Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Тема 1 Мозг
  • Тема 2 Чакры (Часть 3)
  • Тема 3 Манипура чакра
  • Тема 4 Асаны. Сиршасана (Часть 1)
  • Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 2)
  • Программа ежедневных занятий
  • Урок 21

    Великий святой, махатма, йог, пророк или джняни живет на этой земле подобно любому другому человеческому существу. Как и все остальные, он думает, радуется и ест. Огромная разница между йогом и обычным человеком заключается в том, что он пробудил дремлющую в человеке способность, именуемую... осознанием. Он развил эту способность, в то время как у обычного человека она не развита. Он всегда осознает. Его называют драшта – видящим. Он – свидетель событий. Вашей целью на пути к реализации и пробуждению вашего дремлющего потенциала должно быть постепенное развитие в себе этой способности осознания. Вы должны стараться стать видящим.

    (Свами Сатьянанда Сарасвати)

    Тема 1

    Мозг

    В этом уроке мы знакомим вас с сиршасаной – позой стойки на голове(1). Эта асана оказывает глубокое и благотворное влияние на все тело; однако наиболее ярко выражено её воздействие на мозг. Данная тема призвана облегчить вам понимание того, каким образом сиршасана может помочь улучшению функционирования мозга и, тем самым, здоровья всего тела.

    Введение

    Мозг служит вратами между умом и физическим телом. В частности, он может считаться частью физического тела, но не частью ума. Многие люди путают мозг с умом, хотя они представляют собой совершенно разные сущности. Мозг – это своего рода коммутатор между более тонкими сферами бытия и физическим телом. Это перекресток между внутренним и внешним мирами. Без него человек был бы полностью беспомощным, не способным общаться с внешним окружением и действовать в нем. Это управляющий инструмент или компьютер, позволяющий каждому человеку выражать себя в мире, переводить мысли в действия. Без мозга вы были бы не способны говорить, ходить, сидеть, есть, читать и выполнять множество других действий, которые мы считаем настолько само собой разумеющимися, что никогда о них не задумываемся. Все эти действия зависят от работы мозга. Чем лучше его состояние, тем лучше мы способны действовать и выражать себя в жизни.

    Неэффективная работа мозга немедленно приводит к снижению нашей способности помнить, сосредоточиваться, логически мыслить, и так далее. Память, сосредоточение, интеллект и другие аналогичные способности – это функции ума, но вы не можете использовать их в полной мере, если мозг не работает должным образом. Мысли выражаются именно через мозг. Именно мозг опосредует наше умственное сосредоточение, именно с помощью мозга могут выражаться интеллектуальные способности ума. Поэтому мы подчеркиваем очевидное: мозг – это очень важный орган. Он служит средством, с помощью которого ум выражает себя.

    Кроме того, мозг является центральным координатором множества больших и малых функций, непрерывно осуществляющихся в физическом теле – от роста каждого отдельного волоска на вашей голове до ритма сердцебиения; от реакций на ощущение укуса комара до переваривания пищи; от способности речи до действия белых клеток крови при заживлении ран. Мозг никогда не отдыхает. Подобно сердцу и легким, он работает день и ночь. Он постоянно бодрствует; будь это не так, телу был бы нанесен непоправимый вред. Мозг представляет собой биохимический компьютер, по своей сложности далеко превосходящий самые совершенные цифровые компьютеры, созданные современной наукой, и к тому же занимающий совсем немного места.

    Просто на минуту задумайтесь о том, что вы носите на своих плечах компьютер, который невообразимо сложнее всего, что описано даже в самых смелых полетах воображения наиболее талантливых писателей-фантастов. Мозг настолько сложен, что совершенно потрясает современных неврологов; они испытывают такое же благоговение, как современные астрономы, которые вглядываются в космос и понимают, как мало им известно об окружающей вселенной; они чувствуют себя как человек, пытающийся вычерпать море маленькой чашкой. Таковы невероятные природа и сложность мозга, которым обладает каждый из нас. К сожалению, лишь немногие люди используют его в должной мере. Этот орган представляет собой инструмент, посредством которого мы можем выражать огромное нетронутое знание ума. Однако немногие люди эффективно используют мозг для этой цели. Вместо этого они обращаются со своим мозгом подобно ребенку, играющему с новейшим электронным компьютером. Потенциал, заключенный в уме каждого человека, редко выражается во внешнем мире.

    Приведем несколько потрясающих фактов. Говорят, что в одном кубическом миллиметре мозга содержится около пятидесяти тысяч нервных клеток (нейронов). Эта цифра может показаться не такой уж большой, но она означает, что весь человеческий мозг содержит приблизительно десять—тринадцать миллиардов нейронов. Каждый из этих нейронов непосредственно связан с тысячами других нейронов. Получающееся при этом количество связей способно ошеломить даже математика или астронома, привыкшего оперировать большими числами.

    Сообщения между нейронами и нервными клетками, расположенными по всему телу, передаются как электрически, так и химически. У нейронов имеются округлые отростки (именуемые синапсами), выделяющие химические вещества, которые пересекают микроскопические щели между отдельными клетками и заставляют соседние клетки выделять в ответ собственные химические вещества. Этот процесс создает возможность передачи электрического сигнала от одной клетки к другой. Скорость, с которой клетки могут передавать свои химические сообщения, просто удивительна. Некоторые из таких химических реакций происходят всего за одну миллионную долю секунды. В передаче простых данных от органов чувств к мозгу может участвовать до ста тысяч нейронов. Например, вы укололи большой палец булавкой; вы почувствуете боль, вскрикнете и быстро вытащите булавку. Весь процесс занимает не более секунды. В любой момент в мозгу происходит множество аналогичных процессов.

    Все части мозга постоянно работают. Это означает, что в любой момент в возбужденном состоянии находятся миллионы нейронов. Неудивительно, что мозгу требуется огромное количество энергии. Доставка этой энергии в мозг зависит от эффективного кровоснабжения. Сиршасана значительно улучшает кровоснабжение мозга. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что сиршасана существенно повышает его эффективность.

    В мозгу существует непрерывно меняющийся рисунок нервных импульсов, которые одновременно выполняют миллионы вычислений. Говорят, что мозг постоянно получает и анализирует около двух миллионов зрительных сигналов (поступающих через два миллиона нервных окончаний в глазах) и около ста тысяч звуковых сигналов (от ста тысяч нервных окончаний в ушах). Помимо этого, мозг постоянно получает и перерабатывает миллионы нервных импульсов от других частей тела. И все это происходит у вас в голове.[29]

    Мозг и ум

    Возможно, вас интересует, почему мы столь решительно разделяем мозг и ум. Ответ прост и очевиден – они представляют собой совершенно разные сущности. Однако не следует верить на слово – вы должны узнать это для себя сами посредством практики йоги. Современная наука уже начинает проводить такое различие, и ниже мы приводим несколько примеров открытий современной нейронауки, которые это подтверждают.

    Неврологические исследования обнаружили, что память хранится в мозгу не так, как в современных цифровых компьютерах, где каждый бит информации находится в отдельной клетке (ячейке). При удалении или выходе из строя половины мозга память не пропадает. Способность человека к вспоминанию ухудшается, но сама память остается неповрежденной. На первый взгляд это может показаться загадочным, но ответ прост, если смотреть на вещи с точки зрения йоги. Память находится в уме, а на более тонкий ум повреждение не оказывает непосредственного влияния, за исключением того факта, что ум не может использовать все возможности инструментария мозга. Поэтому вмешательство в мозг не обязательно воздействует на ум и память.[30] Мозг служит средством, с помощью которого человек выражает воспоминания ума; это более грубый инструмент. Мозг представляет собой переключающий механизм. Наука начинает обнаруживать факты, указывающие на различие между мозгом и умом, но пока ученые еще не пришли к окончательным выводам на этот счет. В настоящее время слова «мозг» и «ум» употребляются почти как синонимы, но скоро неврологические исследования докажут, что ум – это более тонкий инструмент, чем мозг. Один ученый заявил, что исследования мозга могут открыть новый мир. Вероятно, он не осознавал полного смысла своего утверждения и той истины, что новый мир, лежащий за пределами мозга, – это ум.

    Нейронаука сделала и много других интересных открытий, которые вызвали замешательство, поскольку они не согласуются с существующими теориями мозга. Например, ученые-медики до сих пор не обнаружили анатомический мозговой центр, непосредственно отвечающий за познание и обучение. Исследователи не могут найти никакого объяснения обучению, и это кажется поразительным, поскольку именно способность к обучению составляет одну из отличительных особенностей человека.[31] Один известный невролог сказал:

    «Для обучения не существует никакой научной основы... оно не может происходить... и, тем не менее, происходит».

    Такова дилемма, к которой подошла современная наука. Ей известно – как и всем нам, – что обучение происходит, но она не может обнаружить какой-либо части мозга, непосредственно связанной с обучением.[32] Как такое может быть? С точки зрения йоги, ответ очень прост: процесс обучения происходит в уме, который лежит за пределами мозга. Чтобы обнаружить процесс обучения, неврологам придется начать заниматься медитативными техниками. Тогда они поймут, где находятся центры обучения и памяти.

    Исследования мозга приводят неврологов в замешательство. В одном журнале исследователь написал, что «...мозг мыслит о себе, мысля о себе, мыслящем о себе».

    Это кажется головоломкой – и оказывается таковой, если пытаться понимать умственные процессы, исследуя только органический мозг. Загадка перестает быть загадкой при рассмотрении функционирования более тонкого инструмента – ума и сознания.

    Основная анатомия мозга

    О различных частях и функциях мозга можно было бы с легкостью написать толстую книгу. В действительности, в нашей библиотеке есть книга по нейроанатомии человека, в которой почти тысяча страниц обоснованных фактов и схем, касающихся мозга. Здесь мы хотим лишь кратко описать основные функции, чтобы вы могли оценить важность совершенной функциональной эффективности мозга. Если вы заинтересованы в более полном изучении этой темы, то вам следует найти подходящий учебник.

    Мозг можно очень приблизительно подразделить на три отдела: нижний, средний и высший.[33] На самом низком уровне находятся механизмы, которые управляют кровяным давлением, глубиной и частотой дыхания, температурой тела, процессом пищеварения и т.д. Кроме того, много автоматических или рефлекторных центров имеется в спинном мозге; они заведуют множеством функций тела, не нуждающихся в контроле головного мозга.

    Средний мозг действует подобно сложному коммутатору. Он получает импульсы от всех частей тела, сортирует их и передает важные сигналы в высший мозговой центр. Он играет роль шлюза, который ограничивает передачу несущественной информации в высшие центры. Действуя как привратник, он пропускает через ворота только определенные данные. Тем самым он предотвращает перегрузку высшего мозга ненужной информацией.

    Верхний, или высший, отдел мозга называется корой. Именно эта часть мозга структурно отличает человека от животных. У рыб и птиц почти нет корковой ткани; среди животных самая большая кора мозга у шимпанзе, тогда как человек, несомненно, обладает самой большой корой мозга из всех земных существ.[34]

    Кора головного мозга (точнее, новая кора. – Пер.) заполняет купол черепа; она поделена на две отдельные части (большие полушария. – Пер.). Каждое полушарие связано нервами с противоположной ему стороной тела, так что правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое полушарие – правой. У большинства людей левое полушарие является доминантным; оно связано с такими функциями, как восприятие и порождение речи, а также аналитическое мышление, например, решение математических проблем. Правое полушарие, в основном, ответственно за пространственное восприятие, синтетическое мышление и эстетическое восприятие. Полушария соединяются друг с другом пучком нервных волокон, который называется мозолистым телом.[35] В новой коре располагаются центры, которые принимают и интерпретируют данные, приходящие от тела через средний мозг. Эти центры расшифровывают данные о внешней среде, поступающие от органов чувств – глаз, ушей и т.д. Вся входящая информация интерпретируется путем сравнения с прошлым опытом, хранящимся в памяти, и на основе этого принимаются подходящие решения, после чего телу даются команды на выполнение соответствующих действий.[36] Клетки и центры новой коры действуют как приемники и передатчики мысли. Они играют роль переходного звена, в котором осуществляется связь между умом и мозгом.[37]

    Мозг состоит из двух основных видов тканей, которые называются серым веществом и белым веществом. Серое вещество состоит из нервных клеток, а белое вещество – из нервных волокон (отростков, соединяющих нервные клетки). В отличие от большинства других клеток тела нервные клетки не восстанавливаются и не воспроизводятся. Считается, что каждый человек рождается с полным комплектом этих нервных клеток, который остается у него на всю жизнь. В период детства они растут, но их количество не увеличивается.[38] Если клетки умирают, то умирают и нервные волокна, и наоборот. Волокна соединяют нервные клетки между собой, а также соединяют мозг со всеми частями тела. Они могут достигать пятидесяти сантиметров в длину. По примерной оценке, имеется около двухсот миллионов входящих и исходящих волокон, связывающих мозг с остальным телом.

    Ниже приводится краткое описание основных функциональных отделов мозга.

    Мозжечок представляет собой образование размером с кулак, расположенное в задней нижней части мозга позади верхушки позвоночника. Мозжечок отвечает за поддержание мышечного тона всего тела. Он посылает непрерывный поток импульсов в двигательные нервы и таким образом поддерживает мышцы в надлежащем состоянии частичного сокращения. Кроме того, мозжечок координирует движения мышц и согласовывает сложные мышечные действия. Весь этот процесс происходит автоматически.[39]

    Таламус находится в средней части мозга. Он представляет собой релейную, или передаточную, станцию, направляющую потоки информации в высшие центры мозга после отсортировки нежелательных данных. Кроме того, это область, где так называемые протопатические ощущения достигают порога сознательного восприятия. Протопатические ощущения – это инстинктивные сигналы, указывающие на боль, удовольствие и т.п. в различных частях тела, безотносительно к их важности, смыслу и т.д. Другие, более избирательные ощущения, называются эпикритическими; пройдя через таламус, они сознательно воспринимаются в новой коре.

    На верхушке позвоночника располагается гипоталамус, непосредственно связанный с таламусом; он составляет часть лимбической системы и отвечает за наши эмоциональные состояния и реакции. Это центр, который создает эмоциональные реакции счастья, несчастья, гнева и т.п. Его нередко тормозят более высокие центры мозга, так что человек подавляет эмоциональные реакции. Мозговые центры вознаграждения (удовольствия) и наказания (боли) также находятся в гипоталамусе. Интересно отметить, что центр удовольствия заметно больше центра боли. Кроме того, гипоталамус является главным управляющим центром симпатической и парасимпатической нервных систем. Эти две системы связаны с управлением и активацией всех органов тела, от сердца до глаз и от кожи до органов дыхания.

    Вдобавок, в гипоталамусе находится центр бодрствования, состоящий из симпатических нервов, и центр сна, состоящий из парасимпатических нервов. Поэтому гипоталамус составляет очень важную часть мозга.[40]

    К числу других частей мозга относятся центральная борозда, теменная доля и затылочная доля, где осуществляется большинство функций, связанных с восприятием и интерпретацией кожных ощущений – прикосновения, температуры и давления, слуховых и зрительных сигналов, движений глаз, обонятельных и вкусовых сигналов, речи и т.п.[41]

    Хорошо известная область мозга, именуемая фронтальной (передней) долей, располагается за лбом. Именно этот центр яснее всего отличает человека от животных. Это часть мозга, отвечающая за такие качества, как честность, порядочность, мораль, справедливость, благоразумие, дружбу и многие другие чисто человеческие характеристики. Это так называемая молчащая область мозга, которая определяет природу отдельного человека. Повреждение или неадекватное функционирование этой области может сделать человека беспечным, подавленным, испуганным, вызвать у него умственное расстройство или утрату всякого ощущения ценностей. Это – центр личности. Считается также, что это инструмент или центр извлечения воспоминаний ума; это показывает тот факт, что электрическая или нервная стимуляция этой области вызывает вспоминание прошлого опыта, хорошего и плохого. Эта часть мозга действует как коммутатор ума.[42]

    Нервная система

    Нервная система представляет собой продолжение мозга, хотя мозг тоже может считаться частью нервной системы – все зависит от определения. Мозг сообщается со всем остальным телом через нервы позвоночника и множество других нервов вне позвоночника. Мозг подобен телефонной станции, а нервы – тысячам телефонных линий, соединяющих телефонную станцию с отдельными телефонными аппаратами. К мозгу и от мозга движутся бесчисленные сигналы, поддерживая прямую связь между ним и всеми мышцами, органами и частями тела. Большинство этих сигналов не достигают уровня сознательного восприятия.

    Существуют две основные группы нервов. Одна из них – сенсорные нервы, которые передают в мозг информацию о внешней среде и физическом состоянии тела – боли, температуре и т.п. Для каждого вида чувственного восприятия требуется специальный рецептор. Ощущения, связанные с болью, удовольствием и осязанием, зависят от особых сенсоров; последние не могут воспринимать другие ощущения. Во всем теле имеются тысячи этих различных сенсоров. Нервные импульсы от этих датчиков движутся к мозгу по специальным нервным путям, откуда они перенаправляются в отдельные центры мозга, специализирующиеся на ощущениях того или иного типа. Затем они интерпретируются в соответствии с прошлым опытом.

    Вторая группа называется моторными (двигательными) нервами. Они вступают в игру, когда в ответ на интерпретацию нервных импульсов, поступающих по сенсорным нервам, требуется то или иное действие. Двигательные нервы передают от мозга ясные команды мышцам, приказывая им двигаться определенным образом. Возьмем такой пример. Допустим, вы читаете книгу. Ваш взгляд привлекает нечто интересное. Сенсорная информация передается в мозг. Мозг реагирует на нее, посылая ряд команд мышцам пальцев, рук и предплечий, приказывая им переворачивать страницы книги в поисках дополнительной информации. Сенсорные и двигательные нервы действуют как постоянная система обратной связи.

    Такая же обратная связь действует в случае нервов, передающих ощущения запаха и вкуса от рецепторов, находящихся в носу и во рту. Если мы пробуем какую-либо пищу, то сразу же знаем, нравится она нам или нет. Вкусовые сосочки на языке представляют собой чувствительные рецепторы, которые немедленно посылают сообщение в мозг; в результате мы знаем, продолжать ли нам есть или нет. Точно так же действует приятный запах хорошо приготовленной пищи. Оба эти вида ощущений не только позволяют наслаждаться пищей, но и заставляют пищеварительные органы готовиться к перевариванию пищи.

    Именно нервная система позволяет мозгу получать информацию от глаз. В каждом глазу имеются миллионы маленьких рецепторов, которые чувствительны к свету; они обнаруживают и разные цвета. Когда глаза на что-нибудь смотрят, на экране из этих рецепторов (сетчатке), находящемся на задней стенке глаза, формируется картинка или образ. Сенсоры передают сообщения мозгу, который их интерпретирует. Таким образом, у человека создается зрительное представление об объекте.[43]

    Точно так же обстоит дело с ушами; в них содержатся тысячи крохотных рецепторов, чувствительных к различиям высоты, тональности и качества звука.[44] Все разнообразные звуки, раздающиеся в любой момент, передаются в мозг, где они интерпретируются и распознаются в качестве ранее уже слышанных. Если это приятный звук, например, красивая музыка, то она вызовет радостную эмоциональную реакцию. Без мозга мы были бы неспособны распознавать любые звуки.

    Самый важный отдел нервной системы – это автономная нервная система, включающая в себя симпатические и парасимпатические нервы. Они необходимы для поддержания совершенного равновесия и гармонии в функционировании всех физических органов(2).

    Из сказанного должно быть абсолютно ясно, что без мозга и нервной системы мы были бы полностью неспособны воспринимать внешний мир; кроме того, было бы невозможно согласование внутренних органов для их совместной работы ради здоровья и благополучия всего тела. То, в какой степени мы можем жить полной жизнью, зависит от эффективности мозга. Различные практики йоги, особенно сиршасана, помогают сделать мозг совершенно работающим инструментом.

    Эндокринная система

    Железы внутренней секреции дополняют нервную систему, особенно симпатические и парасимпатические нервы. Вместе они образуют единую нейроэндокринную систему, которая объединяет и координирует процессы обмена веществ в организме, а также управляет способностью тела справляться с изменениями внутренних и внешних условий. Обе системы работают рука об руку. Однако важное различие между ними состоит в том, что нервные реакции являются быстрыми и кратковременными, тогда как эндокринные реакции развиваются медленно и сохраняются длительное время, вызывая в теле устойчивые изменения. То есть, нервная система вызывает быстрые изменения в теле, а эндокринная система придает этим изменениям постоянство.

    Железы распределены по всему телу и выделяют в кровоток особые химические вещества, именуемые гормонами. Таким путем гормоны попадают во все части тела. Они активируют определенные органы, реагирующие на конкретные гормоны. Таким образом в организме вызываются изменения в соответствии с указаниями мозга, который также выполняет роль главного управляющего центра эндокринной системы.

    Железы не работают независимо друг от друга – каждая железа реагирует на влияние других желез и модифицирует его. Вследствие этого расстройство эндокринной системы в целом или одной из желез может иметь отрицательные последствия для здоровья всего тела. Практики йоги помогают гармонизировать всю эндокринную систему и повышают эффективность работы отдельных желез.

    Главные железы эндокринной системы – это гипофиз, шишковидная железа, щитовидная и паращитовидные железы, надпочечники, яичники у женщин и тестикулы (яички) у мужчин. Мыв особенности хотим описать здесь две железы, находящиеся в мозгу, поскольку именно на эти железы непосредственно влияет сиршасана. Другие железы также испытывают влияние, но более косвенное.

    Шишковидная железа

    Это очень интересная, однако мало изученная железа. Ее функция не вполне ясна, и озадаченные ученые-медики до сих пор пытаются раскрыть ее тайны. Она находится в середине мозга и имеет размер горошины. Многие ученые считали ее органом, утратившим свою роль в ходе эволюции человека. То есть, она использовалась, когда человек был более примитивным. Однако это представляется маловероятным, поскольку она имеет очень мощное кровоснабжение. В расчете на единицу тела она занимает по интенсивности кровоснабжения второе место в организме после почек. Это предполагает, что у нее есть чрезвычайно важная функциональная роль, которую ученые еще не поняли. Хотя физиологическую роль шишковидной железы невозможно точно определить, ее относят к эндокринной системе.[45]

    В йоге и других мистических системах всего мира шишковидная железа считается физическим эквивалентом третьего глаза – интуитивного ока познания путем откровения. Это око просветления. Этот физический орган фокусирует в мозгу знание или опыт более тонких сфер бытия для его постижения человеком. Он аналогичен транзисторному детектору радиоприемника, улавливающему радиоволны от дальней передающей станции. На самом деле, это не слишком хорошая аналогия, но она все же показывает, что мы пытаемся передать. Шишковидная железа – это орган мозга, через посредство которого человек может переживать более тонкие уровни бытия. Кроме того, он связан с аджна чакрой – психическим центром, ответственным за такие парапсихические способности, как телепатия, ясновидение и т.п. Именно через шишковидную железу психические феномены передаются в мозг и тело. Это связанный с тонкой аджна чакрой физический орган, посредством которого два человека могут общаться более тонким и непосредственным образом.

    В йоге совершенное функционирование шишковидной железы имеет чрезвычайно большое значение. Достичь его помогают сиршасана, а также другие техники йоги, которые улучшают кровоснабжение этого органа и гармонизируют его взаимоотношения с остальным телом и мозгом.

    Гипофиз

    Гипофиз – это главный управляющий центр эндокринной системы, хотя он, в свою очередь, управляется мозгом через гипоталамус. Эта небольшая железа размером с горошину находится в мозгу вблизи верхушки позвоночника. Она весит всего полграмма, но оказывает глубокое влияние на все процессы в организме. Она регулирует выработку и секрецию гормонов другими эндокринными железами. Без чуткого контроля гипофиза выделение гормонов другими железами создало бы в организме хаос.

    Гипофиз вырабатывает небольшие количества нескольких разных гормонов. Некоторые из них воздействуют непосредственно на тело, но большинство управляют функциями других желез. Таким образом, гипофиз оказывает широкое влияние почти на все, что происходит в организме.

    Соматотропный гормон (СГ) способствует росту тела и его сопротивляемости болезням. Без этого вещества мы бы могли умирать от самой незначительной инфекции, так как оно мобилизует белые клетки крови и антитела на защиту организма.

    Адренокортикотропный гормон (АКТГ) мобилизует и направляет работу надпочечников. Когда мозг получает от органов чувств сигналы о необходимости быстрой или чрезвычайной реакции тела, он стимулирует симпатическую нервную систему и гипофиз, который, в свою очередь, активирует надпочечники; надпочечники выделяют адреналин, который готовит все тело к быстрым реакциям и действиям. Весь процесс происходит очень быстро. Кроме того, АКТГ стимулирует выделение в надпочечниках других важных гомонов, в том числе глюкокортикоидов, воздействующих на усвоение пищи и на половые гормоны.

    Гипофиз выделяет гормон, именуемый тиротропином, который активирует и контролирует функции щитовидной железы. Щитовидная железа выполняет множество функций, и если она не работает должным образом, то от этого серьезно страдает весь организм(3).

    Питуитрин (также называемый питрессином) управляет обратным поглощением воды в почках и подъемом кровяного давления.

    Непосредственно из гипофиза выделяются различные половые гормоны. Самые важные из них – фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и лютеинизирующий гормон (ЛГ). ФСГ воздействует на фолликулы – структуры яичников, в которых развиваются женские яйцеклетки. Он вызывает быстрое созревание многих фолликул, в результате чего яичник увеличивается в размерах. Кроме того, ФСГ стимулирует выработку гормона эстрогена (эстрина), который готовит матку к росту зародыша. У мужчин ФСГ стимулирует выработку спермы (сперматогенез). Лютеинизирующий гормон связан с женским менструальным циклом. Кроме того, он стимулирует выработку еще одного женского гормона, называемого прогестероном (прогестином), который также отвечает за подготовку организма к беременности. У мужчин ЛГ стимулирует выработку мужского полового гормона тестостерона, который отвечает за развитие мужских вторичных половых признаков – волос на теле, мощных мышц, низкого голоса и т.п. Вдобавок к этому, гипофиз вырабатывает различные другие половые гормоны, например, пролактин и питоцин, выполняющие свои специфические функции.

    Гипофиз выделяет и вещество, именуемое диабетогенным гормоном, которое оказывает прямое влияние на печень и образование инсулина в поджелудочной железе. Этот гормон очень важен для понимания диабета. Обычно считают, что причиной диабета является недостаточность островков Лангерханса – клеток поджелудочной железы, вырабатывающих гормон инсулин. Вследствие этого стандартный метод борьбы с диабетом сводится к ежедневным инъекциям инсулина. Действительно, такой метод позволяет больному диабетом вести нормальный образ жизни, однако он не учитывает причину недостаточной выработки инсулина. Современные исследования показывают, что первопричиной диабета служит хронический умственный стресс, который, помимо всего прочего, препятствует нормальной секреции диабетогенного гормона гипофизом. Это объясняет, почему у диабетиков поджелудочная железа нередко оказывается в хорошем состоянии и не отличается от поджелудочной железы здоровых людей.[46] Практики йоги, в том числе сиршасана, непосредственно способствуют гармонизации работы гипофиза и уравновешиванию его взаимоотношений с мозгом. Это помогает лечению диабета за счет нормализации выработки гипофизом диабетогенного гормона.

    Гипофиз выделяет и множество других гормонов – слишком много, чтобы можно было описать их в этом кратком резюме, главная цель которого состоит в том, чтобы показать, насколько важную роль играет гипофиз в поддержании совершенного здоровья и функционирования тела. Если его работа нарушается, то от этого страдает все тело. Даже при недостаточно эффективной работе гипофиза здоровье организма, как правило, ослабевает, и человек теряет жизненные силы. Сиршасана непосредственно воздействует на гипофиз, улучшая его кровоснабжение, равно как и кровоснабжение управляющего им мозга. Вот почему сиршасана способна гармонизировать всю эндокринную систему и множество выполняемых ею функций.

    Кровоснабжение мозга

    Человеческому мозгу требуется огромное количество энергии, которая поступает в него через кровеносную систему. Чтобы постоянно снабжать мозг большим количеством кислорода, необходимо эффективное кровоснабжение. Вес мозга составляет всего 2% от общего веса тела, однако для поддержания его в хорошем состоянии требуется около 20% всей крови, поступающей от сердца. Это подразумевает, что 20% всего кислорода, поглощаемого в легких, достается мозгу. Такое мощное снабжение необходимо для обеспечения потребностей чрезвычайно активных нейронов.

    Мозг запасает мало кислорода. Поэтому если нервные клетки полностью лишаются кровоснабжения больше чем на несколько секунд, то они перестают функционировать. Если такая ситуация продолжается около пяти минут, клетки погибают. Это может вести к тяжелому нарушению неврологических функций. Если ослабленные нервные клетки будут получать достаточно кислорода из близлежащих кровеносных сосудов, то, возможно, будут способны функционировать в течение нескольких часов или дней и, в конечном счете, восстановить свою работоспособность. При полном прекращении кровоснабжения мозга менее чем через десять секунд происходит потеря сознания. Эти факты ясно показывают важность адекватного кровоснабжения мозга и благотворное действие сиршасаны, помогающей увеличить приток крови к голове.

    Приведем еще несколько интересных фактов. Согласно книге «Нейроанатомия человека» [R. Truex, M. Carpenter, Human Neuroanatomy], средний мозговой кровоток составляет около 750 миллилитров в минуту. Возможно, эта цифра выглядит не слишком большой, но проделав небольшой расчет, вы обнаружите, что она эквивалентна 1080 литрам в день, а это очень много крови.

    Количество кровеносных сосудов в мозгу огромно. Говорят, что общая длина кровеносных сосудов мозга составляет более 50 000 миль (хотя существуют и различные другие оценки). Можете ли вы представить себе такую длину? Она вдвое превышает окружность земного шара по экватору. Возможно, теперь вы начинаете по достоинству оценивать плотность и сложность кровеносной системы мозга и то, как важно адекватное кровоснабжение для его совершенного здоровья и функционирования. В некоторых областях мозга сетка кровеносных сосудов настолько плотная и капилляры настолько тонкие, что некоторые из них проникают между переплетенными нервными клетками, а некоторые даже пронизывают их (вспомните, что отдельные нервные клетки очень малы и что в мозгу их миллиарды).[47] Эту систему нервных клеток и кровеносных сосудов должен питать постоянный приток свежей крови, насыщенной кислородом. Если клетки мозга не получают такого питания, то его способности и эффективность снижаются.

    Общее резюме

    Мы потратили массу времени, описывая главные органы и функции мозга. Можно было бы рассказать еще очень многое, но для этого потребовалась бы еще сотня страниц. Мы лишь попытались показать и подчеркнуть, что наша жизнедеятельность полностью зависит от совершенной функциональной эффективности всех частей мозга.

    Существуют разные факторы, которые могут мешать здоровой работе мозга. Три главных фактора таковы:

    1. Хронический психологический стресс и конфликт;

    2. Недостаточное дыхание;

    3. Плохое кровоснабжение. Давайте обсудим их по очереди.

    Чрезмерный психологический и эмоциональный стресс, сохраняющийся в течение длительного времени, как правило, подрывает работу всего мозга и нервной системы. Нервную систему и мозг затопляют беспорядочные нервные импульсы, подвергающие их тяжелой нагрузке. Действительно, мы часто говорим, что у человека, постоянно пребывающего в напряжении, изношенные нервы. В результате такого продолжительного стресса один или более органов тела могут, в конце концов, не выдержать нагрузки и отказать. Например, чрезмерное умственное напряжение и расстройство могут вести к учащенному сердцебиению и росту кровяного давления; или к выделению избыточной кислоты в желудке и язвам; или к чрезмерной нагрузке на эндокринную систему, в результате чего один из ее органов не может правильно выполнять свои обязанности, как в случае диабета. Первопричина всех этих болезней кроется в уме, который, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на мозг и тело.

    Большинство людей знают, что умственный и эмоциональный стресс может привести к болезни; но простое знание этого факта не предотвратит ее развитие. Необходимо что-то предпринимать. Одна из лучших профилактических мер – занятия йогой. Они помогут успокоить ум и достичь состояния психологической гармонии, что, в свою очередь, позволит мозгу беспрепятственно выполнять свои обязанности и приведет к общему крепкому здоровью. Практиками йоги могут быть медитативные техники, пранаяма, методы расслабления и асаны. Среди асан сиршасана является одной из самых полезных для достижения спокойствия и безмятежности ума и, тем самым, приведения в равновесие мозга и физического тела.

    Кроме того, расстройство и недостаточная эффективность работы мозга могут происходить от двух более очевидных причин – неадекватного кровоснабжения и недостатка кислорода. Оба этих фактора непосредственно связаны друг с другом. Плохое дыхание может приводить буквально к кислородному голоданию тела, в том числе и мозга. При таких условиях здоровье мозга и тела будет ухудшаться. Неадекватное дыхание зачастую характерно для людей, которые мало упражняются и дышат неглубоко. К числу методов преодоления этой проблемы относятся асаны и пранаяма. Опять же, очень полезна сиршасана, поскольку она автоматически вызывает медленное и глубокое дыхание в конечной позе. Кроме того, в конечной позе сиршасаны мозг в изобилии снабжается кислородом благодаря прямому нисходящему потоку крови из сердца.

    Такие перевернутые асаны, как сиршасана, представляют собой наиболее прямой метод коррекции недостаточного кровоснабжения мозга.

    Если мозг не получает достаточно крови, то простым решением будет переворачивать тело кверху ногами на несколько минут каждый день. В течение этого времени вся система тела и мозга получает тонизирующее воздействие, которого хватает на весь день. Из мозга удаляются шлаки, и ко всем нервным клеткам поступает очищенная кровь. Это благотворное действие сохраняется даже, когда вы снова возвращаетесь в стоячее положение. Вследствие многих полезных свойств сиршасаны ее стоит включить в вашу программу ежедневной практики.

    Тема 2

    Чакры (Часть 3)

    Очень много говорят об эволюции сознания при пробуждении чакр. Это неверно. Сознание нельзя развить – оно существует всегда. Когда пробуждаются чакры, то постепенно устраняются ограничивающие факторы ума, именуемые майей, и сознание все больше и больше предстает в своем изначальном величии. При раскрытии чакр не происходит никакой эволюции сознания... происходит увеличение осознания, связанное с очищением ума. Термин «развитие осознания» или «расширение осознания» лучше, чем «эволюция сознания». Но давайте поскорее оставим ненадежный мир семантики, пока мы совсем не запутались.

    В этой короткой заключительной теме, посвященной чакрам, мы хотим прояснить ряд понятий, чтобы окончательно свести концы с концами(1).

    Таблица характеристик чакр

    Существует большое число характеристик, традиционно связываемых с чакрами. В двух прилагаемых таблицах мы перечислили некоторые из этих характеристик, ради ясности опустив те из них, что менее важны. Некоторые из характеристик мы уже обсуждали. А вот те, что, вероятно, нуждаются в небольшом объяснении.

    Локи. Это «уровни осознания» или «сферы бытия». Их можно очень приблизительно определить следующим образом:

    бху – земная, материальная

    бхувах – промежуточная

    свахах – тонкая

    маха – обиталище дэвов (божественных существ)

    джанах – обиталище тех, кто превзошел эго

    тапах – обиталище просветленных сиддхов (совершенных существ)

    сатьям – истина

    Эти локи точно соответствуют чакрам и имеют тот же смысл. Каждый уровень характеризует все более высокие небеса.

    Кроме того, эти разные планы или сферы символизирует три янтра (иногда называемая шри чакрой)(2). Если вы взглянете внимательно, то увидите, что центральную точку окружает ряд колец, вложенных друг в друга. Самое крупное, внешнее кольцо именуется бхупура и представляет муладхара чакру или бхулоку. Другие, внутренние кольца соответствуют другим чакрам и локам.

    Коши. Их можно перевести как «оболочки». Всего их пять, и они обозначают пять тел человека, от грубого физического тела до тонкого тела блаженства. Они также примерно соответствуют чакрам в перечисленном нами порядке.

    Таттвы. К сожалению, этот термин обычно переводят как «элементы», что вызывает путаницу, поскольку таттвы неправильно ассоциируют с элементами, о которых говорит наука, либо с аспектами природы, вроде огня, воды, земли и т.д. Таттвы обозначают нечто гораздо более глубокое и тонкое. Например, таттва земли относится к муладхара чакре. Она означает не землю, которая бывает в саду; она означает специфический частотный диапазон пранических вибраций, связанных с муладхара чакрой, – этот диапазон соответствует уму-телу в целом, включая мысли и осознание.

    Точно так же, вода связана со свадхистхана чакрой. И эта таттва воды означает не воду, которую вы пьете, а уровень вибраций или чувствительности, более высокий, чем таттва земли, и соответствующий свадхистхана чакре.

    То же относится и к таттвам других чакр. Они представляют все большую утонченность существа человека.

    Биджа мантры. Этот термин можно перевести как «семенные звуки». Биджа мантры – это особые мантры или звуки, которые соответствуют чакрам. В приближенном смысле, они представляют собой резонансные частоты чакр, хотя подразумевают намного больше.

    Характеристики чакр (Таблица 1)Характеристики чакр (Таблица 2)

    Мы лишь вкратце описали эти различные аспекты; для их подробного обсуждения потребовалась бы целая книга. Мы познакомили вас с ними для того, чтобы вы смогли увидеть тесные корреляции между этими характеристиками и чакрами. Мы хотим показать, что эти разные понятия существуют не в изоляции; все они – части одного целого и на самом деле говорят об одном и том же разными способами.

    Необходимость постепенного пробуждения

    В таких путях йоги, как карма-йога, бхакти-йога или джняна йога, чакры открываются лишь тогда, когда для этого подошло время. То есть, чакры пробуждаются только когда человек достигнет определенной степени невозмутимости ума. Обычно это такой плавный процесс, что человек не чувствует проявляющиеся чакры. В методах кундалини йоги пробуждение чакр может происходить гораздо быстрее. Вследствие этого необходима большая осторожность.

    При слишком большом принуждении или чрезмерном волевом усилии чакры могут открываться раньше времени – до того, как ум человека достиг достаточной гармонии. Это может вызвать серьезное умственное расстройство, поскольку человек может внезапно столкнуться с самыми отрицательными аспектами своего подсознательного ума. Результатом, вероятно, может стать физическое и/или психическое заболевание. Человек в течение короткого времени может становиться то очень рассерженным, то очень счастливым. Оптимизм может быстро сменяться пессимизмом и наоборот. Это происходит в низших чакрах.

    Но не беспокойтесь: преждевременное пробуждение случается очень редко, поскольку оно требует очень сильной воли и непрерывной практики (хотя преждевременное открытие чакр может происходить и по другим причинам, например, под влиянием наркотиков). У большинства людей чакры открываются постепенно в течение длительного времени.

    Это столкновение со своими более глубокими психологическими проблемами абсолютно необходимо для духовных искателей, которые хотят пробудить чакры и потенциальные возможности ума. Порой это может быть слегка неприятно, но это процесс, посредством которого ум очищается от всего накопившегося подавленного материала и избавляется от всех неврозов. Происходит распознавание и устранение психологических блоков, проблем и обусловливания, так что ум становится все более утонченным инструментом. Но этот процесс должен протекать медленно, чтобы происходила постепенная подстройка между внутренним пониманием и взаимоотношениями с внешним миром.

    Подводя итог, можно сказать, что преждевременное пробуждение чакр, то есть преждевременный подъем кундалини, может принести много неприятностей, поскольку человек внезапно сталкивается с отрицательными самскарами (впечатлениями, или импринтами ума), которые не были проработаны и нейтрализованы. Результатом легко может стать нарушение равновесия тела и ума. Хотя такое случается редко, мы рекомендуем вам не прилагать чрезмерных усилий или слишком спешить. Следует стремиться, упорно заниматься, но не быть нетерпеливым, ожидая немедленных результатов. Будьте прилежны и позвольте всему идти естественным чередом.

    Реконструкция ума-тела

    Пробуждение кундалини, пробуждение чакр должно происходить медленно, поскольку необходимо постепенно реконструировать весь комплекс ум-тело, чтобы он мог воспринимать и выдерживать новый прилив силы и пранической активности, связанных с расширенными состояниями осознания. Для иллюстрации этого положения обычно приводят аналогию электрической лампочки и питающего ее источника электроэнергии. Тело большинства людей можно сравнить с очень маломощной (низковольтной) электрической лапочкой. В результате практик йоги в теле усиливается течение праны. Это вызывает состояния озарения, но одновременно должна возрасти мощность лампочки – сила и чистота ума-тела, – чтобы выдерживать этот дополнительный поток праны. Если электрическое напряжение слишком велико для лампочки, то она перегорит. Точно так же, если поток праны слишком велик для ума-тела, он может легко нанести вред. Поэтому мы еще раз подчеркиваем, что продвижение по пути тантра йоги должно быть постепенным. Не ожидайте немедленных результатов. Пусть тело постепенно преобразуется в соответствии с подъемом кундалини. Давайте телу время для открытия и создания новых проводящих путей для приспособления к большему потоку праны. И это – удивительный процесс; по мере расширения осознания и подъема кундалини невероятный разум пранического тела создает новые проводящие пути (нади), точно так же как Ганга образует новые каналы и протоки в период паводка. Этот процесс должен происходить, но он требует времени. Не торопитесь. Двигайтесь медленно, но верно. Это очень важно.

    Общее резюме

    Мы почти исчерпали тему чакр и кундалини. Самое важное – пробуждать их. В этом состоит цель крийя-йоги. Пока мы не начнем знакомить вас с действительными техниками крийя-йоги в Книге III, мы рекомендуем вам регулярно и прилежно практиковать предлагаемые нами техники для нахождения активирующих точек чакр. Это позволит вам быть полностью готовыми к тому, чтобы получить от системы крийя-йоги максимум возможного.

    Тема 3

    Манипура чакра

    Манипура чакра – третья из восходящих чакр после муладхары и свадхистханы(1). Манипура представляет собой чрезвычайно важный центр и широко упоминается в традиционных текстах. В буддизме она считается местом пребывания кундалини, хотя на самом деле можно говорить, что кундалини пребывает во всех чакрах. Согласно представлениям тантра йоги, духовная жизнь или расширение осознания начинается на уровне муладхара чакры, ибо именно здесь человек начинает осознавать себя, хотя и в очень зачаточной форме. Поэтому принято говорить, что кундалини пребывает на уровне муладхара чакры. С другой стороны, в буддизме считается, что расширение осознания начинается с манипура чакры, а более низкие чакры относятся к инстинктивным уровням человека; поэтому в буддийских текстах утверждается, что кундалини пребывает в манипура чакре. В этом контексте место пребывания кундалини зависит от определения.

    Манипура чакра действительно является центром праны в структуре человека; это центр невероятно сложной сети тонкой энергии, которая пронизывает человеческое тело и управляет им «из-за кулис». Это центр, который позволяет человеку входить в непосредственный контакт с тонкими энергиями космоса. В этом смысле можно считать, что кундалини пребывает в манипура чакре. Представления буддизма совершенно правильны. Однако муладхара чакра также является жизненно важным активирующим центром, который в значительной мере ответствен за направление пранических сил от основания позвоночника вверх по сушумне к более высоким центрам. Ее часто связывают с преобразованием сексуальной энергии в более тонкую праническую энергию (оджас). Обе эти чакры представляют собой центры пранической энергии, но в несколько разном смысле. Именно по этой причине кажется, будто системы буддизма и тантра йоги различны. Они выбирают отдельный аспект пранической энергии человека и рассматривают его в качестве силы кундалини. На самом деле кундалини – это вся совокупность дремлющих потенциальных возможностей человека. Каждый из центров чакр можно использовать для установления непосредственного контакта с пранической основой бытия человека и для повышения уровней осознания. Поэтому понятия как буддизма, так и тантра йоги одинаково верны.

    Определение

    Слово мани на санскрите означает «самоцвет» или «драгоценность», а слово пур означает «город». Следовательно, слово «манипура» можно непосредственно переводить как «город самоцветов». Манипура чакра носит такое название из-за интенсивности пранической энергии в этом центре. В тексте Гаутамийя Тантра говорится:

    «Манипура чакра называется так потому, что она лучится как сверкающий драгоценный камень».

    ((гл. 34))

    Ее часто сравнивают с ослепительной силой солнца, которое непрерывно испускает энергию, согревая и освещая планеты. Без солнца на земле не было бы жизни. Точно так же, манипура излучает праническую энергию и распределяет ее по всему организму человека; без этой чакры человек был бы полностью лишен жизнеспособности. Ее также сравнивают с ярко горящим пламенем, поскольку она сжигает пищу и усваивает содержащуюся в ней энергию, подобно тому как огонь сжигает дерево и высвобождает его внутреннюю энергию. Поглощение энергии в человеческом организме происходит на разных уровнях – на более грубых уровнях путем усвоения питательных веществ из пищи для поддержания физического тела и на более тонком уровне путем поглощения тонкой сущности пищи для поддержания пранического тела. Манипура тесно связана со всем этим процессом на всех уровнях.

    Этот центр также часто называют набхи чакрой – пупковой чакрой.

    Атрибуты

    На уровне этой чакры люди становятся очень деятельными и экстравертными. Они занимаются множеством внешних дел, будь то в работе или развлечениях. Они пытаются навязывать свою волю другим людям и окружающему миру. На этом уровне все вещи и другие люди рассматриваются как средства для обретения личной власти и удовлетворения мирских амбиций.

    Манипура – это центр динамизма и энергии. На этом уровне люди имеют преимущественно раджастическую (сильную и деятельную) природу. Более низкие чакры – муладхара и свадхистхана – характеризуются преимущественно тамастической (инертной и отрицательной природой).

    На уровне манипура чакры люди начинают всерьез задаваться вопросом о своем отношении к жизни и своем месте в общей схеме бытия. Это согласуется с буддийским представлением о пребывании кундалини в манипура чакре. До уровня манипуры люди не знают, что находятся на пути к расширению ума.

    Символика

    Прилагаемый рисунок манипура чакры говорит сам за себя. Ее изображают в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На многих традиционных схемах тантра йоги на лепестках написаны буквы санскрита —

    Мы не стали их изображать. В центре лотоса находится сияющее солнце, которое представляет жар и энергию чакры. Солнце окружает красный треугольник, в котором помещается семенная (биджа) мантра

    Вряд ли нужно говорить что-либо еще; в действительности, любое длинное объяснение вносит больше путаницы, чем ясности. Кроме того, интеллектуальные объяснения, как правило, приводят к формированию предвзятых представлений, не опирающихся на соответствующий опыт и легко превращающихся в умственные блоки.

    Местоположение

    Физическая активирующая точка манипура чакры находится в середине позвоночника прямо за пупком. С целью ее обнаружения на ранних этапах имеет смысл класть палец одной руки на пупок, а палец другой руки – на соответствующее место на спине на том же горизонтальном уровне. Не закрывая глаз, подберите положение пальца на спине и затем плотно прижмите его к позвоночнику. После этого почувствуйте ощущение, возникающее точно в этой точке нажима. Со временем это позволит вам чувствовать точное положение активирующей точки на позвоночнике с закрытыми глазами.

    Манипура кшетрам

    В практиках крийя-йоги в качестве точки для сосредоточения осознания также используется область на передней стороне тела, находящаяся прямо перед манипура чакрой. Она называется манипура кшетрам и находится точно на пупке. Вам следует развить в себе способность находить эту область. Большинству людей должно быть достаточно легко чувствовать и находить манипура кшетрам с закрытыми глазами.

    Практика

    Два великолепных метода нахождения активирующей точки манипура чакры и манипура кшетрам называются уддияна бандха и манипура шуддхи. Их нужно практиковать следующим образом.

    Стадия 1: уддияна бандха

    Тем, кто регулярно занимался пранаямой в соответствии с нашими указаниями, эта бандха должна быть хорошо знакома(2). Для целей нахождения манипура чакры и манипура кшетрам техника ее выполнения такова:

    Сядьте в удобную позу, предпочтительно в одну из традиционных медитативных асан с коленями, лежащими на полу(3).

    Выполните уддияна бандху.

    Осознавайте свой пупок.

    Проделайте это несколько раз в течение примерно пяти минут.

    Затем отпустите уддияна бандху.

    Сосредоточьте внимание на биении пульса в пупке.

    Вы должны его отчетливо ощущать.

    Спустя несколько минут перенесите свое внимание на активирующую точку манипура чакры на позвоночнике.

    Если необходимо, вы можете физически найти эту область пальцем, как описано выше в разделе «Местоположение».

    Постарайтесь ощутить биение пульса в этой точке.

    Продолжайте делать это в течение нескольких минут.

    Затем, если у вас есть время, снова проделайте еще несколько циклов уддияна бандхи.

    Потом опять по нескольку минут старайтесь ощущать биение пульса в манипура кшетрам и манипура чакре.

    При наличии времени повторите весь процесс еще раз.

    Затем переходите к стадии 2.

    Стадия 2: манипура шуддхи

    Санскритское слово шуддхи означает «очищение».

    Следовательно, эту технику можно назвать «очищением манипуры».

    Метод таков:

    Примите удобную сидячую позу.

    Держите спину прямо.

    Закройте глаза.

    Дышите медленно и глубоко.

    Ощущайте расширение и сокращение пупка при вдохе и выдохе.

    Чувствуйте, будто вдох и выдох происходят в пупке (манипура кшетрам).

    Сосредоточивайте все свое внимание на пупке.

    При расширении живота на вдохе чувствуйте, что дыхание проходит от активирующей точки манипура чакры в позвоночнике, через пупок и наружу.

    При сокращении живота на выдохе чувствуйте, что дыхание втягивается внутрь через пупок к манипура чакре в позвоночнике.[48]

    Сосредоточивайте внимание на этом ритмическом процессе.

    Продолжайте действовать в таком духе в течение по меньшей мере десяти минут.

    Затем начните сочетать с вдохом и выдохом мантру АУМ.

    Вы должны по-прежнему ощущать движение дыхания внутрь и наружу, но теперь оно должно быть синхронизировано с АУМ.

    Чувствуйте, как дыхание и мантра пронзают пупок (манипура кшетрам) и манипура чакру в позвоночнике.

    Продолжайте в том же духе в течение имеющегося у вас времени.

    Будьте внимательны.

    Старайтесь практиковать обе описанные выше техники ежедневно, пока вы их полностью не освоите и не сможете перейти к следующей стадии.

    Если у вас нет достаточного количества времени, то постарайтесь ежедневно выполнять хотя бы одну из этих техник.

    В этом уроке мы описали вторую стадию аджапы(4).

    Попробуйте соединять эту практику с нахождением манипура кшетрам.

    То есть, чувствуйте, что дыхание пронзает манипура кшетрам в конце выдоха и втягивается из манипура кшетрам вверх во время вдоха.

    Тема 4

    Асаны. Сиршасана (Часть 1)

    Стойка на голове – сиршасана – это, должно быть, самая широко известная асана. О ней слышали даже те люди, которые никак не соприкасались с целями и практиками йоги. Преобладающее среди них представление ассоциируется с образом йога в набедренной повязке, ежедневно стоящего на голове по многу часов рядом со своей кроватью из гвоздей, на которой он потом отдыхает. Обычно такое представление происходит от популярной карикатуры, на которой изображен йог в этом положении. На самом деле, мы недавно видели карикатуру, на которой мужчина довольно непривлекательной внешности читал книгу, стоя на голове. На вопрос своей жены о том, что он делает, мужчина отвечал: «Я слышал, что стойка на голове улучшает память, и потому я готовлюсь к экзамену в этой позе». В одном из наших зарубежных ашрамов молочник каждое утро ставит на порог перевернутую бутылку молока. Он объяснил живущему там свами, что делает это после того, как увидел мультфильм про молочника, доставлявшего молоко человеку, который занимался йогой. Таким образом, сиршасана прочно ассоциируется с йогой.

    Хотя с сиршасаной связано множество преувеличений, тем не менее, это чудесная асана. При правильном выполнении она может приносить много пользы. Но если ее делают неправильно, или те, кто к ней не готов, от нее может быть больше вреда, чем пользы. Порой ее называют лучшей из асан или царицей всех асан. Это, конечно, преувеличение, поскольку у всех асан есть свое место. Одной сиршасаны недостаточно для совершенного здоровья. Хотя она очень помогает, ее следует дополнять другими асанами, которые оказывают специфическое воздействие на другие части тела. Именно сочетание асан и ежедневная практика приносят общее крепкое здоровье – а не одна асана, как бы хороша она ни была.

    Мы намерены описать все аспекты сиршасаны в двух частях(1), что необходимо по двум причинам: во-первых, сиршасана и все связанные с ней детали потребуют длинного описания; и, во-вторых, эту асану следует разучивать и осваивать постепенно. Все асаны требуют постепенного освоения, но это особенно справедливо в отношении сиршасаны. Если вы попробуете освоить сиршасану слишком быстро, то можете упасть из конечной позы и нанести себе травму. Кроме того, тело должно постепенно привыкать к повышенной нагрузке во время длительного пребывания в перевернутом положении; если этого не делать, сиршасана может привести к отрицательным последствиям для систем организма. Поэтому мы знакомим вас с сиршасаной в две стадии; это повышает вероятность того, что вы потратите необходимое время на подготовку своего тела к конечной позе, практикуя и совершенствуя начальные стадии, описанные в данной теме. Будет меньше шансов, что кто-либо попробует одним махом, как акробат, взгромоздиться в конечную позу, и упадет на спину.

    Сиршасана – Часть 1

    Слово сирша на санскрите означает «голова». Поэтому название этой асаны переводится как «стойка на голове».

    Сколь странным это ни покажется, но упоминаний о сиршасане или ее описаний нет ни в одном из широко известных текстов йоги. Учитывая пользу, которую она приносит, это на первый взгляд выглядит несколько неожиданным. Однако скорее всего, эта асана передавалась от учителя ученику устно и путем личного наставничества. Таким образом уменьшалась возможность неправильной практики сиршасаны и, тем самым, причинения вреда. Лишь в недавнее время сиршасана была полностью описана в книгах и приобрела широкую популярность у большого числа людей.

    Возможно, в следующей цитате из текста Гхеранда Самхита дается описание сиршасаны под другим названием:

    «Солнечная область находится в пупке, а лунная область находится у основания нёба. Нектар капает из лунной области вниз и поглощается в солнечной области; поэтому люди умирают. Держите пупок вверху, а лунную область внизу. Это випарита карами мудра, тайна тантр. Голову вместе с руками следует поместить на земле. Вытяните ноги вверх, твердо держа голову на земле. Такова випарита карани мудра, которой учат йоги». (шлоки 3:28—30)

    Похожий отрывок есть и в тексте Хатха Йога Прадипика. Действительно, существует хорошо известная мудра, которая носит название випарита карани мудра; она составляет важную часть крийя-йоги(2). Но эта практика имеет гораздо более глубокий смысл, чем сказано в вышеприведенной цитате. Это описание настолько туманно, что могло бы легко подойти к сиршасане, сарвангасане(3) и любой другой перевернутой асане, равно как и к практике випарита карани мудры, как мы ее знаем и понимаем. Вполне возможно, что сиршасана была известна под другим названием и что ее вместе с другими перевернутыми асанами знали под общим названием випарита карани мудры, в то время как название «сиршасана» появилось гораздо позже. Однако мы не намерены обсуждать эту тему далее, поскольку это всего лишь предположение и, безусловно, не слишком важное. Главное – это практика сиршасаны и те блага, которые она дает.

    Место для занятий

    Сиршасану следует делать в просторном месте, свободном от мебели и любых других объектов. Это необходимо для того, чтобы в случае падения вы могли правильно приземлиться на ноги и не нанести себе травмы. Например, если, падая, вы приземлитесь на стоящий поблизости стул, то, вероятно, сломаете несколько костей или, по меньшей мере, как-то повредите тело. Поэтому примите меры, чтобы там, где вы занимаетесь, не было никаких помех в радиусе по меньшей мере двух с четвертью метров.

    Грунт должен быть гладким, плоским и твердым. Не занимайтесь на песчаном или каменистом грунте, на любой скользкой поверхности и на любой поверхности, которая не горизонтальна.

    Опора на стену

    Начинающие, при желании, могут заниматься около стены, особенно если они не уверены в себе. При этом важно, чтобы в исходном положении затылок находился на расстоянии чуть больше тридцати сантиметров от стены. Это необходимо, поскольку если вы поместите голову ближе к стене, то стена не даст вам поднять тело в конечную позу. С другой стороны, если поместите голову дальше от стены, то можете упасть на стену и ушибиться; вместо подспорья стена станет помехой.

    Стену можно использовать только для предотвращения перевешивания назад; ее никоим образом не следует использовать для выполнения асаны. Когда вы обретете уверенность и опыт, мы рекомендуем вам отказаться от опоры на стену и заниматься посередине открытого места. Это еще более поможет вам в развитии уверенности в себе.

    Метод падения

    Прежде чем начинать делать сиршасану, вам следует убедиться, что вы умеете правильно падать, особенно если вы занимаетесь не у стены. Это не пессимизм, а разумная предосторожность. Как говорит известная пословица, лучше перестраховаться, чем потом жалеть. Мы не ожидаем, что вы упадете, но это может случиться даже с теми, кто практикует сиршасану на протяжении многих лет.

    При падении тело должно быть расслаблено; не закрепощайте его. Вы должны позволить телу падать «мешком». Если вы падаете вперед, то есть туда, куда смотрит ваше лицо, вам следует как можно сильнее пригнуть колени к груди. Удар о пол должен приходиться только на ступни. Если вы падаете назад, то есть через голову, то необходимо как можно сильнее прогнуть спину. Удар также должен приходиться на ступни. Никакая часть спины не должна касаться пола раньше ступней.

    Одеяло

    Сиршасану, в большей степени, чем любую другую асану, следует выполнять на одеяле, коврике или тонкой подушке. Подстилка должна быть не слишком мягкой и не слишком жесткой; не слишком тонкой и не слишком толстой. Она должна защищать макушку от жесткости, но не быть слишком упругой, мягкой и толстой, чтобы не мешать прочной опоре на голову и руки. Мы рекомендуем заниматься на одеяле, сложенном вчетверо.

    Правильное положение головы

    На этот счет существуют противоречивые мнения. Некоторые люди говорят, что на полу должен находиться лоб, тогда как другие утверждают, что следует опираться на пол макушкой. Если вес тела опирается на лоб, тогда в конечной позе позвоночник будет изогнут, особенно в области шеи. Если же вес тела опирается на макушку головы, то в конечной позе тело может быть неустойчивым. На своем опыте мы обнаружили, что лучше всего, если голова находится в промежуточном положении между этими двумя крайностями. То есть, голову нужно ставить так, чтобы на одеяле покоилась точка, находящаяся посередине между лбом и макушкой. Вы должны поэкспериментировать сами, чтобы найти это положение. Не считайте себя обязанным использовать именно такое положение – это всего лишь наша рекомендация. Если вам удобно, когда на полу находится лоб или макушка, то используйте этот способ.

    Положение рук и предплечий

    Пальцы рук следует переплести позади затылка. Руки нужно обернуть вокруг головы; их не следует подкладывать под голову. Нужно подобрать положение рук так, чтобы они прочно поддерживали голову.

    Предплечья и локти обеих рук должны плоско лежать на полу. Между локтями должно быть такое же расстояние, как от локтя до пальцев каждой руки (находящихся на затылке). Таким образом, предплечья образуют две стороны равностороннего треугольника, а расстояние между локтями будет третьей стороной. Это наиболее устойчивая поза, которая поддерживает тело во всех направлениях.

    Техника выполнения – первые три стадии

    Следует довести до совершенства первые три стадии, прежде чем переходить к трем последним стадиям(1). Необходимо, чтобы вы постепенно вырабатывали контроль над своим телом и приучали мышцы и мозг к новому образу действий.

    Стадия 1: исходное положение

    Постелите на пол одеяло. Встаньте на колени перед одеялом, держа ноги вместе или врозь. Переплетите пальцы. Положите предплечья на :. одеяло, чтобы они образовали равносторонний

    треугольник, в котором расстояние между локтями равно расстоянию от каждого локтя до ладони. Наклонитесь вперед так, чтобы голова легла на одеяло вплотную к ладоням и опиралась на него точкой, находящейся посередине между лбом и макушкой.

    Оберните сцепленные руки вокруг головы и подберите их положение так, чтобы они прочно поддерживали голову. Помните, что руки действуют как каркас для головы; они не должны служить подушкой.

    Стадия 2: выпрямление ног

    Убедитесь, что исходное положение удобно и устойчиво. Выпрямите ноги, чтобы тело опиралось на голову, обе руки и пальцы обеих ног.

    Медленно подтягивайте пальцы ног ближе к лицу; при этом спина будет постепенно приближаться к вертикальному положению.

    На определенном этапе становится невозможным подтянуть ступни ближе к лицу с выпрямленными ногами, не заставляя туловище отклоняться назад и опрокидываться.

    Это и есть конечное положение, показанное на рисунке.

    В таком положении большая часть веса тела приходится на голову.

    Подберите положение тела так, чтобы вы чувствовали себя удобно, а затем переходите к стадии 3.

    Стадия 3: подъем ног

    Держа туловище вертикально, медленно сгибайте ноги.

    Подтяните бедра как можно ближе к груди. Старайтесь не потерять равновесие и не опрокинуться.

    Эта стадия может оказаться немного трудной, если у вас негибкое тело; не двигайтесь дальше, пока вы не сможете с удобством подтягивать бедра к туловищу без малейшей тенденции к опрокидыванию на спину.

    Последняя часть стадии 3 оказывается трудной, если не держать туловище как можно более вертикально, чтобы центр тяжести был максимально смещен назад; поэтому старайтесь держать туловище как можно ближе к вертикальному положению, но без утраты равновесия и опрокидывания на спину. Полностью перенесите вес тела на руки и голову.

    Попробуйте поднять одну ступню, затем обе ступни вместе примерно на двадцать сантиметров над полом, сохраняя равновесие.

    Для большинства начинающих это движение оказывается трудным.

    Обычно эти трудности возникают из-за неспособности держать туловище вертикально, в результате чего оказывается невозможно поднять ступни, не опрокидываясь вперед или назад.

    Со временем и по мере тренировки это станет легче. Если вы чувствуете любую неустойчивость, то позвольте ступням легко коснуться пола и повторите процесс. Не давайте телу перевешивать назад; предпочтительнее позволять ему перевешивать вперед. Если вы не уверены в себе, то занимайтесь у стены. Эта стадия не является по-настоящему трудной, но требует немного времени и практики.

    Не поднимайте ступни больше чем, скажем, на пятнадцать сантиметров от пола, пока не будете абсолютно уверены в том, что сможете поднять их выше, сохраняя равновесие. Затем переходите к стадии 4(1).

    Предостережение

    На стадии 3 не пытайтесь рывком закидывать ноги вверх – это самый верный способ потерять равновесие и опрокинуться на спину. Выполняйте каждое движение плавно и контролируемо, сокращая мышцы спины и постепенно перестраивая положение равновесия (центра тяжести) при подъеме ног.

    Рекомендация

    Мы рекомендуем вам делать эти первые три стадии, пока вы не выработаете правильное равновесие и не обретете достаточно уверенности, чтобы перейти к последним трем стадиям сиршасаны(1). Для этого может потребоваться от недели до месяца или даже больше. Продвигайтесь вперед осторожно и не перенапрягаясь. Не занимайтесь в случае какой-либо серьезной болезни и никогда не начинайте занятий сразу после еды.

    Тема 5

    Медитация. Аджапа джапа (Стадия 2)

    Аджапа джапа – это метод исследования более глубоких областей ума и устранения психологических проблем. На начальных стадиях мантра действует на поверхностном уровне вашего ума, но со временем и при регулярной практике она будет опускаться ниже, проникая в более глубокие подсознательные области. Именно тогда вы начнете сталкиваться со своими глубоко укорененными страхами, тревогами, желаниями и неврозами. Все эти отрицательные аспекты вашего ума выходят на поверхность или, скорее, подпадают в диапазон вашего сознательного восприятия.

    Порой эти аспекты вашего ума могут вырываться наружу очень быстро. Возможно, на какое-то время вы будете чувствовать себя немного несчастным, но если вы проявите упорство, то эти проблемы будут нейтрализованы, и вы выйдете по другую сторону с более гармоничным и удовлетворенным умом. Старайтесь продолжать практику вне зависимости от количества всплывающего отрицательного материала; прекращайте занятия только если они слишком быстро пробуждают слишком много мрачных аспектов ума. В этом случае вы можете вернуться к практике позднее.

    В процессе очищения ума хорошо сочетать аджапу с чидакаша дхараной(1). В этом случае вы будете видеть подсознательные содержания ума в виде образов на мысленном экране (чидакаша) перед своими закрытыми глазами. Эти образы будут подобны сновидениям, но вы будете их полностью осознавать. Это будут образы ваших более глубоких проблем. На санскрите они называются самскарами (импринтами ума) и васанами (глубоко укорененными желаниями). Не подавляйте эти образы и не реагируйте на них. Вам следует просто осознавать их и наблюдать их с отношением равнодушного свидетеля. Вы должны воспринимать их как нечто отдельное от вашего существа. Таким образом эти самскары будут исчерпаны, и ум освободится от большей части напряженности и тревоги. Для этого потребуются время и практика, но это необходимо для того, чтобы сделать ум совершенным инструментом.

    Основные характеристики аджапы

    В порядке напоминания, перечислим важные особенности аджапы.

    1. Глубокое и ритмичное дыхание.

    2. Непрерывное осознание дыхания.

    3. Непрерывное повторение мантры, согласованное с дыханием.

    4. Расслабление ума и тела.

    5. Удобная сидячая поза.

    6. Практика уджайи пранаямы(2).

    7. Практика кхечари мудры(2).

    Если вы соблюдаете все эти правила, то быстро добьетесь успеха.

    Аджапа – Стадия 2Техника выполнения

    На первой стадии аджапа джапы вы синхронизировали звук Со с входящим дыханием и звук Хам с выходящим дыханием(3). На второй стадии процесс очень сходный, но каждое дыхание будет начинаться с выдоха с мантрой Хам и заканчиваться вдохом с мантрой Со. Мантра Хам по-прежнему связана с выдохом, а мантра Со – с вдохом (как на первой стадии), но теперь мантра будет звучать как Хамсо вместо Сохам. Между Хам и Со не должно быть никакой паузы, но небольшая пауза делается после каждого цикла Хамсо. Это может показаться тонким различием по сравнению со стадией 1, но, тем не менее, оно важно.

    Перед началом практики необходимо расслабление ума и тела. Для этого вы можете выполнить ряд асан и пранаяму и/или некоторое время повторять АУМ. Используйте любой подходящий метод.

    Для того чтобы осознавать содержания своего подсознательного ума, вам следует периодически прекращать аджапу и в течение короткого времени делать чидакаша дхарану. Метод стадии 2 таков:

    Примите удобную сидячую позу.

    Сделайте те же предварительные процедуры расслабления, которые описаны для стадии 1(3).

    Несколько раз произнесите АУМ – например, 13 раз.

    Затем выполняйте кхечари мудру и уджайи пранаяму(2).

    Осознавайте процесс дыхания, на короткое время делая его глубже и медленнее.

    Попробуйте ощутить себя самим процессом дыхания.

    Затем представьте себе, что дыхание движется между пупком и горлом.

    Вдох поднимается вверх от пупка к горлу.

    Выдох опускается вниз от горла к пупку.

    Будьте внимательны к ритмичному потоку дыхания.

    Не принуждайте себя; просто будьте внимательны к естественному процессу дыхания.

    Наблюдайте, как дыхание становится все медленнее и медленнее.

    Если вам оказывается трудно вообразить течение дыхания вверх и вниз, вы можете представить себе, что ваши пупок и горло соединены стеклянной трубкой. В трубку налита вода.

    Когда вы выдыхаете, уровень воды опускается от горла к пупку.

    Продолжайте эту практику в течение как минимум 5 минут.

    Затем синхронизируйте с дыханием мантру Хамсо.

    С выдохом вниз от горла к пупку слушайте звук Хам.

    Со вдохом вверх от пупка к горлу слушайте звук Со.

    Таким образом, с каждым циклом дыхания вы будете слышать Хамсо, Хамсо, Хамсо и так далее.

    Будет иметь место непрерывность между выдохом и вдохом, но небольшой перерыв между вдохом и выдохом.

    Обязательно сохраняйте осознание дыхания и мантры.

    Спустя некоторое время, скажем, 5 минут, отвлекитесь от аджапы и осознавайте пространство перед закрытыми глазами.

    Наблюдайте любые возникающие образы с отношением отстраненности; эти образы отражают содержание подсознательного ума.

    Продолжайте действовать таким образом в течение нескольких минут.

    Затем вернитесь к практике аджапы с осознанием мантры и дыхания.

    Спустя еще около пяти минут снова наблюдайте пространство перед закрытыми глазами. Через короткое время вернитесь к аджапе. Продолжайте в том же духе в течение имеющегося у вас времени.

    Продолжительность практики

    Эту вторую стадию аджапы следует практиковать каждый день до тех пор, пока синхронизация дыхания и мантры не будет происходить без малейших усилий. Тогда вы будете готовы перейти к стадии 3(4).

    Общие соображения

    В этом уроке мы описали практики для нахождения точки манипура кшетрам, находящейся в пупке. Это самый нижний узловой пункт движения дыхания во время аджапы. Постарайтесь ясно чувствовать, как при выдохе нисходящее дыхание пронизывает пупок (манипура кшетрам) и втягивается вверх из этого же центра при вдохе. Это окажет вам огромную помощь в выработке чувствительности к точному положению данного центра в ходе подготовки к крийя-йоге.

    Программа ежедневных занятий

    В этом уроке мы познакомили вас с манипура чакрой, а также с практиками для нахождения ее активирующей точки на позвоночнике и для нахождения манипура кшетрам. Мы советуем вам делать их регулярно для развития чувствительности. Кроме того, не пренебрегайте техниками, касающимися муладхара и свадхистхана чакр, которые мы обсуждали в предыдущих двух уроках.

    Теперь, когда вы изучили первую стадию аджапы, вам следует переходить ко второй стадии. Чувствуйте, как дыхание и мантра в конце нисходящего движения пронизывают манипура кшетрам.

    Если сумеете, постепенно осваивайте первые три стадии сиршасаны. Не пытайтесь двигаться дальше этих трех стадий – искусство этой асаны приходится вырабатывать медленно. Если у вас есть какой-либо недуг, при котором сиршасана противопоказана, пожалуйста, не пытайтесь делать эту асану без предварительной консультации со специалистом.

    Продолжайте делать пранаяму, как было описано, в соответствии со своими возможностями(1). Мы не хотим, чтобы вы причинили себе вред – именно поэтому мы отводим для освоения этой практики длительный период времени. На самом деле, практики пранаямы не нуждаются в пространном описании – они требуют продолжительных занятий. Только так можно получить от них всю пользу.

    Программа 1: продолжительность 120 минутПрограмма 2: продолжительность 90 минутПрограмма 3: продолжительность 60 минутПрограмма 4: продолжительность 30 минут (для общего здоровья)

    Старайтесь находить время для практик нахождения чакры и кшетрам и для аджапы. Это важно для крийя-йоги.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.