|
||||
|
Словарь Абстракция – процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Абулия – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли. Агнозия – нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникающее при поражении головного мозга. Аграмматизм – ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций. Аграфия – невозможность овладеть письмом или распад письма. Адаптация – приспособление к условиям среды. Акалькулия – нарушение счета и счетных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга. Акселерация – ускоренное физическое развитие детей. Актуализация – воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алексия – невозможность овладеть чтением или распад навыка. Амбивалентность – противоречивое эмоциональное состояние, переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо. Амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга. Амузия – нарушение способности понимать и исполнять музыку, возникающее при поражении мозга. Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленение предмета, явления на составные части. Обратная процедура – синтез-соединение элементов в целое. Анамнез – совокупность сведений о болезни и развитии ребенка. Аномалия – отклонение от нормы. Антиципации – способность предвидеть результаты действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечные слоги слова. Апперцепция – свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта. Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи. Ассоциация – связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого. Астения – слабость. Астереогноз – одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности. Асфиксия – удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра. Атаксия – расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга. Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с нарушением обмена веществ в них. Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра). Афазия – полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание. Аффективные дети – дети, у которых устойчивые тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения. Афония – отсутствие голоса. Афферентный анализ и синтез – анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений. Библиотерапия – лечебное воздействие средствами литературы. Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок – блок регуляции мозга, его тонуса, обеспечивает активность психических функций. Второй блок – блок приема и хранения информации, включает анализаторные системы. Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Брока центр (зона) – центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Вербальная парафазия – замена нужного слова другим, близким по смыслу. Вербализм – недостаток, при котором словесное выражение не соответствует конкретным представлениям и понятиям. Вернике центр (зона) – центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей). Внимание – направленность, избирательность психической деятельности. Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления. Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Восприятие – непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокупности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор. Восстановительное обучение – методы восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности. Гемиплегия – поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Гиперакузия – повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии. Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы. Гипоакузия – пониженная чувствительность. Гипокинезия – снижение двигательной активности. Гипоксия – кислородное голодание. Дебильность – относительно легкая степень недостаточности интеллекта. Дедукция – рассуждение, позволяющее делать выводы из некоторых утверждений. Декодирование – заключительная операция процесса приема информации. Декомпенсация – расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нарушения компенсации (перестройки функций при нарушениях). Деменция – слабоумие, обеднение психической деятельности. Депривация – недостаточное удовлетворение основных потребностей. Детерминизм – учение о всеобъемлющей причины обусловленности явлений. Деятельностный подход – принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности – процесса достижения поставленных целей. Деятельность – активное взаимодействие с окружающей средой. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение произвольной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисфония – частичное нарушение голоса. Задержка психического развития – тип аномалии психического развития ребенка, парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер. Зона ближайшего развития – показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Идиотия – тяжелая степень. Имбецильность – степень недоразвития интеллекта. Импрессивная речь – восприятие, понимание речи. Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека. Индукция – логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждениям более общего. Инертность – качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при патологическом состоянии мозга. Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, основанная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерностями окружающего мира. Интериоризация – перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Инфантилизм – задержка в развитии организма, физическое и психическое недоразвитие. Истерия – патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных переживаний. Кинестезические ощущения – ощущения движений, положения частей тела, мышечных усилий. Клоническая судорога – быстро следующие одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц. Кодирование – применительно к речи: процесс говорения. Комбинированный речевой дефект – сочетанные нарушения. Коммуникативная функция речи – функция общения. Компенсация – процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции. Коммуникация – обмен информацией. Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов. Коррекция нарушенной речи – устранение, преодоление, исправление недостатков речи. Кризы возрастные – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Латерализация – четкое преобладание одного из парных органов, выделение ведущего (доминантного) полушария мозга. Литеральная парафазия – замена звука или буквы, что приводит к искажению слова. Личность – человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и самосознания. Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения. Логоррея – бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии. Макроглосия – массивный язык. Механизмы нарушения речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности. Микроглоссия – маленький размер языка. Мимика – движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека. Модуляция голоса – изменение высоты голоса, связанное с интонацией. Мутация голоса – возрастные изменения голоса в связи с изменениями в голосовом аппарате. Мутизм – прекращение речевого общения из-за психической травмы. Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определенной речевой функции или речевой системы в целом. Негативизм – немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого, упорный отказ от общения. Отраженная речь – речь, повторенная за кем-либо. Персеверация – повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Психические свойства – индивидуальные особенности психики человека и соответствующие им формы поведения (интерес, способность, темперамент, характер). Психические состояния – разные виды отражения в сознании человека воздействий как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (например, бодрость, усталость, скука и др.). Психические явления – любой вид психической деятельности (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Психическое развитие – развитие психических процессов и психических свойств личности у детей. Психогенный – обусловленный воздействием психических факторов. Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Психокоррекция – предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности. Психология специальная – отрасль психологии, изучающая особенности психики людей с отклонениями от нормального развития. Психомоторика – совокупность сознательно управляемых действий. Психопатия – психическое заболевание, проявляющееся в изменении свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде. Психотерапия – воздействие на психическую сферу больных с целью коррекции их поведения и психических отклонений. Распад речи – утрата речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга. Реабилитация —1) восстановление пригодности; 2) система медико-психолого-педагогических мер, направленных на включение ребенка или взрослого с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к жизни и труду в обществе. Реадаптация – 1) комплекс мероприятий, направленных на приспособление к условиям внешней среды; 2) этап реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия. Реактивные состояния – психические расстройства, возникающие в результате острых стрессовых ситуаций. Релаксация – 1) состояние покоя, расслабленности; 2) полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (например, расслабление или аутогенная тренировка). Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными. Рефлексия – процесс самопознания внутренних психических актов и состояний. Ригидность – непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ритмика – 1) учение о музыкальных ритмах; 2) раздел фонетики, изучающий закономерности ритмического построения речи; 3) система упражнений, основанных на связи движения с музыкой. Сензитивный период – этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций, для освоения каких-либо видов деятельности. Сенсорный – чувствующий, относящийся к ощущениям. Симптом нарушений речи – признак, проявление нарушений речевой деятельности. Синдром – закономерное сочетание симптомов болезни или нарушения, имеющее общий патогенез. Синкинезия – автоматическое, непроизвольное содружественное движение. Симультанный – имеющий целостный (одновременный) характер. Сложный (комбинированный) дефект – сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих (например, умственно отсталые слепые). Сопряженная речь – совместное произнесение слов и фраз двумя или несколькими лицами. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении деятельности. Специфические закономерности психического развития – закономерности психического развития, свойственные лишь определенной категории детей. Стадии психического развития – периоды жизни человека по совокупности социально-психологических признаков. Структура дефекта – совокупность первичных и вторичных симптомов и характер их связей. Суггестия – внушение на основе эмоционально окрашенного невербального и вербального воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния. Сукцессивный анализ – реализуемый по частям (последовательный), а не целостный анализ. Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей. Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психологические особенности глухих и слабослышащих. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Тест – система заданий, представляющих собой ограниченное во времени стандартизованное испытание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического свойства личности. Тесты интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. Тифлопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психологические особенности слепых и слабовидящих людей. Тремор – непроизвольные ритмические движения. Трудотерапия – использование трудовых процессов с целью лечения, восстановления нарушенных функций, адаптации и абилитации. Факторы риска – различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Физиокинезотерапия – комплекс мероприятий, включающий активную и пассивную гимнастику, массаж и психотерапию, которые применяются с целью восстановления функций у больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. Фобии – навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания. Фонематический анализ – умственное действие по анализу структуры слова на составляющие его фонемы. Фонематическое восприятие – умственное действие по слухо-произносительной дифференциации фонем. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонопедия – комплекс психолого-педагогического воздействия, направленного на коррекцию нарушений голоса и личности больного. Эволюция – процесс количественного и качественного изменения, развития. Эгоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния других людей. Эйфория – эмоциональное состояние, для которого характерны беспричинная веселость и беспечность, снижение критичности, моторное возбуждение. Экзальтация – возбужденное, восторженное состояние; болезненная оживленность. Экзогенный – возникающий под воздействием внешних факторов. Экспансивный – несдержанный в проявлении чувств, бурно реагирующий на все. Эксперимент – научно поставленный опыт, исследование является в точно учитываемых условиях, позволяющих воспроизводить его при повторении этих условий. Экспрессивная речь – процесс говорения; активное устное и письменное высказывание. Экстериоризация – процесс выведения внутренних операций во внешний план. Экстравертированность – склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей. Эмпатия – способность к пониманию и сопереживанию психологического состояния другого человека. Эндогенный – возникающий и развивающийся вследствие воздействия внутренних причин. Этиология – учение о причинах и условиях возникновения болезни или нарушения. Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением. Эхопраксия – автоматическое повторение движений и действий других людей. Язык – система знаков, используемая как средство общения и познания. Языковая способность – способность к усвоению и использованию элементов и правил системы языка в целях общения и познания. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|