|
||||
|
Глава 6 Я и будущее Наше будущее связано прежде всего с личностным и профессиональным определением. Чаще всего эти виды самоопределения оказываются неразрывны. Об этом-то мы и поговорим. Особенности мотивации профессионального выбора Ситуация выбора профессии для многих людей является довольно сложной. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно понять, какая возможность – самая-самая. Нужно разобраться, какая профессия твоя, и именно твоя. Чтобы не совершить ошибку при этом выборе, необходимо прежде всего разобраться со своими собственными стремлениями, влечениями, желаниями – всем тем, что обычно обозначается словом «мотив».
Казалось бы, здесь нет ничего трудного. Если мне нравится физика, но трудно дается русский язык, то, наверное, у меня есть склонность к точным наукам, а не к гуманитарным. Поэтому и выбирать надо профессию, связанную с точными науками. Но простота обоснования выбора тут обманчива. Ведь дело может быть не в самом предмете, а, скажем, в учителе. Физику мне преподавал яркий, талантливый и увлеченный педагог, а уроки русского языка были скучными, неинтересными. А кроме того, большинство одноклассников интересовались физикой и легкомысленно относились к урокам русского, что на меня тоже повлияло. Иными словами, особенности моей мотивации могут быть связаны с самой ситуацией. Когда люди анализируют мотивы своих поступков, они, как правило, объясняют их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими личными особенностями. Соответственно в первом случае можно говорить о преобладании внешней мотивации, а во втором – внутренней. Например, человек переходит работать в крупную частную компанию только из-за высокой зарплаты. Однако если вдруг дела компании станут не столь блестящими, чтобы владелец мог платить сотрудникам сногсшибательные зарплаты, то и энтузиазм работника быстро пойдет на убыль. В этом случае можно говорить о внешней мотивации. В то же время другой человек (например, школьный учитель), с самого начала работающий на должности с маленьким окладом, вероятно, полагает, что его профессия, дело, которым он занят, чрезвычайно важны и благородны. И эта внутренняя мотивация поддерживает его активность. Какие школьные предметы вам особенно нравятся? Являются ли учителя, ведущие эти предметы, самыми любимыми? Бывают ли ситуации, когда учитель очень нравится, а предмет – нет? А наоборот? Ориентация на успех Еще один важный момент, связанный с особенностями выбора профессии, определяется разделением людей на два типа – ориентированных на достижение успеха и нацеленных на избегание неудачи. Это очень убедительно показано в исследованиях знаменитого психолога Дэвида Макклелланда. Люди с высокой мотивацией достижения стремятся к совершенству во всем, что они делают. Они предпочитают полагаться на собственные силы и выбирают такие задачи, которые требуют немалых усилий. Они мечтают о яркой и головокружительной карьере. Они хотят быть успешными, и для них важно, чтобы присутствовали очевидные атрибуты успеха: дорогой автомобиль, отдельный кабинет и личная секретарша, офис в престижном районе и т. п. Интересно, что люди с высокой мотивацией достижения хотят ощущать личную ответственность за успех, и лучше всего, если этот успех достигается в условиях соревнования. Их не очень привлекают ситуации, где победа достается за счет везения и не является личной заслугой. Поэтому они скорее будут играть в шахматы, чем в лотерею. Мотивация достижений может быть видом мотивации компетентности – желания выполнять задачи хорошо. Причины высокой мотивации компетентности – во-первых, то, что человеку интересно совершенство вать свое мастерство и отвечать на вызовы окружающей среды, а во-вторых, то, что человек знает: успех может существенно возвысить его общественный имидж и улучшить образ Я. Иначе говоря, в первом случае речь идет о внутренней мотивации, а во втором – к достижениям человека побуждает внешнее желание предстать перед другими (или перед самим собой) компетентным. Люди, имеющие высокий балл по этому второму – внешнему – типу мотивации компетентности, особенно охотно демонстрируют атрибуты компетентности, подчеркивая в своей рабочей одежде профессиональную принадлежность, например надевают офицерский мундир или особые знаки отличия.
Макклелланд полагает, что мотивация достижения начинает формироваться еще в детстве, однако другие психологи считают, что это происходит позднее – в подростковом возрасте. Но как бы то ни было, на формирование мотивации достижения влияют установки родителей. Если они имеют высокую мотивацию достижения, то предоставляют ребенку большую самостоятельность, учат полагаться на собственные силы. Это приводит к развитию в детях уверенности в себе и умения радоваться своим достижениям. По-другому складываются взаимоотношения в семьях, в которых родители имеют низкий уровень мотивации достижений. Родители в таких семьях сильно опекают и контролируют детей, следят за каждым их шагом, ограничивают в возможностях действовать самостоятельно. В результате у детей формируется слабая потребность в достижениях. Помимо очевидных преимуществ высокой мотивации достижений (ведь только стремящийся к профессиональному успеху его добивается!), она порой оборачивается своими патологическими сторонами. Можно сказать, она просто зашкаливает! В ноябре 1991 года в США произошла настоящая трагедия. Студент-физик Ганг Лу устроил кровавое побоище в университете штата Айова. Он расстрелял в течение десяти минут декана физического факультета, его заместителя, секретаря, двух профессоров и студента, обошедшего его в соревновании за престижную академическую награду, а затем покончил с собой. В этой награде, не доставшейся будущему убийце, и была, по-видимому, одна из причин разыгравшейся драмы. К счастью, это не всегда приводит к столь трагичным последствиям, как в приведенной истории. Обычно люди с чрезмерно высокой мотивацией достижений становятся трудоголиками: они не только работают положенные восемь часов, но и тратят все свое свободное время, выходные и праздничные дни на занятия, связанные с их профессиональной деятельностью. Им доставляет колоссальное удовольствие именно работа, а бездействие, отдых, различные хобби и увлечения других людей вызывают у них дискомфорт и непонимание. Канадская писательница Джойс Кэрол Оутс в одном своем интервью призналась: «Я не ощущаю, что много работаю или «работаю» вообще… Сочинение книг и преподавание всегда доставляли мне такую большую радость и удовлетворение, что я не считаю это работой в обычном смысле слова». Психолог Вирджиния Николс Квинн рассказывает почти анекдотическую историю. Двое коллег одной из самых престижных юридических фирм в Манхэттене поспорили, кто из них может проработать больше часов подряд. Один работал круглые сутки, набрал 24 оплачиваемых часа и был уверен в своей победе. Однако его соперник, который в этот день летал в Калифорнию и работал в самолете, благодаря разнице между часовыми поясами набрал 27 часов. Направленность современного западного общества на достижение личного успеха (активно пропагандируемая в настоящее время в России вопреки традиционным ориентациям на общественные – соборные – ценности) часто приобретает уродливые формы, особенно когда главным его символом становится только солидный банковский счет, а для достижения цели используются любые средства. В российской культуре мотивация достижения такого рода никогда не была – и до сих пор еще не стала – основополагающей. Каждый из нас вправе делать свой выбор и опираться на собственные мотивы – важно лишь, чтобы они были. Следует только еще помнить и о том, что избегание неудачи – также не самая лучшая тактика поведения. Стремление много и эффективно работать – это хорошо или плохо? Можно ли считать необходимым и оправданным желание добиваться самых лучших результатов абсолютно во всем, за что берешься? Синица в руках или журавль в небе? Далеко не все люди имеют высокую мотивацию достижения. Многие предпочитают избирать иные тактики поведения и при выборе профессии, и при реализации себя как профессионала. Не бывает побед без поражений, всегда существует риск потерпеть фиаско. Неудачи воспринимаются болезненно, ведь они не просто нарушают планы и отбивают желание продолжать работу, но и больно ударяют по самолюбию и заставляют пересмотреть свой образ Я. Так не лучше ли, рассуждают они, позаботиться о том, чтобы снизить этот риск до минимума? Каким образом? А очень просто: не ставить перед собой излишне сложных задач, по возможности не брать на себя ответственность и рисковать только в том случае, когда шанс на победу значительно превышает пятьдесят процентов. Можно снизить свои притязания, зато сохранить самоуважение. Некоторые психологи полагают, что отсутствие стремления к успеху, тенденция к избеганию неудачи связаны с такой чертой, как застенчивость. Застенчивые люди стараются держаться подальше от центра внимания других людей и очень озабочены тем, чтобы уйти от необходимости доказывать свою компетентность. Вместо того чтобы создать благоприятное впечатление о себе в глазах других, они сосредоточиваются на предотвращении создания неблагоприятного имиджа. Это, конечно, не значит, что они не хотят, чтобы их считали компетентными. Нет, они очень этого хотят. Просто они больше, чем другие, опасаются демонстрировать свои таланты и делать словесные заявления о своих возможностях – ведь в будущем им придется доказывать свою компетентность. Американские психологи считают, что подобная тактика наносит вред застенчивым людям: они обычно выполняют работу ниже своей реальной квалификации, упускают возможности в сфере профессиональной карьеры. Впрочем, навязчивая и бесцеремонная самореклама ничем не лучше. Лучший боксер-тяжеловес своего времени Мухаммед Али часто занимался беззастенчивым самовосхвалением. «Я – самый великий!» – заявлял он. Хотя, возможно, Мухаммед Али действительно был великим, но в результате подобных нескромных заявлений многие любители бокса (особенно среди белых) испытывали к нему неприязнь. Можно предположить, что вызывающая манера самовыдвижения и самовосхваления, характерная для известного российского политика В. В. Жириновского, связанная, по-видимому, также с высокой мотивацией достижения, отталкивает от него и его партии немалое число интеллигентных людей.
Люди, ориентированные на избегание неудачи, скорее будут делать ставки на скачках, покупать лотерейные билеты и вкладывать деньги в финансовые пирамиды, чем пытаться чего-то добиваться собственными усилиями. Ведь в случае провала или проигрыша вина, по их мнению, будет лежать на обстоятельствах, а не на них самих. То есть ответственности за неудачу удастся избежать. Еще одной возможной причиной предпочтения тактики избегания неудачи является боязнь соперничества. Некоторые люди искренне опасаются, что достижение успеха может им слишком дорого обойтись: ведь придется вступать в конкуренцию с теми людьми, которых они любят и ценят, и в связи с этим можно будет потерять дружбу, привязанность, хорошие взаимоотношения. Итак, осуществляя любой выбор – и, в частности, выбор будущей профессии, – необходимо учесть, какие мотивы стоят за этим выбором. Может быть, желание пойти работать охранником в продовольственный магазин – это все-таки не отражение профессиональной склонности, а одна из форм тактики избегания неудачи? Может быть, стоит попытаться сформировать в себе новые мотивы, связанные с достижениями, и рискнуть поставить пусть сложные, пусть труднодостижимые, но все же более привлекательные цели? В психологии известен феномен, который получил название «подножки самому себе». Суть его состоит в том, что люди намеренно создают препятствия своим будущим успехам. Парадоксально? Конечно! Ведь кажется совершенно нелогичным поведение спортсмена, который, выигрывая один чемпионат за другим, перед самым важным соревнованием забрасывает тренировки, развлекается, занимается ненужными посторонними делами. И в результате терпит поражение. Возможно, такое поведение вызвано как раз страхом проигрыша, основанным на мнении, что все предыдущие успехи были следствием обстоятельств, внешних причин, а не собственных усилий. Поэтому, желая поддержать свой имидж хотя бы для самого себя, спортсмен и создает препятствия своим будущим успехам, чтобы неудачу объяснить именно ими. Подобное может происходить не только в спорте. Какая стратегия – ориентация на успех или избегание неудачи – характерна для вас? Объясните плюсы и минусы той и другой стратегии. Факторы выбора профессии На выбор профессии, конечно же, оказывает влияние не только низкая или высокая мотивация достижений, но и другие факторы. Среди этих факторов, как правило, самые сильные – мнение родителей, представление о себе, наличие способностей и особых личностных черт, а также практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами. Родители могут влиять на профессиональный выбор детей разными способами: ¦ формируя определенные жизненные установки и ценности (например, «Ты должен всегда быть лидером!» или «Главное – это хорошо зарабатывать!»); ¦ выступая моделью определенного образа жизни (если и папа, и мама буквально горят на работе, то у ребенка складывается убеждение, что такое поведение является самым правильным); ¦ навязывая собственное мнение («В нашей семье все были врачами, и ты тоже должен поступать в медицинский институт!»). Другим очень важным фактором является представление молодого человека о самом себе. Многие психологи полагают, что именно стремление к самоактуализации, то есть к наибольшему проявлению всех своих ресурсов и потенциалов, определяет выбор профессии. Так, например, юноша, полагающий, что он отличается любовью к риску и приключениям, может захотеть стать геологом, моряком или летчиком-испытателем. А девушка, считающая, что она обладает энергичностью, обаянием, умением общаться и другими привлекательными в глазах окружающих качествами, может попытаться найти себя в туристическом бизнесе. Возможно, именно самоактуализация является важнейшей и наивысшей потребностью человека, определяющей его жизнь и профессиональный путь. Во всяком случае, создатель теории самоактуализации Абрахам Маслоу считал именно так. Он рассматривал самоактуализацию как желание человека достичь совершенства, раскрыться в полной мере. Маслоу изучал биографии выдающихся людей, некоторых лично интервьюировал. Среди них были Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Уильям Джеймс, Людвиг ван Бетховен и др. Его интересовали прежде всего те общие черты, которые объединяли бы этих людей. Таким качествами, по мнению Маслоу, являются следующие. ¦ Креативность. Это все люди творческие, принимающие нестандартные решения. ¦ Честность и бескорыстность. ¦ Реалистичный взгляд на мир. Они способны к объективной независимой оценке ситуации. ¦ Принятие себя и других. Они позитивно относятся и к себе, и к другим людям. ¦ Чувство юмора. Они умеют ценить остроумие, с удовольствием принимают юмор. ¦ Непринужденность в поведении. Они ориентируются на собственные нормы поведения и чувствуют себя в любой ситуации раскрепощенно и естественно.
Самоактуализирующиеся личности не только достигают потрясающих успехов в той профессиональной деятельности, которой занимаются, но и значительно чаще других испытывают так называемые вершинные переживания. Как пишет Маслоу, вершинные переживания – это глубокое и сильное ощущение счастливой полноты жизни, когда человек переживает «всепоглощающий и благоговейный экстаз… будучи уверен, что произошло нечто исключительно важное и бесконечно ценное». Конечно, хорошо бы стать подобной самоактуализирующейся личностью и по-настоящему полно реализовать себя в жизни и профессии. Но, увы, как полагал сам Абрахам Маслоу, в мире чрезвычайно мало людей, которые смогли полностью раскрыть свои потенциалы. Ему удалось обследовать около трех тысяч студентов. Но только об одном из них он смог сказать, что это – самоактуализирующаяся личность. Ряд специалистов полагают, что подбирать профессию человеку следует, исходя из реально существующего у него набора личностных черт. Дж. Холланд разработал систему подбора подходящей профессии на основании степени выраженности у человека шести важнейших черт личности. Эти черты таковы: 1) реалистичность; 2) социальная направленность; 3) артистичность; 4) конвенциональность; 5) предприимчивость; 6) интеллектуальность. Так, например, человек, обладающий ярко выраженными качествами 1 и 6, может стать физиком, а человек с доминированием черт 2 и 5 – успешным управленцем. Раннее самоопределение, конечно, дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Специальные исследования в США показали, что из 1000 американцев, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37 % – дважды, а 20 % – свыше двух раз. Конечно же, это не означает, что к выбору профессии можно относиться легкомысленно. Наоборот, сознательному поиску наиболее подходящей для тебя профессии следует уделять пристальное внимание. Вместе с тем порой обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходится выбирать профессию, которая позволит найти рабочее место и даст средства к существованию. В периоды экономических кризисов нередко кто-то, мечтавший стать музыкантом, вынужден заниматься коммерцией. В случае серьезной болезни родственников порой тоже приходится жертвовать своими профессиональными склонностями и идти работать не туда, куда хочется, а туда, где выше заработная плата. Чем выбор профессии принципиально отличается от многих других жизненных выборов? При ответе следует исходить из того, что трудовая деятельность (и, в частности, деятельность профессиональная) – это прежде всего продуктивная деятельность, когда человек не просто что-то потребляет, наблюдает, позволяет себя охмурить или очаровать (как во многих других выборах), а сам делает что-то полезное для окружающих. Но в профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в ней он создает и для самого себя полноценное счастье, то есть, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность. Выбор профессии – один из серьезнейших жизненных выборов; его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Неумение верно оценить себя и свои возможности может дорого стоить. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют и имеют пониженный фон настроения. Как бы то ни было, любому из нас следует помнить, что, делая свой выбор и в жизни, и в профессии, мы должны хотя бы самим себе ответить, по каким причинам этот выбор сделан. И лучше, если это будет серьезное, взвешенное решение, а не расплывчато-легкомысленное: «захотелось.», «все пошли, и я пошел.» или «так сложилось…». Если мы осознали свои мотивы, нам легче будет и признать свою ошибку. А значит – и исправить ее. Все-таки изменить свое решение, отказаться от него и сделать новый выбор – лучше, чем тянуть профессиональную лямку с ощущением неправильного выбора. А для того, чтобы ошибки при выборе профессии не произошло, чтобы даже вероятность такой ошибки была минимальной, нужно постараться осознать свои мотивы. Чем же все-таки вы больше руководствуетесь: интересом именно к этой профессии или ее престижем в глазах людей? А может быть, стремлением заработать побольше денег или добиться славы и известности? Не является ли для вас главным мотивом стремление управлять другими людьми? Или дело тут в том, что вас привлекает ореол романтики, которой окутана выбранная профессия? Но есть вероятность еще и мотива подражания старшим друзьям, и мечты о творческом воплощении себя, и желания просто доказать свою независимость родителям. Есть ли негативные стороны у самоактуализирующейся личности, или она является идеалом для любого человека? Можно ли найти личности, не менее достойные подражания, чем самоактуализирующиеся личности? Осознание профессиональных стереотипов Представьте, что вы оказались на праздновании дня рождения у своего более старшего друга. Он знакомит вас со своими гостями. Марина работает психологом в школе для слабовидящих детей. Петр – водитель – «дальнобойщик». Сергей – повар из модного ресторана. Светлана – студентка филологического факультета. А Николай – специалист в области информационных технологий. Вероятно, первое впечатление об этих людях вы составите на основе информации об их профессиях. Более того, вполне возможно, что и представление о профессиях будет связано у вас с образами этих людей, и это обстоятельство может оказать влияние на ваши собственные представления о профессиях и предопределить ваши профессиональные устремления. Таким образом могут быть заложены основы профессиональных стереотипов. Профессиональный стереотип – это обобщенное убеждение человека относительно членов какой-либо профессиональной группы. Так, например, многие полагают, что бухгалтер – это человек скучный, неэмоциональный и, возможно, даже ограниченный; политик – говорливый, хитроумный и наверняка нечестный; бизнесмен – активный, деловой, беспринципный и жадный. При этом особенность стереотипов заключается в том, что мы начинаем думать, будто такими являются все бухгалтеры, все политики, все бизнесмены – правда, при условии, что мы сами не являемся ни первыми, ни вторыми, ни третьими. В психологии для обозначения этого явления даже существует специальный термин – эффект гомогенности аут-группы (кажущейся однородности внешней группы). Названный эффект заключается в том, что человек воспринимает представителей своей собственной группы как людей, различающихся по ряду характеристик, тогда как представители других групп кажутся одинаковыми. Очевидно, что среди своих коллег человек видит людей с очень разными личностными особенностями, а люди другой, менее знакомой профессии кажутся похожими друг на друга. Очень многие стереотипы имеют пренебрежительный характер – они часто содержат в себе негативные представления о других профессиональных группах. Возможно, это связано с постоянно существующей потребностью людей в ощущении собственной компетентности. Желая подчеркнуть свое превосходство, мы фиксируем в других отрицательные качества, принижаем имеющиеся достоинства и тем самым облегчаем восприятие себя как успешных и компетентных. В 50–е годы прошлого века известный американский психолог Г. Олпорт выдвинул гипотезу контактов – идею о том, что если организовать контакты между представителями разных социальных групп, то это снизит вероятность возникновения у них стереотипов относительно друг друга. Действительно, вроде бы опыт общения и получаемая на его основе дополнительная информация о представителях, например, другой профессии должны заставить нас пересмотреть привычные – и часто ошибочные – стереотипы. Однако все оказалось не так просто. Стереотипы очень устойчивы. Сама по себе полученная информация не изменяет исходные представления. Если человек убежден, что все «новые русские» имеют низкий интеллектуальный уровень и с пренебрежением относятся к соблюдению норм закона, то даже личное знакомство с «новым русским», обладающим блестящим интеллектом и абсолютно законопослушным, вряд ли изменит стереотип. Такой человек будет воспринят как счастливое исключение из правила, и даже информация о существовании еще одного (двух, трех, шестерых), подобного ему, вряд ли повлияет на непоколебимость стереотипа. Более того, даже люди вроде бы практически одной профессии порой строят отношения между собой на основе стереотипов. Как показали исследования Дэвиса, такое можно обнаружить, например, среди музыкантов симфонического оркестра. Так, музыканты-струнники считают своих коллег – музыкантов, играющих на медных духовых инструментах, – вздорными, грубыми и крикливыми шутами, склонными к пьянству и дебошам. В свою очередь, музыканты-духовики смотрят на струнников как на рафинированных чудаков – сентиментальных, слабосильных и излишне серьезных.
Откуда же берутся стереотипы вообще и профессиональные стереотипы в частности? Как указывает канадский психолог Ж. Годфруа, стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, авторитетных взрослых, более опытных коллег по работе), а также из средств массовой информации, обычно дающих упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы располагаем недостаточными сведениями. В основе стереотипов лежат установки, формирующиеся у нас на протяжении жизни. Установка – это состояние готовности, предрасположенности к действию определенным образом. Иногда установки в нас бывают сильны и по отношению к другим людям и профессиям. Наше мнение о профессии, оценки и убеждения приобретаются так же, как и стереотипы, – сначала через взаимодействие с родителями, потом с другими значимыми людьми. Между 20 и 30 годами установки закрепляются и «затвердевают», после чего меняются уже с большим трудом. Многие профессиональные стереотипы возникают благодаря усвоенным когда-то установкам. Например, установка по отношению к женщинам как к людям, из которых не могут получиться профессионалы, работающие с техникой, находит себе подкрепление порой совершенно нелогичным образом. Если среди десяти водителей, допускающих ошибки и небрежность в управлении автомобилем, найдется хотя бы одна женщина, то в глазах многих этот факт автоматически подтверждает предубеждение, что женщины в принципе не умеют водить. Стереотипы появляются у людей не только в качестве вредоносных образований. Они выполняют некоторые полезные функции. Прежде всего использование стереотипов помогает людям «экономить мышление», получать потенциально полезную информацию ценой относительно малых интеллектуальных усилий. В сложной, неопределенной ситуации взаимодействия с представителями другой профессиональной группы применение стереотипов поставляет готовые стандарты и объяснения. Однако получаемая в результате польза оказывается порой довольно относительной. Следовательно, нужно заботиться о преодолении негативных стереотипов и предубеждений. Избавиться от стереотипов (да и то не полностью) удается только тогда, когда между представителями разных групп возникают не просто поверхностные контакты, а активное личностное (человек с человеком) сотрудничество в процессе достижения общей, значимой для всех цели на основе равенства статуса всех вовлеченных участников. Какие стереотипы существуют относительно профессий ваших родителей? Имеются ли стереотипы у той профессии, на получение которой вы ориентированы? Оценка уровня собственных возможностей Если бы вас спросили: «Сможете ли вы прыгнуть на расстояние один метр?», то, пожалуй, многие не задумываясь ответили бы положительно. Казалось бы, что-что, а уж такие свои возможности мы знаем досконально. Однако не всегда стоит спешить с ответами. Ведь в вопросе не описаны условия выполнения этого действия. А что, если имеется в виду прыжок с тридцатикилограммовым рюкзаком за плечами? И не на ровной поверхности, а через глубокую трещину в горах, края которой крайне ненадежны, осыпаются? А может быть, вообще речь идет о прыжке на планете Плутон, где сила тяжести значительно превосходит земную? Конечно, не зная об условиях, мы в таких случаях подразумеваем самые обычные. Но ведь это не более чем привычные стереотипы! Подобная картина иногда наблюдается и в других ситуациях оценки собственных возможностей. Приведем пример. Для ясного понимания себя, среди прочего, необходимо иметь более или менее ясные представления о багаже собственных знаний. И вроде бы каждый из нас такое представление имеет. Но оказалось, что человек может и в отношении собственных знаний очень сильно ошибаться! Так, например, выяснилось, что мы можем эффективно использовать большой объем имеющейся у нас информации, но на сознательном уровне ничего о ней не знать. Это стало очевидным, когда стали создавать экспертные компьютерные системы. Вначале наивно полагали, что для получения необходимой информации достаточно расспросить квалифицированных специалистов, как они решают подобные задачи, и затем их знания и стратегии воплотить в компьютерные программы. Не вышло!
Р. М. Грановская описывает выявленную картину таким образом: ¦ 20 % – те полезные сведения, которые эксперт знает и охотно сообщает; ¦ 20 % – полезные сведения, которые он знает, но сообщать не хочет, считая, что это его ноу-хау; ¦ 60 % – те сведения, которые специалист реально использует, но на подсознательном уровне, и поэтому описать их практически не способен. В дальнейшем этот массив знаний стали называть глубинными знаниями. При создании экспертных систем обозначилась проблема понимания объема и содержания этого глубинного знания. Так, оказалось, что из двух построенных на известном клиническом материале и выигравших по конкурсу систем диагностики рака в 80 % случаев они давали правильное заключение, а в 20 % случаев – «врали». При этом области «вранья» у этих систем, предложенных разными экспертами, не пересекались. Анализ показал, что причиной этих отличий были разные исходные научные гипотезы, которыми подспудно, на подсознательном уровне, руководствовались эксперты, – гипотезы о генезисе рака: генетическом или вирусном. Таким образом, оценить свои возможности бывает очень непросто. Часто мы не можем учесть тех потенциалов, которые являются для нас неосознанными. Однако без анализа того, что у нас есть, чем мы обладаем, а чего нам недостает, будет очень трудно выбрать наиболее подходящую для нас профессию. Скажем, подросток может очень высоко оценивать свои математические способности. Он считает себя успешным в этой области, и его чувства в отношении этих своих действий, разумеется, позитивны. Но одновременно, оценивая свое место в системе отношений, сложившихся в классе, он испытывает эмоциональный дискомфорт, например, потому, что до сих пор не сумел завоевать уважение со стороны ребят-лидеров, да и не всегда его общение с ними продуктивно. Некоторые вообще могут презрительно называть его «ботаном», что, понятно, его совсем не радует. А в плане отношения к своим личностным качествам такой подросток может вообще испытывать попросту смешанные чувства, поскольку его, допустим, с одной стороны, жутко огорчает неспособность быть заводилой и генератором инициатив, а с другой – он радуется тому факту, что всегда аккуратен и пунктуален. В конечном счете все его переживания по поводу собственных способностей, отношений с окружающими и личностных особенностей объединяются в одно – в самоотношение. Образно говоря, «плюс» или «минус» самоотношения зависит от знака того результата, который получается при суммировании всех чувств по поводу себя. Какие качества, способности, особенности вы цените в себе особенно высоко? Как в целом можно охарактеризовать ваше отношение к себе – как положительное или как отрицательное? Как относиться к себе? Что представляет собой оптимальный вариант самоотношения? Что лучше – негативное самоотношение или позитивное? Или еще конкретнее: на шкале самоотношения с полюсами «негативное» и «позитивное» в каком месте следует поставить точку? Иногда в ответ можно услышать: посередине. Поскольку-де середина – она всегда «золотая». Наверное, все-таки не всегда. Ведь середина между полюсами негативного и позитивного самоотношения фактически означает ситуацию. равнодушного отношения к себе. Равнодушие – вообще в жизни черта, которую мало кто приветствует. А уж в отношении самого себя равнодушие просто недопустимо. Есть люди, полагающие, что в таком случае точку на нашей воображаемой шкале надо поставить все же ниже нуля. Не на самом краю, конечно, но в области негативного самоотношения. Дескать, быть недовольным собой – хороший стимул для самоизменения и личностного роста. Так ли это? К сожалению, недовольство собой, негативные чувства в отношении самого себя очень часто приводят не к стремлению измениться, а к желанию направить ненависть на другие объекты – на окружающих людей или на мир в целом. Негативные чувства к себе могут трансформироваться в обиду, ярость, стремление отомстить кому-то за собственное несовершенство. В негативном отношении к себе мало продуктивного. Важно и другое: одни и те же характеристики могут входить в образ Я разных людей, при этом эмоционально они будут оценивать их не просто по-разному, а диаметрально противоположным образом. Один человек охарактеризует себя как «улыбчивого и отходчивого» и испытает при этом внутреннее удовлетворение. А другой произнесет такую же характеристику и почувствует дискомфорт и раздражение. Иначе говоря, очень важно знать, из каких характеристик состоит образ нашего Я, но не менее важно осознавать эмоциональную привлекательность этих характеристик для нас самих. Эмоционально положительная оценка характеристик своего Я означает самопринятие. Самопринятие может быть выражено такими словами: «Я нравлюсь себе», «Я себе симпатичен», «Во мне много хорошего, больше, чем недостатков» и т. д. Или просто: «Я – хороший». Хороший, несмотря на… Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми своими чертами характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Очень важно критически оценивать себя в различных ситуациях. Просто это не должно мешать хорошо к себе относиться. Быть критичным к себе, правильно оценивать свои возможности и поступки в некоторой системе координат – значит иметь зрелую (еще говорят – адекватную) самооценку. Самооценка – это оценка себя в сравнении с другими людьми в некоторой системе координат. Ну, действительно, можно ли судить о себе, насколько я добрый (добрая), не сравнивая свою доброту с добротой окружающих людей, не соотносясь с некоторым эталоном доброты? Насколько я умный? Насколько я физически сильный? Очень важно иметь зрелую, адекватную самооценку. Это помогает увидеть себя среди других людей, соотнести свои возможности с возможностями окружающих.
Самооценка обязательно должна быть критичной. Не в том смысле, что себя обязательно нужно критиковать и находить всегда и во всем недостатки. Конечно, нет. Оценивая себя в соотношении с другими, важно объективно и непредвзято (то есть критично) посмотреть на самого себя. Видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни на полную катушку. Видеть свои слабые стороны и. Что с ними делать? Если они действительно мешают жить, развиваться, строить отношения с окружающими людьми, надо над собой работать. Это еще называется самовоспитанием. А если это некоторые черты вашей натуры, данные вам природой, доставшиеся от родителей, то их можно в себе просто признать: да, сейчас я такой. И очень важно: критическая оценка самого себя не должна мешать человеку принимать себя, видеть свою индивидуальность и неповторимость, свою замечательную отличность от других. Величайший английский философ и психолог У. Джеймс в свое время вывел следующую психологическую формулу: самоуважение = успех/притязания. Как вы могли бы ее объяснить? Часто мы болезненно переживаем разрыв между тем, что хотим видеть в себе, и тем, что видим. Но существует ли этот разрыв на самом деле? В этом случае главное – не поддаваться мыслям о своей никчемности и бесталанности. Ведь именно наша неуверенность, которую мы невольно демонстрируем окружающим, и убеждает их в том, что мы ничего не можем. А что, если попробовать сыграть роль уверенного человека? Примерить на себя «психологический костюм» другого поведения? Не окажется ли, что он придется нам впору и нам просто понравится быть уверенным?
Вполне очевидно, что его образ Я – человека робкого, тревожного, застенчивого – будет представлять картину, появившуюся из сопоставления собственных знаний и мнений окружающих. Дополнительные черты в нашем образе Я возникают в процессе социального сравнения – сравнения своих собственных способностей, установок и представлений с чертами окружающих. Познавая особенности других людей, свои собственные качества в отношениях с другими и отношение других к себе, человек начинает сравнивать себя с ними. Это совершенно естественно. Соотнося, скажем, свои познания в истории со знаниями сверстников, можно оценить свой уровень. Оценивая качество докладов на конкурсе исследовательских работ старшеклассников и сравнивая их со своей работой, можно примерно определить свое место среди конкурсантов. Сравнивая результативность, показанную участниками спортивных соревнований, легко понять, каков твой физический потенциал и насколько хорош твой уровень спортивной подготовки. Однако следует помнить, что любое сравнение условно. Банально, но факт: каждый человек уникален. Как нельзя сравнивать «Мону Лизу» да Винчи и «Красные виноградники» Ван Гога, так нельзя сравнивать неповторимые личности людей. Сравнивая, мы должны подобрать четкие и ясные критерии для сравнения. Так, для Михаила очевидны отличия его характера от особенностей поведения большинства его знакомых: на воображаемой шкале смелости он, наверное, кому-то из них присвоил бы максимальный балл, а себя поместил бы где-нибудь ближе к противоположному краю. Однако представим, каким бы стал его образ Я, если бы он все время находился в кругу людей, в котором робость и скромность были бы нормой поведения? Можно предположить, что для Михаила он выглядел бы значительно более позитивно эмоционально окрашенным. Для образа Я – нашего внутреннего автопортрета – особое значение имеет самооценка. Эта категория понимается в психологии как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; это наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает. Характеризуя робкого десятиклассника Михаила из приведенного ранее примера, можно предположить, что у него низкая самооценка. При этом, возможно, она не является адекватной (то есть соответствующей реальному положению дел). А что значит «неадекватная самооценка» и чем это грозит? Возможности, потенциалы, имеющиеся личностные качества у этого юноши на самом деле могут быть достаточно высокими и достойными, но он сам оценивает их низко, не верит в свои силы, и отсюда – описанные особенности поведения. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. В первом случае человек переоценивает свои реальные возможности, во втором – он их недооценивает. В любом случае его представление о себе расходится с его объективными свойствами и способностями. Конечно, это мешает человеку успешно общаться, работать, учиться, вообще – реализовывать себя как индивидуальность. Но низкая самооценка может быть и адекватной. Скажем, откровенное признание девочки: «Химию я знаю только на «тройку» – у меня не хватает усидчивости, чтобы усвоить этот предмет», – может оказаться справедливым и соответствующим действительности суждением. Но допустим, что уже через несколько часов та же девочка заявляет: «Нет, мне все-таки несправедливо поставили по химии «трояк»! Я сижу, зубрю, стараюсь!» По-видимому, это свидетельствует о неустойчивости ее самооценки. Узнавая себя, мы получаем возможность соотнести представление о себе со своими реальными достижениями, с тем, как видят нас другие люди. И тем самым сделать свою самооценку адекватной. Познать себя и оценить – значит открыть пути для изменения, совершенствования. Ведь если я знаю, какой я, и знаю, что мне это не очень нравится, я могу серьезно заняться самовоспитанием и саморазвитием.
Но познать себя и оценить – это еще и возможность принять себя таким, какой ты есть. Принять, полюбить, избавиться от ненужных комплексов и самоуничижения. Кто из нас может сказать, что обладает идеальным характером, что развил все свои способности? Но разве это повод не принимать себя? Давно замечено, что человек, который не любит и не принимает сам себя, как правило, не умеет строить отношения с окружающими, часто не способен реализовать себя в деле. Это закономерно. Самоуважение – важный шаг на пути уважения и принятия других людей. Самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых – прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок. То, как люди относятся к себе, не обязательно обусловлено лишь тем, насколько они считают себя хорошими. Человек способен относиться к себе с антипатией при высокой самооценке и, наоборот, любить себя, даже если его самооценка по каким-то важным качествам низка. Например, человек может начать терять уважение и интерес к самому себе, в целом самоотношение становится менее позитивным, но симпатия к себе не дает преобладать явному неприятию себя. Человек как будто живет по принципу: «Я совершаю плохие поступки, у меня не складываются отношения с людьми, у меня полно дурных качеств. Но я себе все равно нравлюсь!». Функция самооценки состоит в процедуре собственно оценивания общего потенциала человека или его отдельных свойств с помощью той или иной шкалы ценностей. Результат оценивания может влиять на самоотношение, делая его либо позитивным, либо негативным, а также воздействовать на образ Я, внося в него качественно новые знания. Поясним эту мысль примером.
Для развития полноценного человека эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными самооценками разного уровня. Проще говоря, для совершения осознанных жизненных выборов (и, в частности, выбора профессии) мы должны при хорошем, позитивном отношении к себе уметь четко и по-разному оценивать себя в разных областях. Известный петербургский психолог Р. М. Грановская, изучая роль адекватной самооценки в жизни подростков, указывала, что положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка (самоуважение) чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Для развития подростка позитивную роль играет не слишком завышенная самооценка. Она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. В этом случае человек сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения (хотя он готов к этим мнениям прислушаться и учесть их). Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. СПОРНЫЙ ВОПРОС «Возлюби ближнего, как себя самого», – сказано в Евангелии. И. Либман, разъясняя сущность библейской заповеди любви, советовал прочитывать ее следующим образом: «Если будешь правильно любить себя и доверять самому себе, то будешь любить своего ближнего и доверять ему». А одному из психиатров Нью-Йоркской психиатрической клиники принадлежит утверждение: «Если бы люди вместо ненависти к самим себе и уверенности в том, что они ни на что не годны, имели бы здоровую любовь к себе, если бы только они вместо презрения к слабости смогли полюбить в себе детей, наша нагрузка уменьшилась бы наполовину». Как же так? Разве любить себя сильнее и прежде других людей – не эгоизм, не презренное себялюбие, столь осуждаемое в нашем обществе? О чем они говорят, эти люди, что имеют в виду под «здоровой» и «правильной» любовью к себе? САМОИССЛЕДОВАНИЕ С помощью предлагаемого ниже опросника Дж. Холланда можно определить ваш преобладающий тип личности и понять, какие направления деятельности для вас более эффективны. Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится. Ключ к методике Дж. Холланда. Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, засчитывая один балл за каждое совпадение с ключом. Сумма по каждому из типов не может быть больше 14. Самым подходящим для вас типом будет тот, по которому набрано наибольшее число баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов (табл. 3). Таблица 3. Ключ к методике Дж. Холланда Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Люди такого типа могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике. Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способные к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология. Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей. Люди конвенционального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими, нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель). Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер). Для людей интеллектуального типа характерна высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математику, физику, астрономию и др. ЛАБОРАТОРИЯ Успешный человек неприятен? Американский психолог Мартина Хорнер еще в конце шестидесятых годов XX века первой исследовала особенности неприязни к успеху у женщин. Она провела следующий остроумный эксперимент. Студентам колледжа предъявлялась фраза и предлагалось написать сочинение как продолжение этой фразы. Студентам-мужчинам предложили такое начало: «После экзаменов за первый семестр Джон, студент медицинского колледжа, оказался на первом месте по успеваемости в своей группе». Девушкам-студенткам предлагалась та же фраза, только имя «Джон» поменяли на «Энн». Подавляющее большинство студентов-мужчин отнеслись к «Джону» положительно. Что-либо негативное об этом «Джоне» в своих сочинениях написали только 10 % мужчин. У студенток сложилась иная ситуация: около 70 % женщин отнеслись к «Энн» с явной неприязнью. Они описывали ее как непопулярную, всеми отвергаемую личность или признанную обманщицу. Примечательно, что аналогичный эксперимент, проведенный спустя пятнадцать лет, показал, что и мужчины стали в большей степени бояться соперничества, поскольку полагают, что профессиональный успех будет достигнут ценой личной дружбы или здоровья. ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ Манипуляции псевдомиссий Такой особенностью человеческой мотивации, как объяснение сложившейся ситуации своими личностными особенностями, активно пользуются руководители разнообразных деструктивных сект. Так, например, известный корейский бизнесмен Мун, объявивший себя мессией, организовал свою церковь на простом принципе: десятки тысяч его адептов отдают все свои сбережения и беззаветно исполняют все наставления «живого бога». Сначала люди приходят к Муну в поисках просветления и духовного роста, веря, что дело, которым занимаются мунисты, благородно. Посвященные-мунисты работают на его церковь в трудных условиях, без отдыха. Однако чем изнурительнее работа, тем более они убеждены, что если они отдаются этому служению, то только потому, что это дело святое и благородное. Если это не так, зачем бы они это делали? Они-то сами люди очень порядочные. Возникает замкнутый круг мотивации. Он не позволяет людям понять, что за подобными манипуляциями стоят совершенно очевидные меркантильные интересы лидера секты. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Как узнать и оценить себя? Человек может достаточно хорошо знать, но не понимать себя. То есть он может ответить на констатирующие вопросы «Какой я?», «Кто я?», но затрудниться при ответах на причинные «Зачем я так поступил?», «Почему мне хочется именно этого?». А вот если он на эти вопросы способен сам себе дать достаточно исчерпывающие и ясные ответы, то можно говорить о развитом самопонимании. Таким образом, самопонимание можно определить как процесс и результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения. В конце концов, нам удается нарисовать в своем внутреннем мире некий автопортрет, который называется образом Я. Этот автопортрет образуется в результате прохождения следующих этапов. ¦ Сначала человек обнаруживает свои личностные качества в конкретных поступках. Скажем, подросток и раз и два обнаруживает, что ему удается примирить ярых спорщиков, уладить назревающий конфликт и помочь найти способ преодоления противоречий. ¦ Затем происходит получение знаний о своих качествах путем обобщения ситуаций их проявления. Скажем, на перемене подростку удалось шуткой предотвратить готовую вспыхнуть драку между ершистыми восьмиклассниками. Затем во дворе помирить малышей, вырывающих друг у друга самокат. Дома – успокоить сестренку, потерявшую где-то любимую аудиокассету. На основе анализа подобных ситуаций он приходит к выводу, что обладает такими качествами, как доброжелательность, общительность, гибкость. ¦ И наконец, осуществляется понимание и осмысление этих личностных качеств в себе. Разобравшись со своими качествами, подросток может сделать вывод о том, что они помогут ему, например, если он изберет профессию психолога или дипломата. Одним из способов углубления самопознания является самораскрытие – то есть предъявление себя другому, вступление в искренний контакт. Недаром психологи советуют людям быть открытыми и искренними в общении, не пытаясь играть роли и выдавать себя за того, кем они не являются. Тогда вы можете получить ответную искренность и информацию о том, каким вас воспринимают. Такая обратная связь дорогого стоит: ведь вы получаете «живое зеркало», в котором сможете повнимательнее рассмотреть самого себя. Мнение окружающих поможет сформировать правильное представление о себе. Важно только, чтобы мнений этих было достаточно много. Тогда можно соотнести их между собой и найти общее. Это позволит избежать ошибок и перекосов оценок. Если мама постоянно твердит подростку о том, что он музыкальный гений и рядом с ним бледнеют и Моцарт, и Бетховен, а все остальные мнения о его музыкальном даровании, включая оценку квалифицированных специалистов, остаются для сына неизвестными, то велика опасность появления у него абсолютно ошибочного представления о своих потенциалах. Познание себя – процесс производный по отношению к познанию других людей вообще и к познанию отношения других людей к себе в частности. При этом необходимо соотносить собственные представления о себе с мнением окружающих. ЛИРИКА Ворона и павлин (из П. Этессами) В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса». Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это мне доставляет столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?» |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|