|
||||
|
Глава 7 Человек и его Миры (окончание) Субъектный мир человека Возьмем такую объективно существующую и ныне популярную вещь, как мобильный телефон. Чем он является для разных людей? Для бизнесмена – средством постоянно поддерживать связь со своими партнерами. Для пятилетнего малыша – игрушкой (сейчас во многие телефоны встроены всякие «ходилки» и «стрелялки»). Для юной леди – украшением, позволяющим продемонстрировать свою нестандартность и «крутость». Для африканца из далекого от цивилизации племени юмба-нюмба – не очень прочным инструментом для раскалывания кокосовых орехов. А в глухой деревне, где сеть не ловится, мобильный телефон оказывается всего лишь сувениром и безделушкой, с которой надо регулярно стирать пыль. Дело не в том, что к разным людям одни и те же предметы оборачиваются разными своими сторонами. И даже не в том, что каждый из нас субъективно воспринимает окружающее. А в том, что мы живем не просто в объективном мире (который философы называют бытием и противопоставляют сознанию), а в своем уникальном субъектном мире. Психолог Джеймс Гибсон утверждал: мир, в котором реально живет человек, есть система имеющихся у данного человека возможностей (тех, которые он уже использовал, и тех, которые он упустил; тех, которые у него появились благодаря другим людям, и тех, которые он сам предоставил другим; тех, которые у него есть сейчас, и тех, которые у него еще только возникнут в будущем, и т. д. и т. п.). В теории Гибсона возможность определяется как взаимодополнительность свойств субъекта и объекта. Иными словами, если какое-то свойство человека и какое-то свойство объекта являются взаимодополнительными, подходят друг другу, то при их встрече возникает возможность.
Так, в нашем предыдущем примере свойство дикаря (умение раскалывать кокосовые орехи) и свойство мобильного телефона (наличие более или менее прочного корпуса) взаимодополнительны – возникает возможность «расколоть этой штукой орех». А свойство бизнесмена (владение навыками набора номера) взаимодополнительно уже другому свойству телефона (наличию приемника-передатчика волн) – при их встрече возникает другая возможность: возможность «связаться по мобильному с партнерами». А предмет-то вроде бы один и тот же… Кто-нибудь может спросить: а не являются ли такие разные возможности всего лишь объективными свойствами самого предмета? В том-то и дело, что нет! Возможность «позвонить по мобильному телефону» по своей природе не является ни объективной, ни субъективной. Как так? Давайте разберемся. Позвонить можно лишь тогда, когда ты знаешь, что такое телефон, и умеешь им пользоваться, то есть эта возможность зависит от субъективных свойств человека. Но и субъективной эта возможность не является, поскольку зависит от совершенно объективных параметров мобильного телефона (когда аккумулятор разряжен – увы, не позвонишь!), при этом возможность совершенно реальна. Она реальна, но все же не укладывается в пару привычных противоположностей «субъективное – объективное». Как вы понимаете термины «субъективное» и «объективное»? Приведите примеры, иллюстрирующие эти понятия. Особенности субъектного мира Познавая окружающее, мы пытаемся его осмыслить. Но осмыслить – это значит отделить одно от другого, выявить отличия, понять, назвать. Иначе говоря, дать всему собственное Имя. Процесс наречения, придания Имени является чрезвычайно важным и наполненным тайной. Ведь он связан со сложнейшими вопросами: «В чем смысл человеческого существования?» и «Является ли сам процесс познания смыслом бытия?». Удастся ли человеку приблизиться к раскрытию сокровенных тайн, скрытых за внешней формой вещей предметного мира, и явлений собственного внутреннего мира?
Однако следует отметить, что осмысление как «придание Имени» – это не просто навешивание на все окружающее бирочек с названиями. На самом деле через это человек в процессе взаимодействия с миром выявляет собственные уникальные особенности и активно продолжает себя, свою сущность во всем окружающем. Поэтому и такие разные названия дают люди одним и тем же предметам. Мобильный телефон – это и «болталка», и «игрушка», и «клевая вещь», и «странный предмет, которым можно раскалывать орехи», и, наверное, многое другое. Таким образом, первая особенность субъектного мира – это возможность активной реализации человеком себя в окружающем мире через познание и осмысление. Мир, в котором мы живем, для каждого имеет определенные границы. Но для каждого из нас они – разные. Лет 20 назад очень известна была песня, в которой были такие строчки: С чего начинается Родина? Родина, дом часто связаны не просто с конкретным местом. Это скорее отраженное в самых разных образах переживание своего единства с окружающим миром. Не зря, наверное, популярны были в те же годы и другие строчки: «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Впрочем, кто-то может ограничивать пространство своего «дома-мира» маленьким столом в уголке квартиры. Кто-то – принадлежащим ему особняком («мой дом – моя крепость»). Кто-то включает в это пространство населенный пункт, где он живет («мой город меня обнимает за плечи.»). Да и высказывание типа «Планета – наш общий дом» – это все-таки больше, чем лозунговая метафора. Ведь наше время, предоставляющее очень многим людям возможности свободных путешествий в любую точку Земли, породило понятие «гражданин мира» (что, конечно же, не отменяет вечного понятия патриотизма). Дом – это место, которое человек ощущает своим и которое он обычно старается сделать для себя удобным, облагородить, украсить (помните, у Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком Принце»: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?). Но мир – это все же не то же самое, что дом, понимаемый как место, где что хочу, то и ворочу. Нельзя стать единственным и исключительным его собственником и устраивать мир по собственному разумению, наплевав на мнение других. Каждый человек имеет способность к преобразованию мира, принятого этим человеком и принявшего его. Делая мой мир удобным для себя, я не просто должен постараться не ущемить возможности других, но я ответственен за все, что происходит в этом мире. В каждом предмете, в каждой частичке этого мира я отражаю самого себя. А каждому, наверное, хочется, чтобы наше отражение было привлекательным? Таким образом, вторая особенность субъектного мира – это его возможность отражать человека и все время сохранять со-присутствие с человеком. Известно ли вам, что до начала XX века в русском языке существовало два слова, звучавших так же, но разных по написанию и значению? Было слово «мир» как состояние, противоположное войне, и слово «міръ» как то, что вообще окружает человека. Как объяснял в своем словаре В. И. Даль, «вселенная; одна из земель вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь свет, род человеческий; община, общество крестьян; сходка». Между прочим, великое произведение Л. Н. Толстого называлось не «Война и мир», а именно «Война и міръ». В понятии «субъектный мир» слово «мир» употреблено также именно во втором значении. Таким образом, в слове «міръ» зафиксирована третья особенность субъектного мира: возможность образовывать нерасторжимое единство физического и социального окружения данного человека – единство, в котором отражается отношение человека к окружающему. Что для вас означают слова «мой дом»? Можете ли вы почувствовать границы своего субъектного мира? Характеристики человека как субъекта В своем мире человек проявляет себя в качестве субъекта. Употребление слова «субъект» в обыденной речи часто имеет пренебрежительный оттенок, например: «этот субъект мне незнаком». Но в психологии понятие «субъект» обладает очень глубоким содержанием, и ни о каком пренебрежении даже речи не идет. Как вы знаете, в предложении выделяются подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. Подлежащее – это русский перевод латинского слова subjectum.
Но что значит – быть под-лежащим? Можно спросить иначе: лежащим под чем? Или (зная, что субъект – это человек): лежащим в основе чего оказывается человек? Традиционный ответ таков: человек является определяющей основой (лежит в основе) только собственного субъективного, внутреннего, психологического мира, а внешний мир существует объективно, независимо от него. Но так ли это? Мы говорили выше о понимании мира как о системе имеющихся у данного человека возможностей. Мы убедились, что возможность – это характеристика ни субъективная, ни объективная. Именно она определяет субъектный мир человека. Значит, человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного экологического мира – того реального, внешнего мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него, и только от него, зависит, в каком экологическом мире он будет жить! Это касается и каждого из нас. Если мы хотим стать подлинными субъектами своей жизнедеятельности, если мы хотим стать создателями нашего уникального мира, если мы хотим стать творцами собственной жизни, то нам надо развивать свою субъектность. Теперь можно и определить понятие субъектности. Это системное качество человека, то есть такое качество, благодаря наличию которого он, собственно, и является тем, что он есть, – нет субъектности, нет и подлинного человека! Субъектность – это важнейшее человеческое свойство, выражающееся в способности человека «полагать себя в основу» своего мира и самого себя. Чтобы стать подлинным субъектом, человеку необходимо развить в себе следующие способности. 1. Самоупорядочение. Это способность человека приводить свои свойства в соответствие со свойствами окружающего мира. Простой пример: представим себе ученика одиннадцатого класса, который планирует по окончании школы поступать в вуз. При этом он большой любитель компьютерных игр и готов целыми днями проводить за дисплеем. Однако желание поступить в институт диктует необходимость вместо этого посещать специальные подготовительные занятия. И он вынужден переструктурировать свои особенности (желания, предпочтения, пристрастия) в соответствии с имеющимися в данный момент условиями. Конечно же, можно этого и не делать, гордо заявляя, что, дескать, я желаю оставаться самим собой. Но тогда и не приходится строить грандиозные планы относительно дальнейшего обучения. 2. Самопричинение. Это способность стать причиной изменений в своем субъектном мире, в том числе стать «причиной себя». Иными словами, суметь отказаться от роли щепки в водовороте жизни и управлять своей жизнедеятельностью. Продолжая предыдущий пример: выпускник может положиться на пресловутое «авось», а может целенаправленно реализовывать свою мечту. Определившись в выборе профессии, он внимательно изучит имеющиеся справочники, нужные интернетовские странички, составит список вузов, обучающих по этой специальности, проанализирует всю доступную информацию по этим вузам, выберет наиболее подходящий для него, свяжется с приемной комиссией, запишется на подготовительные курсы, тщательно подготовится к вступительным экзаменам. И в конце концов заслуженно сядет на студенческую скамью. Он не будет сваливать свою неудачу на неблагоприятные обстоятельства, а удача станет результатом его собственных усилий. 3. Саморазвитие. Это способность выходить за пределы собственных границ и за рамки, которые ставят нам обстоятельства. Есть такое выражение: «человек, который сделал себя сам». Был от природы тщедушным – в итоге систематического посещения спортзала обрел физическую силу. Не хватало познаний – часы, проведенные в библиотеке, превратили его в эрудита. Не умел строить конструктивный диалог с людьми – в результате участия в коммуникативных тренингах стал мастером общения. Развитие вообще-то всегда является саморазвитием: пока ученик не захотел, не приложил усилия, ни один самый замечательный педагог его ничему не научит (правда, хороший педагог умеет сделать так, чтобы тот захотел и начал прикладывать усилия.). В какой степени развиты ваши качества как субъекта? Вспомните случаи из своей жизни, когда вы особенно ярко проявляли свою субъектность. Человек и его возможности Из всего, что было сказано выше, следует: то, в каком субъектном мире человек будет жить, зависит от того, какими свойствами он обладает. А свои свойства человек сам в силах изменить. Все зависит от него. Ведь мир – это совокупность возможностей. А возможности определяются одновременно свойствами предметов и человеческими свойствами. Если, например, в школе набирается группа знатоков английского языка для участия в олимпиаде в Лондоне, а Вася Иванов английского языка не знает, то он сам автоматически лишает себя возможности посетить туманный Альбион. И в его экологическом мире Великобритания останется страной из книг и телевизора, а английская речь так и будет восприниматься как череда невнятных и непонятных звуков. Изменяя свои свойства (увеличивая знания, формируя новые умения, развивая личностные качества и т. п.), человек расширяет свои возможности, а значит – и раздвигает пространства своего уникального экологического мира!
Можно утверждать, что сам человек и его субъектный мир образуют нерасторжимое единство – они взаимодополнительны. Это означает, что, с одной стороны, любое изменение в окружении приводит к тем или иным трансформациям в человеке, но, с другой стороны, любое изменение в человеке приводит к трансформациям во внешнем окружении. Тогда получается, что любые проблемы в жизни человека по своей сути являются результатом недостатка необходимых возможностей. А значит, чтобы справиться с проблемами, нужно создать новые возможности. Как же могут возникать новые возможности? Откуда они возьмутся? Да все просто! Раз для появления новых возможностей наши свойства должны стать взаимодополнительными свойствам объектов окружающей действительности, то тут, очевидно, существуют два пути: 1) изменение свойств окружающих объектов таким образом, чтобы полученные свойства оказались взаимодополнительными уже имеющимся свойствам человека; 2) изменение свойств человека таким образом, чтобы они оказались взаимодополнительными имеющимся свойствам внешних объектов. Проще говоря, нужно либо изменить мир, либо измениться самим. В каждом конкретном случае остается решить, что сделать легче. Этот вопрос встает особенно остро, если в качестве внешних объектов выступают другие люди. А между прочим, еще Дейл Карнеги остроумно и очень точно заметил: «Если хотите изменить людей, начните с себя – это и проще, и безопасней». Так что подлинный субъект должен быть нацелен прежде всего на изменение самого себя. Тем более, бывает, обстоятельства складываются так, что мы ничего с ними поделать не можем. Это, конечно же, вовсе не означает, что нужно мимикрировать, как хамелеон, и проявлять такую гибкость, которая граничит с потерей своего Я. У Андрея Макаревича в одной из песен звучат слова о том, что «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Воображение рисует образ супермена, под мощными руками которого с треском прогибается и стонет все вокруг… Думается все-таки, что настоящая субъектная позиция заключается не только в том, чтобы самому не прогибаться, но и в том, чтобы мир не прогибать, а строить, делая его более гармоничным и соответствующим (дополнительным) нашим свойствам. Отсюда следует один важный практический вывод. Для того чтобы человек оказался способным решать свои проблемы, вовсе не обязательно искать события, послужившие причиной сегодняшней ситуации, выстраивать какую-то стратегию поведения в сложившихся обстоятельствах и т. д. и т. п. Достаточно сделать так, чтобы изменились какие-то из его свойств, и проблема исчезнет автоматически, поскольку возникнет недостающая взаимодополнительность с миром! Различия наших возможностей обусловливают непохожесть наших экологических миров и приводят порой к непониманию людьми друг друга. Давным-давно такая ситуация была описана в буддийской притче о слепце. В одной деревне Будде показали слепого и сказали, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что света не существует: «Если свет существует, дайте мне потрогать его, я узнаю вещи через осязание. Или дайте мне попробовать его на вкус, или понюхать. Ударьте по нему, как вы бьете в барабан, тогда я услышу, как он звучит». – Слепой прав, – сказал Будда. – Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Истина в том, что его нужно отвести к врачу, а не убеждать. Будда позвал своего личного врача, который всегда сопровождал его. – А как же спор? – спросил слепец. – Подожди, пусть врач осмотрит твои глаза. Врач осмотрел его глаза и сказал: – Ничего особенного. Понадобится самое большее полгода, чтобы вылечить его. Будда попросил врача вылечить этого человека, а потом привести к нему. Через полгода бывший слепой пришел со слезами радости на глазах, танцуя. – Теперь можно поспорить, – сказал Будда. – Раньше мы жили в разных измерениях и спор был невозможен. Как вы понимаете смысл выражения «быть взаимодополнительным с миром»? Как стать подлинным субъектом? Стать субъектом – это одна из важнейших потребностей человека. Эта потребность определяет нацеленность на создание своего субъектного мира, по отношению к которому человек будет лежащим-в—основе. Иными словами, человек стремится освоить, обжить ту среду, в которой он оказался, сделать ее своим Домом, несущим во всем его отпечаток. В общем, сделать мир «своим». Это стремление сделать мир своим является действительно ведущей потребностью, поскольку оно «стоит за», лежит в основе всех остальных потребностей человека. Принципиально важно, что человек стремится стать субъектом вовсе не потому, что этого требует окружающий мир. И не потому, что его субъектность старательно формируют взрослые. Просто такова его человеческая сущность: не будучи субъектом своего уникального мира, он не может быть подлинно Человеком. Следовательно, субъектность нельзя создать путем специальных внешних воздействий. Ее можно пробудить, позвать. Можно привести такую аналогию.
Когда ребенок совсем маленький, мама, как правило, старается накормить его полезными, с ее точки зрения, продуктами. А он – очень часто – сопротивляется, отворачивается, выплевывает. Даже если удается заставить его проглотить навязанную еду, никто не гарантирует, что организм ее удержит и примет. Ученые провели эксперимент: у нескольких детей была возможность выбирать из довольно большого количества пищевых продуктов и есть тогда и столько, когда и сколько захочется. Так вот: оказалось, что дети употребили ровно такое количество пищи, какое по нормативам им полагалось. Включая оптимальное количество витаминов и минеральных веществ. Ведь всем известно, что потребность в пище – одна из самых важных физиологических потребностей! Зачем же ее специально формировать? Так же обстоит дело и с потребностью быть субъектом. Эта потребность уже изначально есть в человеке. Наша задача заключается только в прикладывании усилий, направленных на развитие всех трех сторон субъектности (представлений, отношений, умений). Что это значит? Это значит, что мы должны постоянно расширять представления о мире и о самом себе, выработать позитивные (принимающие) отношения к миру, другим людям и к себе и сформировать умения реализовывать эти представления и отношения в жизни. Становление субъектности у каждого человека происходит своим собственным путем в соответствии с законом взаимодополнительности человека и мира. У кого-то этот путь оказывается длинным и извилистым, у кого-то он прям и очевиден. Идея взаимодополнительности человека с миром может быть замечательно проиллюстрирована старой притчей о кресте. Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты поменять мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов – выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемерив все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные». Потребность стать субъектом есть у всех. Ведь это то же самое, что потребность стать человеком. Но, к сожалению, как не все становятся настоящими людьми, так не все превращаются в подлинных субъектов – творцов собственного субъектного мира. А нужно ли всем становиться подлинными субъектами? События моей жизни Из чего состоит наша жизнь? Что вообще мы называем жизнью? Прежде чем попытаться ответить на эти непростые вопросы, немного порассуждаем. Десять лет почти каждый день (за исключением выходных, праздников и каникул) среднестатистический учащийся одиннадцатого класса выходил из дома и отправлялся по привычному маршруту в школу. Он делал это уже, наверное, более двух тысяч раз. Может ли он вспомнить все эти дни? Нет, конечно! Но почему? Да потому, что большинство этих дней не оставили глубоких следов в его памяти. Они были обычными, рутинными, похожими один на другой. Но наверняка он готов рассказать о таких днях, которые помнятся очень хорошо, несмотря на то, что порой они уже очень отдалены от дня сегодняшнего. Ведь были и яркие уроки, потрясшие воображение, и бурные переживания, и незабываемые встречи. В воспоминаниях, дающих доступ к прошлому нашего экологического мира, присутствуют только события – иными словами, только то, что было достаточно важным, значимым для нас. Именно события обеспечивают изменения в нашем мире и в нас самих. Именно события делают жизнь динамичной и насыщенной и позволяют нам развиваться (а иногда и, увы, деградировать). Но если нет событий, то нет и изменений. Получается, что для расширения наших возможностей нужно, чтобы происходили события. То есть если мы хотим развить свою субъектность, мы должны превратить нашу жизнь в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться нами как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в нас и в окружающем. Следовательно, событие – это существенное для человека изменение его субъектного мира. Как ошибочно мнение о том, что субъектность формируется в результате внешних воздействий, так заблуждением является и мысль о том, что события с человеком происходят, случаются как следствие работы неких внешних факторов. На самом-то деле человек порождает события!
Вместо полудремы на уроках, многочасового ежедневного просмотра глуповатых телепередач, бестолкового шатания по улицам – увлекательные дела, творчество, походы. И открытия – в людях, в себе, в мире. Каждый день должен сам по себе стать событием. Лишь тогда возможно глубокое личное движение, лишь тогда возможны изменения во внутреннем мире. В этом случае освоение какой-либо деятельности будет сопровождаться осознаванием роста своих возможностей. А ведь возможность – это взаимодополнительность свойств самого человека и предметов окружающего мира. Следовательно, если в нашей жизни происходят какие-то важные события, то изменяются наши свойства, но изменяются и свойства окружающего! Происходит единое, слитое в одном процессе изменение человека и его мира. И напоследок хотелось бы вспомнить одну суфийскую притчу о лавке возможностей, смысл которой, как представляется, очень созвучен тому, что было сказано выше. Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фруктов. И конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: – Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, – сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: – Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами… САМОИССЛЕДОВАНИЕ Представим себе два круга, один из которых вложен в другой. Внутренний круг описывает границу вокруг вашего Я. Что он содержит в себе? Нарисуйте, напишите, символически изобразите те явления, свойства, предметы, которые составляют, на ваш взгляд, содержание вашего Я. Внешний, большой круг – это внешний мир, в котором развивается ваше Я. Какие свойства внешнего мира существенно влияют на него? Нарисуйте или впишите в этот круг явления, живых существ, предметы и качества внешнего мира, с которыми наиболее тесно взаимодействует ваше Я. ЛАБОРАТОРИЯ Я в зеркале других В начале 90–х годов прошлого века психолог Чарльз Хортон Кули предложил теорию «зеркального Я». Он полагал, что наш образ Я очень сильно зависит от того, как нас видят другие. Помните известную поговорку: «Назови человека сто раз свиньей, и на сто первый он захрюкает»? Эта поговорка абсолютно подтвердилась в исследованиях! Если на человека постоянно навешивать негативные ярлыки (например: «Ты конченый человек! Тебе место только в тюрьме!»), то очень велик шанс, что носитель подобных ярлыков станет в конце концов вести себя асоциально и даже преступно. Но в то же время психологами было обнаружено, что когда взрослые называют детей добрыми и готовыми помочь, то такие дети чаще анонимно отдают свои призы за участие в эксперименте другим детям. Более того, через три недели дети, которых так называли, по-прежнему стремились помогать другим. Интересен и другой факт: на наш образ Я и наше поведение влияют не только «живые зеркала» в лице других людей с их мнением о нас, но и зеркала вполне реальные! Так, оказалось, что заполнение автобиографий, позирование фотографу, просмотр своего изображения на видео, да просто взгляд в зеркало заставляли испытуемых больше и чаще помогать окружающим. ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ Сравним две ситуации. Первая из них такова. Компаньоны-бизнесмены затеяли совместный проект – закупку нового оборудования для кондитерских фабрик и реализацию его в России. Они постоянно взаимодействуют, учитывают мнение друг друга, советуются. Однако партнер каждому важен только в связи с общим делом. По завершении проекта они становятся друг другу неинтересны (по крайней мере, до следующего проекта). И другая ситуация. Говорят, во время Отечественной войны в осажденном Ленинграде жили два священника. Каждый день в лютый мороз они ходили пешком через весь обстреливаемый и разбомбленный город по очереди в гости друг к другу, чтобы вместе. помолчать. Для отражения субъектности, оказывается, бывают и слова не нужны… ЛИРИКА Притчи-сказки Виктора Кротова Отражения Весенней лужи Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: «Какая большая и грязная лужа». Бежит девочка: засмотрелась на опрокинутые вершины деревьев, чуть сама в лужу не упала. Гуляют вечером влюбленные, смотрят – лужа вся в звездах. «Сколько же у меня отражений, – думает Весенняя лужа. – И все такие разные…» Путеводный отшельник Фоф жил в горах отшельником. Он хотел понять, как надо жить. Часто к его хижине приходили заблудившиеся путники и просили помочь выбраться. Вместе с каждым путником Фоф уходил в пещеры и по лабиринту темных каменных коридоров выводил его к подножию гор, прямо к нужной дороге. Путник удивлялся, а Фоф говорил: «Когда свою дорогу в жизни ищешь, так и другому помочь хочется». Неизвестная принцесса Жила-была принцесса. Никто об этом не знал. Знакомые считали ее обычной девочкой. Готовясь в королевы, она старалась делать все как можно лучше, быть мудрой, доброй, отважной и справедливой. Когда же она стала королевой, никто, кроме короля, об этом не узнал. Но она и так была по-королевски счастлива. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Чтобы развивать чувство уверенности в себе и овладевать навыками саморегуляции, полезно применять упражнение «Я управляю собой». Сядьте поудобнее и расслабьтесь; сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее. 1. У меня есть тело. Но я – это не мое тело. Мое тело может быть здоровым или больным, уставшим или отдохнувшим. Мое тело – это только инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире. Я берегу его, но я – это не мое тело. Я обладаю своим телом, я могу управлять своим телом, я хозяин своего тела. 2. У меня есть чувства, но я – это не мои чувства. Мои чувства многообразны и изменчивы. Я могу переживать любовь и ненависть, радость и горе, гнев и восторг. Я могу наблюдать и понимать свои чувства, пользоваться ими и соединять их в себе. Но я – это не чувства. Я обладаю своими чувствами, я могу управлять ими, я хозяин своих чувств. 3. У меня есть ум, но я – это не мой ум. Мой ум – это ценный инструмент исследования и самовыражения. Его содержание постоянно меняется, обогащается новыми идеями, знаниями и опытом. Это орган познания внешнего и внутреннего мира. Но я – это не мой ум. Я обладаю своим умом, я могу управлять своими мыслями, я хозяин своего ума. 4. У меня есть множество отношений с разными людьми. Но я – это не мои отношения. Я сын (дочь) своих родителей. Я ученик, я хороший друг. Я вовлечен в разные виды деятельности, я общаюсь с разными людьми. Но я – это не мои отношения. Я имею отношения с людьми, я могу управлять этими отношениями, я хозяин своих отношений. 5. Я – это человек, который имеет тело, чувства, ум, отношения. Я могу управлять всем, что есть у меня. Я хозяин своего тела, своих чувств, ума и своих отношений. Я хозяин самому себе. Я могу управлять собой и своей жизнью. И я понимаю ответственность перед самим собой. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|