно хорошо, их качества подтверждены делом, совместной работой, а не просто результатами тестирования и рекомендациями, поэтому прогнозировать их поведение легче.

    3. Подбор персонала предусматривает разработку и реализацию программ привлечения, отбора персонала, испытаний (приемочных и в период испытательного срока), основанных на научно разработанных требованиях рабочего места к человеку как к профессионалу и личности. Среди методов тестирования наиболее надежным признан самый дорогостоящий «Assesment Center» – комплексный стандартизованный метод выявления и оценки различных способностей соискателей. Людей разбивают на группы (обычно по 6–8 человек), и в этих группах проводят разнообразные, как правило, многодневные, многокритериальные программы тестирования1. Этот метод позволяет выявить такие характеристики, как социальная компетентность, способность сотрудничать, убеждать и руководить, эмоциональная устойчивость, умение излагать свои мысли и др. Достаточно эффективны биографический метод, так называемые «батареи тестов», профессиональные испытания, наблюдение в период приемочных испытаний и испытательного срока. Оценка трудового потенциала должна быть всесторонней, она не может строиться на использовании только одного метода, а должна опираться на их комбинацию. Этот и другие способы подбора на внешнем рынке достаточно дороги, однако ошибки при «дешевом» варианте в конечном счете обходятся дороже.

    4. Адаптация должна восприниматься как многоплановый, сложный процесс, имеющий место не только при трудоустройстве, но и при любых изменениях материальной и социальной среды в организации. Затраты на разработку и реализацию программ ускорения производственной, психофизиологической и социальной адаптации окупаются за счет сокращения сроков выхода новичка на уровень результатов опытного работника, ускорения освоения новой техники и приемов труда. Сам же работник заинтересован в быстром и безболезненном вхождении в чужую для него производственную и социальную среду. Помощь в этот период наставника, консультанта, специалистов службы управления персоналом, линейных руководителей необходима и надолго сохранится в его памяти. В западной традиции адаптационные процессы и мероприятия зачастую называют профориентационными, что подразумевает ориентацию работника в новой для него материальной, трудовой и социальной среде. Профориентационная работа в отечественной традиции включает первичную ориентацию школьников и молодежи в трудовой среде, получение представлений о тех или иных сферах деятельности, а также профориентацию наемных работников на внутреннем рынке труда организации в целях поиска более приемлемого рабочего места.

    5. Профориентация. Постоянное образование вакансий на крупном предприятии, уникальность каждого работника, динамика и потребность в развитии – все это приводит к несоответствию между возможностями и ожиданиями людей и требованиями занимаемых ими рабочих мест. Работа на внутреннем рынке труда предприятия предполагает постоянное уточнение требований рабочих мест и пожеланий работников относительно своих перспектив.

    6. Планирование карьеры и развития. На основе параметрических описаний перспективных требований рабочих мест, качеств работников и их пожеланий разрабатываются индивидуальные программы развития потенциала людей и организуется повышение уровня их профессионализма и других составляющих трудового потенциала. Особого внимания и труда требуют процессы развития квалификации, коммуникативности, креативности работников, создания атмосферы творчества на предприятии. Человек, имеющий индивидуальный план карьеры в фирме, обычно воспринимает его как мощный стимул, прочно связан с судьбой организации и стремится сделать как можно больше, чтобы оправдать возлагаемые на него надежды и расходуемые ресурсы.

    7. Анализ факторов, определяющих поведение, причин противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов. Эта деятельность связана с мониторингом социально-психологического климата в коллективе, исследованием социально-психологических факторов снижения продуктивности групп и отдельных работников, созданием эффективных команд, заботой о формировании и воспроизводстве культуры организации.

    8. Мотивация и стимулирование, особенно творческого отношения к труду, развития потенциала работников. Исследование постоянно меняющихся диспозиций мотивов поведения работников позволяет определить направления стимулирования, приводящие к наибольшей отдаче. Увязка этих направлений с мотивами создает предпосылки для минимизации затрат на стимулирование при повышении его эффективности. Стимулирование творчества, формирование соответствующей атмосферы требует решения множества проблем: как добиться доверия работников к предприятию, как обеспечить связь целей организации и личных целей людей, как побудить их постоянно размышлять над улучшением результатов, не успокаиваться на достигнутом, видеть и решать проблемы, заниматься саморазвитием и т. п. Потенциал инновационного поведения персонала обычно исключительно высок, что доказывает опыт современных японских предприятий, где на каждого работника крупной фирмы приходится в среднем 12 внедренных рационализаторских предложений в год2.

    9. Обучение, включающее и повышение квалификации, и переквалификацию, и улучшение общего образования как залога развития и роста потенциала личности. Отдельный вопрос – выбор места и формы обучения. Как правило, образованный человек способен принести организации больше пользы, чем необразованный: японский менеджмент обеспечивает непрерывное обучение работников, превращение их в специалистов широкого профиля, что и позволяет им постоянно развивать свой трудовой потенциал, не терять заинтересованности к содержанию труда, а организации – получать предложения по повышению эффективности производства, продукции, качества трудовой жизни.

    10. Разработка системы оценок результатов деятельности трудовых коллективов и отдельных работников, нацеливающих их на достижение актуальных конечных целей организации. Только в обстановке открытого и честного диалога работников и администрации возможно отождествление интересов человека с интересами организации и полная отдача. Система показателей конечных результатов деятельности подразделений может включать сравнение затрат или достижений подразделения с общими показателями организации, что обеспечивает информирование рабочих коллективов о результатах ее деятельности, формирует привычку мыслить категориями не только своего подразделения, участка работы, но и всей компании. Данный подход формирует чувство причастности к делам фирмы, укрепляет связь с ней, мобилизует коллективный разум, воспитывает заинтересованное отношение ко всему, что происходит в организации, способствует созданию атмосферы творчества.

    11. Оценка результатов и аттестация работников. Цели и подходы здесь в принципе аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте; результаты аттестации работников служат основой для оценки их соответствия требованиям рабочего места, определения перспектив продвижения и направлений развития человека как профессионала и личности, лучшего использования его потенциала. Это и форма двусторонней связи между работником и менеджером, возможность получить ценные замечания и предложения от работника.

    12. Организация и нормирование труда. Эта сторона трудовой жизни подробно рассматривается в одноименных учебных курсах, она существенно влияет на отношение к работе, удовлетворенность трудом, чувство справедливости, степень конфликтности в коллективе, а через эти аспекты – на производительность и результаты труда. Это одна из составляющих материальной культуры фирмы. Совершенствование организации и нормирования труда является фактором развития работников и предприятия, и если эти процессы осуществляются с активным участием персонала и соответствующим образом стимулируются, то возможно достижение эффекта «малых побед», то есть мелких, но постоянных шагов вперед.

    13. Аттестация и рационализация рабочих мест позволяет объективно оценить материальные факторы производства, уровень их морального и физического износа, определить узкие места в работе оборудования, перспективы его совершенствования, выявить материальные резервы производства, в том числе излишки материалов и оборудования, которые можно реализовать на сторону, и площадей, которые можно сдать в аренду. Результаты аттестации и рационализации рабочих мест позволяют составить представление о материальной культуре организации.

    14. Охрана и обеспечение безопасности труда рассматриваются работниками как факторы заботы об их здоровье, обеспечивают чувство защищенности, лояльности. В то же время, по современному законодательству издержки организации в случае получения травмы работником на предприятии могут оказаться столь большими, что поставят под угрозу само существование фирмы.

    15. Деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала, разработка документов, определяющих трудовые отношения. Надежная правовая внутрифирменная основа взаимодействия персонала и администрации, вырабатываемая в процессе честных и открытых переговоров, является залогом спокойствия и стабильности коллектива, его осознанного восприятия интересов бизнеса и согласия с участием в их обеспечении.

    16. Учет персонала и отчетность перед вышестоящими структурами и государственными органами трудоустройства и занятости. Эта деятельность направлена на балансировку и планирование развития внутреннего рынка труда, на принятие своевременных мер для уменьшения негативных последствий высвобождения кадров, на сбор и накопление данных о работнике для определения перспектив и направлений его развития. В Москве, в частности, принято постановление городского правительства, согласно которому неправильное ведение личных дел работников предприятия влечет за собой большой штраф, налагаемый на руководителя. Подробно аспекты данного вида деятельности рассматриваются в курсе «Делопроизводство в кадровой службе».

    17. Контроль трудовой дисциплины. К этой административной мере обычно не прибегают в отношении добросовестных, хорошо мотивированных к труду работников. Например, на японских предприятиях персонал просто не понимает, как можно, придя на работу, заниматься чем-то посторонним или бездельничать.

    18. Участие в системе внутрифирменного контроля (аудита): исследование личных качеств, обстоятельств жизни работников, факторов трудовой среды, вызывающих действия во вред организации. Это также административная мера контроля за трудовым поведением работников, в основном с деструктивными тенденциями или склонностью к безответственности. Ряд мероприятий из этой области носят профилактический характер. Обычно это дорогостоящие акции, однако проявления нечестного поведения по отношению к фирме обходятся еще дороже, а иногда могут привести к банкротству.

    Сейчас нет недостатка в литературе современных отечественных и зарубежных авторов, рассматривающей реализацию функций управления персоналом в рамках дисциплин «Управление человеческими ресурсами», «Управление персоналом» и др.

    Некоторые из этих функций реализуются в качестве общеорганизационных программ и мер, обеспечивающих создание среды, благоприятной для труда и развития персонала. Это определение потребности в персонале, социальная защита персонала и обеспечение социального партнерства, достижение безопасности труда, планирование карьеры, обучение, стимулирование, организация и нормирование труда. За службой управления персоналом остаются функции методического обеспечения системы развивающего управления персоналом и профессионального консультирования менеджеров организации как на стадии формирования стратегии организации, так и в процессе разработки и реализации общеорганизационных программ и мероприятий, в процессе саморазвития каждого менеджера и в его повседневной деятельности по управлению людьми.

    При этом повышается статус выполняемых функций: переход с уровня задач традиционного отдела кадров на уровень общеорганизационных задач, решаемых всем менеджментом организации, что отражает объективную тенденцию к восприятию персонала как ключевого фактора выживания организации и достижения ею поставленных целей (текущих и стратегических).

    Анализ содержания труда

    Содержание труда определяется выполняемыми работником функциями. Что нужно делать на рабочем месте и какими качествами должен обладать работник – эти вопросы стоят и перед претендентом на вакантное место, и перед человеком, планирующим карьеру или пытающимся усовершенствовать свою деятельность, повысить результативность труда, и перед руководителем, заботящемся о достижении высоких коллективных результатов и удовлетворенности трудом каждого работника. Принцип, сформулированный А. Файолем, – «нужный человек на нужном месте» – реализуется отнюдь не везде и трактуется достаточно субъективно: зачастую начальство кажется подчиненным некомпетентным, эгоистичным, бесчестным, а работники начальству – ленивыми и недобросовестными. Сами же представители этих групп думают о себе как о квалифицированных, честных, благородных и, возможно, даже социально ориентированных людях. Однако на каждом рабочем месте есть возможность определить некоторые объективные требования, соответствие работника которым обеспечивает выполнение заданий.

    Стандартизация организационных структур, штатных расписаний, разделения труда на советских предприятиях основывалась на приоритете технологии над человеком, на представлении о возможности унификации профессиональных качеств и обеспечивалась за счет высокой адаптивности людей. Потенциал индивидуального подхода и использования специфических качеств работника практически не рассматривался в качестве решающего фактора эффективности, как это обычно делается на передовых предприятиях в развитых странах. Объективно достижения НОТ и система управления по Тейлору позволяют добиться определенных результатов, иногда с точки зрения хозяина вполне удовлетворительных. Но условия конкуренции в современном мире требуют от персонала полной отдачи, творческого подхода к труду, постоянных инноваций, преданности своей организации, гибкости и постоянного развития, а влияние решений или деятельности отдельного человека может быть как позитивным, так и губительным для конечных результатов работы коллектива и всей организации. Все это заставляет обращать пристальное внимание на качество персонала и на такие его составляющие, о которых раньше не было необходимости думать, прилагать значительные усилия и вкладывать средства в совершенствование человеческих ресурсов.

    Уникальность свойств и потенциала работников объективно диктует необходимость индивидуального подхода к определению состава и содержания рабочих функций, прав и ответственности, взаимодействию в процессе труда. Отсюда вытекает и потребность в исследовании, параметрировании и классификации выполняемых на рабочем месте функций, с тем чтобы проектировать для каждого рабочего места тот их набор, который наиболее соответствует качествам работника и, значит, будет способствовать наибольшей отдаче (подход «работа для человека»). Конечно, возможности индивидуального подхода ограничиваются рамками технологии и техники, однако оптимум в конкретных условиях всегда достижим.

    Подход, применимый для определения рамок индивидуализации труда, заключается в выявлении в составе работ безальтернативной и альтернативной частей. Безальтернативная связана с технологией производства, с применяемой техникой, альтернативная – с разделением и организацией труда. Считается, что чем больше в содержании труда элементов, связанных с творчеством, тем больше альтернативная часть, но это не всегда так: есть рабочие-инноваторы, которые вносят творческий элемент практически в каждое задание, и встречаются специалисты-исполнители. Но в целом еще в начале века «отец классического менеджмента» А. Файоль определил, что у рабочего технической установкой определяется 85 % квалификации, в то время как у руководителя среднего звена – только 30 %, а остальная часть квалификации реализуется в административной, коммерческой, финансовой, страховой и учетной сферах3. Современная же организация труда предполагает расширение альтернативной части его содержания в условиях работы в командах, делегирования полномочий работникам, открытости информации, использования на рабочих местах высокотехнологичных средств труда.

    Самостоятельность современных предприятий создает предпосылки широкого маневрирования предметами, средствами труда и живым трудом, в том числе с последующим изменением организационной структуры, штатного расписания, системы оценки результатов и стимулирования труда. Практика показывает, что в рамках подхода «ключевой специалист» лидер, «закрывающий» какое-либо направление деятельности фирмы, обычно получает право набрать команду и организовать ее труд так, как считает целесообразным. По сути на ключевого специалиста компания может полностью возложить функцию подбора персонала в свою команду. Под сильного специалиста фирма может произвести реорганизацию, изменить свою структуру. Кстати, изменение структуры – наиболее частый прием и при необходимости освобождения от слабого руководителя. Однако чаще всего необходимо сначала подобрать самого ключевого специалиста нужного уровня, да и многих других работников компании подбирают силами своих специалистов в области управления персоналом, активно сотрудничающих с менеджерами, в подразделениях которых имеются вакансии.

    Методический подход к анализу содержания труда заключается в выборе системы классификации функций, параметров оценки функций, экспертной оценке труда по каждой функции и на каждом рабочем месте и расчете сводного показателя, определяющего общую оценку функции или набора функций на рабочем месте, в подразделении. Аналогом такого подхода была недавно действовавшая в СССР унифицированная, стандартизованная система аттестации и рационализации рабочих мест. О ней мы расскажем ниже, поскольку методология аттестации и рационализации рабочих мест остается приемлемой и в новых условиях для достижения некоторых целей анализа содержания и условий труда.

    Эксперты определяют оценки либо путем сравнения разных функций, либо соотнося параметры рабочего места с нормативными. Подразумевается, что оцениваются технологически близкие функции и рабочие места, однако можно выбрать такую систему параметров, которая позволит разработать сквозную для всего предприятия систему оценки рабочих мест, функций. Результаты анализа содержания труда вплоть до функций по всем рабочим местам организации предоставляют возможность функционального перераспределения работ с учетом особенностей и пожеланий людей.

    Кроме установления набора параметров, показателей и принципов их измерения и оценки методология включает подходы к определению их относительного веса. Методологически правильный, а потому эффективный анализ содержания труда требует участия специалистов, которыми предприятия зачастую не располагают, тем более что специализировавшиеся на таких работах подразделения (ООТЗ, лаборатории НОТ и УП) почти повсеместно распущены. Здесь должны помочь консалтинговые фирмы и специалисты в области экономики и организации труда. Обязательно участие в качестве эксперта человека, занимающего оцениваемое рабочее место.

    Анализ содержания труда – многоцелевая деятельность, направленная на решение следующих задач:

    • определение научно обоснованных требований рабочего места к работнику как профессионалу (уровень общего и специального образования, опыт и т. п.), его организму (физиологические, антропометрические данные, силовые качества, выносливость и т. п.) и личности (личные качества, такие как направленность, креативность, коммуникабельность и т. п.); речь идет по сути о трудовом потенциале, которым должен обладать работник, чтобы быть адекватным и успешным на данном рабочем месте;

    • совершенствование разделения и организации труда за счет точного определения состава выполняемых функций и их последующего перераспределения;

    • формирование научной базы для нормирования труда;

    • установление критериев уровня заработной платы и стимулирования работников;

    • формирование информационной базы для таких компонентов кадровой политики, как подбор, перемещение, оценка результатов и др.;

    • совершенствование документов по трудовым отношениям, таких как положения о подразделениях и должностные инструкции;

    • создание базиса для оптимизации управленческих процессов, разработки схем информационных потоков, документооборота и принятия решений.

    Методическую помощь в организации и проведении анализа содержания труда оказывают многочисленные источники. Одни предлагают методики проведения этой работы, другие – перечни групп функций и отдельных функций, осуществляемых при решении той или иной задачи, третьи содержат и то и другое. Назвав некоторые из этих источников, мы позже остановимся подробнее на некоторых из них.

    Информацию о составе выполняемых функций содержат положения о подразделениях, должностные инструкции, схемы документооборота, анкеты об имеющихся и желаемых полномочиях. Американский подход к определению характеристик труда приведен в книге В. И. Марцинкевича и И. В. Соболевой «Экономика человека» (М.: Аспект-Пресс, 1995). Необходимую информацию удается получить с использованием методов исследования трудовых процессов, таких как фотография рабочего дня, самофотография и других, применяемых в научной организации и нормировании труда. Информацию о характере, условиях и организации труда позволяет получить процесс учета, планирования, аттестации и рационализации рабочих мест, методологически глубоко проработанный более 15 лет назад.

    Знание состава функций, выполняемых на рабочем месте, характера, условий и организации труда позволяет перейти к установлению профессиональных и личностных требований к работнику со стороны рабочего места. Ориентируясь на многочисленные параметры рабочего места, приходится решать задачи выбора существенных и несущественных качеств, определяющих успешность труда, установления рамок приемлемости и неприемлемости количественных и качественных показателей свойств, определять качества, препятствующие работе на данном месте. Подспорьем в этой нелегкой работе, в которой должны принимать участие квалифицированные эксперты, также могут служить многочисленные методические материалы и источники, в которых приводятся перечни качеств.

    Определить профессиональные качества помогут квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей, приводимые в соответствующих справочниках. Применимы в данном случае Женевская схема условий труда, перечни показателей достижений, на основе которых осуществляется стимулирование работников, выдача им вознаграждения или применение санкций4. Не так давно в нашей стране разработаны методики проведения аттестации работников (например, «Методические рекомендации по оценке сложности и качества труда специалистов»), в том числе и в связи с переходом бюджетной сферы на оплату труда по Единой тарифной сетке. Ну и, конечно, полезен известный метод профессиографии.

    Подходы к определению состава личных качеств работника исходя из индивидуального или коллективного характера, условий и содержания труда, особенностей трудового коллектива, формального статуса работника и других обстоятельств лежат в сфере интересов общей психологии и психологии труда. Методически подробно разработан процесс психографии. В книге В. И. Марцинкевича и И. В. Соболевой «Экономика человека» приводятся перечни качеств, отражающие требования рабочего места к работнику по методике Минтруда США. Эффективен, на наш взгляд, так называемый «подход от тестов». Взяв за основу параметры, которые определяются с помощью наиболее надежных и валидных тестов, оценив экспертным путем количественные или качественные значения характеристик этих качеств или измерив их у людей, добившихся успехов на этом или аналогичном рабочем месте, можно получить ориентировочный профиль личности работника для данного места. В последнем случае устраняются проблемы поиска способов выявления и измерения качеств, поскольку они определяются с помощью тестов, взятых за основу еще на стадии выбора состава качеств.

    Рассмотренный состав элементов потенциала человека может также быть использован в качестве исходного набора групп качеств, определяющих личные особенности работника. По каждому из компонентов потенциала можно подобрать некоторое количество конкретных качеств и инструменты выявления их наличия и степени выраженности. Все это делается, естественно, при условии предварительного определения требований рабочего места и условий труда к работнику.

    Можно разыскать и использовать и другие источники информации. Рассмотрим подробнее некоторые из упомянутых выше материалов.

    Итак, наиболее известный подход к классификации параметров рабочих мест называется «Женевская схема условий труда» и включает оценку рабочих мест по следующим показателям:

    • квалификационные требования (для выполнения функции, работы на данном месте): общее образование, специальное образование, опыт;

    • тяжесть труда: физические и нервно-психологические нагрузки;

    • ответственность: за свой труд, за труд других (подчиненных);

    • вредность труда.

    На немецких предприятиях на основе Женевской схемы разрабатываются «Ранговые ряды, квалификационные характеристики рабочих мест, балльные оценки» по всем рабочим местам5, что позволяет получить научно обоснованную информационную базу для целого ряда элементов кадровой политики: отбора, планирования карьеры и перемещений, оплаты труда (чем выше суммарный балл, тем объективно выше стоимость труда на таком рабочем месте). Фрагмент такого документа приведен в табл. 5.1.


    Таблица 5.1

    Ранговые ряды, квалификационные характеристики рабочих мест, балльные оценки



    Чтобы получить оценку параметра, составляют таблицы соответствия, где тому или иному уровню параметра присваивается соответствующий балл. Например, среднее образование может быть оценено в 7 баллов, а высшее – в 25. Таблицы соответствия составляются на основе исследований, проводимых квалифицированными экспертами, которые сначала выделяют состав признаков, связанных с параметром, а затем дают относительную оценку (с учетом веса и/или значимости каждого признака). Опираясь на такого рода разработки, можно достаточно точно подбирать персонал, планировать обучение, перемещения, устанавливать вознаграждение за труд и даже разрешать конфликты, связанные с субъективностью оценки работником своего труда и труда других людей (научно обоснованные цифры обычно убеждают).

    В одном из учебников по социологии труда6 рекомендуется разделять функции на энергетические, технологические, контрольно-регулирующие, управленческие. В самостоятельную социологическую категорию выделена «содержательность труда» как степень необходимости умственных затрат. Впоследствии появилась типология содержания труда, пригодная для сквозной оценки по всем рабочим местам и включающая следующие группы параметров7:

    • уровень технической оснащенности рабочего места (от простых приборов и инструментов до автоматических станков);

    • типичные рабочие функции (от простого обслуживания производства до разработки его научных основ);

    • общая физическая тяжесть труда;

    • степень однообразия физической нагрузки;

    • общие физические условия труда;

    • три группы требований к умственной деятельности (при принятии решений, при выполнении рабочих предписаний, при переработке информации);

    • степень технологически обусловленной привязанности к рабочему месту;

    • нагрузки на нервную систему;

    • сменность работы;

    • характер технологически необходимых коммуникаций;

    • возможность личных коммуникаций.

    По каждому из этих параметров эксперты дают оценку от 1 до 9 баллов, на основании чего можно рассчитать общий показатель и сравнить содержание труда на разных рабочих местах.

    Большая группа параметров рабочих мест и функций рассматривается в методиках по аттестации руководителей, специалистов и исполнителей. Создание единых перечней параметров для аттестации и оценки рабочих мест и функций этих категорий работников представляется правильным подходом, ориентированным на достижение конечного результата. К примеру, отечественная система оценки работы служащих, разработанная НИИ труда в 1989 г. (она рассматривается в разделе, посвященном проблемам аттестации работников), включает следующие параметры:

    • профессионально-квалификационный уровень (образование, стаж, творческий подход к делу);

    • деловые качества (компетентность, воспитание коллектива, инновации в коллективе, стиль принятия решений, контактность);

    • сложность работы (содержание труда, разнообразие и комплексность работ, самостоятельность, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность);

    • оценка результатов труда по количеству, качеству, срокам.

    Когда весь перечень функций определен и оценен, появляется возможность выяснить мнение работника относительно состава собственных функций и разделения труда в коллективе, подразделении. Адекватной формой представления мнения работника на этот счет является «Анкета об имеющихся и желаемых полномочиях», регулярно заполняемая работником. Она позволяет определить уровень понимания работником своих функций, учесть личностный фактор, узнать о карьерных устремлениях, осуществить обогащение и перепроектирование труда, внести изменения в разделение, кооперацию, условия труда, модернизировать структуру подразделения и нормативные документы.

    Анализ содержания труда на работающем предприятии, как и любое научное исследование, должен включать определение целей, задач и существенных факторов, влияющих на содержание труда, выдвижение гипотез, изучение материалов, разработку аналитических схем, таблиц, принятие и апробацию решений об изменениях.

    Постановка целей и задач анализа должна включать определение объекта исследования. Этим объектом могут быть сквозные функции, выполняемые совместными усилиями нескольких подразделений, например бизнес-планирование, разработка и производство новых продуктов; локальные функции, выполняемые одним подразделением, например хозяйственное обслуживание; микрофункции, выполняемые на рабочем месте. Как правило, сквозные функции являются наиболее важными для предприятия и разбиваются на локальные и микрофункции. Предмет исследования – эффективность разделения и кооперации труда, использования потенциала работников, возможности повышения отдачи на рабочем месте и удовлетворенности работников своим трудом и т. п.

    В чем польза описания функций?

    Наличие такого типа описаний всех важнейших функций организации (бизнес-планирования, производства, отчетности и т. п.) позволяет сделать работу более понятной, законченной, значимой, дает возможность работникам ощутить себя причастными к достижению конечных результатов организации, то есть «каждый солдат видит и свой маневр», и конечную цель общего дела.

    Описание функций позволяет разрабатывать схемы движения документов и информации, улучшать и развивать процессы организации труда и управления трудом, разрабатывать и уточнять положения о подразделениях, в частности схемы взаимосвязей между подразделениями, совершенствовать должностные инструкции.

    Описание функций позволяет также вносить изменения в расстановку персонала, оценивать трудоемкость работ, определять квалификационные требования к исполнителям отдельных работ при выполнении функции. Поскольку описание функций включает требования к знаниям специалистов, появляется возможность определить приемлемость существующей организационной структуры, соответствие персонала уровню решаемых задач и необходимость внесения изменений в структуру и нормативные документы. Действительно, разработка нового продукта может быть поручена, например, либо существующим структурным подразделениям, если в них имеются резервы для такой работы, либо временному коллективу (матричной структуре, проектной команде, продуктовой команде), создаваемому для решения этой задачи на основе концентрации специалистов из разных подразделений. В любом случае для принятия организационного решения требуется точное знание содержания, характера и трудоемкости предстоящей работы.

    Еще одним источником информации о содержании труда работников служит разработка схем документооборота, информационных потоков, принятия решений. Роль документов чрезвычайно велика, зачастую конечным результатом деятельности организации в какой-то период является разработка и передача по назначению документа, например, годового отчета в налоговую инспекцию. От точности распределения и проведения процедур, от знаний и умений каждого участника создания такого документа зависит конечный результат и благополучие фирмы и ее коллектива. Неслучайно в каждое положение о подразделении включается раздел, отражающий и регламентирующий связи этого подразделения с другими. В таких схемах сразу выявляется наличие «петель» в движении документов, нестыковки, неполнота процедур, элементы безответственности. Схемы документационных и информационных потоков связаны с описаниями сквозных функций, и разработка описаний должна происходить совместно с составлением схем движения информации и документов. Схемы можно представить и в табличной форме. Это могут быть укрупненные схемы и таблицы, определяющие порядок передачи информации в целом, или схемы движения документов при реализации отдельных функций, или таблицы входящих, исходящих и внутренних документов подразделений с указанием регламентов их выполнения, а при желании и фамилий исполнителей, или схемы движения какого-либо отдельного документа.

    Основы профессиографии

    Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей8. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность и рамки использования такого трудоемкого метода определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности те, которые применяются в процессе анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.

    Основные этапы разработки профессиограммы:

    1) изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции;

    2) анализ, систематизация, синтез информации;

    3) разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой;

    4) обобщение частных профессиограмм;

    5) разработка универсально-комплексной профессиограммы;

    6) разработка специальных профессиограмм для целей:

    • профориентации и консультации;

    • оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

    • повышения безопасности труда, надежности персонала;

    • стабилизации кадров;

    • решения социально-психологических вопросов коллектива;

    • повышения качества труда.

    Психограмма – важнейшая часть профессиограммы – это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, обучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

    Для составления психограммы используются такие источники информации, как документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кино– и видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

    Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) включает:

    • требования к оборудованию, организации и условиям труда;

    • социально-психологические параметры трудового коллектива;

    • комплекс требований к психике человека (нейропсихи-ческим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; способностям к адаптации, обучению, восприятию, ритмам);

    • требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;

    • требования к руководителю – организатору, педагогу, специалисту, личности.

    Общая схема составления предварительной профессиограммы такова:

    • перечисляются параметры психических функций;

    • группа экспертов определяет функциональную сопряженность этих параметров с требованиями профессиональной деятельности (не требуется, требуется со степенью низкой, средней, высокой);

    • отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

    Объектом рассмотрения могут быть следующие параметры психических функций:

    • высокая абсолютная чувствительность зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и т. д. (можно рассматривать отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);

    • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д.; методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;

    • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;

    • наблюдательность;

    • показатели внимания – объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;

    • разновидности памяти – оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;

    • показатели памяти – объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;

    • способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;

    • разновидности мышления – наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);

    • скорость мыслительных действий;

    • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического и словесного материала;

    • способность быстро и точно принимать решения;

    • инициативность;

    • хорошая ориентация в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;

    • показатели психомоторной деятельности – скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;

    • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;

    • подвижность пальцев;

    • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;

    • быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;

    • разборчивость речи;

    • отсутствие в сложной обстановке напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;

    • способность работать в условиях риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стрессоустойчивость);

    • уравновешенность;

    • бдительность;

    • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности: направленность, включая мотивацию к труду, интересы, идеалы, мировоззрение, потребности, желания, акцентуация характера,

    конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);

    • моральные качества, стремление к развитию в работе, к лидерству, трудовой или культурно-производственный потенциал, способность к руководящей работе;

    • положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;

    • профессионально обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и др.), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

    Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, к которым более склонны менеджеры и исследователи.

    С целью разработки более точной профессиограммы, например для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник. Перечень параметров должен быть предварительно отобран компетентными экспертами.

    При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:

    • важность качества: 1 – совершенно необходимо, 2 – весьма желательно, 3 – желательно, 4 – почти безразлично;

    • качество требуется: ПС – постоянно, ПР – периодически, ИН – иногда.

    Форму опросника приводим в табл. 5.2.


    Таблица 5.2

    Форма профессиографического опросника


    Вышеприведенный перечень признаков можно дополнить таким набором:

    • способность: быстро читать печатный текст, разбирать неясный почерк, понимать неясное произношение;

    • умение читать чертежи, схемы и т. д.

    Целесообразно также включить блок профессиональных требований из квалификационной характеристики и требований, вытекающих из специфики рабочего места. При этом следует определить и степень достаточности владения отдельными составляющими профессионализма: на уровне знания, на уровне умения, на уровне навыка или в высокой степени, выше среднего, средний уровень, ниже среднего:

    • владение иностранным языком, вопросами биржевых операций и т. п.;

    • память на лица;

    • память на слова;

    • умение грамотно писать;

    • почерк;

    • стабильность позитивного эмоционального состояния;

    • поведение в общении, преобладающая позиция;

    • способность не отвлекаться на представителей другого пола;

    • умение рассказывать и комментировать;

    • способность не поддаваться чужому влиянию;

    • снисходительность, терпимость;

    • способность к лидерству;

    • отношение к интересам фирмы;

    • обаяние;

    • осторожность;

    • умение хранить тайну;

    • способность подчиняться, исполнительность;

    • сдержанность и т. д.

    Пример профессиографии

    В 1991 г. был проведен анализ потенциала (требований к должностям) работников компании Lufthansa с участием более 80 менеджеров разного уровня (табл. 5.3, рис. 5.1 и 5.2)9.


    Таблица 5.3

    Операционализированные параметры требований к руководству отделов






    Рис. 5.1. Базовый профиль 1 («Должности начальников отделов с ориентацией деятельности на клиентов»)


    Рис. 5.2. Базовый профиль 2 («Должности специалистов»)

    Система описания профессий и требований рабочего места в США10

    Практическая необходимость единого подхода к оценке всех видов труда выразилась в создании Министерством труда США системы профессиональных требований. Ее цель состоит в том, чтобы установить ориентиры в растущем разнообразии специальностей, повысить эффективность выбора профессий, более полно использовать потенциал имеющихся трудовых ресурсов11.

    Один из информационных источников, помогающих в деле стандартизации должностей, – «Словарь наименований профессий» (Dictionary of Occupational Titles, DOT). DOT включает стандартизированные и исчерпывающие описания должностных обязанностей и относящейся к ним информации для более чем 200 тыс. профессий. Такая стандартизация позволяет нанимателям в разных отраслях промышленности и в разных частях страны более точно приспосабливать требования к навыкам работников.

    Определение DOT для отраслевого управляющего (руководителя направления), код профессии 183.137–010, приводится в Примере 112 (см. с. 288). Первая цифра кода указывает на один из следующих основных родов занятий:

    0/1 – Профессиональный, технический, управленческий.

    2 – Канцелярский и продажи.

    3 – Обслуживание.

    4 – Сельское хозяйство, рыбная ловля, лесное хозяйство и связанные с ними отрасли.

    5 – Перерабатывающая отрасль.

    6 – Механика (работа с механизмами).

    7 – Судебная деятельность (Органы правопорядка).

    8 – Строительные работы.

    9 – Разное.

    Для отраслевого управляющего (руководителя направления) основным классификатором будет занятие административной деятельностью. Таким образом, в этом примере присутствует код 1. Следующие две цифры представляют деление общей категории занятий.

    Следующая группа из трех цифр отражает степень сложности функций, осуществляемых в данной должности по отношению к каждому из трех объектов труда: документации, людям, материальным объектам. По каждому из объектов может реализовываться одна из восьми функций, расположенных в порядке убывающей сложности (самая сложная – 0, самая простая – 8), как это показано в табл. 5.413.


    Таблица 5.4

    Шкала должностных обязанностей работников, используемая для анализа работы14



    Для отраслевого управляющего (руководителя направления) цифра 1 в данных будет означать координирование данных, цифра 3 для людей будет означать контроль, а цифра 7 для вещей будет означать регулирование.

    Последние три цифры указывают на алфавитный порядок наименований в шестизначной кодовой группе. Эти коды помогают отличить конкретный род занятий от других подобных ему. Место в алфавите для отраслевого управляющего (руководителя направления) указано цифрами 010.


    Пример 1. Части определения из Словаря наименований профессий:

    1) код профессии:

    183.137–010;

    2) название профессии:

    управляющий (менеджер), отрасль (направление, отделение);

    3) наименование отрасли промышленности:

    все виды промышленности;

    4) дополнительные названия:

    менеджер участка, менеджер подразделения, менеджер предприятия;

    5) основная формулировка;

    6) «возможные» обозначения;

    7) название вне рубрики;

    8) функции:

    руководит производством, распространением и маркетинговыми операциями филиала предприятия или определенной территорией промышленного предприятия; координирует деятельность по производству, распространению, хранению на складе и реализации в соответствии с политикой, принципами и порядком, установленными менеджером промышленного предприятия (все виды промышленности). С целью оценить и содействовать реализации возможностей роста предприятия и улучшения обслуживания в данном районе совещается с клиентами и представителями производства. Разрабатывает планы эффективного использования машин, рабочей силы и материальных ресурсов. В целях поддержания прибыльности подразделения пересматривает и изменяет стоимость продукции, качество и программы управления запасами. Планирует и руководит программами продаж, рассматривая позицию конкурентов и разрабатывая новые рынки, используя продажу, рекламу, рекламно-пропагандистские акции и сферу обслуживания. Руководит кадровой программой. Руководит подготовкой материалов бухгалтерского учета. Предлагает администрации рекомендации по бюджету. Может именоваться согласно наименованию сферы ответственности как менеджер участка (любая отрасль); локальный менеджер (менеджер местного отделения), региональный менеджер (любая отрасль).

    Учет, аттестация, рационализация и планирование рабочих мест

    Информационную базу для анализа уровня и совершенствования материальных факторов производства (предметов и средств труда), условий и безопасности труда обеспечивают учет, аттестация, рационализация и планирование рабочих мест. Знание этого процесса является непременным элементом профессионализма менеджеров, а его методология достаточно хорошо проработана и известна: в 1986 г. было утверждено Типовое положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест, на основании которого были разработаны отраслевые положения. Современный подход к персоналу требует активного участия самих работников в аттестации РМ. Приведем несколько определений элементов этой деятельности15.

    Основные цели – повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование производственных и трудовых ресурсов (ресурсный подход к персоналу) в организации за счет:

    • ускорения роста производительности труда в результате приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, сокращения ручного и тяжелого физического труда;

    • улучшения использования основных производственных фондов путем ликвидации лишних рабочих мест с устаревшим оборудованием;

    • модернизации действующего оборудования, внедрения передовой техники и технологии и концентрации работ на этих направлениях, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих, повышения коэффициента сменности работы;

    • улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства, содержательности и привлекательности труда.

    Несмотря на общее падение промышленного производства в России, эти работы остаются актуальными хотя бы на стадии выявления резервов производства, возможностей организации производства той или иной продукции для рынка, выявления и реализации излишнего и устаревшего оборудования и производственных площадей.

    Учет рабочих мест при проведении аттестации состоит в определении их числа, классификации по видам и характеру использования, категориям занятых на них работников, степени механизации и условиям труда и т. д.

    Аттестация рабочих мест – это совокупность мероприятий, включающая комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие должному научно-техническому и организационному уровню, анализ достигнутого уровня производства, выработку решений о дальнейшем использовании рабочих мест и направлениях их совершенствования. Оцениваются также условия труда и техники безопасности на рабочем месте. По результатам аттестации каждое рабочее место относится к одной из трех групп: аттестованные, подлежащие рационализации, подлежащие ликвидации. Значительно расширяет рамки задач и возможности получения положительных результатов в процессе рационализации рабочих мест использование основных положений Теории обогащения труда в качестве оценочных критериев. Согласно этой теории16 сам процесс труда может стать привлекательным для работника в том случае, если он имеет, как минимум, следующие характеристики:

    • ответственность работника за результаты труда;

    • значимость, важность выполняемой работы, осознаваемую работником;

    • определенную свободу в использовании ресурсов;

    • наличие обратной связи – информированность об оценке потребителем результатов труда работника;

    • возможность профессионального роста, развития потенциала работника;

    • возможность контроля над условиями труда.

    Рационализация рабочих мест представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий для совершенствования рабочих мест и улучшения их использования. Действия могут быть направлены на повышение технического и организационного уровня рабочих мест, улучшение условий труда и техники безопасности. Все мероприятия обосновываются с экономической точки зрения, определяется их эффективность.

    Планирование рабочих мест предусматривает расчет их оптимального количества и структуры в целях обеспечения сбалансированности с трудовыми ресурсами и роста производительности труда.

    Положения об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест (как типовое, так и отраслевые) содержат подробные методики организации и проведения этих работ, расчета показателей, формы карт учета и паспортов рабочих мест рабочих и служащих.

    Для привлечения работников к анализу содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест, выявления их мнения используются Анкета об исполняемых и желаемых полномочиях работников и Анкета исследования отношения работников к труду. Попутно отметим, что информационную базу для организации стимулирования работников и совершенствования кадровой политики получают с помощью исследований мотивации труда, потребностей работников, их ценностных ориентаций, социально-психологического климата в коллективах, оценок работниками качества трудовой жизни включая стиль руководства, чувство гордости за свой труд и свою фирму, удовлетворенность трудом и его отдельными факторами, системой стимулирования.

    Если анализ содержания труда, профессиография, учет, аттестация и рационализация рабочих мест направлены на повышение эффективности труда на рабочем месте, на повышение удовлетворенности работника, то интегративную оценку состояния кадровой политики в организации позволяет получить анализ кадрового потенциала предприятия.

    Анализ кадрового потенциала организации

    Понятие и компоненты потенциала работника и группы были рассмотрены выше. Кадровый потенциал организации надо анализировать с целью установления степени обеспеченности кадрами текущих и перспективных задач организации, оценки адекватности персонала стоящим перед фирмой задачам и перспективам развития. Исходя из этого критерии оценки кадрового потенциала и показатели, по которым осуществляется анализ, различны: с точки зрения текущих задач персонал может быть подходящим, с точки зрения перспективы – не соответствовать новому видению организации. Так, Ли Якокка за 3 года вынужден был уволить 33 из 35 высших менеджеров компании Kraisler, поскольку, по его мнению и мнению профессиональных экспертов-психологов, они не соответствовали новому образу фирмы, новым условиям организации труда и управления. При этом в расчет брались и опыт предыдущей работы человека, и его потенциал в части приобретения новых навыков организации работы и руководства17. Кадровый потенциал организации должен рассматриваться как общий уровень кадрового обеспечения существования и развития организации. Если по каждому направлению деятельности есть ключевой специалист, а групповой потенциал его команды позволяет надеяться на благополучное решение проблем, это означает, что кадровый потенциал достаточен. Недостаточный уровень существенных для успеха качеств у персонала хотя бы на одном направлении ставит под сомнение возможность достижения успеха всей организацией. Потенциал каждого работника и группы уникален, поэтому анализ должен носить индивидуальный характер, с учетом специфики стоящих перед исполнителями задач и вытекающих из них требований. Потенциал организации включает потенциалы ключевых специалистов, руководителей, групп и коммуникативный потенциал, связанный с межгрупповым взаимодействием. Наличие объективных критериев для оценки адекватности персонала задачам организации – непременное условие анализа кадрового потенциала, в противном случае такой анализ теряет целесообразность, становится «учетом ради учета».

    В сущности, анализ кадрового потенциала – постоянная задача службы управления персоналом. Этот процесс неизбежен на стадии разработки стратегии, бизнес-плана, в случае принятия решений, связанных с изменениями в бизнесе, структуре организации.

    К примеру, инновационная стратегия организации предполагает особое внимание к творческому потенциалу работников (собственно, творческий потенциал требуется при реализации любой стратегии, поскольку способность к постоянному развитию, улучшению на каждом рабочем месте рассматривается сейчас как основное конкурентное преимущество организации). Возникает задача выявления творческого потенциала каждого работника, формирования проектных команд, перехода к принципам обучающейся организации или к развивающему управлению персоналом.

    В свою очередь работа в команде требует компетентного распределения и полноты представленности ролей, хороших коммуникативных навыков людей, ориентации на сотрудничество, и работа на уровне команд также должна быть включена в программу реализации стратегии. Может потребоваться и обучение персонала, повышение его квалификации, переквалификация.

    В подобных случаях определяются требования к работникам, способным обеспечить реализацию стратегии (осуществляется прогностический анализ содержания труда, прогностическая профессиография по всем или хотя бы по ключевым рабочим местам), затем требования сравниваются с качествами работников, занимающих эти места. Разрабатывается подпрограмма обеспечения стратегии развития организации рабочей силой всех уровней.

    Конечно, поиск персонала для реализации стратегии не следует ограничивать рамками «работник на данном рабочем месте: соответствие перспективным требованиям по рабочему месту», поскольку внутренний рынок труда может предложить людей, более готовых к выполнению перспективных требований, но занимающих иные рабочие места, или сильно мотивированных к развитию. В случае невозможности удовлетворить потребности развития за счет собственного персонала необходим анализ потенциала внешнего рынка труда. Может оказаться, что на нем нет и не предвидится рабочей силы с нужными качествами, и такое положение дел не исключает пересмотра стратегии в сторону ее большей реалистичности в части трудового потенциала.

    Организации регулярно представляют в органы управления трудовыми ресурсами РФ отчеты о структуре и степени обеспеченности своих потребностей в кадрах, в которых персонал группируется по различным признакам: профессионально-квалификационному и образовательному уровню, половозрастным характеристикам, стажу работы и т. п., и составление подобных отчетов также предполагает анализ кадрового потенциала фирмы. При изменении деловой активности компании она должна заблаговременно позаботиться о высвобождающемся или требующемся персонале, сообразуя свои действия с требованиями трудового законодательства. С. В. Шекшня определяет понятие «статистика человеческих ресурсов» как систему данных о различных сторонах управления персоналом – производительности, издержках на рабочую силу, профессиональном обучении, динамике трудовых ресурсов18. В его книге приводится следующий набор данных о персонале предприятия:

    • структура и динамика рабочей силы по категориям занятых (производственный, непроизводственный и административный персонал и соотношение между ними); по возрасту, уровню образования, стажу работы в организации, полу, текучести, показателю абсентеизма, коэффициенту мобильности;

    • производительность: объем продукции, произведенной одним работником за один час; реализованной за год из расчета на одного работника; объем прибыли на одного работника; объем потерянной производительности из-за абсентеизма;

    • издержки на рабочую силу: общие, доля издержек в объеме реализации, на одного сотрудника, на один производительный час;

    • профессиональное обучение: процент сотрудников, прошедших обучение, доля часов на обучение в общем балансе рабочего времени, среднее число часов обучения на одного обученного, издержки на обучение: общие, на одного обученного, на один час обучения, на одного работника организации, доля издержек на обучение в объеме реализации.

    Наиболее полную картину состояния персонала дают периодические аттестации, методология которых направлена на определение потенциала каждого работника, а общие результаты позволяют сделать любые разрезы для получения обоснованных выводов о состоянии и перспективах кадрового обеспечения деятельности фирмы. Напомним, что в процессе аттестации определяются такие характеристики работника, как профессионально-квалификационный уровень, деловые качества, сложность выполняемой работы и достигнутые результаты. Каждый показатель представляет собой многофакторную оценку качества и рассчитывается на основе объективных и полученных экспертным методом параметров19. Организации аттестации персонала предприятия будет посвящен соответствующий раздел.

    Поясним значение термина «ключевой специалист». На Западе так называют работника столь высокого уровня профессионализма и умения организовать команду, что приобретение его в штат предприятия позволяет руководству не только «закрыть» проблемы по направлению деятельности, бывшему до этого неблагополучным, но и перестать заботиться об этом направлении в будущем. По сути, в подчинении руководителя высшего звена должны быть такие ключевые специалисты – способные самостоятельно решать вопросы по своим направлениям и умеющие организовать работу подчиненных, а если нужно, то и набрать команду. Задание привлечь ключевого специалиста дается службе управления персоналом в процессе разработки бизнес-плана, когда определяется наличие таких руководителей-специалистов на имеющихся и разворачивающихся направлениях деятельности. Заполнение вакансии ключевого специалиста связано с большими временными и финансовыми затратами, но они, как правило, окупаются. Информация о профессионалах уровня ключевых специалистов общедоступна, сведения о них имеются в рекрутерских фирмах (называемых «хедхантерскими»), помещаются в печати, являются предметом разговоров бизнесменов. Наем на работу ключевого специалиста расценивается как большой успех службы управления персоналом. В процессе найма активное участие принимает глава фирмы. Так, еще в 1930-х гг. глава концерна General Electric А. Слоун покидал совещания совета директоров компании ради личной беседы с претендентом на ключевую должность. Ключевой специалист, как правило, получает возможность организовать труд по своему направлению так, как считает нужным, используя имеющийся персонал или набирая новую команду. По его требованию может быть проведена и структурная перестройка организации. Естественно, что он несет и полную ответственность за последствия своих решений. Прогрессивная кадровая политика предприятия способствует удовлетворению потребностей в ключевых специалистах в основном за счет собственного персонала.

    Стратегическое планирование и процесс планирования персонала

    Стратегическое планирование – это процесс, с помощью которого представители высшего менеджмента определяют замыслы и цели организации и средства их достижения20.

    Планирование персонала — процесс систематического анализа потребности в персонале, который гарантирует наличие нужного количества работников, имеющих требуемые навыки, там, где они нужны, и тогда, когда нужны.

    Планирование человеческих ресурсов включает подбор ресурса рабочей силы внутри и вне организации в расчете на вакансии, которые предвидятся через определенный период. Естественно, что стратегическое планирование предшествует планированию персонала.

    Конкретные количественные и качественные планы в сфере человеческих ресурсов определяются планами организации. На планирование персонала влияют два фактора – потребность и доступность. Прогнозирование потребности в человеческих ресурсах включает определение количества и типа нужных работников и отражает производственные планы и изменение производительности. Чтобы дать прогноз наличия ресурсов, менеджер по персоналу обратит внимание на внутренние источники (уже нанятых сотрудников) и внешние (рынок труда). Проанализировав потребность в работниках и их наличие, фирма может определить, имеется ли у нее излишек или недостаток персонала. Если прогнозируется избыток работников, их количество следует уменьшить. Для этого используют такие методы, как ограниченный наем, сокращение рабочих часов, ранний выход на пенсию и временное увольнение. Если прогнозируется дефицит людей, то фирма должна получить нужное количество сотрудников с рынка труда.

    Так как условия внешней и внутренней среды могут быстро меняться, процесс планирования человеческих ресурсов должен быть постоянным. Меняющиеся условия могут повлиять на организацию в целом, вызывая обширное изменение прогнозов. Планирование в целом дает менеджерам возможность предвидеть изменение условий и подготовиться к ним, планирование же персонала, в частности, – проявлять гибкость в сфере управления людьми.

    Прогнозирование с нулевого уровня

    Прогнозирование с нулевого уровня – метод оценки будущей потребности в рабочей силе, в котором в качестве стартовой точки используется имеющийся на данное время в организации уровень занятости.

    В сущности, при планировании человеческих ресурсов используется та же процедура, что и при составлении бюджета с нулевого уровня, когда каждый бюджет должен ежегодно обосновываться. Если сотрудник уходит на пенсию или увольняется, вакансия не занимается автоматически. В сегодняшней глобально конкурентной среде освободившаяся должность основательно анализируется, прежде чем санкционируется замена. Аналогичное внимание уделяется созданию новых должностей, когда возникает впечатление, что в них имеется потребность. Ключом к прогнозированию с нулевого уровня является тщательный анализ потребности в человеческих ресурсах. Очень часто должность не занимается, а работа распределяется между оставшимися сотрудниками.

    Подход «вверх дном» (снизу вверх)

    «Вверх дном» (снизу вверх) – метод прогноза, используемый на всех уровнях организации и в конечном счете представляющий собой совокупный прогноз потребностей в занятости.

    В пользу этого метода говорит тот аргумент, что менеджер в каждом подразделении лучше всех осведомлен о потребности в рабочих местах. При использовании методики «вверх дном» (снизу вверх) каждый последующий уровень организации, начиная с самого нижнего, прогнозирует свои потребности, и в итоге получается совокупный прогноз необходимых работников. Прогноз потребности в персонале наиболее эффективен тогда, когда менеджеры осуществляют его систематически, под текущие и будущие потребности, понимая, что отделу по управлению персоналом необходимо время на подготовку к использованию внутренних и внешних источников.

    Использование математических моделей

    Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня занятости является объем продаж. Существует положительная связь между спросом и необходимым количеством работников. Используя этот метод, менеджеры могут приблизительно подсчитать количество людей, требующихся при различном уровне спроса.

    Моделирование

    Моделирование – это методика проведения эксперимента с помощью математической модели, обобщенно представляющей реальную ситуацию. Таким образом, моделирование является попыткой реально представить существующую ситуацию с помощью математической логики в целях прогнозирования того, что произойдет. Моделирование помогает менеджерам, позволяя им задать множество вопросов типа «что если» и при этом не вынуждая их принимать решение, приводящее к реальным результатам. В управлении персоналом моделирование может проводиться для того, чтобы представить взаимосвязи между уровнем занятости и другими переменными. Менеджер может в таком случае ставить вопросы «что если», подобные следующим:

    1. Что произойдет, если мы переведем 10 % нынешних работников на сверхурочную работу?

    2. Что произойдет, если завод станет работать в две смены? В три?

    Цель модели – позволить менеджерам добиться ясного понимания определенной проблемы, прежде чем принимать решение в действительности.

    Прогнозирование потребности в человеческих ресурсах

    Прогноз потребности представляет собой оценку количества и характеристик сотрудников, которые понадобятся организации в будущем для реализации намеченных целей. Прежде чем оценивать потребность в человеческих ресурсах, нужно сделать прогноз спроса на товары или услуги фирмы. Затем этот прогноз трансформируется в данные о потребности в людях для получения показателей, необходимых для удовлетворения рыночного спроса. Для фирмы, производящей персональные компьютеры, показатели могут формулироваться как количество единиц, которое планируется выпустить, или количество заявок на покупку, или количество поручительств, которые надо обработать, и т. д. Например, еженедельное производство 1000 персональных компьютеров может потребовать

    10 тыс. часов работы сборщиков в течение 40-часовой рабочей недели. Деление 10 тыс. часов на 40 показывает, что требуется 250 рабочих-сборщиков. Подобные подсчеты проводятся и для других видов работ, необходимых для производства и сбыта персональных компьютеров.

    Прогнозирование наличия человеческих ресурсов

    Прогнозирование потребности позволяет менеджерам оценить, какие именно нужны сотрудники и в каком количестве. Но при этом, как показывает следующий пример, можно натолкнуться на подводные камни.

    Крупная фирма-производитель на Западном побережье США готовилась к началу работ на новом заводе. Аналитики уже определили, что новый товар будет пользоваться спросом длительное время. С финансированием проблем не возникло, оборудование было поставлено. Но прошло два года – а производство все не начиналось! Администрация сделала принципиальную ошибку: она изучила спрос, но не изучила предложение. На местном рынке труда не оказалось достаточного количества квалифицированных работников для нового производства. Новым сотрудникам пришлось пройти основательное обучение, прежде чем они смогли занять вновь созданные рабочие места.

    Определение того, способна ли фирма обеспечить себя персоналом с необходимыми навыками, называется прогнозом наличия, который показывает, можно ли найти необходимое количество работников в самой компании, или за пределами организации, или из этих двух источников.

    Многие работники, которых надо будет назначить на новые должности, возможно, уже работают на предприятии. Если фирма небольшая, то администрация, вероятно, знает свои кадры достаточно хорошо и может подобрать сотрудников так, чтобы их навыки и желания соответствовали потребностям компании. Однако с ростом организации подбор становится все более сложным. Организации, которые воспринимают людей серьезно, пользуются базами данных. В обеспечении внутреннего предложения высококвалифицированного управленческого персонала помогает также планирование преемственности.

    Базы данных содержат сведения обо всех работниках – как менеджерского уровня, так и прочих. Информация о рядовых работниках обычно включает следующие данные:

    • базовое образование и факты биографии;

    • опыт работы;

    • индивидуальные навыки и знания;

    • имеющиеся лицензии и сертификаты;

    • программы обучения, пройденные в период работы в организации;

    • прежние оценки результатов деятельности;

    • профессиональные цели.

    Фирмы могут вести дополнительные базы данных по своим менеджерам и включать в них информацию, которая может быть использована для решений о замене или повышении. Очевидно, такая база будет содержать следующие данные:

    • послужной список и опыт работы;

    • базовое образование;

    • оценка сильных и слабых сторон;

    • потребности в росте;

    • потенциал для повышения в должности в настоящее время, перспективы дальнейшего роста;

    • результаты текущей работы;

    • сфера специализации;

    • предпочитаемая работа;

    • географические предпочтения;

    • карьерные цели и желания;

    • ожидаемая дата выхода на пенсию;

    • личная (частная) история включая психологическую оценку личности.

    Определение потребности в персонале

    Потребность в персонале, как и в других видах ресурсов, зависит от многих факторов. Поскольку персонал – это особый и самый важный вид ресурсов, а качества сотрудников не поддаются точному измерению, то планировать и особенно удовлетворять потребность в персонале намного сложнее, чем нужду в материальных и финансовых ресурсах, и здесь даже после укомплектования штатов велика вероятность обнаружения ошибки, допущенной на стадии планирования и подбора.

    На потребность в персонале влияют обстоятельства, связанные с достигнутым уровнем развития фирмы и предполагаемого состояния после завершения следующего этапа. Этими обстоятельствами могут быть динамика и прогноз ситуации на рынке, на котором оперирует организация (перспективы деловой активности и расширения или сужения рынка товаров, услуг фирмы); внутренние ресурсы фирмы, в том числе человеческие, и их развитие (наличие и размер резервов); политика в области производства, персонала и экономики (что обычно предпринимает фирма и какими методами при этом пользуется); рынок труда по требующимся профессиям (соотношение спроса и предложения, цена работников) и т. д.

    Обычно потребность в персонале определяется на стадии разработки программ по реализации стратегии, разработки бизнес-плана.

    На подготовительной стадии согласуются перспективы организационно-экономического и производственного развития фирмы, от руководителей собираются заявки на комплектование их подразделений.

    На стадии создания бизнес-плана осуществляется увязка его разделов между собой и балансировка по срокам, исполнителям, ресурсам и источникам их поступления. В числе прочих в составе бизнес-планов разрабатываются разделы, имеющие непосредственное отношение к персоналу, – «Персонал» и «Управление».

    Исходя из оценки состояния факторов, влияющих на потребность фирмы в персонале, ее миссии и политики в этой области планируются меры на предстоящий период: сокращения, набор, в том числе ключевых специалистов, перемещения, повышение квалификации, изменения в системе мотивации и оценки результатов, повышение уровня трудовой жизни и безопасности труда и т. п.

    Численность рабочих определяется, как правило, нормативным методом. На основе норм времени, выработки, обслуживания или трудоемкости планируемого объема производства определяется потребность в рабочих тех или иных специальностей, при этом согласуется средний разряд планируемых работ и работников. Нормы времени берутся из отраслевых или республиканских справочников нормативов либо разрабатываются в самой организации на основании опыта, примеров или расчетным путем. В упрощенном виде численность рабочих-сдельщиков определяется по формуле:


    где t – общая трудоемкость определенного вида работ; Фп – полный полезный фонд рабочего времени одного работника за год; в среднем Фп = 1910 ч; qn – коэффициент выполнения рабочими норм выработки.

    Число рабочих можно подсчитать и укрупненно по следующей формуле:


    где В – планируемый объем выпуска продукции в данном периоде в соответствующих единицах измерения; Вн – норма выработки продукции на одного рабочего в планируемом периоде в тех же единицах измерения.


    Численность служащих в общем случае определяется по формуле:


    где Тн – годовая трудоемкость нормируемых работ, определяемая в соответствии с типовыми нормами времени и плановым объемом работ либо экспертным путем; Тнн – годовая трудоемкость ненормируемых работ, определяемая в основном экспертным путем.

    Более подробно вопросы определения потребности в персонале и методы расчета численности работников различных категорий рассматриваются в целом ряде изданий, посвященных нормированию и организации труда, управлению персоналом.

    Поскольку в содержании труда служащих, а особенно специалистов и руководителей, велика доля ненормируемых, творческих работ, то определить потребность в специалистах и руководителях обычно бывает затруднительно. Для руководителей существуют усредненные нормы управляемости (табл. 5.5).


    Таблица 5.5

    Нормы управляемости



    При определении числа подчиненных учитывают следующие факторы:

    • уровень компетентности руководителя и подчиненных;

    • интенсивность взаимодействия между группами или отдельными работниками;

    • объем работ неуправленческого характера у руководителя и потребность в контактах за пределами подразделения;

    • сходство или различия в содержании труда подчиненных (при одинаковой работе допустимое число подчиненных больше);

    • широта новой проблематики в подразделении (доля инноваций);

    • уровень стандартизации и унификации управленческих и производственных процедур в организации;

    • степень физических различий в деятельности.

    В межотраслевых методических материалах по совершенствованию организационных структур управления предприятий и производственных объединений приводятся нормы управляемости:

    • для руководителей организаций и их первых заместителей – не более 10–12 чел. (подразделений);

    • для функциональных отделов – не менее 7-10 чел.;

    • для функциональных бюро – не менее 4–6 чел.;

    • для конструкторских и технологических отделов – 1520 чел.;

    • для конструкторских и технологических бюро – 7-10 чел.

    Должность заместителя руководителя подразделения вводится, как правило, при превышении нормы управляемости в 1,5 раза.

    На потребность в персонале оказывает влияние организационная структура фирмы – линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, матричная, дивизиональная, которая, в свою очередь, зависит от принципиальных подходов к разделению и организации труда. Факторы, определяющие структуру организации, могут быть объективными, отражающими специфику производства и применяемой техники и технологии, и субъективными, отражающими личный потенциал руководителя и его команды.

    Рассмотрим некоторые примеры расчета численности персонала.


    Пример 1. Планирование численности персонала организации на основе прогноза изменения интенсивности труда.

    Исходные данные (результаты текущего года, определяющие численность персонала):

    • число лифтов на обслуживании – 10 252;

    • общее число производительных часов, отработанных на обслуживании лифтов – 218 000 (полезный фонд времени);

    • численность работников: производственные (механики) – 145, непроизводственные – 16.

    Прогноз на следующий год:

    • норма времени на обслуживание одного лифта ужесточается на 15 %;

    • эффективность использования рабочего времени (фонд полезного времени каждого механика) возрастет на 10 %;

    • портфель заказов останется неизменным;

    • соотношение между производственным и непроизводственным персоналом не изменится.

    Расчет нормативов текущего года:

    • затраты времени на обслуживание одного лифта = 218 000 / 10 252 = 21,3 ч,

    • фонд производительного времени одного механика = 218 000 / 145 = 1503 ч,

    • соотношение численности производительных и непроизводительных работников = 145 /16 = 9,1.

    С учетом прогноза рассчитывается потребность в персонале на будущий год:

    • затраты времени на обслуживание одного лифта составят 21,3 / 1,15 = 18,5 ч,

    • потребное число производительных часов составит 18,5 х 10 252 = 189 662 ч,

    • фонд производительного времени одного механика составит 1503 х 1,1= 1653 ч,

    • требуемая численность механиков составит 189 662 / 1653 = = 115 ч,

    • численность непроизводственного персонала составит 115 /9,1 = 13 ч.


    Пример 2. Нормирование труда и расчет численности служащих.

    Применительно к служащим нормирование заключается в установлении меры затрат труда при выполнении заданного объема работ за определенный период. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника требуемой квалификации на выполнение единицы той или иной порученной ему работы, либо косвенно – через численность работников, которая необходима для выполнения определенной функции.

    Управленческий труд как разновидность умственной деятельности допускает возможность его количественной и качественной оценки на основе создания и использования системы базовых нормативов, отражающих меру затрат и результатов этого труда на уровне первичных элементов.

    Базовые нормативы – это расчетные величины, на основе которых разрабатываются укрупненные нормативы, поскольку использование непосредственно базовых нормативов для нормирования конкретных работ зачастую слишком трудоемко.

    Базовые нормативы создаются на типовые элементарные действия по трем направлениям – восприятию информации (прослушивание, чтение, наблюдение), ее переработке (собственно мыслительная работа по поиску решений) и использованию (изложение, написание, непосредственное воздействие на материальный объект); на типовые элементарные комплексы, каждый из которых представляет собой процесс, состоящий как минимум из трех элементарных действий (по одному из каждого направления).

    При определении умственных затрат следует исследовать и разработать их зависимость от различных нормообразующих факторов.

    Сложность решаемой задачи может быть конструктивной (структурной, масштабной), творческой (интеллектуальной) и оперативной.

    Каждому типу сложности соответствует определенный коэффициент. Например, коэффициент творческой сложности (К) устанавливается исходя из следующих условий: если дополнительной информации (подготовки) не требуется или можно ограничиться небольшим анализом, то Ктс = 1; если анализ требуется, но общий подход, принцип, порядок решения установлены, то Ктс = 1,7; при сложных работах с небольшим предшествующим опытом Ктс = 2,0; при сложных проблемах и отсутствии предшествующего опыта Ктс = 2,5; при сложных проблемах, решение которых связано с анализом и синтезом многих неопределенных факторов, Ктс = 3,0.

    Конструктивная сложность определяется составом и количеством взаимосвязанных частей в решаемой задаче, количеством параметров объекта, их разнообразием и т. п. Оперативная сложность связана с требуемой точностью принимаемых решений, степенью их регламентации, самостоятельностью, ответственностью, уровнем риска, масштабом решения, срочностью.

    Коэффициенты устанавливают эксперты.

    Для расчета оптимальной численности работников по многим общеотраслевым функциям разработаны укрупненные нормативы численности служащих по функциям управления. Эти нормативы могут переводиться в дифференцированные по подразделениям и должностям с учетом специфики разделения труда в конкретной организации.

    Существуют Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию; Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации, технологической документации; Нормативы численности инженеров по рационализации и изобретательству; Единые нормы времени на чертежные и копировальные работы и др.

    В табл. 5.6 приведен пример расчета плановой численности работников архива организации. Расчет произведен по Укрупненным нормативам времени на работы по делопроизводственному обслуживанию.


    Таблица 5.6

    Исходные данные для расчета численности работников архива организации



    Годовая трудоемкость работ Тн рассчитывается по нормативам времени с корректировкой на коэффициент К = 1,1, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные надобности:

    Трудоемкость работ, не предусмотренных сборником укрупненных нормативов (ненормируемых работ) Тнн определяется экспертным путем и составляет 50,3 чел.-ч.

    Полезный фонд рабочего времени одного работника за год Фп принимается в среднем равным 1910 ч. Подставляя исходные данные в формулу, получаем необходимую плановую численность:


    Работник, занявший данное рабочее место, вправе рассчитывать на дополнительное вознаграждение за повышенную интенсивность труда.

    Примечания

    1 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 140, 175–177.

    2 Ханабиши С. Повышение производительности и управление персоналом в японских компаниях: опыт и проблемы электроэнергетики // Повышение производительности и управление персоналом на предприятиях электроэнергетики: Российско-японский семинар (27–28 ноября 1996 г., Санкт-Петербург). Тезисы докладов и сообщений / Под ред. Н. А. Лобанова. СПб.: Акме-Петербург, 1997. С. 24.

    3 Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 14.

    4 См., например, кн.: Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993. С. 71.

    5 Цандер Э. Практика управления. Обнинск: Титул, 1992. С. 82–83.

    6 Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. М.: Высш. шк., 1989. С. 110.

    7 Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова и др. М.: МГУ,

    1993. С. 134–135.

    8 Чернышев В. Н, Двинин А. П. Человек в энергетике. СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993. С. 18–27.

    9 Управление персоналом в условиях… С. 169–173.

    10 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Управление персоналом. СПб.: Нева, 2004. Гл. 4.

    11 Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 202.

    12 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Указ. соч. Гл. 4.

    13 Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Указ. соч. С. 202.

    14 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Указ. соч. Гл. 4.

    15 Положение об аттестации, рационализации, учете и планировании рабочих мест в машиностроении. М.: Экономика, 1988.

    16 Синк Д. С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989. С. 375.

    17 Якокка Ли. Карьера менеджера. Минск: Парадокс. 1996. С. 200.

    18 Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: Интел-Синтез, 1996. С. 277–298.

    19 См., например: Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов. М.: Экономика, 1989.

    20 Монди У. Р., Ноу Р. М., Премо Ш. Р. Указ. соч. Гл. 4.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.