Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Роль эмоций в жизни человека
  • Разнообразие эмоционального мира
  • Эмоции и их проявления
  • Виды эмоций
  • Человеческие чувства
  • Истоки нашего настроения
  • Сильные эмоциональные переживания: кто кого?
  • СПОРНЫЙ ВОПРОС
  • САМОИССЛЕДОВАНИЕ
  • ЛАБОРАТОРИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
  • ЛИРИКА
  • Глава 3

    Я – человек чувствующий

    Ситуация. Обычное утро буднего дня в городском многоквартирном доме. Дверь подъезда редкую минуту остается закрытой: один за другим жильцы покидают свои квартиры, спеша по делам, на работу, в школу. Впереди у них – насыщенный день, позади ночь. У кого-то она прошла спокойно, человек отдохнул и набрался сил. У кого-то ночь была беспокойной, и отдохнуть не удалось. Одни ждут грядущего дня с интересом, другие – с тревогой, третьи и вовсе начинают его в унынии. Открыв дверь подъезда, все они в один миг попадают из полумрака парадной в светлое утро, все они видят один и тот же кусочек двора… Но действительно ли они видят в этот момент одно и то же? Проснувшийся бодрым и веселым молодой человек прежде всего заметит ласковое весеннее солнышко, его приболевший сосед по лестничной клетке – весеннюю же грязь, проступившую после стаявшего снега, пятилетний малыш увидит только полосатую важную кошку, с которой давно мечтал познакомиться, а его мама – развалившуюся ступеньку, на которую надо обратить внимание сына. Каждый из них видит то, что кажется ему самым важным, или то, на что направляет взгляд эмоциональное состояние – радость, раздражение, любопытство, озабоченность.

    Эмоциональность – важная особенность внутреннего мира человека. По мнению многих – самая главная. Не случайно великий мыслитель Д. Локк, перефразируя уже известное вам высказывание Декарта, утверждал: «Я чувствую – следовательно, существую».

    Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить.

    (Вильям Шекспир)

    Каждый миг своего существования человек пребывает в некотором эмоциональном состоянии. Это состояние существенно влияет на то, что и как он делает, о чем и насколько продуктивно думает, что считает главным и что – второстепенным.

    Мир огромен, безграничен в своих свойствах. Наши возможности понимания этого мира ограничивают органы чувств и особенности мышления, а некоторый «цвет», смысл, можно сказать – угол зрения, задают переживаемые в данный момент эмоциональные состояния.

    Эмоциональные состояния, которые может переживать человек, необыкновенно разнообразны, многолики. Они играют в нашей жизни важную роль, от них зависит многое: самочувствие, успешность в выполняемом деле, отношения с другими людьми. Понимать себя – это во многом значит понимать те эмоциональные состояния, которые мы испытываем, и уметь влиять на них.

    Роль эмоций в жизни человека

    Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении. Или, скажем, мы еще только представляем себе некоторую пока не существующую в реальности ситуацию, а эмоции уже оценивают ее как желаемую или неприятную. Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.

    Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они регулируют поступки и действия человека. Доверяя своим чувствам (при условии, конечно, что мы эти чувства действительно осознаем и понимаем), мы порой принимаем самые верные решения.

    Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания. Дополнительные силы у уставшего человека могут появиться и дать ему возможность еще некоторое время плодотворно поработать как благодаря настоящей радости, так и благодаря сильной злости. Вспомните, было ли с вами такое, когда кто-то говорил вам: «Да брось ты это дело, все равно ведь у тебя не получится!» Разве хотя бы однажды вы не отвечали (может быть, только про себя) со злостью: «Ну уж нетушки!» – и не делали с удвоенной энергией то, что вас призывали бросить?

    Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов (подошел – увидел – заговорил – подарил цветы – послушал), коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее (например, свидание). То есть как часть жизни. Все, что с нами происходит в отдельный момент времени, что окружает нас, объединяется некоторым чувством, с которым мы проживаем этот момент. Мы часто и называем тот или иной прожитый нами отрезок времени, указывая на доминирующее эмоциональное состояние: интересная поездка, тяжелый месяц, веселая встреча и т. д. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.

    В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним Я на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться.

    В нашей культуре не принято говорить о своих чувствах. Часто искренний интерес к внутреннему миру другого человека («Как ты к этому относишься? Что сейчас испытываешь?») разбивается о стену непонимания: «Как себя чувствую? Как всегда, нормально». Можно ли чувствовать себя «нормально»? Как это?

    Разнообразие эмоционального мира

    Человек, привыкший наблюдать за собой и анализировать свои переживания, несомненно, заметит, насколько разнообразными и удивительными бывают переживаемые им эмоциональные состояния. В психологии, обобщившей такие наблюдения, принято выделять несколько видов эмоциональных состояний человека: эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсти, стрессы. О том, в чем их своеобразие и отличие друг от друга, мы и поговорим.

    Разнообразие эмоциональных состояний нашего Я оправданно: жизнь человека сложна, мы реализуем себя в самых разных ситуациях и сферах. Переживания помогают человеку оценить происходящее, мобилизовать свои силы и возможности. Но человек ценит эмоциональную сторону своего внутреннего мира не только за ее полезность. Эмоции и чувства – источник, благодаря которому развивается и обогащается душевная жизнь человека. Способность к высоким переживаниям – любви к прекрасному, возвышенным чувствам – великий дар, данный человеку.

    Верное распознавание эмоции, правильное ее называние обеспечивают не только лучшее понимание процессов, в нас происходящих, – нет, дело обстоит куда серьезнее, потому что нужное, верное слово, соответствующее эмоции, безошибочно обозначающее ее, может в корне изменить все наше поведение. Вот уж поистине, «назвав подлинное имя предмета, получаешь власть над ним»!

    Приведем пример: ребенок отказывается идти в школу, заявляя, что он обижен на одноклассников. На самом деле эмоция, которую он переживает, – страх. Страх не соответствовать тем стандартам и нормам, которые предъявляет группа сверстников. Непонимание собственных чувств или их неверное истолкование могут привести в дальнейшем – во взрослости – к серьезным жизненным ошибкам: можно принять за любовь всего лишь желание самоутвердиться за счет другого или стремление быть опекаемой…

    Как человек сам и окружающие его люди узнают о том, в каком эмоциональном состоянии он в настоящий момент пребывает? Самому человеку в его внутреннем мире эти состояния явлены в виде переживания. Личные переживания доступны только нам самим. Помните: «Как сердцу высказать себя.»? Каждому из нас знакомы моменты, когда не хватает слов для того, чтобы выразить свое состояние, отношение к другому человеку или какому-то событию. Вовне наши переживания могут быть переданы через особенности поведения (жесты, мимику, походку) и с помощью слова. Кроме того, многие эмоциональные переживания сопровождаются физиологическими реакциями организма, которые мало контролируются человеком на сознательном уровне. Так, человека может переполнять удивительное ощущение легкости, уверенности, доверия к миру, которое он, изрядно обеднив само переживание, может передать нам, сказав: «Я счастлив». При этом он будет определенным образом жестикулировать, его походка будет легкой, летящей, лицо улыбающимся. А соответствующие исследования покажут нам, что его пульс слегка учащен, адреналина в крови больше, чем обычно, и т. д. Кстати, именно на этой особенности человека построена работа так называемого детектора лжи!

    Нужны ли нам вообще эмоции? Не было бы лучше, если бы мы вообще не переживали? Обоснуйте свою точку зрения.

    Эмоции и их проявления

    Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

    Природа эмоций такова, что превращает внешние сигналы выражения эмоциональных состояний во всечеловеческий язык, понятный, прочитываемый каждым. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств, можем судить о состояниях друг друга, можем сопереживать друг другу.

    Безусловно, удивительным и важным фактом является единство, общность языков внешнего выражения эмоций у всех людей Земли. Гипотетически можно представить встречу представителей двух народов, живущих на разных участках планеты и, возможно, даже не подозревавших о существовании соседей. Сумеют ли они, не зная языка друг друга, понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе – да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базовых эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление.

    В мимическом выражении эмоций все люди оказываются очень похожими. Но жесты и позы, являясь продуктами разных культур, а не генетически обусловленными проявлениями, могут сильно отличаться у разных народов.

    Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.

    (П. К. Анохин)

    Общаясь с людьми, мы всегда – осознанно или нет – читаем эмоции человека по его мимике и пантомимике, по особенностям жестикуляции. Чувства человека – и взрослого, и ребенка – легко понять, не только глядя на него, но и слушая; причем важно не столько то, что человек говорит, сколько то, как он говорит. Сигналами, несущими информацию о его эмоциональном состоянии, являются паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

    Впрочем, практически всегда эмоции отражаются на всех частях лица. Например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.

    А можно ли по внешним признакам определить, когда человек говорит правду, а когда лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней тем, что она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.

    Психологами давно замечено, что люди тогда тонко и правильно определяют эмоциональное состояние по лицу, когда сами уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно ощущают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии.

    Удается ли вам определять эмоциональное состояние своих партнеров по общению? Понаблюдайте за окружающими людьми в течение дня, обратите внимание на разные способы эмоционального реагирования у разных людей. Возможно ли выделить эмоциональные реакции, общие для всех?

    Виды эмоций

    Какие эмоции может испытывать человек? Для обозначения их в русском языке традиционно используются следующие слова: «радость (удовольствие)», «интерес», «удивление», «горе (страдание)», «гнев (ярость)», «отвращение», «презрение», «страх», «стыд», «вина», «застенчивость».

    Радость – замечательное чувство, желанное и ценное для большинства из нас. Радость – это подъем жизненных сил, ощущение уверенности, свободы и внутренней силы. Радостное восприятие мира дает человеку и чувство собственной значимости, и принятие самого себя, и готовность справиться с трудностями, и… Каждый из нас сам очень хорошо знает, сколько положительных ощущений приносит оно с собой. Знает, только не всегда может выразить словами.

    Откуда приходит к нам радость? Очень часто она возникает, когда человек живет в согласии с самим собой, когда он способен реализовывать свои возможности. Радость от хорошо сделанного дела, радость от интересного, доброго общения с другом, радость встречи… Радость ощущается особенно ярко, когда приходит неожиданно: чей-то приятный сюрприз, хорошее известие, которого уже не ждал. В целом, это доброе чувство, оно несет здоровье и успех как тем, кто его испытывает, так и тем, кому радующийся человек смог его подарить. Но есть и близкое ему эмоциональное состояние, чем-то радость напоминающее, но несущее в себе опасную, разрушительную силу. В русском языке есть замечательное слово для его обозначения – злорадство. Можно злорадоваться неудачам других, чьим-то неоправдавшимся надеждам. В отличие от радости злорадство хоть и приносит удовлетворение, но не несет в себе ощущений собственной свободы и окрыленности.

    Эмоция радости для подавляющего большинства людей является очень желанной. Согласно некоторым теориям (гедонизм), вся жизнь человека есть стремление к максимальной степени удовольствия. Сразу вспоминается классический опыт с лабораторной крысой, которой вживили электрод в мозговой центр удовольствия и которая нажимала на рычаг по 24 часа в сутки, отказываясь от еды.

    К счастью, человек все-таки кое в чем отличается от крысы и далеко не всегда целью своей жизни ставит лишь поиск наслаждений.

    История дает немало примеров того, как пресыщенность наслаждениями ведет к лишению человека радости и почти постоянному чувству скуки. Многие знают, что больше удовольствия доставляют действия по достижению наслаждения, чем сами ситуации, в которых удовлетворены наши потребности (радостная суета подготовки к празднованию Нового года нередко приносит больше положительных эмоций, чем заключительный этап – сам праздник).

    Радость ощущается нами особенно ярко тогда, когда удовлетворение нашей актуальной потребности происходит с достаточной степенью неожиданности (например, ребенок, конечно, надеялся на получение в подарок щенка, но считал свои шансы призрачными, и вдруг – живой комочек в его комнате: вот это радость!).

    Американский психолог Р. Фридман, занимавшийся изучением переживаний людьми счастья и радости, обследовал 100 000 человек и обнаружил, в частности, что супружеские пары счастливее холостяков и неженатых пар, живущих вместе. Д. Майерс указывает, что радостное восприятие мира и удовлетворение от жизни в целом чаще испытывают люди с активными религиозными убеждениями.

    Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Надо иметь постоянную и ясную установку на доброе и уважительное отношение к людям.

    Интерес – это эмоция огромного значения. Можно сказать, что именно она – основной двигатель прогресса человеческой цивилизации, главный внутренний «моторчик» нашего собственного развития.

    Субъективно эта эмоция переживается как положительная, и природа не зря позаботилась о нас, обеспечив этот позитивный настрой на приобретение знаний, открытие нового, мотивирующий обучение. Интерес тесно связан с радостью. Нас привлекает новизна и радует ощущение знакомости. Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое. Мы вычерпываем эту новизну, удовлетворяя интерес и радуясь познанию.

    «Увлеченность», «любопытство», «воодушевление», «оживление» – это далеко не полный перечень слов, существующих в русском языке для обозначения этой эмоции. Именно интерес побуждает каждого из нас к познанию нового, расширению своих знаний, исследованию окружающего мира. Многих великих людей вел к открытию, заставляя работать не покладая рук, простой человеческий интерес. Он позволяет преодолевать трудности и собственную лень, он помогает каждому из нас за рутиной ежедневных дней не терять главного: понимания того, что я учусь, я стремлюсь постоянно узнавать что-то новое потому, что это интересно.

    Потеря интереса к конкретному частному делу (например, учебному предмету) – вещь, которая достаточно часто встречается в нашей жизни. Как правило, это связано с тем, что у человека изменились интересы и теперь его захватило познание, изучение каких-то других наук, явлений культуры и т. д. Значительно более опасное для человека явление – скука, а если по А. С. Пушкину: «…короче – русская хандра». Скука – антипод интереса. «Скука есть пустота души», – сказал Н. Шелгунов. Человек, часто посещаемый этой крайне неприятной эмоцией, должен задуматься, так ли он живет, тому ли посвящает свое время. Ведь если у человека есть хоть одна живая мысль, ему не может быть скучно.

    Утрата интереса к жизни ведет к депрессии, тоске, унынию. Нам важно уметь постоянно поддерживать в себе «пламя» познавательного интереса, не давать ему погаснуть. В то же время не стоит сразу сжигать все «топливо»: вспыхнув очень сильно, интерес быстро потеряет свою энергетику – любая излишне мощная эмоциональная вспышка ведет к утомлению.

    Удивление предшествует возникновению других эмоций. Как реакция на внезапно возникшие обстоятельства, оно может преобразоваться либо в интерес, либо в страх, либо во что-то другое. Само по себе удивление не имеет определенного знака: «плюс» или «минус». Это мимолетное эмоциональное состояние характеризуется неясностью, непониманием, как реагировать на неожиданное событие. Скажем, возвращаемся мы вечером домой, открываем дверь в свою квартиру, в которой в этот момент никого не должно быть, включаем свет в комнате и вдруг видим сидящего на диване человека. В первую секунду возникает удивление, а вот какая эмоция появится следом – зависит от того, что за человек сидит.

    Удивление можно считать «переходным» переживанием, «эмоциональным мостиком» между состояниями организма до и после внезапного воздействия. Удивление освобождает пути для проявления иного способа активности человека, для осуществления нужных в ситуации действий.

    Горе, страдание – сильнейшие отрицательные эмоции. Их синонимы в нашем языке: уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Они возникают при невозможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причинами страданий могут быть очень многие вещи: боль, голод, физическое и психологическое отчуждение, неудачи во всех видах и формах.

    Способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного.

    (Константин Паустовский)

    Современные исследователи обобщают все основные причины горя в понятии утраты. Это может быть утрата физическая (смерть любимого человека, потеря своего здоровья или материальных ценностей), психологическая (утрата самоуважения, интеллекта, положительных качеств и т. д.), статусная (потеря привычного положения в классе, семье, дворовой компании) и др.

    Функция страдания состоит в том же, в чем и функция физической боли, – сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо, что он нуждается в помощи и заботе. Возникновение эмоции страдания (чаще всего в форме эмоционального стресса) сигнализирует, что человек должен предпринять ряд действий для изменения ситуации, а возможно, и всего стиля жизни. Они как бы сообщают и тому, кто их испытывает, и окружающим, что человеку очень плохо, что он нуждается в поддержке, понимании, помощи. Но не только. Страдание – это знак человеку, очень болезненный, но важный, что ему нужно что-то менять в себе, в своей жизни, в своих отношениях с окружающими для того, чтобы не было так больно и тяжело.

    Страдать в определенные минуты своей жизни – потеряв близких, испытывая физическую боль или переживая предательство, – естественно для человека. Но столь же естественно всеми силами стараться прекратить это страдание, а не упиваться им. Мы же в жизни иногда сталкиваемся с людьми (и сами время от времени впадаем в такой соблазн), которые сделали страдание стилем жизни, погрузились в него. Они сами не живут полноценной жизнью и превращают в страдание жизнь близких.

    Пошли мне бури и ненастья,
    Даруй мучительные дни —
    Но от преступного бесстрастья,
    Но от покоя сохрани!
    (Иван Аксаков)

    Гнев – мощная человеческая эмоция. Если страдание имеет астенический характер, то есть ослабляет человека, обессиливает его, то гнев, напротив, стеничен – вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение также связано с неожиданно появившимися препятствиями, не дающими реализоваться очень значимым для человека потребностям. Он сопровождается всплеском жизненных сил, желанием во что бы то ни стало добиться своего, прекратить унижение, разрушить сопротивление. Гнев сам по себе трудно назвать положительным или отрицательным переживанием. Он возникает в ситуациях, когда человек сталкивается с несправедливостью, жестокостью, с тем, что вызывает сильное недовольство. Он отражает желание человека быть самим собой. В этом огромное положительное значение гнева.

    Вы разгневались? Значит, ситуация вас действительно задела. Но в то же время мы очень часто выражаем свой гнев в формах, недостойных человека, унижающих или пугающих окружающих. Когда мы гневаемся (на сверстников, родителей, учителей), мы освобождаемся от отрицательных эмоций, но причиняем ущерб жертве своего гнева, да и себе тоже – ведь гнев вырабатывает нежелательные привычки, формирует негативные черты характера и просто-напросто портит отношения с окружающими. Поэтому следует выражать справедливый гнев во внешних действиях конструктивно, сохраняя достаточный контроль над интенсивностью эмоции. Не стоит сдерживать, душить свой гнев. Нужно научиться контролировать силу его выражения, да и сами словесные выражения для его проявления тоже нужно подбирать. Ведь можно проявить свои чувства, не оскорбляя и не унижая других людей, – через высказывание своего отношения к ситуации и причинам, породившим гнев.

    Страх – это предчувствие беды, ощущение неуверенности, незащищенности. Эмоция страха возникает в ситуациях, когда мы чувствуем (или воображаем) угрозу. Угрозу жизни, здоровью, отношениям с другими, своему положению в обществе или кругу друзей и т. д. Страх может парализовать, а может породить необузданную активность в виде панического бегства, бессмысленного суетливого поведения. Жизнь современного человека устроена так, что она предоставляет много возможностей для возникновения страха. Маленькие дети из века в век боятся темноты и сказочных злодеев, а сегодня к этому добавились страхи, связанные с техногенными катастрофами, войнами, терроризмом. У школьников немало источников страха, связанных с самой учебой: контрольные, четвертные оценки, записи в дневнике. У тех, кто постарше, свои источники болезненных переживаний. Но страх – это разрушительное чувство; оно внедряется в жизнь человека и лишает его сил, желаний, свободного взгляда в будущее. Нужно различать страх и осторожность, отдавая предпочтение последней.

    Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Например, кто-то из наших одноклассников боится отвечать у доски, хотя блестяще знает материал урока. Ни учитель, ни сам ученик не в состоянии рационально объяснить истоки этого страха. А дело может быть в том, что ученика пугает сама ситуация публичного оценивания его знаний, что для него равносильно оценке его личности.

    Вина и стыд. Эти эмоции сопровождают нас в те неприятные моменты жизни, когда совершаемые нами поступки, высказываемые оценки оказываются неуместными, бестактными или приводят в силу своей непродуманности к плачевным последствиям. В этом родство стыда и вины. Но есть и существенное различие.

    Что же такое стыд? В психологии стыд понимается как отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием между тем, каким я должен быть согласно своим представлениям и ожиданиям окружающих, и тем, каким я являюсь в настоящий момент.

    Эмоция стыда на определенном этапе жизни играет важную и полезную роль тормоза, не допускающего нас совершать неблаговидные поступки. Но сколько психологических проблем обрушивается на человека, не сумевшего и ко взрослости преодолеть инфантилизм этой эмоции! Да и для ребенка сколько ненужной боли порождает стыд! «Мне стыдно, что у меня родители некультурные (шибко интеллигентные)», «Мне стыдно, что я такой толстый (такой тонкий)!», «Мне стыдно, что я не умею плавать (кататься на роликах, танцевать)!» и т. п.

    Стыд возникает, когда о нашем проступке узнают какие-то важные для нас люди. Переживая стыд, человек чувствует себя недостойным, слабым, глупым, в целом – «плохим». Это очень неприятное чувство. И оно приучает человека не попадать в те ситуации, которые в случае разоблачения приведут к переживанию стыда. Для многих это важно, но всегда находятся люди, действующие по принципу «А вдруг не попадусь?». Не попался – не испытал стыда. Но все не так просто, ведь существует еще одна эмоция – вина. Вина – это осуждение своего поступка независимо от того, как к нему относятся другие люди. Вину испытывают люди, преступившие границу собственных убеждений. А это значит, что чувство вины в принципе могут испытывать все люди, имеющие убеждения и считающие нужным им следовать.

    Стыд и вина – мучительные чувства. Их важно и полезно испытывать в ситуациях, когда они возникают закономерно, вытекают из неблаговидных поступков человека, но опасно использовать их для управления другими людьми. Люди время от времени пользуются таким запрещенным приемом: осуждают поступок человека и формируют у него чувство вины с тем, чтобы потом можно было воспользоваться его раскаянием, извлечь из этого какую-то выгоду. Так, девушка порой обижается на своего возлюбленного из-за какой-то ерунды, демонстрирует ему свое мнимое страдание для того, чтобы молодому человеку стало стыдно и он испытал вину за свою черствость, невнимательность или нечто другое. Пользуясь его желанием загладить вину, она может добиться немалого.

    Человек, постоянно испытывающий чувство вины, стремится всеми силами оправдать ожидания окружающих. Не говоря уже о вреде «комплекса вины», способного появиться в результате такого поведения, нелишне вспомнить высказывание одного из американских специалистов: «Я не знаю формулы успеха. Но зато я знаю формулу неудачи – старайтесь угодить всем».

    Ответственны ли другие люди за те чувства, которые мы испытываем по отношению к ним и к самим себе? Какие из названных видов эмоций вы испытываете чаще всего?

    Человеческие чувства

    Чувство – это переживание человеком своего отношения к самому себе и к тому, что его окружает и занимает: к миру предметов и явлений, миру человеческой культуры. Переживание устойчивое, длительное, сопровождающее нас порой долгие годы. Способность чувствовать – это один из величайших даров, сделанных миром человеку. Можно сказать, что именно эта способность во многом делает человека действительно Человеком. Эмоции преходящи, чувства устойчивы. Еще одно различие: эмоции даны нам природой; даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. А вот чувства – это величайшее достояние, которое нужно еще себе присвоить, нужно научиться чувствовать. Чувство любви, чувства красоты и гармонии, удовольствие, получаемое в процессе познания истины, чувства сострадания и со-радости, совесть… Увы, они не даны нам от рождения. Человек сам волен развивать свои чувства, раскрывая для себя все новые и новые краски окружающего и внутреннего мира, или оставаться функционирующим организмом, реагирующим на происходящее с помощью немудреного набора полубиологических эмоций: наелся – удовольствие, не выспался – раздражение, не смог объяснить окружающим свою мысль – злость, попался на низком поступке – страх, не попался – злорадство. Как объяснить такому функционирующему существу, что такое чувство собственного достоинства, милосердие или чувство гордости за свой народ? Да и надо ли ему это?

    У человека есть два уникальных свойства, позволяющих ему не просто существовать, проживая отпущенные годы и десятилетия, но и действительно жить. Жить – то есть творить, радоваться, делать добро. Эти свойства – познание Мира и вчувствование в Мир. Как надо тренировать свое мышление, так нужно развивать свою способность чувствовать.

    Как? Хороший вопрос. Не стоит получать на него ответ в готовом виде. Лучше подумать самому и обсудить с близкими людьми. Как можно развить свою способность чувствовать?

    Истоки нашего настроения

    Настроение – это общий эмоциональный настрой человека в данный момент его жизни. Это некоторый разлитый по всем его поступкам, намерениям, мнениям фон, который придает им общее звучание. Попробуйте произнести про себя: «радостный день», «пасмурное состояние души», «упадок духа», «тихая грусть», «состояние ласковой неги». Все это – про настроение.

    Оно может быть хорошим и плохим, активным и вялым, спокойным и раздраженным, включенным и отстраненным. Каким оно только не может быть! Очень важно осознавать свое настроение. Важно по многим причинам. Прежде всего в принципе очень важно понимать, какой ты и что с тобой происходит. Только в этом случае можно надеяться, что это ты живешь, а не тобой управляют. Кроме того, осознавая свое настроение, мы можем учитывать его: планировать день, назначать свидания, приглашать гостей. И самое главное: зная свое настроение, мы при необходимости можем влиять на него.

    На поверхностный взгляд собственное настроение представляется нам вещью совершенно самодостаточной и воздействию не подлежащей. Но это не так. Наше настроение обязательно зависит от каких-то причин. Если нам грустно, тоскливо, что-то гнетет, а причины не видно, надо подумать, покопаться в себе и найти источник своих «настроенческих» проблем. Например, им может оказаться какое-то забытое и невыполненное дело, о котором нам сигнализирует плохое настроение.

    Давайте горевать и плакать откровенно
    То вместе, то поврозь, а то попеременно.
    Не нужно придавать значения злословью —
    Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
    (Булат Окуджава)

    С возрастом способность человека осознавать свое настроение развивается. В 13–14 лет очень часто бывает такой момент развития этой способности, когда настроения свои мы осознаем, а вот принимать их не всегда получается. Возникает ощущение недовольства собой: и внешностью, и манерами, и внутренним состоянием. Желание менять себя – похвальное, чисто человеческое желание. Но многое становится на свои места, в душе появляется больше радости и света, если научиться принимать свое настроение. Мне грустно? Что ж, есть же светлая грусть; в таком состоянии хорошо пишутся стихи. Меня все раздражает? Запрись в пустой комнате и позлись, поругайся вслух, покричи. Бывает полезно выплеснуть накопившуюся в душе грязь. Только не нужно привлекать к уборке собственной души окружающих!

    Признание за собой права испытывать то, что действительно чувствуешь, – первый шаг к управлению своим настроением. Так бывает: только заметишь факт отвратительного настроения. глядь, а оно уже улучшилось!

    Как можно влиять на свое настроение? Есть ли положительные стороны у плохого настроения?

    Сильные эмоциональные переживания: кто кого?

    Есть эмоциональные переживания, обладающие огромной силой, иногда благой, иногда разрушительной для человека. Мы уже дали им имена: аффект, страсть, стресс.

    Аффекты – сильные кратковременные переживания. Это бурная вспышка чувств. Часто изнутри самим человеком она воспринимается как неподвластная его контролю лавина.

    Во время аффекта человек теряет контроль над своими действиями. Более того, выйдя из состояния аффекта, он может просто не помнить некоторые эпизоды, порядок событий. Он способен совершить поступки и позволить себе слова, за которые потом ему будет неловко, а то и мучительно стыдно. Его действия могут быть и непоправимыми, наносящими вред себе же, окружающим предметам и другим людям.

    Завершается аффект упадком сил, разбитостью, безразличием ко всему. У некоторых из нас появляется необъяснимая сонливость. Все это неудивительно, если принять во внимание количество потраченной на аффект психической энергии.

    Откуда, зачем, почему возникают эти по большей части неприятные состояния? Часто они имеют место в ситуациях, которые для человека оказались неразрешимыми, чрезвычайно тяжелыми, болезненными. Будучи неспособными найти выход из ситуации, мы «убегаем» в аффект. По-простому – срываемся. Такой ситуацией может быть мучительный разговор с близким человеком, унижение кем-то очень сильным (когда невозможно ответить, подобает терпеть), долгая борьба с каким-то трудным учебным заданием, которое очень надо сделать, но даже не знаешь, как к нему подступиться. В русском языке есть хорошее выражение, характеризующее ситуацию, вызывающую аффект: «биться головой об стену». Знакомо?

    Еще аффекты могут накапливаться. Капля за каплей, ситуация за ситуацией. Терпит человек, терпит, сдерживает себя, и наконец происходит эмоциональный срыв.

    Аффекты позволяют человеку избавиться от накопившихся раздражения, страха, обиды. Но их последствия бывают весьма плачевны. Слишком часто во время таких эмоциональных взрывов мы делаем больно и плохо окружающим, разрушаем наши с ними отношения. Можно ли как-то управлять этими «эмоциональными цунами»? Мы поговорим об этом чуть ниже.

    Страсти. Страстная любовь, всепоглощающая страсть, страстная неделя. Страсть и страдание. Есть что-то общее в этих словах, не правда ли? Страсть – это всегда одержимость, готовность бросить все силы, весь разум, весь творческий потенциал и саму жизнь для достижения какой-то цели, ради обладания чем-то или кем-то. Страстной может быть любовь к конкретному человеку или науке, страстным может быть стремление к наживе, славе или подвигу. Страстной бывает ненависть. Самые простые, незатейливые интересы и хобби могут у того или иного человека приобрести черты всепоглощающей страсти: увлечение футболом и предпочтение определенного спортивного клуба, интерес к конкретному направлению в современной музыке, коллекционирование.

    Страсти! Это – ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.

    (Вольтер)

    Это очень сильное, интенсивное и часто длительное состояние души, которое трудно оценить однозначно: хорошо оно или опасно. Несомненно, страсть ограничивает человека в его жизненных проявлениях, так как концентрирует всю волю, все намерения в определенном направлении. Она делает его слепым по отношению к другим людям, тем явлениям внешнего мира, которые не связаны с предметом его страсти. Плохо и то, что страсть нередко делает нас нетерпимыми к тем, кто не разделяет наших устремлений, не готов на жертвы во имя и ради наших идеалов.

    С другой стороны, страстность позволяет человеку привносить в свою работу, свои отношения огромную силу, использовать ресурсы психики, обычно спящие и недоступные. Это дает возможность решать сложнейшие проблемы, совершать настоящие подвиги.

    Человек, охваченный страстью, часто одинок. Его многие не понимают, его порывы остаются без поддержки. Этих «многих» легко понять. Одержимый сильными страстями человек говорит только о своем, мало обращает внимания на переживания и интересы других людей, может обидеть, сам того не заметив. Часто он становится просто неинтересен окружающим, так как предмет его страсти им чужд, а больше он ни о чем говорить не способен. Увлеченный человек способен заметить отчуждение ближних, но вот сделанные им выводы зачастую неверны. Вместо того чтобы научиться справляться со своей страстностью и разнообразить свои интересы, он либо замыкается, страдая, либо вообще уходит от общения, ищет среду себе подобных. Так возникают команды разнообразных «фанов» – футбольных, музыкальных, литературных, религиозных. Интересы их зацикливаются на предмете общей страсти, а со всеми остальными людьми отношения строятся либо агрессивно, либо пренебрежительно.

    Стресс – это уже не просто эмоция. Это общая реакция организма человека на ситуацию, требующую мобилизации всех его сил. Это ответ организма на угрожающее ему воздействие. Но в отличие от страха – реакции на неожиданную опасность – стресс возникает в ответ на длительные перегрузки.

    Если человек вынужден продолжительное время жить в состоянии опасности, нервной или физической перегрузки, постоянной тревоги и возбуждения, он в результате может испытать стресс. В чем это проявляется? Как мы уже говорили, стресс – это общая реакция организма, а следовательно, и проявляется стресс в разных формах: в психическом состоянии, физическом самочувствии, в изменении здоровья (увы, чаще – в его ухудшении). Одни люди в стрессовом состоянии становятся безынициативны и безразличны, другие – суетливы и взвинченны. Почти всегда стрессы приводят к тому, что деятельность человека становится менее успешной, взгляд на мир – более пессимистичным. Стресс снижает творческие возможности человека. Но зачем и почему он возникает? Основатель учения о стрессовых состояниях Г. Селье утверждал, что стресс – это не болезнь, не патологическое состояние, а вещь закономерная. Стресс – это ответ на неблагоприятные условия жизни, это сигнал человеку о том, что он не принимает мир, в котором сейчас живет, не готов реализовывать себя в этом мире. Стресс могут вызывать условия чисто биологические, скажем, неблагоприятная экологическая обстановка. Стресс может быть следствием физических перегрузок. Например, для многих школьников последний год обучения в школе становится стрессовым в силу огромных умственных и физических нагрузок. Наконец, стрессовые состояния могут порождаться и сильными, длительными эмоциональными переживаниями: горем, страхом, обидой, напряжением…

    Итак, человек не просто пристрастен. Время от времени он не просто испытывает эмоции, переживает чувства или пребывает в определенном настроении, но и становится одержим своими эмоциональными состояниями. Им овладевают аффекты, страсти, стрессы.

    Можно ли изменить ситуацию? И овладеть самому своими сильными переживаниями? Да, такие возможности есть у каждого из нас. Так, аффект, если он уже проявился в полной мере, контролировать очень трудно. Но его можно не допустить. Избегайте травмирующих ситуаций. Не позволяйте эмоциям накапливаться (лучше каждый раз высказать другому или самому себе легкое неудовольствие, чем потом обрушить на голову ближнего лавину гнева). Кроме того, можно обезопасить себя от последствий аффекта: если чувствуете его приближение (а мы все его можем почувствовать, если поставим перед собой такую задачу), то уйдите от людей, избавьте их от созерцания этого тяжелого зрелища.

    Со стрессом сложнее. Мы не всегда в силах его предотвратить. Но мы в состоянии серьезно проанализировать причины его возникновения и что-то сделать. Что именно? Есть как минимум три пути избавления от причины стресса.

    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.
    (Афанасий Фет)

    Первый путь– изменить ситуацию. Сделать так, чтобы источник стресса исчез из вашей жизни. Иногда стоит решительно отказаться от посещения неинтересного кружка, студии, спортивной секции (объяснившись с теми, кто на этом настаивает), если эти посещения связаны со стойким стрессовым переживанием. Бывает необходимо прекратить какие-то отношения, в прошлом дружеские или связанные с влюбленностью, если в настоящее время они вызывают одну лишь боль, огорчение или раздражение. Но этот путь применим далеко не ко всем ситуациям!

    Второй путь– изменить свое отношение к существующей ситуации. Кажется невозможным? В любой ситуации есть плюсы и минусы, только нам почему-то в данный момент удобно видеть ее только с одной стороны. «Занятия с репетиторами, огромный объем домашних заданий! Да, очень тяжело, но ведь как интересно! Какой рывок в своем образовании я сделаю за этот год!»

    И третий путь– принять ситуацию. Она такова. Так сложилось, и так пока все и будет происходить. Но ведь жизнь продолжается! Такой подход к проблеме часто жизненно необходим, если навсегда потеряны близкие нам люди, разошлись и стали жить новыми семьями родители, разлюбил самый дорогой человек.

    Очень важно помнить, что эмоции даны моему Я, а не я отдан собственным эмоциям во владение. И, следовательно, я могу ими управлять: могу их менять, могу принимать, могу контролировать последствия их проявления. Могу, если научусь внимательно вчувствоваться в себя, разговаривать со своим Я и его переживаниями.

    Можно ли и нужно ли подавлять сильные эмоциональные переживания?

    СПОРНЫЙ ВОПРОС

    Люди очень отличаются друг от друга тем, насколько открыто и искренне они демонстрируют окружающим свои эмоции. Есть люди очень сдержанные. По их лицу, жестам, интонациям чрезвычайно трудно понять, как они относятся к той или иной ситуации. Есть люди, умело демонстрирующие «правильные» эмоции. Здороваясь, они улыбаются, на шутки – умеренно смеются, по поводу неприятностей грамотно выражают сочувствие… Все-то они делают правильно, но оставляют ощущение неискренности. Есть люди свободные и открытые в проявлении своих чувств. Иногда их открытость шокирует. Их искренность бывает приятна, когда речь идет о выражении положительных эмоций, а вот в случае отрицательных… Закрадывается мысль: «Мог бы и промолчать!» И в то же время искренность и открытость последних помогают лучше понять, что же происходит в отношениях.

    Так как же быть со своими эмоциями: стоит ли их открыто демонстрировать окружающим? Если нет, то почему? Если да, то зачем и в какой форме?

    САМОИССЛЕДОВАНИЕ

    Понаблюдайте за собой: как вы начинаете вести себя в ситуациях сильного эмоционального напряжения? Насколько часто возникают в вашей жизни подобные ситуации? Какие эмоции вы испытываете чаще всего?

    Полезным для ответов на эти вопросы станет ведение «Эмоционального дневника» (табл. 1). Заполняйте его в течение двух недель. Каждый день вносите туда обозначение тех эмоций, которые у вас будут возникать. Это можно делать либо путем их называния, либо путем обозначения цветом, либо с помощью рисунков (рис. 4).

    Таблица 1. Бланк для «Эмоционального дневника»




    Рис. 4. Примерные способы обозначения эмоций Проанализируйте полученные результаты.

    ЛАБОРАТОРИЯ

    Настроение и поступки

    Эксперименты убедительно показывают, что настроение и испытываемые человеком чувства существенно влияют на его поступки, отношение к другим людям. Человек, пребывающий в состоянии раздражения, депрессии или глубокой печали, мало склонен замечать проблемы других людей и еще менее склонен оказывать им какую-либо помощь. Напротив, люди, пребывающие в хорошем настроении, склонны к оказанию помощи другим людям. Верно заметил П. Вудхауз: «Странно, но когда мы влюбляемся, мы просто жаждем желать добро всем и каждому».

    Подобным эффектом обладает и чувство вины! Каясь, извиняясь, люди становятся более чуткими и стараются поддерживать более тесные отношения друг с другом.

    Эмоции и тело

    Специалисты особой научной области – медицины здоровья – давно нашли подтверждение тому факту, что эмоциональное состояние человека может как провоцировать, так и сдерживать развитие различных болезней. Так, болезнь сердца связывается с нетерпеливой, склонной к конкуренции и гневу личностью. В состоянии стресса у таких людей в кровь выбрасывается большое количество гормонов, негативно влияющих на состояние сосудов сердца.

    Эффективен ли детектор лжи?

    «Свет мой, зеркальце, скажи…» Ну, может быть, зеркальце и не очень годится на роль прибора для определения искренности говорящего, но кое-какие другие возможности существуют. Давно известно, что интерес человека к происходящему и его волнение выдают глаза: непроизвольно расширяются зрачки. Еще в первой половине XX века ученые задумались над тем, нельзя ли использовать различные непроизвольные эмоциональные реакции человека для проверки его искренности. Скажем, в ситуации проведения судебного дознания?

    Детектор лжи представляет собой медицинский прибор, регистрирующий различные физиологические показатели: ритм сердца, дыхания, артериальное давление, а также изменение электропроводности кожи. Оказывается, наши эмоции приводят к тому, что электропроводность кожи несколько изменяется. Не сильно, но это в состоянии уловить детектор лжи – полиграф.

    Замерив нужные показатели до начала беседы, человеку предлагаются для незамедлительного ответа различные вопросы, как нейтральные, так и касающиеся изучаемого дела. Человек, которому нечего скрывать, будет отвечать на щекотливые вопросы так же спокойно, как и на обычные. Возможный преступник, желая солгать, окажется жертвой собственного внутреннего волнения, которое будет замечено прибором.

    Защитники метода утверждают, что его результаты верны в 90 % случаев. Однако возможности тренированного человека контролировать свои эмоции очень велики, а тревожный человек может выдать реакцию, даже будучи абсолютно невиновным! Именно поэтому данные, полученные при помощи полиграфа, доказательствами не признаются.

    О чувствах судят по глазам?

    Самым информативным в плане эмоционального выражения можно считать лицо человека. Интересными оказались результаты психологического исследования, в котором выяснялось, какая часть лица играет решающую роль в выражении эмоций, является важнейшим эмоциональным индикатором. Выяснилось, что распространенное мнение о первейшем значении выражения глаз как зеркала души не совсем верно. За придание лицу того или иного выражения отвечает прежде всего… рот.

    ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ

    Выражение эмоций в различных культурах. Жесты, мимика, интонации – все это средства передачи другим людям своего эмоционального состояния. Чаще всего мы не контролируем наше поведение, оно само несет другим людям информацию о нашем самочувствии. Иногда же люди сознательно используют тот или иной прием с целью точно донести до собеседника оттенки своих переживаний.

    Но можем ли мы быть уверены, что наш жест или интонация будут расшифрованы правильно? В кругу близких людей, в рамках собственной культуры – да, более или менее можем. А если мы имеем дело с представителем другой культуры? Здесь нужно быть очень осторожными в своих выводах!

    Жители многих арабских стран, Латинской Америки и Южной Европы обязательно касаются друг друга во время общения. С их точки зрения, не касаться при беседе партнера означает вести себя холодно, недружелюбно. Для народов Восточной Азии такое поведение практически исключено. Скажем, японцы считают, что касаться собеседника можно только при полной потере самоконтроля либо выражая недружелюбие, агрессивные намерения.

    Жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия.

    Француз и итальянец, если считают идею глупой, выразительно стучат по своей голове. А британец и испанец этим же жестом показывают, что они довольны собой.

    Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

    В некоторых странах Африки смех – это показатель изумления или даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Попробуйте подавить в себе вспыхнувший гнев или проглотить горькую обиду. Согласитесь, не очень-то это получается. Да и последствия такого «подавления» и «проглатывания» эмоций могут оказаться для организма весьма плачевными – сколько заболеваний имеют корни в «непереваренных» эмоциях!

    А ведь мы часто пытаемся держать свои переживания внутри – отсюда в день экзамена у нас внезапно происходит скачок температуры едва ли не до запредельных значений, но все признаки ОРЗ исчезают через день-два.

    Так что же делать? Выходит, для себя полезней выплеснуть чувства наружу, дабы избавить свой эмоциональный котел от кипения и опасности внутреннего взрыва? В принципе, этот выход в самом деле более приемлем. Но вот более ли безопасен? Выраженные в форме внешней агрессии эмоции наверняка больно ударят по людям, находящимся рядом с вами. И они будут вынуждены также совершить выбор: либо ответить вам такой же агрессией (что может опять-таки нанести ущерб вашему здоровью), либо проглотить свои негативные переживания, рискуя испортить собственное здоровье.

    Следовательно, нужно поискать третий путь избавления от отрицательных эмоций. Причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут подсказать нам, как осуществлять эмоциональную саморегуляцию.

    Одним из непременных условий контроля своего состояния и изменения его по своему усмотрению является развитие умения выходить из ситуации, оставаясь в ней физически. Человек как бы смотрит со стороны, из зрительного зала на сцену спектакля, в которой участвуют знакомые ему лица, в том числе он сам. Эта способность диссоциироваться из ситуации (то есть отстраниться, взглянуть на нее с другой точки зрения) помогает вырваться из-под власти собственных эмоций и принимать решение не под их диктовку (как часто мы потом сожалеем о результатах такого «диктанта»!), а спокойно и рассудительно, подчиняясь логике здравого смысла.

    Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий самовоздействия:

    ¦ необходимо обучиться контролировать свои эмоции и способы выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно научиться преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, через проявление символической агрессии;

    ¦ нужно развивать умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т. п.);

    ¦ нужно научиться умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (такая стратегия разрабатывается в гуманистическом подходе). В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.

    Психологи гуманистического направления дают здесь такие рекомендации:

    ¦ используйте «я-послания», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием;

    ¦ осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора;

    ¦ говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» – ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми;

    ¦ выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.

    Вместе с тем нужно напоминать себе о том, что стремление только к мирному способу выражения эмоций при полном исключении всех других способов не всегда является оправданным. В жизни встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой оказывается эмоциональная агрессия. Может случиться и так, что в какой-то момент более правильным путем будет подавление и сдерживание эмоций. Рецептурный, однозначный метод работы с эмоциональной сферой противопоказан. Ведь наше поведение должно быть гибким, соответствующим обстоятельствам, предугадать все нюансы которых просто невозможно.

    Одно из главных требований, на которые следует ориентироваться: ни в коем случае не будьте рабом своих эмоций. Мы должны уметь не только распознавать, но и подчинять свои эмоции, чтобы половодье чувств не размыло фундамент нашего поведения и не унесло нас за собой, как беззащитную, податливую и легковесную щепку.

    Опять оговоримся: сказанное отнюдь не исключает возможности в каких-то обстоятельствах принимать решение интуитивно, на эмоциональном уровне, что порой оказывается более эффективным.

    ЛИРИКА

    Словарь переживаний Виктора Кротова

    Интерес – мотор жизнедеятельности.

    Ненависть – уничтожение себя в облике другого.

    Настроение – внутренняя погода, от которой достается окружающим.

    Обида – самоотравление души посреди неподвластного ей мира.

    Страсть – хороший гребец, но плохой рулевой.

    Стыд – досада души на снижение полетных качеств.

    Скука – голод души, не знающей своей подлинной пищи.

    Удовольствие – то, без чего жить скучно и для чего жить глупо.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.